Итак, часть первая.
Если у вас есть чудесные кирзовые ботинки с тремя (а еще лучше, четырьмя :) дырочками под носком и крепление с душкой, не способной сломаться в принципе, это уже хорошо! Это уже означает, что вы принадлежите спортивной части населения наряду с другими соотечественниками. Но! Мы поговорим о нескольких лучших вариантах ботинок.
Скажу вам по секрету - лыжные ботинки по большому счету есть двух видов: с дырочками и без дырочек! :) Ботинки с тремя (с четырьмя вы сможете найти только у бабушки на чердаке) дырками в носке делаются сейчас либо из кожи, либо из искусственных материалов. Кирза, конечно, тоже кожа, но поверьте, вашим ногам она не очень понравится, особенно, когда холоднее -5-10°. Да и дырки, сделанные в подошве из твердой резины и картона быстро "вытягиваются" и обувь становится не пригодна для катания. Хотя и стоят ботинки такого плана в два раза дешевле, мы этот вариант не рассматриваем и идем дальше. Все подозрения насчет того, что ботинки из искусственного материала (кожзаменителя) ломаются, трескаются и лопаются на морозе - есть последствия использования некачественной дешевой обуви, купленной на "шанхайке". ВСЕ мировые производители обуви для лыж делают ботинки из искусственной кожи, причем с утепляющим материалом. Нет, ботинки из натуральной кожи делают тоже, но их такое малое количество, что это скорее исключение для ярых поклонников кожаных изделий. На самом деле главное свойство ботинка - это сохранение формы, что, как ни крути трудно достичь с натуральной кожей, которая, как всем известно, тянется, деформируется и теряет форму. С ботинками из искусственных материалов такого не происходит.
Пара слов о креплениях для таких ботинок. Можете прийти в магазин и, изумив продавца знанием лыжного мира смело заявить: "Мне, пожалуйста, крепление 75-NN!" После таких слов вам немедленно вынесут замечательное нехитрое устройство с тремя штырьками и подпружиненой душкой, которое с вероятностью 100% подойдет к вашим ботинкам (потому что другого стандарта креплений и ботинок с дырками сейчас не производят). Все ваше счастье такого рода - ботинки из кожзаменителя и крепления - можно купить по цене примерно от 1100 до 2000 руб.
Все ботинки, не имеющие дырочек и крепления для них называются "профильные" по одной простой причине - посередине вдоль всего ботинка проходит одна или две выемки (профиль), а на креплении, соответственно, есть один или два длинных выступа. Первое несомненное преимущество такого вида ботинок, это эффективность толчка при беге. Если коротко, то толчок происходит в момент надавливания носка ботинка при подъеме ноги на упругую резинку в креплении. Чем жесткость резинки больше, тем сильнее и резче толчок. Также, в отличие от крепления 75-NN (c дырками), нет скоб, держащих ботинок, которыми вы как компактный бульдозер расширяете лыжню другим и тормозите себя. :) Резинки в таких креплениях бывают обычно трех видов жесткости. Цифры написаны на резинке, чем больше цифра, тем жестче: 85 (для классического хода - это как вы обычно катаетесь), 105 (комбинированное катание - классика и конек), 115 (для конька). Комбинированная жесткость стоит дороже.
Еще одна важная деталь. Есть крепления "автоматы" и "полуавтоматы" или "механика". Эти кодовые названия означают, что первые застегиваются и расстегиваются нажиманием на кнопку (рукой или, если вам не жалко крепления, лыжной палкой), вторые же потребуют от вас "ручного" вмешательства, чтобы застегнуть или расстегнуть крепление. Автоматы стоят рублей на 200-300 дешевле, но весной, когда лыжня мокрая и вода попадает в механизм крепления, бывали случаи, что люди в электричку садились в носках (автоматика не работает, когда вода в механизме замерзает). :) Я вас не пугаю, просто знайте, что такое может быть тоже. Можно взять с собой на всякий случай тапочки, например или кататься только когда холодно. :) По стоимости крепления с резинками разной жесткости и механизмами варьируются от 800 до 1700 руб.
Зачем, спросите вы, вводят в заблуждение нашего брата такими вариациями? Успокойтесь, никто никого никуда не вводит, просто исторически сложилось, что одни производители профильных креплений и ботинок решили чем-нибудь отличаться от других и сделали, как говорится, те же яйца, только вид сбоку. :) Это означает, что вам внешне больше понравится, такое и берите. По стоимости ботинки и крепления стандарта SNS и NNN различаются очень незначительно (SNS как правило чуть дороже). Профильные ботинки стоят от 1800 руб. Верхняя планка отсутствует (самые дорогие, какие есть у нас в Иркутске - это около 9 тысяч). У профильных ботинок (в отличие от 75-NN) очень часто можно увидеть закрывающую от попадания снега на шнуровку планку на липе или молнии. Также может быть пришитая к ботинку эластичная резинка, облегающая голеностоп от снега. Это удобно!
Квинтэссенция
Когда вы все это прочитали, посмотрите в своей кошелек, подумайте, насколько вам требуется "крутой" ботинок, как часто и где вы катаетесь, а также на каких лыжах. И последнее: люди катаются все маршруты Олхинского плато, включая маршрут Переезд-Слюдянка, бегают по Комару и на Черский и еще много чего другого не только в профильных ботинках и креплениях, но и в ботинках с дырками. В ус при этом не дуют, поскольку кроме покупки снаряжения неплохо бы просто научиться кататься, делать это чаще, чем один раз за зиму и не в -30 градусов. Героические поступки - это достойно! Я же предлагаю вам получать удовольствие от отдыха, здоровье при этом не утрачивать, и ножки в тепле держать. :)
Фото: Максим Пензин
Автор: Элеонора Крыжаева |