Так как я работаю профессиональным спортсменом и постоянно участвую в соревнованиях Freeride World Qualifier зимой и Maxiavalanche Europe Cup летом, мне необходимо в сезон находится в Европе. О спортивных итогах года в другой раз, а пока почему Червиния?
Идея провести все лето, точнее летний катальный сезон, а в Червинии он длится с 30 июня по 8 сентября, в одном месте пришла по итогам летнего сезона 2012.
Тогда посетил десять байкпарков и три ледника за 10 недель, а это довольно утомительно, постоянные переезды очень сильно выматывают и в бытовом плане не комфортно, не возможно прикататься к трассам или распрыгаться в парке.
Выбрать место оказалось очень просто, количество курортов где можно кататься одновременно на лыжах и велосипеде весьма ограниченно и на всех основных мне удалось побывать. Les2Alpes хорош, подъемник для лыжников примерно до 3400, большой сноупарк, много трасс для велосипеда, но слишком шумно и много людей, очереди на подъемник огромны, особенно по утрам, но еще хуже с парковым бугелем. Тинь верх на 3200, много велотрасс, маленький сноупарк и все вроде бы хорошо, но этим летом сезон на леднике всего один месяц так как снега заметно меньше. Есть еще пару мест в Австрии где я не был и Саас-Фе в Швейцарии, в этой же области, в массиве Монтероза находится Червиния, которая и оказалась самым лучшим выбором для наших целей.
Возможно горнолыжники больше слышали о Церматте в Швейцарии, так вот Червиния имеет объединенную с ним область для катания на лыжах. В частности огромный ледник с 20 км трасс и большим сноупарком. Более того, это самый высокий подъемник в Европе верхняя точка 3899 метров, а это гарантия снега при любых раскладах. То есть с фристайлом все норм, а что с маунтинбайком?
В Червинии всего две байк-парковых трассы, одна из которых разделяется еще на три в нижних 200 метрах перепада высоты, эти ветки проложены буквально к этому сезону. Но меня это не смутило, так мой интерес все больше заключается в эндуро катании по диким тропкам, более того этим летом с собой впервые был только один эндуро велик Kona Cadabra.
Многие подумают что это очень дорого, но нет, если у вас есть немного денег и много времени как у меня, провести весь сезон не дорого. Арифметика такая: сезонный ски-пасс на 10 недель стоит 600 евро, только велосипедный ски-пасс 150 евро, снять апартаменты на такой срок естественно дешевле, мы смогли договориться о значительной скидке и жили втроем, что уменьшало расходы.
Цель таких сборов, повышение ОФП, поддержание горнолыжной формы и набор велосипедных навыков, а параллельно участие в соревнованиях.
Апартаменты находились на самом верху, примерно на 2150 метров, а тренировки и жизнь на такой высоте благотворно влияют на вашу физическую форму.
Вид из окна-фантастический великан Монте-Червино высотой 4478 метров, называемый “самой благородной скалой в Европе”.
Прямо рядом с апартаментом зона чилаута и барбекю, куда мы лазили через окно, не смотря на то что жили на шестом этаже!) Большой дом прочно врос в склон горы.
Барбекю жарили в оборудованной зоне в камнях, это стало целым ритуалом, сначала аперетив-холодное белое вино и закуски, а затем мясо. Причем быстро отказались от углей и жарили на ветках из соседнего леса, которые создавали естественный “дымок”.
Надо сказать долина Аосты гордится своим горным вином и некоторыми продуктами, сырами (самый известный сыр Фонтина), вяленым мясом, колбаса из оленины и серны, ветчина «де босс» которая готовится на перевале Гран сен Бернар, сало Лардорна. Из алкоголя: Граппа-виноградная водка. Женепипи-ликер из ледниковой полыни, самое высокогорное белое вино в Европе Refrain.
Уклад жизни здесь простой и умиротворенный, именно в этих горах я почувствовал на сколько не естественная у современного человека жизнь в мегаполисе. Раньше не замечал хаос который окружает человека к примеру в Москве, мне нравилось жить в столице, но сейчас-нет.
Вернемся к тренировкам, каждый день с 7 утра до 13 часов дня работали подъемники на леднике. Когда мы приехали, в Червинии было рекордное количество снега, в июле я сумел сделать спуск на лыжах до 2550 метров! То есть «катальный» перепад высоты 3899-2550 составил 1350 метров. Этого вполне достаточно что бы накататься и даже совершать интересные вне трассовые маршруты.
Статья про этот тут.
20-21 июля состоялись соревнования Maxiavalanche cup, которые едва не выиграл в своей категории, вот видео.
Трасса начиналась на высоте 3480 метров на леднике и скатывалась вниз в Червинию аж на 10 километров по разным оврагам, склонам и ручьям, то еще приключение!
Статья об этом тут.
Немного осмотревшись мы совершили восхождение на Брайтхорн 4165 метров, известную своей красотой обрывистую вершину, на которую со стороны ледника ведет довольно простой подъем. Дальше уходят тропы по всему массиву Монтерозы, самой величественной и высокой в Альпах, здесь 14 вершин выше 4000 метров. Для альпинизма и высокогорного треккинга просто рай.
Статья об этом тут.
Собственно, на треккинг очень подсел, совершая каждый раз новые прогулки, некоторые из которых занимали у меня по шесть часов. В треккинге есть свои секреты, например удобная обувь и одежда (у меня это Columbia) которая позволит справится с температурными перепадами, на солнце или внизу жарко-наверху или в тени холодно.
Главный парадокс треккинга идти вверх легче чем вниз! Дело в том что во время спуска, особенно если склон крутой начинают перенапрягаться и жутко болеть мышцы которые обычно не особо задействованы, например некоторые в бедре. Поэтому проложить идеальный маршрут не простая задача, на нем может быть крутой подъем, но желательно обойтись без крутого спуска. Собственно Червиния хороша тем, между ней и соседним Вальтурнашем идет пешеходная дорога примерно на одной высоте, на походе к Вальтурнашу долина «проваливается» вниз на 1500 метров, создавая эпичные пейзажи. Красоты при этом невообразимые, в районе Червинии три больших озера и множество маленьких. Здесь же проходит так называемый «тур Монтероза» многодневный треккинговый маршрут с ночевками в приютах.
В какой то момент подумал, блин идти хорошо, но ехать то лучше!) И стал совершать масштабные вылазки на велосипеде. Собственно, мне быстро наскучили уже проложеные трассы и я начал кататься по «диким» трейлам. Надо сказать все они отлично промаркированы и имея карту вы никак не заблудитесь. Да, конечно кататься по пешеходным трейлам вроде бы нельзя, но из них по настоящему загруженный только один, который идет под подъемником, а на остальных людей мало. Самый крутой трейл, это подняться от 2550 на приют 2810 по несложному подъему, большую часть заезжал на велосипеде, а затем длинный плавный трейл на 2050 в поселок с твердой и хорошо накатанной тропинкой. Встретить на таком маршруте диких животных-раз плюнуть. Постоянно встречал серн с большими рогами, оленей, коз, зайцев, лис и других животных. При этом, конечно, каждый раз это праздник, находится наедине с природой бесценно.
Вокруг Вальтурнаша с обоих сторон по горам идут дороги «траверсы» постепенно набиралось 300-500 метров высоты, откуда вниз шли разнообразные пешеходные тропки. Самый эпичный трейл шел от следующего курорта вниз по долине Шамоис в Вальтурнаш. Вырезанный в крутом склоне горы с фантастическим с «опилочками» грунтом с приятными заносами, переходящий в сложную каменную лестницу, а затем снова в флюидную быструю тропинку и все это на огромной протяженности.
Самый сложный спуск с горы занял у меня не много не мало 45 километров! Выглядит это так, с подъемника в Червинии на 2800 заезжаешь вверх на перевал на 2910 метров, там постоянно живут козы, можно с ними сфоткаться и дальше вас ждет самый крутой трейл который я только знаю, с 2900 до примерно 1700 метров идет длинная пологая тропинка в соседнюю долину Аяс, ехать туда на машине займет пару часов, на велосипеде напрямик сами понимаете быстрей)
Можно спуститься в городок, или подняться дальше в соседнюю долину Грессоней. Подвох заключается что потом нужно своим ходом набрать километр до перевала 2770 метров, но меня это не смущало, а даже наоборот заводило. Всю проселочную дорогу реально заехать на велосипеде и только от приюта на 2600 до перевала идет тропинка с элементами альпинизма. Так вот оказавшись на перевале на 2770 дальше что?
А дальше многокилометровый спуск, причем на выбор в Вальтурнаш или Шамоис, круг замкнулся. Людей на этом маршруте почти нет, а вот тропинки очень хороши, он как раз является частью тура Монтероза. Такой путь по факту занимал часов семь, а то и больше.
Ну и самое крутое что я сделал-спустился по леднику в Церматт. Конечно это не предусмотрено никакими офисами по туризму, хотя альпинисты постоянно ходят из одной долины в другую. Но выяснив, мой сезонный ски-пасс действует на всех подъемниках в Церматте, я не смог удержаться) Там конечно много разных тропок, но как ни странно вообще нет спрофилированных велосипедных трасс, все они «дикие». Есть только одна траса кубка мира по даунхиллу, который прошел здесь пару лет назад, спустился по ней, удивившись паре сложных мест.
Возвращение назад это набор «всего лишь» 400 метров по высоте прямо по леднику с 2900 до перемычки на 3300 метров, как раз оттуда провели максиваланч.
Минус Церматта это то, что они рекламируют как плюс-отсутствие автомобильного транспорта в поселке. По нему ездят уродливые электро-кары такси за фантастические Швейцарские тарифы, не в магазин съездить, не лыжи подвести-в вытянутом на пару километров поселке это проблема. В Червинии к счастью такого нет, но есть свой минус-высота и из-за этого прохладный климат, на коротком отрезке этого не заметить, но местные стараются жить в Вальтурнаше на 1500 метров, там значительно теплей и приятней. Зато 2050 метров в Червинии, позволяют называть местное гольф-поле в 18 лунок самым высокогорным в Европе.
Вообщем фрирайда и эндуро этим летом отхватил по полной, как ни крути.
Остается добавить, Червиния самый популярный у Россиян горнолыжный курорт в Аосте, поэтому всем желаю побывать там летом, хоть разок.
Базовая информация: ближайший аэропорт Турин и Милан, а так же Женева. До столицы Аосты ходит поезд, оттуда до Червинии 50 км. От ближайшей ЖД станции городок Шатильон, до Червинии 30 км по серпантину, ходит автобус. В Шатильоне ближайший большой супермаркет с прекрасным отделом местных Валледаостанских продуктов.
В Аосте ближайший курорт с байк-парковыми трассами, это Пила. Мы покатались и там, а еще я съездил на море в Лигурию и в другие места, но это уже другая история. На эту зиму оплатили апартаменты в Курмайоре, у подножия Монте Бьянко…
Автор: Иван Малахов
Спасибо за поддержку, маунтинбайк: Kona, Dakine, O'neal
Горные лыжи: Columbia, Head, Giro
Фото автора, Анны Орловой и Андрея Британишского
Огромная благодарность за помощь в подготовке этой статьи Министерству Туризма и Спорта Валле-д*Аоста и лично Анне Саудин.
Ознакомиться с дополнительной информацией можно на официальном сайте