Северная часть необъятного «лыжного рая» Парадиски – Лез Арк – компактнее Ла Плани, подъемников и трасс тут поменьше. Живописные лесные спуски Пеисей-Валландри, захватывающий фрирайд на склонах Aiguille Rouge… Но самое привлекательное для большинства лыжников – это, конечно, возможность ски-сафари по всему объединенному региону.
Если живя, скажем, в Арк-1950 вы намерены поскорее попасть в Ла Плань, сделать это можно следующим образом.
С помощью 6-креселки Bois de l’Ours поднимитесь на Arpette (2413) и длиннющей «синей» трассой, то и дело переходящей в пологий траверс, двигайте прямиком в План-Пеисей, к канатной дороге Vanoise Express. Пересекая западные склоны, все время следуйте по самым левым дорожкам – стоит хоть однажды уйти вправо, придется еще раз подтягиваться наверх.
Через долину Nancroix двухэтажный вагон перевезет в район Ле-Кош. Затем надо будет спуститься в сам поселок, откуда 12-местные гондолы или 6-креселка доставят к отметке 1880 м. Следом еще два подъема – через Dos Rond на перевал Arpette ( ), откуда перед вами, наконец, откроется панорама Ла Плани --
Можно скатиться в Бель-Плань, подняться на Roche de Mio (2700) и направиться на трассы Bellecote (3417). Или откочевать в сектор Шампани-эн-Вануаз. Или съехать к станции Белькот и, сменив еще несколько канаток, в конце концов оказаться на склонах Grande Rochette (2505) или Biolley (2350)…
Стоит иметь в виду, что за один день детально изучить обе части региона Парадиски, суммарная длина трасс которого составляет 425 километров, физически нереально – не хватит ни времени, ни сил! Об особенностях ски-сафари по Ла Плани мы уже рассказывали. Ниже речь пойдет о том, как по-быстрому, не дублируя спуски, познакомиться с наиболее интересными трассами Лез Арка.
Неважно, базируетесь ли вы в Арк-1800, 1950 или 2000, в начале путешествия советуем подняться на Col de la Chal. Из «1800» сюда доставляют гондолы Transarc; со стороны «2000» и «1950» – 6-креселка Arcabulle. В порядке разминки пройдитесь вдоль нее по несложной «красно-синей» трассе, после чего снова подтянитесь наверх.
Пологий спуск к 4-креселке Grand Col, которая вывезет на 2830 метров. Отсюда можно двинуться вниз по «черному» склону – или по «красной» дорожке длиной 1,8 км. Доехав до конца, уходите, не сбрасывая скорость, направо и следуйте в направлении Арк-2000, к гондольной дороге Varet. Поднимитесь и пройдите качественную нижнюю часть трассы Arandelieres.
Теперь можно отправляться на самый верх региона – на Aiguille Rouge (3226): 8-местные гондолы + 70-местный фуникулер.
Прежде чем начать долгий спуск с вершины, не поленитесь метров двадцать подняться к естественному смотровому «балкону», чтобы полюбоваться открывающимися с него видами. На северо-западе, под ногами, будет котлован Лез Арка. На севере – панорама горных цепей в окрестностях перевала Малый Сен-Бернар (2188), а на горизонте – массив Монблана (4810). На юге, совсем близко, Aiguille du St. Esprit (3419) и Mont Pourri (3779) – это территория национального парка Vanoise... В юго-восточном направлении (10-15 км по прямой) находится регион Эспас Килли с курортами Валь д’Изер и Тинь.
Длинная, семикилометровая, трасса, ведущая на окраину региона, в Вилларожер, способна подарить немало ярких впечатлений. Сложна она лишь поначалу, ниже спуск заметно «краснеет»; проезд над крутым обрывом огорожен страховочной сеткой. В зоне леса ждут приятные, не требующие большого напряжения участки. При желании можно максимально удлинить путь, уйдя на траверсный дублер Lys… Двигаясь вниз, обратите внимание на расположенный по другую сторону долины небольшой горнолыжный курорт Сен-Фуа Тарентез (1550).
В деревенском Вилларожере
Подъем из Вилларожера на трех последовательных креселках займет минут 20-30. С верхней станции Droset предстоит скатиться в долину Pre Saint Esprit. Сильные лыжники двинутся туда напрямую – нератраченным «черным» ски-рутом; все остальные смогут съехать по «синей» трассе, огибающей Арк-2000 и 1950.
Вид со склона Lanchettes на верхние поселки Лез Арка
На восточную сторону Tetes (2388) вытянет 3-креселка Comborciere. Сверху хорошо виден курорт Розьер (1850), раскинувшийся на противоположном склоне тарентезской долины, в пяти километрах по прямой. Вместе с итальянским Ла-Туилем он образует обширный интернациональный горнолыжный регион Эспас Сан-Бернардо (160 км трасс).
Начав следующий спуск по «красной» дорожке Malgovert, будьте готовы к сюрпризам! Подготовленными окажутся лишь ee первые три сотни метров. За поворотом налево трасса вдруг исчезает – впереди просто в участок склона, усеянный каменными глыбами, с узкими бугристыми проходами между ними. Это, пожалуй, один из самых необычных Natur’ов Лез Арка. Ратраки тут ни при каких условиях не смогли бы развернуться…
Заканчивается Malgovert также внезапно – впадает в прекрасно обихоженную трассу Mont-Blanc, по которой широкими дугами можно двигаться в Арк-1600.
Позади больше половины маршрута – осталось прогуляться по западным склонам региона с севера на юг, до План-Пеисей.
Поднявшись на 4-креселке Cachette, оцените проложенную вдоль нее спортивную трассу (2,2 км) и снова подтянитесь наверх. Короткий проезд к 4-креселке Clocheret, подъем и спуск – по одноименной «красной» дорожке, а затем по панорамной «синей» Belvedere. Она ведет до самого Арк-1800, но вам туда рано. Прежде советуем с помощью 6-креселки Arpette забраться наверх гряды, чтобы именно оттуда, с 2413 м, скатиться к «1800» достаточно длинной, около 3,6 км, «красно-синей» трассой.
Для очередного подъема воспользуйтесь 15-местными гондолами Transarc. Сойдя на промежуточной станции, следуйте, все время держась левее, к 6-креселке Derby. Пройдите ведущую вдоль нее «красную» трассу Belette (1,8 км), а затем пологим траверсным проездом двигайтесь к спуску Morey… Обращайте внимание на указатели: лесные дорожки в этой части региона как две капли воды похожи друг на друга!
На финишном выкате опять-таки уходите влево – к стартующей чуть выше Валландри 6-креселке Grizzly. Она вывезет под Aiguille Rousse, на 2280 м. Впереди еще несколько интересных спусков. Первый – по Aigle: 2,8 «красных» километров с перепадом высот 660 метров. Второй – мимо небольшого сноупарка по симпатичной трассе Ours, ведущей в План-Пеисей. Третий – по «черной» Ecureuils или «красной» Combe.
Наверху сектора Пеисей-Валландри
В очередной раз поднявшись на 6-креселке Peisey, можно уходящим вправо длинным траверсом сразу выехать к поселку Арк-1800. Тем, кто живет в «1950» или «2000», чтобы попасть домой предстоит еще воспользоваться гондолами Transarc, после чего скатиться с Col de la Chal – естественно, какой-то другой дорогой, а не той, на которой разминались утром…
Подъемники и трассы на склоне Col de la Chal
Ски-сафари по описанному маршруту, включающему два десятка подъемов и 17-18 спусков, займет 4,5-5 часов – в зависимости от скорости вашего движения.
© Юрий Бугельский
Мне предложенная логистика не нравится от слова совсем
Трассы с подъемника Гран Коль с утра очень жесткие. Ратрачка там относительная. Вдоль подъемника Плагнет ездит мильон народу, там все убитое. На Эгиль Руж тоже лучше попозже.
В Вилароже за три раза в парадисках так и не доехал. Максимум до низа креселки Дросе... Жопа мира полная. Тратить на это самое лучшее катальное время в середине дня? Ну и роут Дросе застать со снегом
Нижнюю связку ехал бы в другую сторону - по Комборсье
Линия предлагается примерно такая
Начать с лесных на ПисиВалландри, съехать в 1800, подняться по Vagere, мб еще проехаться(?), подняться по Клошере, съехать по Комборсье, подняться в 1950. Дальше по настроению.