Как правильно путешествовать по Швейцарии
Эта история совершенно самостоятельная, но начало темы здесь.
Сразу сделаю небольшое вступление. Меня никто и никогда не просил пиарить швейцарские железные дороги (SBB). Все, что я про них пишу ниже — это результат моих личных впечатлений. Не плод фантазии, хотя так вполне может показаться. ЭТО то, что я увидел своими глазами и почувствовал на собственной шкуре... Ну... Или тем местом, на котором обычно сидят.
Конечно, я был бы рад, если бы меня об этом попросили :-). Но… Увы… Этого не произошло...
*****
Разумеется, можно взять в аренду машину, мы так поступали и не раз, и были счастливы. В Швейцарии отличные дороги и понятная навигация. Ну, а парковки, они везде платные. Правда, Швейцария не была нашим основным местом дислокации, обычно мы приезжали сюда из Франции или Италии (через ту же Францию).Прилетали в аэропорт Женевы, у SWISS AIR часто бывают соблазнительные предложения. Причем, скажу по секрету от швейцарцев, машину лучше арендовать в Женевском аэропорту… на территории Франции. Получится дешевле. Правда, в отличие от автомобиля из швейцарской прокатной конторы, у вас не будет виньетки для проезда по автомагистралям Швейцарии, без которой можно нарваться на приличный штраф. Вам придется покупать виньетку самостоятельно, но это не катастрофически дорого.
Что такое швейцарские железные дороги и волшебный свисспас, который действует на все виды транспорта и по которому можно объездить ВСЮ страну, бесплатно посетить невероятное количество музеев, а там, где не бесплатно, со скидкой... Разумеется, я слышал. Но никогда не пробовал… Как неведомый экзотический фрукт с нижней части школьного глобуса… Да, слышал, что есть такой и очень вкусный, но никогда не пробовал.
ЭТО фантастически удобно. Не то, чтобы ОНО меня сильно удивило... Но сильно обрадовало. Когда понимаешь, что красный билет в пластиковой обложке откроет перед тобой все двери и ты совершенно свободен в выборе на тему «куда глаза глядят»... На душе становится удивительно хорошо и приятно.
С маркета устанавливаем на телефон приложение SBB-Mobile, разумеется, бесплатно.
Если в этом волшебном приложении набрать названия начальной и конечной точки вашего путешествия, то дисплей телефона подскажет не только железнодорожный вокзал, на котором вам нужно сделать промежуточную пересадку и номер платформы, куда прибудет ваш поезд, но и наиточнейшее в мире швейцарское время — когда вы окажетесь на вожделенном месте.
А если вы едете в гости, и вам придет вдруг в голову непреодолимое желание — заказать по телефону суп, может же такое случиться... Будьте уверены — суп не успеет остыть. Кстати, мне нравится томатный, впрочем, луковый тоже хорош.
«Но это еще не все». Приятные сюрпризы начинаются еще дома. Электронной регистрацией никого не удивишь. Но приятно. Можно зарегистрироваться на рейс за 23 часа по интернету… Ну… Если вы летите SWISS AIR (не одни швейцарцы, кстати, так делают). По дороге туда, возможно, это еще не так важно. Но вот оттуда…
Мы приехали в Женеву из Ридеральпа утром. Вылет вечером. Сразу прошли регистрацию, сдали багаж и… пошли гулять по городу налегке… Впрочем… рюкзак за спиной и фотоаппарат на шее — это не совсем налегке… Зато без чемодана… на колесиках.
Вернулись незадолго до вылета и пошли на посадку (поезда из центра Женевы до аэропорта идут 7 минут, с периодичностью 5-10 минут). Правда, Володя все время нервничал, но, по-моему, он жаждал встречи с дьюти фри (дьюти-фри как дьюти-фри... ничего особенного).
«Но и это еще не все». Можно в Домодедово, сдав свой багаж, получить его в том месте, куда вы едете, не таская его на себе через всю страну, от самого аэропорта. Правда, это платная услуга. Если не ошибаюсь, порядка 40 франков. Вы путешествуете по Швейцарии с рюкзаком и фотоаппаратом, а ваш чемодан путешествует по Швейцарии совершенно самостоятельно, ну… не совсем, но, по крайней мере, без вас… У вас свободные руки и свободные отношения. И встретитесь вы со своим ненаглядным в той самой деревушке, где намерены с ним дальше жить. В мире и согласии.
Привлекательнее всего то, что все передвижение по стране от аэропорта до… аэропорта, работает как один механизм — единая транспортная система, включающая поезда, автобусы и пароходики на озерах... И доставляет… массу удовольствия…
Нет. Вот тут я несколько преувеличиваю. На второй день это уже воспринимается как должное, потому, что ЭТО страшно удобно и естественно, а к хорошему быстро привыкаешь.
Знаете, на что это похоже? Передвижение по стране с множеством стыковок и пересадок?
Представьте, что вы едете на автомобиле через большой город, с невероятным количеством перекрестков и светофоров… Представили?
И на всех перекрестках горит зеленый!!!
И ни одной пробки!!!
Кстати, SWISS AIR порадовал еще одной мелочью, на которую раньше я не обращал никакого внимания. К пластмассовой одноразовой посуде я давным-давно привык и воспринимаю это как должное, и не нахожу в этом ничего неудобного… В SWISS AIR ножи, ложки и вилки металлические. Понимаешь, что ты не на пикнике и чувствуешь себя человеком... Оказывается, это приятно. )))
Эксперимент #1
Имеем: 10 часов до вылета самолета, рейса Женева-Москва, здоровенную багажную сумку на колесиках и расписание поездов из города Бриг, что почти в трех часах езды до аэропорта Женевы.
Забываю рюкзак на скамейке железнодорожной станции Мёрель.
Вспоминаю о нем на платформе железнодорожного вокзала в городе Бриг... За 8 минут до отправления поезда Бриг-Аэропорт Женева.
Бегу назад, на вокзальную площадь, куда приехал поезд из Мёреля и, на всякий случай (вдруг рюкзак сам в поезд запрыгнул) проверяю все вагоны, включая второй класс, и плевать, что ехал я в первом. Допрашиваю машиниста, затем выпрыгиваю из поезда, благо, что он отъехал недалеко и, к счастью, имел неосторожность остановиться.
Бегу назад, на вокзал, на платформу, куда уже приехал поезд, следующий в аэропорт города Женевы. Забираю у ошалевшего попутчика свою здоровенную сумку на колесиках. Нежно прощаюсь, обещая вернуться, o-ops, встретиться, например... в аэропорту и, не торопясь и спокойно, иду назад, на вокзальную площадь, откуда отправляется следующий поезд, в сторону станции Мёрель. А точнее, в сторону рюкзака, лежащего себе там на скамейке.
Швейцарские кондукторы, по всей вероятности, самые внимательные и предупредительные кондукторы на свете. По крайней мере, из тех кондукторов, которых довелось мне встретить на моем незамысловатом жизненном пути. Швейцарский кондуктор пять раз за поездку проверит ваш билет, как будто за предыдущие 15 минут в нем что-то поменялось и непременно поинтересуется, чем он сможет вам помочь.
Терпеливо выслушав историю иностранца о черном рюкзаке по имени Дютер, со свистком и оранжевыми вставками, оставленном в Мёреле, кондуктор достал из кармана форменной куртки универсальный швейцарский телефон, долго говорил по нему, потом спросил мое имя...
Значится так... В 11.33 на платформу 11A, из Мёреля прибудет поезд, который привезет мой рюкзак... Поэтому у меня есть полчаса свободного времени, чтобы познакомится, сделать серию фото и быстро пробежаться по славному городу Бриг... Что я, разумеется, с удовольствием делаю. Везу за собой сумку, неустанно постреливая затвором фотоаппарата ...
Ровно в 11.33 на платформу 11A прибыл мой поезд, кто бы сомневался? В пустом багажном вагоне, с одним окном, на полу, в полном одиночестве, лежал мой скучающий рюкзак с... бумажной биркой, на которой черным маркером чьей-то твердой рукой было размашисто написано — «Херр Сергей»...
В 11.57 я сел в поезд Берн-Аэропорт Женева... Время в пути 2 часа 40 минут. На всю операцию ушел ровно час (поворять эксперимент на Павелецком вокзале категорически не советую).
Спасибо Waldemar In Albon — швейцарскому кондуктору. Это имя, как у каждого швейцарского кондуктора, было написано на левом нагрудном кармане форменной кондукторской рубашки.
Bern
...стеклянная клетка, во все небо, над вокзальной площадью… Изогнутые ленивой дугой, невероятно широкие — для средневековых — улицы.Упитанные, коренастые как грибы дома, под широкополыми крышами…
Склады велосипедов на площадях… Велосипедисты... и хорошенькие велосипедистки.
Полицейские и военные, непременно, кучками по пять штук... или по восемь, вдруг кто обидит, одинаковые, словно раскрашенные солдатики из картонной коробки... Апре-офисные люди, и просто... люди, которые очень не любят, когда их фотографируют но при этом неплохо получаются…
Босой бездомный мальчишка, который дразнит фонтан, играет с ним и лезет на жесткую и прямую струю... Словно это не фонтан, а дерево...
Брусчатые, неудобные, гулкие мостовые… Старые фонари… Шершавые штукатурные стены с цветными, картинками в пастельных тонах.
Квадратные, как довоенные шкафы, башни, с колючими и угловатыми шпилями...
Блестящие золотом на стрелках, в закатном солнце, башенные часы…
И целый город, выплеснувший себя на площадь, зашумевшую от людского столпотворения... чтобы поесть...
Эксперимент #2
Как доехать, к примеру, до Люцерна? (Ридеральп-Мёрель-Бриг-Берн-Люцерн).
Итак. Чтобы попасть из точки А в точку Б, нужно начальную и конечную точки ввести в специальном приложении SBB, которое можно установить на телефон.
Все вокзалы, номера поездов и платформ, где нужно сделать пересадку, с точным временем прибытия и отправления вашего поезда, есть на сайте SBB, железнодорожном вокзале или в приложении телефона. Можно по часам следить, сверяясь с расписанием, когда поезд подъезжает к нужному месту, не боясь прослушать объявление своего пункта назначения по радио.
Маршрут будет предложен самый оптимальный. Чего уж проще?
На вокзале славного города Бриг, где мне нужно сделать первую пересадку, вижу поезд, который уходит в Берн раньше предложенного приложением, на целых 10 минут, да и еще и с надписью, понятной каждому нормальному человеку... EXPRESS... Ну какой русский не любит быстрой езды?
Решение поехать на экспрессе, чтобы приехать в Берн, где должна быть следующая пересадка, раньше, по-моему, совершенно естественное...
В поезде были огромные панорамные окна, в которых проплывали потрясающие альпийские пейзажи. Это было как в кино по каналу дискавери. Экспресс не пропустил ни одного стОящего пейзажа, старательно объезжая все препятствия, на своем пути.
И останавливался на каждой станции, выпустив и впустив новых пассажиров... В отличие от обычного поезда, который тем временем нырнул в тоннель, едва отъехав от Брига, и проехал в тоннеле полстраны без остановок.
Через 1 час и 10 минут, когда я должен был уже отъезжать от Берна... На следующем поезде... В сторону замечательного города Люцерн, по образцовому швейцарскому расписанию, мой EXPRESS прибыл в город Тун, что примерно в получасе езды от швейцарской столицы...
Ну, что же, Тун, так Тун. Лучше синица в руке, чем утка под кроватью.
Thun (Thoune)
Гигантское, белое, как лебедь, колесо обозрения над черепичными крышами игрушечного города и, кстати, лебеди, плавными стаями... И невероятного, изумрудного цвета шумная река… И деревянные, изломанные, складные мосты с чудо-механизмами, почерневшие за столетия, украшенные аккуратными зарослями цветов... Словно это и не мосты вовсе, а цветочные клумбы…Город-ярмарка с ряжеными, разноцветными шарманщиками, наполнившими город музыкой... как бочку пивом... Куда не шагни, отовсюду польется...
P. S. Подумалось, что ссылка на сайт SBB может оказаться нелишней, заодно можно посмотреть как это работает — http://fahrplan.sbb.ch или http://www.sbb.ch.
Выбираем язык — английский (фр., нем., ит.).
Например, набираем:
отправление: Genève-Aéroport (Аэропорт Женева, автотекст на четвертой букве уже предложит варианты),
прибытие: Saas-Fee, Busterminal (Саас Фе, автовокзал), ставите дату, время...
теперь Search connection...
Увидите все поезда, автобусы, время прибытия, номера платформ, если кликнете Show All Details.
Можно распечатать, взять с собой, если нет планшета — сохранить PDF, отправить себе на почту. Пересадки можно даже на карте googles посмотреть.
Wi-Fi (бесплатный) в поездах, автобусах, вокзалах, работает по коду, который можно получить в виде смс на телефон (к сожалению), в отелях Wi-Fi есть.
Сервис для вашего багажа, его величества чемодана (на колесиках) — http://www.sbb.ch/en/station-services/services/baggage.html.
Всё