Автор: Артем Оганов
Читать: Лавинные рюкзаки. Часть 1
За последний год несколько фирм заявило о том, что выпускает лавинные рюкзаки с надувными подушками. Evoc, Arva, Ferrino, Salewa, The North Face, BCA, Мамmut, Scott. Что касается первых пяти, то это стандарт совместимости, которые разрабатывает компания ABS. По сути отстегивающаяся спина с баллоном, ручкой и подушками остаются от ABS, а внешняя часть рюкзака — от фирмы производителя. Непонятно, насколько удобна такая система, и, самое главное, чем она оправдана. Если смотреть с точки зрения функциональности, то в обычное время она предполагает использование рюкзака без ABS системы. Экономия весьма призрачна, учитывая стоимость рюкзака с ABS, а функциональность и вес страдают.
Внутренность BCA Float 30 2011 г. в.
BCA сначала разработал собственный рюкзак для гидов – Float объемом 30 литров. В принципе он очень похож на систему Snowpulse RASC, описанную ниже. Но его минусы — это громоздкая система шлангов и редуктора внутри рюкзака, больше похожая на подводный ребризер. На ISPO 2012 BCA показало новые модели. Внутренности стали чуть лучше, однако главная особенность этих рюказаков — это воздушный баллон американского стандарта на 207 bar (3000 psi) . Перезаправить его несложно, и, возможно, в России, если переклеить наклейки, с его транспортировкой проблем не будет. Но вот в Европу с ним путь закрыт. Нормы перевозок очень строгие и рисковать не стоит. На выставке ISPO 2012 подтвердилась информация, что с 2013 модельного года единственными совместимыми рюкзаками с системой ABS будут Ortovox (который купил права на это у ABS на три года).
Система Snowpulse RASC
В 2012 году Сноупульс предложил новую систему для своих рюкзаков. RASC – это модульная система, аналогичная ABS, отличающаяся тем, что съемной в ней является вся система баллон-редуктор-ручка-подушка. Объем подушки такой же, 150 литров. И несомненно, она более функциональна, чем система ABS, так как рюкзак не отягчен лишними молниями для отстегивания спины. Плюс, заявленный производителем: многофункциональность рюкзака в любое время года и для любого вида деятельности.
Минус же очевиден. В отличие от системы Life Vest (спасательный жилет) надувающейся вокруг шеи и грудной клетки, вы получаете подушку за спиной и головой. Это связано с тем, что встроить съемную подушку с системой в лямки рюкзаков, как на системе LifeVest, весьма проблематично технологически. Mammut, купивший Snowpulse в прошлом году, использует именно эту систему, выпускает девять новых моделей рюкзаков.
Рюкзак Mammut c системой RASC
Истинный смысл выпуска всех выше перечисленных систем, с моей точки зрения, это маркетинг. Хотя конечно, не исключено что переставляя RASC из рюкзака в рюкзак, вы получаете не только мультиразмерность, но и долгоживущий лавинный рюкзак, ведь в, отличии от рюкзака, RASC снашиваться не будет.
ABS Wireless Activation System
Это система предназначена для группового использования. Её суть в том, что возможно активировать другой рюкзака на расстоянии. Для этого на рюкзаки устанавливаеться другая ручка ABS с Wi Fi передатчиком-приемником, активатором и аккумулятором. В общем-то, честно говоря, компактной эту систему не назовешь. Ручки перед использованием необходимо «подружить». Существует два основных сценария активации. Первый – «Любой в группе», при активации любой ручки происходит активация всех рюкзаков сообщества. Второй – «Для гидов», только один человек может открыть другие рюкзаки сообщества. Система безусловно интересная, но, по моему мнению, спешить покупать ее не стоит.
Маркетитнговые войны
ABS выпускает системы спасения в лавинах с 1980-ых годов. Прямо скажем, изобретя их, но не добившись больших успехов — по разным причинам. Активное внимание подобные системы привлекли лишь во второй половине нулевых годов. Когда фрирайд стал модным и когда появились рюкзаки Snowpulse. При том, «выскочки» из Snowpulse, сразу придумали систему жилета, более эффективную и интересную, чем у ABS. Сами рюкзаки у них лучше, а система логичней. За первые годы объемы продаваемых рюкзаков у двух фирм сравнились, естественно, все это не могло не огорчить и насторожить немцев. И они начали активно развивать свою систему, чтобы не потерять контроль над рынком. Сделать «Life Vest» они не могли – система запатентована, поэтому они решили расширяться и сделали отдельную спасательную спину, которую экспортируют другие фирмы. По сути это стратегия «не качеством, так количеством».
Кроме того, ведется активная информационная война. Так, немцы заявляют о «Bug effect» – эффекте жука, который переворачивает райдера на спину при активации рюкзака в лавине. Подобный эффект они приписывают системе «Life Vest» . Чем он плох, никто внятно объяснить не может. То есть выдвигается множество версий, ни одна из которых никем не подтверждена, все эти доводы, с моей точки зрения, носят чисто маркетинговый характер. Вторым выпадом в сторону швейцарцев стало утверждение, что при активации спасательного жилета невозможно продолжать ехать дальше. То есть уехать от лавины. Довод слабо подтвержден логикой, так как активация рюкзака сама по себе — экстренный случай. В ответ на это Snowpulse снял видео и разместил фотографии катающихся райдеров с надутыми подушками. Третий довод немцев – надежность. Система, которая обслуживается на заводе-изготовителе, надежнее. Но недавний случай из-за отзыва большой партии баллонов ABS из-за брака при заправке (была поставлена двойная мембрана и боек не прокалывал её) ставит их довод, мягко говоря, под большое сомнение. К сожалению, был трагический случай, связанный именно с этим браком. Конечно, в самостоятельном обслуживании перезаправляемых баллонов есть множество нюансов, но для многих это единственный выход. Особенно если зона вашего катания чуть шире, чем Европа и Америка.
Отвечая на все эти вопросы и развивая фирму, швейцарцы из Snowpulse сменили стандарт баллона и пирсинг центра. Существенно упростив его для обслуживания и сделав мультистандартным с рюкзаками ABS (хотя, теоритически размеры шайб-мембран и одинаковы, масштабных испытаний пока не проводилось!). Что, естественно, вызвало негативную реакцию со стороны немцев. Вероятно, в самое ближайщие время мы увидим их официальную реакцию. Похоже, что немцы проигрывают эту маркетинговую войну лишь потому, что не предлагают доступного сервиса. Сейчас в России стоимость активации рюкзака Snowpulse – 500 рублей (замена мембраны в баллоне и заправка в магазине «Ледниковый период») и сутки ожидания в Москве, при том, что технологически нет особых проблем построить пункты заправки в любой точке России. Для этого нужен переходник стоимостью около 7500 рублей, дайвинговый баллон, для перепуска, на 300 атмосфер со стандартом DIN, желательно на 15 литров (б/у около 15000 руб) и компрессор на 300 атмосфер. Такие есть в больших пожарных частях, так что покупать его необязательно. Набор мембран и прочие расходники так же не проблема купить. Если комплектовать рюкзаки баллонами американского стандарта на 210 атмосфер (3000 PSI), то проблемы редких компрессоров с высоким давлением уйдут, так как можно будет заправлять в любом пейнтболл-центре. Стоимость активации ABS – 5500 рублей, складывается из набора ручка с пиропатроном (495 рублей) и баллона ABS (5005 рублей), в то время как в Европе стоимость перезаправки одноразового баллона 15 евро. Возможно, если вы живете за пределами РФ, то цена для вас будет значительно ниже, за счет программы по перезаправке баллонов, в России она невозможна из-за неоправданно высокой стоимости почтовой пересылки за границу. О коротких сроках при таком варианте и организации групповой централизованной перезаправки говорить вообще не приходится.
Так что для многих покупателей вопрос выбора лавинного рюкзака практически не стоит. Будущее не только за сервисом по перезаправки баллонов, но и за прокатом систем и баллонов на местах. Однако масштабных данных о точках проката, пока нигде нет. Что бы вы ни выбрали – по статистике лавинный рюкзак с подушками более чем вдвое увеличивает шансы остаться на поверхности лавины и выжить.
Лавинные рюкзаки. Часть 2. Другие системы и маркетинговые войны
Комментировать
0
aiskido
17 Февраля 2012 (01:58) #
Статья супер!
Ответить