Как уже неоднократно писал "СЭ", вскоре после завершения Игр в Ванкувере состав руководства и структура Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России подверглись значительным изменениям. Исполняющей обязанности президента федерации стала вице-чемпионка Олимпиады-1994 в Лиллехаммере Светлана Гладышева, которая, по нашим данным, вскоре от приставки и.о. избавится. Плюс в новом сезоне к работе с мужской и женской сборными страны приступят известные специалисты из Словении Урбан Планиншек и Марьян Чернигой соответственно. Контракты с ними оформлены по системе 2+2.
Наконец, было принято решение об упразднении должности главного тренера и введении поста спортивного директора сборной России, на который и был назначен Мельников. Корреспондент "СЭ" побеседовал с ним в ходе недавнего чемпионата России в Терсколе.
За плечами 44-летнего специалиста победа на юниорском первенстве мира-1983 в комбинации, а также долгие годы на посту старшего тренера женской сборной, которая во главе с Гладышевой и Зеленской наводила в свое время ужас на соперниц любого уровня.
* * *
- Понятно одно: сейчас в России нет специалистов, способных вывести мужскую и женскую команды на качественно новый уровень, - констатировал Мельников. - Кстати, все тренеры, работавшие в сборных, с этим согласны. Вот почему главным решением стало приглашение иностранных специалистов, имеющих за плечами опыт работы на самом высоком уровне. Планиншек и Чернигой стартовали в сборной Словении с того же уровня, который сейчас имеем мы, и добились высоких результатов в Кубке мира и на Олимпийских играх.
Наши новые команды будут сформированы по уровню мастерства. Структура подразумевает наличие основной сборной, ориентирующейся на завоевание очков в Кубке мира и Кубке Европы, команды В, которая будет готовиться к юниорскому первенству мира, и так называемой "команды развития". В ней спортсмены станут обучаться технике, а также проходить просеивание для попадания в команду В.
- Почему при выборе тренеров вы остановились именно на кандидатурах словенцев?
- Во-первых, это приемлемое для нас сочетание цены и качества. Во-вторых, Словения - маленькая страна - не уступает ведущим горнолыжным державам. Более того, словенские команды при скромных бюджетах и кадровом дефиците добиваются хороших результатов и остаются конкурентоспособными далеко не только в горнолыжном спорте.
Чернигой на протяжении двадцати лет живет в Америке, где работал с Пикабо Стрит, Линдсей Вонн, Джулией Манкусо - все эти спортсменки в рекомендациях не нуждаются. Ну а словенка Тина Мазе на прошедших в Ванкувере Играх завоевала под его руководством две медали. По нашему мнению, Планиншек и Чернигой способны систематизировать работу мужской и женской команд и выстроить взаимоотношения с региональными клубами. При этом в тренерские штабы войдут и австрийцы, и другие иностранные специалисты, и наши.
Вся культура горных лыж сконцентрирована в Альпах. Да, мы могли бы договориться и с более дорогостоящими и топовыми тренерами. Но нам нужны заряженные на победы люди, способные передать спортсменам всю свою положительную энергетику. Именно этого, на мой взгляд, не хватило бывшему старшему тренеру мужской сборной Бернду Цобелю, хотя он высококлассный специалист и многое сделал за последние четыре года.
- Планиншек, если не секрет, обошелся дешевле, нежели Цобель?
- Не на много. При этом объем работы у Планиншека окажется больше. Цобель отвечал только за основную команду, а на Планиншеке - вся система подготовки сборных команд России. От последнего юниора до Хорошилова. Мы понимаем, что с теми, кто есть у нас в наличии, необходимо работать на протяжении пяти-шести лет. Но за результат в Сочи никто ответственность с нас не снимает.
- Чего смог добиться Цобель за период пребывания у руля мужской команды?
- Он сделал все, что мог. Как специалист, воспитанный на традициях австрийской школы, Цобель адаптировал наших спортсменов в плане технической подготовки и организации тренировочного процесса. Единственное, он работал в рамках только одной команды. Мы знакомы достаточно давно: на Олимпиаде в Нагано я руководил нашей женской сборной, а Бернд тренировал австрийских мужчин.
- В интервью нашей газете год назад Цобель сказал, что русских спортсменов на протяжении десяти лет неправильно тренировали.
- В России массовый горнолыжный спорт очень популярен, но в профессиональном плане мы испытываем затруднения. Большой проблемой для горнолыжных школ является дорогостоящее оборудование. Плюс новые технологии подготовки снега также весьма затратны. Да и методика подготовки юных спортсменов хромает. Не думаю, что детский тренер заведомо хочет что-то сделать неправильно. Просто он в меру своих возможностей пытается решить эти проблемы. А их у него больше, чем у австрийских коллег.
- В следующем сезоне только Александр Хорошилов будет на постоянной основе представлять мужскую сборную в Кубке мира?
- Согласно моему видению ситуации, на данном этапе наши ребята готовы решать задачи только в Кубке Европы, в котором надо набирать очки для расширения квоты в турнире рангом выше. Вместе с тем считаю, что в слаломе Хорошилов и сейчас способен стабильно входить в тридцатку лучших на этапах мирового Кубка. Посмотрим, как наши спортсмены будут выглядеть накануне сезона.
- Не боитесь, что качественной работе помешает языковой барьер?
- У нынешней молодежи другой менталитет: они умеют объясняться, учат языки. К тому же иностранные специалисты очень быстро овладевают русским. По крайней мере необходимыми специфическими терминами.
- Главная надежда мужской сборной в ближайшие четыре года - бронзовый призер юниорского чемпионата мира-2010 в слаломе Сергей Майтаков?
- Согласно статистике, звезды юниорских первенств заявляют о себе в Кубке мира спустя три-четыре года. Это, понятно, не относится к таким талантам, как, например, Марсель Хиршер. С другой стороны, не считаю, что потенциал Хорошилова исчерпан. В Сочи ему будет 30 лет, это не возраст для современного горнолыжного спорта. Кроме того, при должном настрое есть определенные перспективы у Степана Зуева. Ну и не надо сбрасывать со счетов плеяду совсем юных спортсменов.
- А не стоит ли во имя большой цели создать тепличные условия для Елены Простевой, самой успешной сегодня горнолыжницы страны?
- Нет. Большой спорт не подразумевает таких условий, и к тому же горные лыжи крайне травматичны. У нас уже был подобный опыт, когда вокруг нескольких спортсменов мы создавали особые условия. Но эта система по тем или иным причинам не сработала. Что же касается Простевой, то она провела очень хороший сезон, в ходе которого поднималась на пьедестал Кубка Европы и зарабатывала рейтинговые очки в Кубке мира. С другой стороны, есть и не менее талантливая Ляйсан Раянова.
- Многие российские команды по другим видам спорта активно привлекают натурализованных спортсменов.
- У нас в этом особого смысла нет. При переходе из одной страны в другую спортсмен теряет свой FIS-код. По большому счету карьеру приходится начинать с нуля. На набор необходимых для участия в Кубке мира очков он тратит несколько сезонов. Легионеры, выступающие за команды Молдавии и Болгарии, например, потеряли по четыре года. Да и ни один спортсмен, имеющий шанс побороться за медали под флагом своей страны, спортивного гражданства не поменяет. Выходит, для сборной мы можем заполучить только "пенсионера", находящегося на закате.
И еще один момент. Допустим, гипотетический австриец, подобно фигуристке Юко Кавагути, стал россиянином. Что он будет делать по окончании карьеры? Кавагути-то в лучшем случае может выйти замуж за японца, и паспорт ей вернут.
Вот вам такой пример. Австриец Пепе Штрубель успешно отбирался в свою сборную, но на крупнейших соревнованиях оставался пятым лишним: исходя из маркетинговых соображений вместо него ставили Херманна Майера, даже когда у великого Херминатора дела явно не клеились. И Штрубель перешел в команду Словении, в рядах которой хорошо начал сезон. А затем получил травму - и сборная, базировавшаяся на нем, попросту развалилась.
Я не верю, что спортсмен в расцвете сил, ничем не связанный с Россией, будет за нее "умирать". И никто меня не переубедит. Сами будем выигрывать.
Дмитрий ОКУНЕВ
Терскол - Москва