Приэльбрусье — это и мама и папа нашей истории альпинизма и горных лыж не только на Кавказе, но и по всей территории Советского Союза. Это культовое место издавна притягивает людей, любящих горы и снег. Сколько поэтов, писателей, спортсменов, космонавтов, альпинистов бывали, катались в этих местах, слагали стихи и песни. А сколько легенд сложено об этой Великой горе! Начиная с Тамерлана…
И было очень больно, когда здесь случилась большая беда, и Приэльбрусье закрылось для туристов и горнолыжников. Но, есть ощущения, что самые худшие времена позади!
В последнее время наметилась позитивная тенденция восстановления и обновления инфраструктуры этого региона:
- отремонтировано полотно дороги Баксан – Терскол;
- открываются новые гостевые дома и отели с современными удобствами;
- возводятся противолавинные сооружения на Чегете и Азау;
- строится третья очередь канатной дороги на Эльбрус;
- сделано, наконец, аварийное убежище на седловине Эльбруса;
- подготавливается реконструкция канатных дорог на Чегете;
- обновлены фасады многих домов в Терсколе;
- наконец-то по поселку не бродят животные.
И вот я своими глазами увидел, как это сделано и как это работает.
ТТХ
- Общая площадь отеля — 139 кв м.
- Пять модулей (пятый — экологический септик).
- Заполняемость: штатная 40 (36 гостей + 4 персонал), максимальная — 48 спальных мест.
- Срок службы 50 лет.
- Солнечные батареи мощностью 8,6 квт/ч.
- Дизельный генератор 25 квт/ч.
Место
Ближайший населенный пункт — п. Терскол, Кабардино-Балкарская Республика, Южный склон Эльбруса.
Высота — 3912 метров.
Расстояние от верхней станции канатной дороги «Гарабаши» около 1,7 км и от строящейся 3-й очереди примерно в 600-700 м.
Перепад высот до Приюта11 — 220 метров.
Отель располагается несколько в стороне от трассы подъема восходителей на Эльбрус, примерно в 350-400 метрах и слегка за перегибом. Так что с трассы отель не видно. Это имеет свои преимущества — нет шума от проезжающих ратраков и снегоходов. Но для спуска на Гарабаши придётся пройти метров триста по пологой полочке с контруклоном.
В планах есть строительство бугеля от третьей очереди гондольной дороги до отеля.
Предыстория
Горные приюты начали строить с незапамятных времен, чтобы путники могли отдохнуть или спрятаться от непогоды в горах. А с развитием массового альпинизма горные убежища, хижины, приюты, отели стали обыденными, как вокзалы.
У нас наиболее известным приютом долгое время был «Приют 11», который был построен в 30-х годах, пережил немецкую оккупацию, Советский Союз, но не перенес лихие времена 90-х и сгорел в 1998 году по дурости и разгильдяйству.
Но наступили иные времена и пришло время возрождать туризм на Северном Кавказе. ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа», созданная в 2010 году для инвестирования в проекты различной направленности на Северном Кавказе. В рамках своей деятельности КРСК совместно с «Северо-Кавказким Горным клубом» построили в 2013 году Эко-отель LEAPRUS 3912.
Реализация проекта заняла 10 месяцев. Это можно считать рекордом.
Стоимость проекта по экспертной оценке специалистов составляет 200 млн рублей.
Его основные функции — предоставлять проживание альпинистам, лыжникам, сноубордистам и всем? пожелавшим провести время в самом высокорасположенном отеле России.
Отель представляет собой последнее слово в достижениях автономности, экологичности, энергосбережения и других отраслях высоких технологий.
Архитектура
Внешний вид отеля футуристичен и в определенных ракусах напоминает проекты марсианских станций. Это сходство ему придают иллюминаторы. Сделаны они круглыми, исходя из соображений прочности, герметичности и термоизоляции, но весьма вписались в общий архитектурный облик, в котором торжествует цилиндрический дизайн.Монтаж
Проектирование, сборку, комплектацию и монтаж производила итальянская фирма Leapfactory, которой и принадлежит идея создания подобных отелей. У нее есть выполненные объекты — бивуак Gervasutti на склонах Монблана (Курмайор).Модули изготавливаются из композитных сэндвичей (жесткая обшивка-каркас снаружи и изнутри, термоизолятор между ними).
Первоначально детали блоков производились на фабрике Leapfactory и тут же собирались в готовые конструкции. Затем после всех доводочных операций и испытаний модули опять разобрали и отправили в Россию, для для них готовились фундаменты.
Монтаж производили с помощью вертолетов. Распакованные детали доставлялись к месту строительства, там уже ждали 15 итальянских специалистов совместно с нашими. Наверное, впервые с возникновения Эльбрус увидел людей в белых спецовках.
https://youtu.be/b22TZyHrfdo
И вот работы закончены, отель открылся и принимает первых клиентов.
Добро пожаловать в Эко-отель LEAPRUS 3912
Вот принципиальная схема отеля:
Сердцем и мозгом является неприметный технологическо-бытовой модуль.
Здесь находятся туалеты, умывальники, душевая, есть даже стиральная машинка. Туалеты (3 штуки) отчасти напоминают самолетные.
Душевая кабинка без излишеств, но вполне комфортная. Единственно, что смущает, — что она одна. А если вечером 40 человек захотят помыться после катания или восхождения? Но, по-любому — ближе Терскола таких удобств нет.
От технологического модуля идут сливные шланги в «пятый» модуль — септик. По биотехнологиям на выходе из него должна выходить нормальная вода и твердые отходы. Учтен ли при этом окружающий температурный режим, особенно в зимнее время?
С южной стороны на модуле располагается термобак для воды. По крайней мере, при солнечной погоде он эффективен, это видно по растаявшему вокруг него снегу.
Вторая техническая половина состоит из нескольких блоков: из водотаятельного отделения (снег забрасывается прямо через люк в стене модуля), полученная вода используется для санитарно-гигиенических целей. Тут же фильтры для очистки и подготовки воды.
Немного о системе «умного дома». Она основана на обратной связи с датчиками тепла, освещенности и управляет вентиляцией (подаваемый воздух фильтруется), освещением (все светильники выполнены с применением светодиодов, в редко посещаемых помещениях с применением датчиков движения) и отоплением (системы отопления смонтированы в полу) модулей в индивидуальном порядке. Вентиляция в модулях может управляться и в ручном режиме. Это очень актуально в пургу и мороз, когда режим проветривания «дверь открой» проблематичен.
Система находится не только под контролем дежурного персонала, но и мониторится через спутниковый канал связи.
В крайнем боксе находится 25 квт дизель-генератор IVECO. Насколько я понял, он тоже должен работать в связке с «умным домом», но на данный момент взаимодействие еще не отлажено. В боксе сделана хорошая звукоизоляция и работающий дизель почти не слышен.
Для проживания гостей предназначены два модуля LeapRus Night.
Несколько странно выглядит компоновка первого жилого модуля (мне больше нравится название хижина, романтично и вернее по определению) — около пятой части занимает рецепшен.
Честно говоря, так ли он нужен? Зато очень интересна планировка спального отсека — в ней имеется зона релакса перед панорамным окном в торцовой части.
В наших «бочках» не до такого «барства». Хорошо продуман дизайн и эргономика интерьера и мебели. Используется технологии, не позволяющиеся скапливаться грязи в труднодоступных местах. Все материалы обладают антибактериальными свойствами.
Зато полный восторг вызывает «кают-компания»!
Несколько слов о кухне.
Не сказать, что она большая, но проектировщикам виднее. Тем более, что, насколько я понял, гостям будет предлагаться особое высокогорное меню, легко усвояемое и калорийное. Это сублиматы, изготовленные по особой технологи. Местный шеф-повар Максим обещал мне открыть секреты этой горной кухни. Приготовление пищи происходит на электрической плите/микроволновке и газовой плите.
Численность обслуживающего персонала при максимальном заполнении — четыре человека.Большое внимание уделяется пожаробезопасности модулей. Все конструкции и мебель соответствуют максимально степени огнестойкости А1.
Итог
Это очень смело назвать LeapRus отелем. По крайней мере, двухэтажным койкам и 18-местным кубрикам больше будет соответствовать определение люкс-хижина или приют повышенной комфортности. Что же должно привлекать сюда гостей? Конечно, в первую очередь комфорт.Лыжники, сноубордисты? Сомневаюсь. «Горные лыжи — это комплекс мероприятий» в том, числе и вечерних апрески. Если только ночку для экзотики. Все-таки ночевки на такой высоте не прибавляют здоровья, хорошего самочувствия и восстановления организма от дневных нагрузок.
Туристы? Если иметь в виду «пальтошников», то им однозначно не рекомендуется ночевать на такой высоте без акклиматизации. Бессоница и полный набор симптомов горной болезни гарантирован. Многие даже на поляне Азау чувствуют себя неважно, несмотря на то, что это почти на 1,5 км ниже.
Тренированные путешественники, ищущие экзотики, это хорошие гости. Почему бы и не переночевать ближе к звездам на вечных снегах Эльбруса.
Стоимость за проживание с питанием — 2600 рублей (со скидкой до Нового года 1820 рублей), трехразовое питание 1200 рублей, выглядит вполне адекватной. Надеюсь, что «Северо-Кавказкому Горному Клубу» удастся поддержать высокий стандарт сервиса, ведь для многих новых аналогичных проектов это станет определенной планкой, ориентиром ниже которого не стоит опускаться.
Перспективы
Логичным кажется, что следующим объектом для развития инфраструктуры горных приютов станет восстановление культового «Приюта 11». Он находился на высоте 4130 метров и был оптимальным местом для начала восхождения на Эльбрус. Восстановить приют пытались несколько раз, начиная с начала 2000-х, но дальше фундамента, заложенного в 2007 году, дело не сдвинулось. И планы такие имеются.Также есть перспективы строительства аналогичного отеля в Северной Осетии на склонах Казбека — второй по высоте вершины Кавказа, 5033 м. В планах КРСК профинансировать еще 4-5 модульных отелей вместимостью 20 человек на Северном Кавказе.
Использованы фотографии автора, Арсения Болдырева, Владимира Копылова и с сайтов www.caucasus.ru, www.elbrus1, www.woozily-studio.ru.
Большое человеческое спасибо за помощь Юлии Наумовой, Дарье Шестаковой и Михаилу — администратору LeapRus.