Так уж получилось, что самые бодрые спуски и сложные линии сезона удалось сделать в июне. Аккурат на пике своей формы. Район ледника Туюксу - одно из немногих мест в бывшем союзе, где можно прибывать с комфортом на высоте 3500 и при этом делать очень бодрые спуски в больших горах на сложном комплексном рельефе. В этом году лето здесь оказалось очень многоснежным. В среднем хорошая кондиция снега и его количество позволило нам с командой сделать множество повторов линий (second decent) и несколько первопроездов. Некоторые из них были очень бодрящими.
Проезд сложной линии – еще тот ребус. Нужно понять, с чем ты имеешь дело, какой рельеф тебя ждет, какие препятствия на пути. Кондиция снега – когда она будет лучшей? В 10 утра еще рано в 11 уже поздно. Берги, узкие кулуары, фирн, скальные сбросы, все это лишь небольшой набросок траблов с которыми предстоит столкнуться. Компиляция множества факторов в совокупности с опытом позволяют оценить возможность спуска и примерить его на себя. Важно не просто соскоблить и сохранить лицо, но и оставить после себя красивую линию, за которую не стыдно.
Лично для меня несколько линий были определенно шагом вперед. Почти каждый спуск – с ледорубом в руках. Кому то из ребят приходилось пользоваться им по назначению, меня же Бог миловал. Юзал только для подстраховки. Ко всему прочему, удалось протестировать на деле французскую систему градуировки сложности спусков, примерял ее на себя. Начал с повторов линий прошлого года с уже существующей сложностью.
г. Молодежная. Своего рода "домашняя" гора для тех, кто в теме. Мне довелось сделать три спуска с неё. Спуск правее «ножа», розовая линия: AD+, 4, E2, III, 50°. Гребневой маршрут, оранжевая линия. На фото хорошо видно, что на траверсе придется лавировать между огромными ледовыми трещинами AD, 4.2, E2, III, 45°.
Плечо Туюксу. AD, 4, E2, III, 45°. За год мне удалось его катнуть дважды в совершенно разных кондициях, от состояния паудер до фирна. Разница колоссальна.
От простого к сложному, мы с командой стали переходить к первопроездам:
Спуск от вершины Погребецкого по седловине между верш. Локомотив. Основная опасносность как и в случае с г. Молодежная – это траверс к седловине на котором можно а) разложиться в трещину б) улететь в скальную стену при потере контроля при спуске по кулуару AD, 3.2, E2, III, 45°
Спуск по телу ледника Партизан(?) Очень сложный по кондиции снега (его отсутствие) и навигации спуск. Сверху все куда сложнее: непонятно куда ехать, где нужные перегибы, а где ледовые сбросы. Не будь поддержки снизу, черт знает, чем закончилось бы… Единственный спуск, где мне действительно хотелось иметь ледоруб. При падении можно сыграть в ящик. AD, 4.3, E3, III, 45°
Локомотив. AD, 4.2, E2, III
«Лопата» D -, 5.1, E2, II. Один из самых сочных спусков, у меня – так точно. За пару дней до нас эту стену катнули Рэйдж и Игорь Подгурский, тем самым сделав первопроезд. Вдохновившись, мы решили повторить, предварительно проехав по плечу Туюксу с целью затестить качество снега. Экспозиции у обох стен одинаковые, от простого перешли к сложному. Здесь уже и угол покруче (на перегибе 55-60) и последствия, как видно, хуже. Наверху специально сидели и ждали, когда солнышко подпустит снежок.
Центральный кулуар Игл Туюксу. Кульминация сезона. Косой крутой кулуар с несвязным свежим снегом, лежащим поверх фирна и льда. Sluff management затруднен узостью кулуара. Плохие кондиции влекут за собой плохой стиль. Мало просто спуститься, ты должен делать это красиво...D, 5.2, E2, III
Более подробно о классификации сложности спуска можно узнать здесь и здесь.
"Летние" линии и оценка сложности спуска в ски-экстриме
Комментировать
- 1
+1
aka_Noble_Fish
18 Июня 2015 (17:35) #
Круть!!! Молодцы!
Ответить
- 6