+5

Лавинная труба – вклад дилетанта в безопасность на склоне

jul Лента автора 5 Марта 2021 (09:31) Просмотров: 1055 57

Зачем копать лавинный шурф, если на это уходит море времени, и нет никаких гарантий, что поле нестабильности и глубинной изморози начинается чуть выше, правее, левее…и вообще хз  где.

Говорят, что вообще, шурфы копают только в архикрайних случаях, которые случаются у гида 1-2 раза в сезон. Впрочем, я не профи, пусть профи рассказывают.

Хочу поделится с сообществом суперидеей устройства, которое позволит узнавать структуру снежных слоев гораздо быстрее и проще.

Назовем ее ТруЛав -  Труба Лавинная. Это 2 метровая труба, составляемая из 3-4 сегментов. Мы втыкаем ее в снег, а потом втаскиваем. И получаем керн, то есть картинку распределения слоев.
Если там много неоднородности, то по склону не суемся. Если надо, то делаем какие-то механические пробы на однородность и критические нагрузки, при которых слои «разрушаются».

Нижний конец Трулав окантован термоэлементом (гибкая полоска как у теплых полов), так что прикладывать особых усилий для погружения трубы в склон не надо, войдет как по маслу.

Дальше надо керн вытащить вместе с трубой на поверхность. Втыкаем в Трулав лавинный щуп с небольшим якорьком на конце, который раскрывается в самом низу. Как и почему он раскрывается? Не знаю, но уверен, что можно доработать.

Тянем все это наверх, и вот за 3 минуты работы у нас есть отличный образчик структуры снежного слоя. Смотрим, обсуждаем и решаем – ехать или не ехать.

Как вам?

 

+5
0  
YurikSN    5 Марта 2021 (09:49)   #

А кто наверх несет? ;)

  • 120
  • 38
  • 18
0  
jul    5 Марта 2021 (10:04)   #

YurikSN    пт. 5 Марта 2021 (09:49)   #

 

А кто наверх несет? ;)

Она же секцеонная, каждому по секции и вперед.

0  
YurikSN    5 Марта 2021 (09:58)   #
Ну и дело не только в неоднородности, как таковой, она всегда есть. А в том как эта неоднородность реагирует на дополнительную нагрузку. Этого как раз по керну узнать не получится.
  • 120
  • 38
  • 18
0  
jul    5 Марта 2021 (10:06)   #

YurikSN    пт. 5 Марта 2021 (09:58)   #

Ну и дело не только в однородности, как таковой, она всегда есть. А в том как эта неоднородность реагирует на дополнительную нагрузку. Этого как раз по керну узнать не получится.

Если я правильно понял,  особо злобный слой с изморозью видно и на глаз. Ну и никто не мешает придумать простые прочностные тесты на керне. Мы же его без давления и скруток добыли благодаря теплому режущему краю.  

  • 3
  • 3
  • 1
0  
Valentinus_    5 Марта 2021 (10:05)   #

лопаты всегда с собой, а это еще трубы какие-то надо возить, с укумулятором...

0  
YurikSN    5 Марта 2021 (10:11)   #

YurikSN пт. 5 Марта 2021 (09:58) #
Ну и дело не только в однородности, как таковой, она всегда есть. А в том как эта неоднородность реагирует на дополнительную нагрузку. Этого как раз по керну узнать не получится.

Если я правильно понял, особо злобный слой с изморозью видно и на глаз. Ну и никто не мешает придумать простые прочностные тесты на керне. Мы же его без давления и скруток добыли благодаря теплому режущему краю.
Слишком маленький размер. Вот стандартные тесты, которыми в том числе пользуются лавинщики. Я не представляю, как их осуществить в полевых условиях на керне
https://vimeo.com/30996756
0  
Dandy    5 Марта 2021 (10:19)   #

Теплый режущий край - звучит красиво. Надо много энегрии, что бы тепловой элемент быстро растопил снег и труба вошла как по маслу, а для этого нужен мощный тепловой элемент, большой аккамулятор или бензогенератор.

Какой диаметр трубы в расчитываете? И какой материал труб?

  • 120
  • 38
  • 18
0  
jul    5 Марта 2021 (10:35)   #

Dandy    пт. 5 Марта 2021 (10:19)   #

Какой диаметр трубы в расчитываете? И какой материал труб?

Очень тонкие стенки трубы обеспечат высокое давление. Какой то пластик, конечно прозрачный.
Диаметр трубы не должен быть слишком мал, 150 -200 мм мне кажется достаточно.

 

  • 15
  • 4
  • 1
0  
DSPB    5 Марта 2021 (12:05)   #

Смахивает на разработку "британских ученых", настолько же интересно и бесполезно:)

  • 120
  • 38
  • 18
0  
jul    5 Марта 2021 (12:14)   #

DSPB    пт. 5 Марта 2021 (12:05)   #

Смахивает на разработку "британских ученых", настолько же интересно и бесполезно:)

А если критиковать по пунктам, то, что именно плохо?   

0  
капитан крюк    5 Марта 2021 (15:24)   #

Всё.  

При диаметре трубы 200, и толщине стенки 5 ми. При погружении трубы на один метр потребуется расплавить 3 литра воды.

Если это сделать з одну минуту, то потребуются мощность около 4 Квт мощности, не считая мощности, затраченой на поддержание теплыми стенок трубы. Это даже не всякий бензогенератор потянет.

 

Мне конечно всё это глубоко безразлично, но из чуства справедливости не могу смолчать.

 

0  
garikgarik    5 Марта 2021 (12:11)   #

Наверное, можно таким способом увеличить количество проб. Но это не решит основную проблему шурфов, они все равно не показывают картинку всего склона. 
Копать шурфы все равно надо, для тестов. 
Мне кажется, дроны перспективнее, типа таких.

https://spinoff.nasa.gov/Spinoff2018/ps_1.html

 

  • 120
  • 38
  • 18
0  
jul    5 Марта 2021 (12:19)   #

garikgarik    пт. 5 Марта 2021 (12:11)   #

Мне кажется, дроны перспективнее, типа таких.

Загадочная технология, радар+детектор, для поиска засыпанных точно годится. Наверное при каких то условиях и неоднородности может показать. Но эта штука десятки миллионов зеленых стоит, а Трулав можно вписать в 100-200. 

  • 15
  • 4
  • 1
0  
DSPB    5 Марта 2021 (12:14)   #

Мне кажется, дроны перспективнее, типа таких.

https://spinoff.nasa.gov/Spinoff2018/ps_1.html

Ну эти дроны для поиска людей в обломках, лавинах, и тд., а труба для определения степени лавинной опасности. Как можно с помощью дронов определить структуру 2-5 метрового снега??

  • 8
  • 8
  • 17
+1  
цаца    5 Марта 2021 (12:20)   #

Овчинка выделки не стоит. Такой тест не даст полной картины, потому что края подтоплены, диаметр слишком мал, чтобы оценить устойчивость - и слишком велик чтобы его взвешивать и вычислять плотность по табличке.

Не, ну поиграться любопытно, но тащить на себе лишнюю жестянку ради этого? Тут вон вывешиваешь каждый грамм)

С равным успехом можно просто воткнуть в снег до конца лыжную палку с небольшим кольцом, и при вытаскивании ею неторопливо шевелить. Корка, откровенно слабые слои  определяются на ощупь. Если снег вызвал подозрение - тогда копаем и смотрим внимательнее. Если все хорошо и верхний слой достаточно однороден - тогда нечего тратить время.

Собственно, большинство райдеров так и делают. 

А хороший шурф или два (на разных экспозициях) выкопать в первые дни на новом месте полезно, хотя бы историю снегопадов-ветров вдумчиво посмотреть, чтобы примерно прикидывать, чего где можно ожидать.

-1  
капитан крюк    5 Марта 2021 (15:27)   #

Вот чо тебе такой умной не быть тогда?

Так то любой может рассказывать.

  • 15
  • 4
  • 1
0  
DSPB    5 Марта 2021 (12:22)   #

 

А если критиковать по пунктам, то, что именно плохо?   

DSPB    пт. 5 Марта 2021 (12:05)   #

Смахивает на разработку "британских ученых", настолько же интересно и бесполезноicon_smile.gif

 

1. габариты/вес ? какие они? Меня лично не очень радует перспектива ношения подобного агрегата, мозг рисует не очень компактные, легкие и удобные размеры.

 

2. Я не верю в то что после вытаскивания керна можно адекватно оценить способность слоев выдерживать нагрузки. Сам по себе состав снега интересен, но не дает адекватной картины. Вполне бывают ситуации, когда есть откровенно слабый слой, но при этом не происходит проседания/обрушения общей массы по этому слою.

 

3. Конкретный шурф здесь и сейчас дает весьма слабое представление о лавиноопасности склона. Он может чуть чуть помочь, но не более. Учитывая пункты 1 и 2, соотношение геморрой vs выгода явно не в пользу выгоды...

  • 120
  • 38
  • 18
0  
jul    5 Марта 2021 (12:36)   #

DSPB    пт. 5 Марта 2021 (12:22)   #

Меня лично не очень радует перспектива ношения подобного агрегата, мозг рисует не очень компактные, легкие и удобные размеры.

Это, да. Минимально полезный размер 1 метр где-то. И даже если весить будет 100 грамм, чисто по габаритам мешает. 

DSPB    пт. 5 Марта 2021 (12:22)   #

Я не верю в то что после вытаскивания керна можно адекватно оценить способность слоев выдерживать нагрузки

Это не вопрос веры, это вопрос экспериментов. В какой момент образец перестает адекватно реагировать на нагрузку? Когда подобие малого и большого нарушается? Гляциологам флаг в руки.  То что шурфы копают вот такие, а столбы берут по 30-40 см  в ширину, это скорее дань габаритам лавинной лопаты, чем физике процесса.

В целом подытодживая - согласен, изобретение скорее нежилец, чем жилец.  Сообществу спасибо и респект за трезвый взгляд.

 

0  
Igorello    5 Марта 2021 (12:31)   #

... Как можно с помощью дронов определить структуру 2-5 метрового снега??

а как с помощью шурфа в конкретном месте определить состояние снега в 2-5 (не говоря о более дальних точках) метрах от точки шурфа?

  • 34
  • 8
  • 5
0  
borisign    5 Марта 2021 (12:34)   #

Все уже придумано до нас (С)

Можно, по аналогии с этим посадочным конусом, сделать сборную штуку, в разобранном виде представляющую собой защиту спины райдера...

  • 15
  • 4
  • 1
0  
DSPB    5 Марта 2021 (12:36)   #

а как с помощью шурфа в конкретном месте определить состояние снега в 2-5 (не говоря о более дальних точках) метрах от точки шурфа?

Ну если есть непреодолимое желание или потребность, то просто взять и начать копать, в этом самом, конкретном месте, но вопрос зачем...

  • 8
  • 6
  • 12
0  
-=Shurik=-    5 Марта 2021 (12:36)   #

Как правило, воздействие райдера ограничивается глубиной до 60-80см. Если не проводить тесты на устойчивость, а просто посмотреть слои (а эта труба только это и может), то 2-минутное махание лопаткой хватит, чтобы заглянуть. Поэтому я не очень смысл такого девайса вижу.

0  
garikgarik    5 Марта 2021 (12:37)   #

 

Загадочная технология, радар+детектор, для поиска засыпанных точно годится. Наверное при каких то условиях и неоднородности может показать. Но эта штука десятки миллионов зеленых стоит, а Трулав можно вписать в 100-200. 

garikgarik    пт. 5 Марта 2021 (12:11)   #

Мне кажется, дроны перспективнее, типа таких.

 

Не любая технология может дешеветь, но радары с дронами могут.

Радарам все равно что сканировать) хоть объекты, хоть слои определять. У нас уже есть GPR (ground penetration radars) для выявления слоев в почве и LIDARs которые лазером сканят и поисковые дроны уже в ритейле https://www.bluebirdmountain.de/. Теоретически могут определять толщину снега, плотность, слои, плюс давать относительно полную картинку склона и показывать особенно опасные участки. 

https://ieeexplore.ieee.org/document/823943

0  
Igorello    5 Марта 2021 (12:38)   #

Ну если есть непреодолимое желание или потребность, то просто взять и начать копать, в этом самом, конкретном месте, но вопрос зачем...

а зачем копать в предыдущем? если состояние снега в данной точке совершенно не характеризует состояние снега в метре? 

  • 15
  • 4
  • 1
0  
DSPB    5 Марта 2021 (12:44)   #

а зачем копать в предыдущем? если состояние снега в данной точке совершенно не характеризует состояние снега в метре? 

 

Все таки в метре от шурфа картина будет более менее такая же...

ответ был дан выше, процитирую

 

"А хороший шурф или два (на разных экспозициях) выкопать в первые дни на новом месте полезно, хотя бы историю снегопадов-ветров вдумчиво посмотреть, чтобы примерно прикидывать, чего где можно ожидать."

0  
Igorello    5 Марта 2021 (12:49)   #

Все таки в метре от шурфа картина будет более менее такая же...

ответ был дан выше, процитирую

 

"А хороший шурф или два (на разных экспозициях) выкопать в первые дни на новом месте полезно, хотя бы историю снегопадов-ветров вдумчиво посмотреть, чтобы примерно прикидывать, чего где можно ожидать."

это и так и не так.  и понятна аллегория про метр.  не, ну может и есть смысл в этом, хотя... 

  • 15
  • 4
  • 1
0  
DSPB    5 Марта 2021 (12:57)   #

 

Это не вопрос веры, это вопрос экспериментов. В какой момент образец перестает адекватно реагировать на нагрузку? Когда подобие малого и большого нарушается? Гляциологам флаг в руки.  Т

 

В идеальных условиях, в научной лаборатории, может и можно что-то придумать, но я не очень понимаю как мы сможем это сделать на месте? Как мы установим изъятый керн на склоне, чтобы проверить нагрузки? Ну если там 50см, то можно наверно, а если 2+ метра? Опять же, как мы определим сцепление нижнего слоя с грунтом? Сход по грунту весьма распространенное явление и такие сходы представляют огромную опасность.

  • 8
  • 6
  • 12
0  
-=Shurik=-    5 Марта 2021 (13:33)   #

Если 2+ метра, то все, что глубже метра катальщика на лыжах уже мало интересует, надо бомбу сбросить, что б оказать воздействие на такую глубину.

А если 50см, то я, опять-таки не вижу проблем копнуть лопатой. Что тут сложного то? Эту хрень собирать, мне кажется, дольше, чем пол метра прокопать.

0  
Dandy    5 Марта 2021 (13:00)   #

Нормальный Дивайс yes я бы потестировал опытный образец laugh

0  
garikgarik    5 Марта 2021 (13:34)   #

Вот и работы какие то ведутся уже довольно давно в направлении радара и дрона

https://www.researchgate.net/publication/308984361_Drone-based_UWB_radar_to_measure_snow_layering_in_avalanche_starting_zones

 

  • 11
  • 8
  • 9
0  
Dulsiney    5 Марта 2021 (15:36)   #

Всё.  

При диаметре трубы 200, и толщине стенки 5 ми. При погружении трубы на один метр потребуется расплавить 3 литра воды.

Если это сделать з одну минуту, то потребуются мощность около 4 Квт мощности, не считая мощности, затраченой на поддержание теплыми стенок трубы. Это даже не всякий бензогенератор потянет.

 

Мне конечно всё это глубоко безразлично, но из чуства справедливости не могу смолчать.

А что мешает забить в снег трубу без плавки? Если речь не идёт о леднике, то заколотить керноотборник в снег проблем не вижу...

  • 34
  • 8
  • 5
0  
borisign    5 Марта 2021 (15:54)   #

А что мешает забить в снег трубу без плавки? Если речь не идёт о леднике, то заколотить керноотборник в снег проблем не вижу...

 

Если труба правильной формы, то лучше сделать на торце зубцы и вкручивать.

0  
olkom    5 Марта 2021 (16:09)   #

А что мешает забить в снег трубу без плавки? Если речь не идёт о леднике, то заколотить керноотборник в снег проблем не вижу...

Все правильно, ничего плавить не нужно. Грунтонос, а именно так называется изобретение ТС в инженерной геологии, и так прекрасно зайдет в снег. Вытащить обратно керн при наличии в забое плотного слоя, скорее всего тоже удастся. Но вот вопрос зачем? Вижу следующие проблемы.  Определить наличие слабого слоя сквозь даже прозрачную трубу, возможно но сложно. Особенно учитывая то что пластик быстро затрется о снег. Ладно, можно использовать раскрывающийся грунтонос. Это труба которая разрезана вдоль на две половинки зафиксированные друг относительно друга каким либо приспособлением. Тогда можно получить керн живой и не только посмотреть на него, но и определить плотность простым взвешиванием. Для грунтов это работает, для снега скорей всего нет. Пока будете вдавливать трубу, скорее всего разрушите этот самый слой. Короче есть вопросы как к самой технологии, так и есть глобальный вопрос - а на хрена козе баян. Эти все технологии нужны лавинщикам, но не фрирайдерам. Как тут было уже правильно отмечено: достаточно потыкать палкой, при наличии сомнений копается шурф. ИМХО большинство лавинных инцидентов случилось не потому что не было с собой чудо трубы, а потому что, возможно, никто вообще не озаботился даже палкой ткнуть или ткнул но не там. 

По поводу радаров и дронов. Опять же это технологии для лавинных служб, а не фрирайдеров. Никому в голову не придет тащить с собой радар или дрон, а тем более радар на дроне. Радаром действительно можно изучать снег и работы на эту тему ведуться как на Западе так и в России. У меня, например, есть скепсис относительно использования радара на подвеске с дрона для решения озвученной задачи, но это профессиональные заморочки, здесь освещать не буду.      

0  
garikgarik    5 Марта 2021 (16:44)   #

В некоторых районах есть и лавинные службы и сеть волонтеров, в результате их работы у райдеров есть информация в виде лавинного бюллетеня, с помощью которого можно проверить свои решения о маршруте, запасном маршруте о спусках. В общем, достаточно обоснованно решить, где и как кататься.

В некоторых районах таких служб нет, может быть доступна история осадков. В таких районах райдер становится сам себе лавинщиком в том смысле, что он должен определить наличие и характер лавинных угроз на разных высотах и экспозициях, а потом уже решать, как и где ходить и кататься.

В обоих случаях, когда райдеры окажутся на склонах, они должны будут проверить теорию практикой. 
Для первых есть набор экспресс тестов - потыкать палкой)  Для вторых неплохо бы тщательнее перепроверить самих себя. 
 

Фрирайдеры уже таскают с собой дроны вовсю. Если будет такой прикольный дрон, который подскажет, где идти, где катать, примет участие в спасении и попутно заснимет видео с катанием - фрирайдеры за него будут платить, за лавинные рюкзаки платят и за это заплатят. Шурфокопание имеет свой известный предел, сейчас катальщикам важно понимать состояние всего конкретного склона, шурфы не дают полной картины. Снег лежит неоднородно, места напряжения досок непонятно как локализованы, что происходит после того как там покатаются? 

Другие вопросы еще бы порешать, типа коммуникации между разными, несвязанными группами, чтобы не катались и не ходили друг над другом и так далее

0  
olkom    5 Марта 2021 (17:23)   #

 

....Фрирайдеры уже таскают с собой дроны вовсю...

Ну поснимать свою каталку еще туда-сюда. Сейчас появись совсем крохотули с неплохими камерами на подвесе. Но радары и дроны с радарами... Пока звучит фантастично. Это большая тяжелая хрень. Плюс есть проблема с обработкой и интерпретацией данных. Сомневаюсь, что радарный профиль или сеть профилей можно будет так легко перевести в карту опасных зон. Пока звучит как из области фантастики. Поживем увидим.

  • 1
0  
starper    5 Марта 2021 (17:33)   #

Длинную трубу кто таскать будет? А аккумулятор, который еще тяжелее?

Проще гораздо микросхема приемника к биперу для приема сигнала с датчика, погружаемого на привязке (хомуте) к щупу. Разница в сигналах с коррекцией на глубину может нести некую инфу о структуре слоев снега...

0  
ufoton    5 Марта 2021 (17:36)   #

Была же где то идея со щупом, который плотность определяет и снежный профайл рисует. 

0  
YurikSN    5 Марта 2021 (17:46)   #

Была же где то идея со щупом, который плотность определяет и снежный профайл рисует.

Вот я тоже помню, хотел сюда ссылку привести. Но не смог ничего конкретного найти. Вроде пипс это делал, но у него на сайте только ипробе
0  
ufoton    5 Марта 2021 (18:09)   #

Вот я тоже помню, хотел сюда ссылку привести. Но не смог ничего конкретного найти. Вроде пипс это делал, но у него на сайте только ипробе

 

Нет это было что то ноунейм вроде... с ценой под 1,5к европейских денех. 

 

 

https://amga.com/avatech-sp1-review/

  • 1
0  
starper    5 Марта 2021 (18:13)   #

Но это надо понять еще на каких частотах излучать. В технике очень отлажена тема с диагностикой ультразвуком. Но снег среда рыхлая, требует дополнительного изучения. Странно, что эту простую диагностическую схему не реализовали в сноунауке 

0  
YurikSN    5 Марта 2021 (18:32)   #

Но это надо понять еще на каких частотах излучать. В технике очень отлажена тема с диагностикой ультразвуком. Но снег среда рыхлая, требует дополнительного изучения. Странно, что эту простую диагностическую схему не реализовали в сноунауке

Как говорят знающие люди, если вы изобретете действующий способ дистанционного предсказания лавин, можете расчитывать на Нобелевскую премию. Там все очень не просто
  • 1
0  
starper    5 Марта 2021 (18:41)   #

Как говорят знающие люди, если вы изобретете действующий способ дистанционного предсказания лавин, можете расчитывать на Нобелевскую премию. Там все очень не просто

Я кроме глубинной изморози, водонасыщения и досок ничего не знаю, но все эти три темы легко изучаются и без шурфов по отраженным сигналам. Ультразвуком достаточно точно определяют напряжения в металле и крепеже, трещины в монолите бетона на глубинах до 3-4 м, утечки воздуха малые и тд.

0  
YurikSN    5 Марта 2021 (18:54)   #

Я кроме глубинной изморози, водонасыщения и досок ничего не знаю, но все эти три темы легко изучаются и без шурфов по отраженным сигналам. Ультразвуком достаточно точно определяют напряжения в металле и крепеже, трещины в монолите бетона на глубинах до 3-4 м, утечки воздуха малые и тд.

Точно, чтож для снега до сих пор не придумали то?

Ну и на минуточку, металл в обычном состоянии не меняет свои свойства по нескольку раз за день.
  • 1
0  
starper    5 Марта 2021 (19:08)   #

Точно, чтож для снега до сих пор не придумали то?

Ну и на минуточку, металл в обычном состоянии не меняет свои свойства по нескольку раз за день.

Видимо, мало изучали снег в части излучений и их отражений...

 

Металл в работающей конструкции может иметь изменения напряжений в различных точках хоть каждую секунду. Например, мосты мы недавно измеряли во время прохождения 100-вагонных составов. А ведь еще есть усталостные напряжения и тд.

 

Если вернуться к снегу. В 2018 году в феврале с подъемника я видел много трещин в метровых и более слоях снега под верхней очередью Альпики. Там и уклоны по 30 градусов и "фрирайдеров" там траверсило очень много, но не сошло...

  • 8
  • 8
  • 17
0  
цаца    5 Марта 2021 (19:35)   #

Глайды (ну, вот такие "трещины" в снегу, о которых говорит starper) - вообще типичны для краснополянских гор. Снег очень тяжелый, поэтому даже на небольших склонах растрескивается под собственной тяжестью. Maxtrem на них ругался не раз - противная штука, малопредсказуемая. И свалить невозможно, и как поведет себя - непонятно. Может до весны простоять, а может дальше пойти.

 

Хотя, про тяжесть снега - это только мои домыслы. Причем, вероятно, неверные - в районе Поднебесных Зубьев абсолютно сухой и легкий снег, однако и там глайдов до фига и больше, на разных уклонах. Образуются внезапно. Вчера ехал по этому склону - все было ок, а сегодня - упс! - и надо перепрыгивать двухметровую трещину)) 

0  
YurikSN    5 Марта 2021 (19:45)   #

Глайды (ну, вот такие "трещины" в снегу, о которых говорит starper) - вообще типичны для краснополянских гор. Снег очень тяжелый, поэтому даже на небольших склонах растрескивается под собственной тяжестью. Макс на них ругался не раз - противная штука, малопредсказуемая. И свалить невозможно, и как поведет себя - непонятно. Может до весны простоять, а может дальше пойти.

Хотя, про тяжесть снега - это только мои домыслы. Причем, вероятно, неверные - в районе Поднебесных Зубьев абсолютно сухой и легкий снег, однако и там глайдов до фига и больше, на разных уклонах. Образуются внезапно. Вчера ехал по этому склону - все было ок, а сегодня - упс! - и надо перепрыгивать двухметровую трещину))

На Мамае их тоже много, причем обычно в одних и тех же местах. Видимо от рельефа зависит или от поверхности (травы и т.д.)
  • 8
  • 8
  • 17
0  
цаца    5 Марта 2021 (19:46)   #

Может, это бергшрунды снежные?)

0  
YurikSN    5 Марта 2021 (19:49)   #

Может, это бергшрунды снежные?)

Да не, те же глайдкреки :) Вчера небыло, завтра есть
0  
olkom    5 Марта 2021 (20:19)   #

Точно, чтож для снега до сих пор не придумали то?

Ну и на минуточку, металл в обычном состоянии не меняет свои свойства по нескольку раз за день.

Особо особо никому не нужно. Но тема с ультразвуком живая. Как обычно, однозначных ответов он не дает, очень много нюансов. В рамках научной деятельности процесс потихонечку движется. Изучение снежной толщи электромагнитными волнами при помощи георадаров более перспективно, по крайней мере, более оперативно. Однако, эти методы изучают разные свойства снежной толщи.  

0  
garikgarik    5 Марта 2021 (20:25)   #

Пока модели образования лавин нет, данные не к чему прикладывать.

Другая проблема, что, например, лавинные инциденты и жертвы в зонах с отличным лавинным прогнозом попадались именно что в предсказанные лавинными службами проблемы, на тех самых высотах, углах и экспозициях, на которых не рекомендовалось кататься.
Потому что не особо слушают, а самое главное - в большинстве случаев это непослушание прокатывает, т.е. в лавину, условно говоря, попадает каждый 100 катальщик, который решится на катание в 3 уровень лавино-опасности. Ну и люди вроде как соглашаются на эти риски. 
То есть увеличение кол-ва шурфов не изменит оценку лавинных проблем. Она при нынешнем понимании и инструментарии все равно остается качественной, а не количественной

Вот, например, исследование https://www.researchgate.net/publication/319950867_A_Model_For_Snow-Slab_Failure_Under_Conditions_Of_Dynamic_Loading

грубо говоря, хотят понять, сколько кг, в каком месте склона, при какой лавинной проблеме надо склону, чтобы уехать?

  • 1
0  
starper    5 Марта 2021 (20:45)   #

Ну а тема газексов, коих много на Аибге. Она как-то решает же проблемы лавин. Там наверняка есть какая-то французская методика. Кто в теме??

 

Насколько знаю в других местах в России из пушек шмаляют 100-м калибром

0  
garikgarik    5 Марта 2021 (21:09)   #

Это стационарная и активная защита. 
К катальщикам вне трасс отношения не имеет. 
Дороги, поселки, шахты, курорты и так далее нормально защищены 

  • 1
0  
starper    5 Марта 2021 (21:25)   #

Букв не жалей и существительных. Это это хто? Газексы? За тебя надо остальным додумывать? smile.png

Это стационарная и активная защита. ...

0  
garikgarik    5 Марта 2021 (21:54)   #

Букв не жалей и существительных. Это это хто? Газексы? За тебя надо остальным додумывать? smile.png

Взрывчатка - активная, газекс - активная и стационарная

  • 120
  • 38
  • 18
0  
jul    5 Марта 2021 (22:43)   #

Да отличная идея, вместо глупой трубы таскать миномет (который и  труба одновременно). Положил пару мин ниже по склону и можешь ехать со спокойным сердцем.  

Старпер? Причем тут вообще газексы и прочее? Мы же про дикие дикие слоны....

 

0  
garikgarik    5 Марта 2021 (22:47)   #

Для фрирайдеров один из способов активного воздействия - ski-cut или подрезание склона.

 

0  
lavrik    5 Марта 2021 (23:23)   #

DSPB пт. 5 Марта 2021 (12:05) #
Смахивает на разработку "британских ученых", настолько же интересно и бесполезно:)

А если критиковать по пунктам, то, что именно плохо?
Честно? Все! Притащить с собой двухметровую пластиковую трубу??? А потом тащить её вниз??? Вкрутить её в склон? Такое мог придумать только человек, который никогда не пытался таскать на лыжах лёгкий длинномер с нормальной парусностью и никогда в жизни не пытался втыкать в склон что-то кроме палки с маленьким кольцом.