Тед Лигети, 2-кратный олимпийский чемпион и 5-кратный победитель зачета Кубка мира в дисциплине гигантский слалом, дал большое (1 час 15 минут) интервью на подкасте Blister, где рассказал об основных сюжетах этого сезона, массовых слухах, крупнейших сражениях и некоторых закулисных секретах Кубка мира.
Текст очень большой, поделила на три части.
Часть 1.
- Работа с DPS (2:42)
- Основные сюжетные линии Кубка мира (7:10)
- Камбэки: Марсель Хиршер и Лукас Браатен (9:31)
- Смена спортивного гражданства: как это работает? (16:55)
- Наборы навыков: слалом против гиганта, супергиганта и DH (20:50)
- Микаэла Шиффрин (26:47)
- Слух о возвращении Линдси Вонн (33:05)
Всем привет. Стартовал 59-й сезон Кубка мира по горным лыжам, возможно, самый увлекательный из всех. Независимо от того, следили ли вы за Кубком мира много лет, или это будет ваш первый сезон, вам будет интересна моя сегодняшняя беседа с Тедом Лигети.
Тед является двукратным золотым медалистом Олимпийских игр, он также пять раз выигрывал Кубок мира в дисциплине гигантский слалом, у него 25 побед и 52 подиума Кубка мира за всю его замечательную карьеру.
Сегодня мы с Тедом обсуждаем основные сюжетные линии, массовые слухи, крупнейшие сражения и некоторые из них позади сцены, секреты Чемпионата мира по футболу, кульминацией которых станет финал Чемпионата мира по футболу в следующем году в Sun Valley, с 22 по 27 марта.
Мы с Тедом оба будем там, так что вам, вероятно, стоит прийти потусоваться. А теперь давайте перейдем к моему очень откровенному разговору с Тедом
- Ну, Тед, как ты себя сегодня чувствуешь и чем ты занят сейчас? Дела в Parks-D-D идут хорошо?
- Похолодало, зима не за горами, скоро все встанут на лыжи. Я только начал работать с DPS, мы глубоко погрузились в эту идею и этап тестирования некоторых специализированных лыж, которыми я занимался и был по-настоящему вовлечен в разработку. Мы небольшой командой в сжатые сроки пытались собрать лыжи на фабрике в Солт-Лейк-Сити.
Мы протестировали кучу лыж в Новой Зеландии, поснимали там на видео первые лыжи, которые я в какой-то степени сделал. Я надеюсь через пару недель получить наконец эти лыжи сезона 25-26.
Довольно круто сотрудничать с такой компанией, как DPS, где можно на практике проверять свои идеи, тестировать их, погружаться с головой в мир лыжного спорта, получать лыжи бесплатно. Каждый раз, когда мы выходим на снег, мы всего тестируем семь моделей. Это немного.
- Руководство DPS говорит, что ты сильно вовлечены в процесс, а также, что у тебя много идей.
- Да, честно говоря, оглядываясь на спортивную карьеру, я вижу, что мне больше всего не хватало возможности влиять на экипировку. Я всегда был очень увлечен разработкой лыж, особенно в середине моей карьеры. Я имею в виду мои первые пару лет на Head. Я был тем человеком, на которого разработчики лыж обращали больше всего внимания. Когда я стал старше, они стали слушать все меньше и меньше. Возможно, это привело к некоторому отсутствию успеха в плане оборудования.
Но мне нравилась эта сторона нашего спорта. Я имею в виду, что у меня была куча идей, и я их пытался применить некоторые из них. И не только для рейсовых, но и для фрирайдных лыж. Я пытаюсь разработать лыжи, которые приносят больше удовольствия и позволяют мне делать то, что я хочу. .
Также мне кажется, если я смогу сделать лыжи, которые мне нравятся, позволяют мне лучше самовыражаться, понравятся даже такому человеку, как моя жена, которая является хорошей лыжницей, но совершенно другого уровня, чем я – я на самом деле буду рад. Вот таким образом весело, забавно думать о разработке продукта, и это также очень похоже на то, как я всегда делал.
Еще с Shred я пытался сделать что-то, что дало бы конкурентное преимущество не только мне, но и среднему типу потребителя. Это весело – внедрять свои мысли в лыжный мир.
- Давай поговорим о текущем сезоне Кубка мира. Я пригласил тебя, потому что в этом году намечаются интересные сюжетные линии. А кто лучше разбирается в этом, чем я сам? Помоги людям разобраться в этом.
- Да, конечно. По сравнению с теми годами, что я помню, этот сезон, безусловно, один из самых интересных для нашего вида спорта.
Все уже знают, что Марсель Хиршер возвращается после пяти лет отсутствия. Я имею в виду, что он продолжал тренироваться в рамках разработки своего бренда. Плюс много катался на лыжах. Непохоже, что он лежал на диване в последнее время. Он просто не участвовал в соревнованиях.
Лукас Браатен тоже возвращается, он выиграл Зельден несколько лет назад. Он ушел из норвежской команды. В норвежской команде есть много забавных бюрократических вещей, так что я могу понять, что он устал бодаться с этим. Но теперь он возвращается как спортсмен из Бразилии.
Микаэла подошла к отметке в 100 побед, что в моем сознании не укладывается. Если бы вы спросили меня 10 лет назад, одержит ли кто-то когда-нибудь 100 побед, очевидным ответом была бы Микаэла. Но я бы также сказал, что 87 побед Стенмарка были для нее трудным рубежом. Возможно, она одержит намного больше 100 побед, и это удивительно. Еще я знаю, это пока не официально, но Линдси тренируется так, как будто она возвращается, что тоже поражает.
- Ты так хорошо все разложил. Я думаю, что ты определил ряд больших вопросов, которые мы собираемся обсудить. Давай немного поговорим о Марселе. Прежде всего, какое место занимает Марсель в истории гонок?
- Марсель ушел на пенсию очень рано. Он определенно мог бы одержать еще кучу побед, если бы продолжил. До Стенмарка ему было еще много, больше 20 побед. Он, вероятно, мог достичь той отметки, которую прошла только Микаэла Шифрин.
Марсель - один из величайших горнолыжников всех времен, несколько лет его доминирование в гигантском и специальном слаломе было невероятным. Он ушел, хотя, наверное, мог бы выиграть больше. И теперь он возвращается со своей собственной лыжной компанией. Значит, он не сидел на диване последние пять лет. С тех пор, как в последний раз участвовал в Кубке мира, он много тестировал и тренировался с такими людьми, как Хенрик Кристофферсон и Тим Хауган, с ребятами, которые одни из самых быстрых в мире. Думаю, это определенно делает интересным наступивший сезон.
Пять лет - это долгий срок, чтобы без тренировок набрать гоночную форму.
Оглядываясь назад, я вижу, что Марсель как соперник был одной из самых удивительных вещей. Его отличала способность быть самым сильным в каждый день гонки. Я не могу вспомнить ни одной гонки, где он был бы не в максимальной форме.
У всех нас бывают выходные. Для Марселя выходной день - второе место, третье место. Знаете, мой выходной день на пике карьеры было, может быть, 10-е место. А позже - и гораздо хуже. Это поразительно, что он демонстрировал в этом отношении.
Вы знаете, он, вероятно, не так яро настроен сейчас, как раньше. Но у него еще много физических возможностей, он не такой уж и старый. У него было пять лет, чтобы оздоровить свое тело.
Я думаю, это больше похоже на умственную деятельность. Я имею в виду, что он такой, как и раньше. Но речь идет не только о результатах. Речь идет об опыте. Он всегда был, не хочу сказать, что затворником, но он был в своем собственном мире. Большую часть своего успешного спортивного пути он как будто никогда не отдыхал, всегда делал что-то свое. Тренировался в одиночку, например, пересекаясь здесь и там с австрийской командой, но в некотором роде в своем собственном маленьком пузыре. Такой образ жизни может оптимизировать результаты, но может также стать причиной истощения. И он конкретно сказал, что не хочет повторять этого.
Что до его собственной лыжной компании Van Dеer, очевидно, у них много ресурсов, потому что Red Bull является их мажоритарным владельцем. Так что карман может быть бездонным с точки зрения ресурсов. Но, очевидно, у них не такой большой опыт, как у Atomic.
И поэтому я не думаю, что у него сейчас есть возможность сильно разгуляться. Потому что у него нет австрийской команды, чтобы взять лыжи Atomic у Майкла Матта для второй попытки слалома.
Так что сейчас у него нет таких возможностей. И, очевидно, поскольку это его собственное дело, он очень хочет, чтобы его продукт работал наилучшим образом. Он выбирает то, что является лучшим. Определенно сложно разобраться с настройками, тем интереснее увидеть, как он разберется с этим...
Уже ходят слухи, что в Зельдене он ехал в ботинках Atomic. И никто не знает, правда ли это, но это не ново для Maрселя. .
- Боже, Тед Лигети сейчас приоткроет занавес. Расскажи, насколько популярно такое на гонках Кубка мира?
- Такое бывало и раньше. Я имею в виду, что иногда ботинки красят. Но лыжные компании сильно этого не любят. Сейчас это бывает так же редко, как и раньше. И, как правило, это очень краткосрочные решения.
Вы знаете, успех Марселя в те годы, что он выступал на Atomic, сильно связан с Marker. Его крепления в первой гонке года – это то, что Atomic скопировал у Marker. Мои подобные идеи Head пресек в свое время, мне сказали «нет» по этому поводу. По большей части лыжным компаниям это не нравится.
Но на определенном уровне, вы знаете, он смог обойти это. Я думаю, ему удалось, он - единственный человек, который смог выйти за эти рамки.
- Ну, Марсель вернулся. И что интересно, он участвует в гонках за Нидерланды. Вы также упомянули Лукаса.
- Я думаю, у Марселя всегда было двойное гражданство. Это как будто облегчает жизнь, австрийская команда просто должна сказать «Да, отпускаем его», а голландская команда – «Что же делать, мы возьмем его». И это, по сути, все, что нужно, если у вас двойное гражданство.
И то же самое с Лукасом, у которого мама – бразильянка. Кажется, там какая-то история с паспортом, но я предполагаю, что у него там был какой-то. Двойное гражданство делает это возможным.
Наконец, есть Эй Джей Гиннесс, который в 18 лет выступал за США, а сейчас - за Грецию. Он имел греческое гражданство. Килиан Альбрехт, который в настоящее время является агентом Микаэлы Шифрин, сначала катался как австриец. Потом участвовал в гонках за Болгарию во второй половине карьеры. И это было больше похоже на сделку.
А теперь - эти ребята, я не знаю, но это не так-то просто сделать. И я думаю, что это случай особый, потому что это два очень известных человека, но у них обоих были настоящие связи. Знаете, Лукас Браатен не вытащил Бразилию из шляпы. Он наполовину бразилец, да, да.
- Что ты думаешь о шансах Лукаса в этом сезоне?
- Я думаю, что Лукас будет реально силен. Если посмотреть на общую картину у мужчин, то я не вижу много людей, которые могли бы конкурировать с Одерматтом в общем зачете.
Но Лукас Браатен – один из тех парней, которые могут это сделать. Я имею в виду, что у него есть способность выигрывать GS.
Конечно, нужно выиграть много гонок, чтобы победить Одерматта и взять Кубок в гиганте. И Браатен на самом деле способен неплоховыступать в супергиганте. Вот формула, чтобы иметь возможность конкурировать с Одерматтом в общем зачете.
Пока Лоик Мейар был единственный человек с подобной способностью. Но Лоик не показал способности постоянно побеждать. Недостаточно хорошо выступить в трех соревнованиях, чтобы набрать достаточно очков против Одерматта.
Когда мы говорим о ментальной стороне вещей, мы говорим именно об этом. Много сильных парней. Одерматт делает то же самое, знаете, каждому нравится его победная серия в GS. 12 гонок подряд. Неслыханно.
Так что это сделать сложно, но Браатен - один из тех парней, которые, я думаю, могли бы сделать это. В первой гонке года в Зельдене он стартовал в 40-х номерах и занял четвертое место. Непросто начинать так далеко позади в стае, а затем оказаться в тройке или четверке лучших. А гонка просто показывает, что у вас много скорости. И что довольно скоро скорость перейдет в способность побеждать в гонках.
- Для тех, кто нас слушает, можешь ты немного рассказать, какие нужны навыки, чтобы стать исключительно хорошим в слаломе или в гиганте?
- Ну, что-то вроде макроуровня. Я, конечно, очень предвзят, когда говорю это. Но я думаю, что лыжные гонки — это самый сложный вид спорта для ума. Есть другие сложные умственные виды спорта, такие как гольф или теннис. Тоже все решают маленькие ошибки.
Но в лыжных гонках у вас всего две минуты на все. У вас нет 15 секунд, чтобы войти в ритм. У вас есть полсекунды, чтобы войти в ритм. Вы должны сделать это с самого начала.
Я имею в виду, что в раунде гольфа вы можете ударить по мячу кучу раз. А если вы сделает один поворот в неправильном месте, ваш сезон окончен. Вот такие разные последствия ошибки. Жизнь или смерть, победа или поражение – вот наш диапазон. Вот цена ошибки.
В других видах спорта вы можете просто забыть про ошибку и продолжать. А в нашем виде спорта большие ошибки обходятся очень и очень дорого. Второе. Вы уходите из стартовых ворот, но не можете войти в ритм. Только на второй половине трассы вы набираете интенсивность, но гонка ваша к тому времени уже закончена.
Так что вы должны сделать это в ту же секунду, как покинете стартовые ворота. Это делает наш спорт действительно сложным.
Перейдем к дисциплинам. Например, скоростной спуск — это в основном движение прямо вниз с горы, вы следуете контуру трассы. Супергигант - по сути то же самое. Кроме того, что они добавляют число ворот. Гигантский слалом - это своего рода ритмическое катание на лыжах.
Выигрывать скоростной спуск, выигрывать супергигант и гигантский слалом могут лишь 500 человек в мире. А слалом стоит особняком, как самая специализированная дисциплина.
Снаряжение в GS может устранить многие из этих пробелов. Нужно накатать много миль, чтобы стать хорошим в гиганте. Хорошее снаряжение поможет и в Super-G.
Спортсмен может быть не очень хорош в планировании. У него могут быть очень большие проблемы, которые причиняют боль, вплоть до того, что не позволяют соревноваться ежедневно на каждом спуске.
Но если у вас хорошее снаряжение GS, вы можете очень, очень хорошо справляться с Super-G и в спуске. Конечно, оборудование совершенно разное. Я имею в виду, что слалом ные лыжи - 165 см, а спусковые – 220 см. В спуске скорость достигает 100 миль в час.
А в слаломе вы двигаетесь со скоростью 30 миль в час. Так что это просто очень, очень разные вещи. И я собираюсь вернуться к тому, как все зависит от человека, у всех по-разному.
Существует много внешних факторов, которые влияют на катание. Это действительно сложно. Снег меняет структуру, трасса становится все более и более бугристой, освещение меняется на открытом воздухе. Есть ветер. Когда люди смотрят Олимпийские игры, они такие: «О, вот этот победит». И фавориты не побеждают. В большинстве случаев, когда вы знаете фаворита на Олимпийских играх, например, 100 метров вольным стилем по плаванию, вы знаете, кто победитель.
Шокирует, если он не выигрывает. И соревнование по сути завершено, если не случится какой-нибудь катастрофы в плавании до того, как выстрелит пистолет. В горных лыжах все совершенно наоборот. Все очень и очень сложно.
А дальше все усугубляется тем, соревнования настолько разные, что вы должны тренироваться в разных местах. Например, в мире есть только два-три места, где вы можете тренировать скоростной спуск. И вы накатаете очень много миль, пока пытаетесь подготовиться к настоящей гонке Кубка мира. Сравнивать техническую сторону вещей сложно.
- Это было здорово. Давайте поговорим о Микаэле. Ты сказал, что сделало Марселя таким особенным. Ты говорил об Одерматте, что у него есть некоторое сходство с Марселем с точки зрения подхода. Когда речь о Микаэле, видишь ли ты сходство с точки зрения подхода, менталитета, скажем, с Марселем или Одерматтом? Почему она просто продолжает побеждать?
- Я бы сказал, что Микаэле определенно нравится гораздо более структурированный подход к этому виду спорта. Это продолжается с того момента, когда ей было пять лет, и до сих пор. У Эйлин, ее мамы, есть структурированная система. Микаэла невероятно хорошо справляется с ней изо дня в день.
Я не думаю, что найдется так много людей, способных на это. У Микаэлы есть небольшой уровень технических знаний в катании на лыжах, которые хорошо усвоились и очень похожи на учебник. Она - как идеальная лыжница из учебника. У нее это так хорошо получается.
Не скажу, что мне не нравится подобный подход, но как будто маловато артистизма и волнения, потому что все просчитано. Она настолько хороша, что не обязательно переходить на следующий уровень.
Помните Боде? Он был потрясающим спортсменом. Он чутьем знал, что может делать, и в значительной степени игнорировал общие правила. И это привело к довольно вдохновляющему, но совершенно особому стилю катания.
Микаэла - полная противоположность. Она - как учебник о том, что такое катание на лыжах. Вероятно, такой подход выгоден.
Именно потому ей не нужно ментально переходить на другой уровень. Она этого не делает. Похоже, ей нравится делать вдохновляющие вещи, например, когда она участвует в гонках по скоростному спуску, она выигрывает скоростной спуск. Она участвует в гонках, потому что ей не нужно идти на огромный риск. В то же время София Годжа как будто похожа на Боде Миллера. Она любит рисковать в 10 раз больше, чем необходимо. И из-за этого она получает травмы пять раз в год.
В то время как если Микаэла получает травму, это своего рода случайность, как это было в прошлом году. Она не идет на большой риск, потому что ей это не нужно.
Меня всегда впечатляет, что кто-то может так, потому что я никогда не мог бы этого сделать. Черт возьми, я считаю себя довольно дисциплинированным, но моя дисциплина - одна десятая дисциплины Микаэлы.
- Я тебя знаю много лет. Что такое дисциплина? Я не думаю о тебе, как о чуваке, который разбил прошлой ночью все в гостиничном номере. Ты имеешь в виду сами гонки или все вообще? Вся подготовка, все обучение круглый год? О чем речь?
- Я мог потренироваться пару недель и внезапно уехать катать фрирайд с моими друзьями. И это не было заранее предусмотрено. Я имею в виду, что я делал большую часть моей программы в межсезонье. В целом, мы обучаемся на протяжении всей жизни в каждом сценарии, а не только на склоне и на соревнованиях.
- Все это очень хорошо, ладно, давай перейдем к большому слуху. Я услышал об этом месяц назад, не знаю, когда ты услышал об этом, ну да, разговор о Линдси Вонн. Возможно, она вернется назад. Что ты можешь сказать об этом?
Продолжение следует
Интересно! Ждем продолжения...