Еще совсем недавно средствами поиска пострадавших при сходе лавин были лавинные шнуры и щупы. Шнуры отходят в прошлое, но именно с них нужно начинать описание технических средств поиска людей и лавинной безопасности.
Лавинный шнур входил в обязательное снаряжение каждого члена группы горовосходителей. Он изготавливался из длинной (20 м) яркой ленты или репшнура. Человек преодолевал лавиноопасный склон, предварительно распустив шнур и пристегнув его к поясу. В случае схода лавины спасатели засекали "выходы" яркой ленты на поверхность снега и, выкапывая шнур, добирались до пострадавшего. Для облегчения поиска на шнуре исполнялась разметка: деления с шагом в один метр и стрелки, указывающие на начало шнура. Опыт спасательных работ показывал низкую эффективность лавинных шнуров. Стропа рвалась и запутывалась. Многие пострадавшие маркировали ею свои рюкзаки, а не самих себя.
Для зондирования толщи снега долгое время с успехом используются лавинные щупы. Длина их может быть очень разной: от 2 до 4 метров. Изготавливаются как самостоятельные разборные конструкции, так и комбинации горнолыжных палок из легированной стали, алюминиевого сплава, стекловолокна и карбона.
Зонд втыкают в снег на максимальную глубину. При этом придерживаются определенной методики. Щуп необходимо втыкать перпендикулярно к плоскости склона. Нужно придерживаться шага в 25-50 см.
По признанию ряда спасателей поиск при помощи зонда во многом основывается на случайностях. Но время показало, что в опытных руках зонд очень полезен.
Долгое время шли горячие споры об использовании радиомаяков при проведении спасательных работ. В нашей стране энтузиасты старались приспособить для этих целей бытовые радиоприемники. Но позднее все работы были заброшены. Не хватало передатчиков. Да и надежность систем, в целом, оставляла желать лучшего. И лишь в начале 80-х годов в Германии был создан достаточно компактный и легкий трансивер, со стабильными характеристиками сигнала. Группа людей, создавшая эту систему, организовала коммерческий проект "Ortovox".
Принцип, положенный в основу радиопоиска, очевиден. Пострадавший имеет при себе включенный излучатель радиосигнала (лавинный датчик, он же бипер). Спасатели имеют приемник, настроенный на ту же частоту. По мере приближения к пострадавшему амплитуда принимаемого сигнала растет и достигает своего максимума в непосредственной близости от него. Несмотря на простоту идеи, ее реализация оказалась технически трудной задачей. Низкие температуры, особые требования к эргомичности и компактности приемопередатчиков сильно усложняли разработку. Довольно быстро все разработчики пришли к выводу об объединении приемника и передатчика в одном корпусе (назвав его бипером). Следующим шагом стала унификация бипперов (биперов). На данный момент выработан единый стандарт на лавинные датчики (трансиверы).
Европейский стандарт описывает свойства лавинного датчика (биппера) так:
- частота передачи/приема: 457 +/- 0.1 kHz
- напряженность полей передачи: между 0.5 и 2.16 ма/м каждый 1 м
- чувствительность приемника: 80 nA/м при 6 dB
- тип модуляции: A1A (включение/выключение несущей)
- время включения: >70 мс
- время выключения: >200 мс
- периодичность: 0.9 +/- 0.4 с
- диапазон рабочих температур: -20 + 40 C
- диапазон температур хранения:-30 + 50 C
- радиус действия 80-100 м
- время работы: 200 часов посылки сигнала при 10C, 1 час приема при -10C
Существует альтернативная схема радиопоиска, разработанная фирмой "Recco".
На одежду, обувь и другое оборудование прикрепляется специальный отражатель радиоволн. По сути, это кусок металлизированного пластика. Поисковый отряд снабжен переносным радаром. Поскольку отражатели "Recco" очень эффективны, пострадавший, а точнее маркеры на его одежде, хорошо видны на экране радара во время зондирования.
Нашивки "Recco" дешевы и технологичны. Совсем не редкость увидеть их на одежде и в ботинках. К сожалению, список курортов, имеющих радарные системы, можно пересчитать по пальцам. Говорить о частных лицах даже не приходиться.
Собственно на этом и заканчивается список поисковых устройств. Однако не хочется забывать о защитных приспособлениях. Речь пойдет о системах "AirBag" и "Avalung".
Фирмы Vaude и Saleva выпускают рюкзаки, снабженные самонадувающимися мешками. При сходе лавины необходимо активировать капсулу со сжатым воздухом. Наполненные воздухом AirBag'и не дают человеку уйти глубоко в массу снега. Разработчики настаивают на высокой эффективности этой системы при попадании в "сухую" лавину.
Попав в лавину, оставаясь в сознании и имея возможность (пусть даже минимальную) двигаться, пострадавший должен создать вокруг лица воздушную камеру. Освободить лицо от снега. В толще снега достаточно воздуха для дыхания. Так гласит правило. Но многие не знают, что стенки этой камеры покрываются коркой льда от нашего дыхания. И приток воздуха прекращается. Именно для таких (кстати, очень частых) случаев американская фирма Avalung разработала специальный жилет. Он сконструирован так, что позволяет отводить углекислоту и выдыхаемый пар подальше от лица. "Avalung" утверждает, что экспериментаторы проводили по несколько часов в снегу в этих жилетах. Надо признать, что комментарии специалистов полны неприкрытого сарказма… но один из них выразился так: "я купил ЭТО хотя бы только из уважения к людям, проторчавшим в снегу столько времени".
Пожалуй, почти все о лавинном снаряжении. Как видно из этого обзора, средства поиска людей, попавших в беду, совершенствовались и будут совершенствоваться в будущем. Но действенной защиты от лавины нет. Единственный способ - это избегать попадания в нее.
И напоследок! Лавинная лопата!
Вы можете знать с точностью до сантиметра, где находится ваш друг. Но если у вас нет лавинной лопаты, как вы ему поможете?
С лавинными лопатами - все просто. Есть металлические и есть пластиковые. Пластиковые легче. Лучшие пластиковые лопаты сделаны из "Lexan". Металлические тяжелее, но жестче. Это полезно когда долбишь наст или тяжелый, слежавшийся снег. В варежках удобно работать с асимметричными "пистолетными", или D-образными рукоятками. Совки лавинных лопат сконструированы так, что из них можно делать "снежные якоря" и импровизированные сани для спуска пострадавших.
Автор: Алексей Руднев Источник: Russian Heliboarding Club |
P/S Приятная неожиданность - увидеть знакомую фамилию, спасибо за Ваши лекции.