Откатал их на протяжении 5-6 сезонов, заинтересовался историей бренда, и проникся уважухой еще больше. Ведь история ELAN начиналась во времена 2-й мировой. Тогда - в 1943 году, двое молодых спортсменов-энтузиастов сделали первую сотню легких деревянных лыж для словенских партизан. А про сотрудничество ELAN со Стенмарком можно вообще отдельную историю написать.
После тех пяти пар было откатано много других лыж, прошло лет десять, и как-то не попадались мне с тех пор в руки ELANы ни в тестах, и у знакомых - ни у кого не было, чтобы затестить. Зато было много других - хороших и не очень, экзотических и обычных, веселых и интересных. В общем, есть что с чем сравнить. И думал, что меня уже трудно будет чем-то удивить.
Но случилось так, что в сезоне 14-15 нам в тест на весь сезон попали три фрирайд-модели новых ELAN и каждая в двух ростовках! Это Spectrum-115, Spectrum-105 - обе с технологией Amphibio, в ростовках 185 и 193 см. И ELAN Boomerang с технологией TBT, в ростовках 180 и 190 см. Сейчас, по прошествии сезона, уже можно собрать в кучу мысли, эмоции и воспоминания о лучших днях и проездах, прикинуть количество катальных дней, вспомнить разные кондиции снега по которым пришлось покататься, скрестить с лыжами и умножить примерно на 120 катальных дней. На выходе сложился небольшой отчет собранный из моих и не только ощущений от новых ELAN.
Начать нужно пренепременно с ELAN Spectrum-115 Amphibio, ибо удивили они меня и порадовали. Кроме того, это флагман фрирайдной линейки ELAN. Ключевое слово здесь конечно же Amphibio, и это главный изюм всей линейки Spectrum. Выражаясь сухим каталожным языком это: "Инновационное сочетание Преимуществ камбера и рокера, которое одновременно обеспечивает как легкий поворот, так и надежное зацепление кантов." Ну а если перевести все это на "наш обычный лыжный язык" получится примерно следующее... Конструкция Spectrum (или шейп, если кому так понятней) рокер-камбер-рокер. Передний рокер 60 см, задний 30 см. Внимание! Оба рокера слегка вывернуты наружу примерно под углом 5 градусов.
Типа пропеллера, только в одной плоскости. Получается, что контактная длина внутренних кантов больше внешних на 2/3! Как это работает и для чего весь этот апгрейд, спросите вы?! Ответ следующий, или как я для себя понял Amphibio... Внутренний кант - это опорный кант внешней, или нижней (кому как привычней) ноги, основная нагрузка - от 60 до 90% - приходится как раз на него, и его контактная длинна на 2/3 больше чем длина внешнего канта внутренней ноги!
Что происходит в движении... Внешняя-опорная лыжа уверенно двигается на всей 193 или 185 длине канта, а лыжи в общем-то не сопливые, и если их слегка подгружать в нужный момент и в нужном направлении, в ответ получаешь приятную отдачу и весьма динамичный фан, и обещанное "надежное зацепление кантов!" Что в это время происходит с внутренней лыжей-ногой... Она свободно двигается "вторым номером", легко выполняя положенную ей часть работы, и ничто ей в этом не мешает, а главное - она не мешает опорной внешней лыже, ибо у нее-то кант короче, и те самые вывернутые рокеры в этот момент находятся с внешней стороны внутренней лыжи! И она может свободно серфить на грани с закантовкой в любой момент, и при этом не закусываться ни с носка ни пяткой, опять-же благодаря рокерам, которые с этой стороны больше. И так до выхода из поворота, когда можно ее поддавить посильнее к хвосту, чтобы как говорится: "лыжа стрельнУла!"
В общем, лыжи легко ведутся параллельно и абсолютно стабильно по любому состоянию снега. Есть еще один весьма интересный момент, и я не могу не упомянуть о нем... Одна пара лыж хорошо, а две лучше! Думаю, никто не против. Так вот... Да простят меня замечательные конструктора и технологи, которые додумались до Amphibio, и спасибо им огромное! Но мы не могли не попробовать поменять правую с левой лыжей и покатать их в противоположном режиме. Лично я ожидал чего-то отличного, но не в таком масштабе! Первое впечатление - будто на ногах абсолютно другие лыжи! За счет того, что рокеры Amphibio теперь находятся на месте внутреннего-опорного канта внешней-нижней ноги, контакт канта меньше, а стало быть и радиус поворота меньше, и прогружать лыжу с самого носка не обязательно. Как следствие, носок не запирается об снег. Повороты, особенно в сложном-раскатанном снегу, получаются гораздо легче и при желании можно идти короткими и резаными в духе слаломных лыж, а в целине или в мягком уже подраскатанном снегу на ходах можно пускать лыжи в серф-слайд.
Но есть, как говорится, и вторая новость... Это внутренняя лыжа. Она-то получается двигается на своем внешнем канте, а там полный контакт канта-снега, и с загрузкой надо быть поосторожнее! А то получается что у внешней лыжи радиус короче, у внутренней длинней, и если надурить с распредением нагрузки внутренняя-внешняя, нетрудно представить себе результат! В общем, процесс получается весьма интересный и занятный, но требует определенных навыков. Лично мне очень понравилось! В общем не буду больше загружать техническими описаниями и характеристиками, подведу "итог": ELAN Spectrum-115 Amphibio - лыжи в общем-то не жесткие, но и далеко не "сопли". Технология Amphibio реально работает на все 100! ELAN опять удивил чем-то действительно стоящим, и это не какой-нибудь рекламный трюк типа "лампочки Ильича". За счет нее получаешь уверенное катание по абсолютно любому состоянию снега - начиная от вельвета и целинных полей до кулуаров с раскатанным и подмороженным снегом.
Если поменять правую лыжу с левой, получаешь массу новых ощущений, и практически абсолютно другие лыжи. Охарактеризовать их можно пожалуй как современный фрирайд-универсал на каждый день. Такие лыжи можно возить в качестве одной пары хоть куда. Любителям олд-скула и стиля "безкомпромиссный-запредельный фрирайд" я бы их не посоветовал. Spectrum-115 скорей "заточены" под может быть и не самого скоростного, но скорее техничного и вдумчивого райдера, который стремится не только безбашенно носиться, но также учится понимать лыжи и физику процесса, разговаривать с ними на одном языке, и получать от этого свой особый фан!
P.S. Моя рекомендация по длине +10 и больше к росту. Это отзыв всех тестеров. Не стоит бояться длины, лыжи управляются очень легко и на полях, и в замкнутых пространствах типа леса и кулуаров. По установке крепежа... Так как у нас на лыжах стоял тестовый крепеж, который позволяет поиграть с центровкой, я пробовал смещать центр ботинка вперед-назад до 3-х см, в итоге остановился на заводской центральной разметке. Про ELAN Spectrum-105. Это младший брат 115-х, с той лишь разницей, что они более жесткие и они 105-е. За счет более узкой талии кантуются они еще лучше, и момент перекантовки у них происходит быстрее, чем у 115-х. В дуге лыжи из-за титанала более строгие и требовательные к технике своего хозяина. Благодаря Amphibio перекантовка и начало поворота происходят плавно, без рывков и чрезмерного закусывания кантов. Выход, если хорошенько прогрузить лыжи в дуге, получается с очень хорошей отдачей. Жесткость от носка к хвосту плавно нарастающая, как и у 115-х. Форма носка-рокера "A-la Serf" довольно эластичная. К хвосту лыжа становится более жесткой и упругой, как бы даже резиновой. Хваткость кантов в сочетании с Amphibio в переменном и всяком "сложном" снегу просто творит чудеса, особенно если поиграть с переменой (правая-левая) лыж! Те, кто катался и тестил с нами в этом январе во Франции Spectrum подпишутся под каждым моим словом.
В общем и целом лыжи оставили впечатление очень надежных и стабильных, и в то же время веселых. Эдакий 100% allmountain с живым характером и хорошей отдачей. Про ELAN Boomerang TBT читайте в следующем выпуске новостей, ибо это совершенно иные, ни на что не похожие, и очень интересные лыжи. А это требует отдельного отчета!
На этом всех по родственному обнимаю! Всем добра, и атравматического катания! До встречи на склоне!!!
Игорь Надежин
Гоха, привет.
Видел как ты на Чегете часто катал лыжи в "оппозите"
Я тоже их пробовал в таком режиме. Возникает ощущение, что лыжа становится короче сантиметров на 20 и мягче!
В маневренности здорово прибавляет. А вот в скоростной стабильности проигрывает.
В бугрятнике хорошо.
А ты что скажешь?