Ливиньо - фрирайд, ски-тур и "каминаре дьечи метри"
Или короткий рассказ о том, как мы с Саней Ильиным увидели Ливиньо
Впервые название курорта Ливиньо я услышал лет 7 назад, катаясь на велосипеде в Доломитах в районе Валь ди Фасса. Там есть пара парков, и местные ребята тогда сказали мне, что если хочешь хорошо покатать даунхилл в Италии - тебе в Ливиньо. Я в том же году и смотался на пару дней, но прокатиться на велосипеде не удалось, так как выпал снег и сезон закрыли. Дело в том, что Ливиньо находится достаточно высоко: основание подъемников - неслабые для Европы 1816 метров.
На следующий год я уже заехал на 1 день и неплохо прокатился. Основное мое впечатление тогда было: потраченные 30 евро за день катания с инструктором - чемпионом Италии по BMX 😃 До сих пор не могу понять этого ценообразования, но в Ливиньо с ценами все и вправду «не в порядке»: Ливиньо - маленькая зона беспошлинной торговли, и все здесь стоит дешево. Бензин, к примеру, на 50% дешевле остальной Италии. Недешево сюда может обойтись лишь дорога: надо заранее продумать грамотный маршрут в зависимости от того, откуда предстоит добираться. Вообще же Ливиньо находится в самом сердце итальянских Альп, и добраться сюда не так-то просто. К примеру, из Шамони у меня получилось 7 часов на машине. Здесь со всех сторон высокие горы, отсюда все сложности и многие достоинства этого места. Однако из аэропорта Милана и обратно ходит чартерный автобус стоимостью 45-60 евро.
И вот на прошедшей в декабре выставке журнала Вертикальный Мир я познакомился с замечательной девушкой Лерой, представителем Ливиньо по России, которая и зазвала меня приехать сюда зимой. Честно говоря, я немного сомневался вначале: вроде как летом с велосипедом - понятно, а зачем ехать в Ливиньо зимой, я не очень понимал. Но любое новое место для меня всегда заманчиво, и я начал думать про варианты.
Да и, честно говоря, что-то мне подсказывало, что итальянское гостеприимство придется по вкусу моей чревоугоднической натуре 😃 А по датам все складывалось так, что Саша Ильин как раз мог присоединиться ко мне по окончании соревнований в Вербье. Так что я предложил ему недельку зависнуть попить вина в солнечной Ломбардии.
И, к нашему огорчению, возможно, излишне солнечной. Мы приехали на курорт не в самый удачный момент: утром, глянув из окна гостиницы на склоны, единственным моим желанием было поспать подольше - сразу было видно, что последний снегопад прошел не менее пары недель назад и ловить нам тут нечего. Не могу сказать, что я сильно расстроился: за 10 дней до приезда я дорвал наконец переднюю крестообразную связку, о чем мне поведали в клинике в Москве, так что я готов был снимать как прыжки с диких скал, так и мирные завтраки в гостинице или СПА-процедуры 😃 Однако все сложилось весьма и весьма неплохо. Но по порядку!
В гостиницу за нами заехала милая девушка Мартина из офиса по туризму, чтобы отвезти в контору местных гидов. Какая же это история каждый раз - встречаешься с гидом на курорте и первое, что тебя ждет - это долгий процесс объяснений, что мы не валенки, что мы более-менее понимаем, что к чему, что везите нас сразу на "ваши споты". А они в ответ всегда одно и то же: "там небезопасно". И проходит часто достаточно много времени, прежде чем удается наладить контакт.
И тут небольшое отступление: у меня есть пара знакомых отличных итальянских гидов. Я знал, что они работают обычно примерно в этих местах, не помнил, где точно. И у меня была даже мысль попросить нам выделить их, а не местных гидов, но я тогда подумал, что это уже небольшой перебор. Так вот, едем мы с Мартиной на машине и я по ходу выясняю, какие планы, с кем нам предстоит кататься и т.п. И тут она выдает, что с нами будет кататсья лучший фрирайдер региона Бруно Моттини! Вот так удача: Бруно - как раз один из тех двух гидов, с которыми я был знаком, с которым мы проехали как-то кулуар Космик в Шамони и встретили закат на леднике! 😃 А второй гид - Джулиано Бордони - герой моего проекта riders2riders тоже работает здесь же, но к сожалению, будет занят с другой группой в наши даты.
(ски-туринг в зоне Моттолино)
В офисе мы познакомились с Фабиано Монти, встретились с Бруно и еще одним гидом, катающемся на телемарке, - Альберто. Фабиано мне представили руководителем фрирайд проекта в Ливиньо, но о нем стоит сказать отдельно. Его род занятий на курорте описать двумя словами не получится, так как в России, а возможно и вообще в мире, ничего подобного не существует. Фабиано защитил диссертацию по снегу. Получив высшее образование в области естественных рисков в окружающей среде, он потратил еще 4 года на защиту диссертации в Давосе. А после защиты вернулся обратно в Италию, выбрал себе за базу курорт, на котором проводил много времени в прошлом и поинтересовался у руководства курорта, будет ли им интересно, если он организует частную контору, которая будет предоставлять информацию по состоянию снега. И, получив поддержку со стороны курорта, основал фирму ALPsolut.
Фабиано реально очень неплохо себе представляет состояние снега в самых удаленных частях Ливиньо. Он обрабатывает информацию с нескольких метеостанций, а так же собирает информацию от гидов, где кто катался и что может рассказать о снеге. В итоге есть возможность очень точно моделировать состояние снежного покрова. Снежный профиль в разных частях курорта Фаби просто показал мне на телефоне, пока сидели в кафешке! Для курорта они выдают оценку лавинной опасности. А еще, один раз в неделю, они проводят встречу гидов в пабе, куда каждый может прийти и просто спросить у местых гидов, где что и как по снегу на курорте. Фаби может давать рекомендации типа почистить крыши, в случае, если количество выпавшего снега начинает угрожать конструкции. То есть область применения не ограничивается лишь лавинной безопасностью.
Если вдруг будет интересно, тут можно посмотреть на Фабиана.
И вот уже несколько лет Фабиан работает на курорте, купил себе очень милый дом прямо на склоне, чуть выше офиса горных гидов - очень удобно!
(тут живет Фабиан)
Вот в такой славной компании опекунов мы отправились осматриваться на курорте. Я, конечно, ну совсем не ожидал, что нами будут заниматься настолько плотно 😃 Сразу с канатки мы увидели пару нетронутых, довольно крутых и интересных склонов, идти до которых, казалось, совсем недалеко. Однако тут началось то самое «там небезопасно». Ну ладно, подумал я: «мы не на 1 день приехали, сейчас познакомимся, разберемся». Только вот оказалось, что ребята нас изначально восприняли правильно, а на тех склонах, куда я засматривался, действительно было весьма небезопасно, в чем мы не раз убедились впоследствии.
Вот в каких снежных условиях мы оказались: 3 недели не было снега, но снег, выпавший при последнем снегопаде, оставался в очень неплохом состоянии. Как я говорил, Ливиньо - высокогорный курорт, поэтому с точки зрения температур все было в норме. И довольно маловетренный. С гребней его посдувало, конечно, но во всех кулуарах и ложбинах снег оставался в очень приличном состоянии, разве что засахарился. А местами и просто оставался очень приятный мягкий снег. Но, что очень неприятно - этот засахаренный снег образовывал слабый слой на всех подветренных экспозициях и склонах от 30 градусов, и там становилось весьма опасно. (Надо сказать, что этот сезон неудачный по всей центральной Европе: спустя пару дней после поездки в Ливиньо я отправился в Шамони на этап FWT, который в итоге отменили из-за отсутствия снега). В таких непростых условиях оказались мы с Сашей. Но, тем не менее, это не помешало нам оценить все достоинства курорта.
И один из основных моментов с точки зрения фрирайда, который стоит иметь в виду: здесь снег действительно сохраняется долго в хорошем состоянии, и при этом почти не раскатывается. Мы умудрялись кататься без следов совсем рядом с трассами, и это спустя 3 недели после снегопада!
Прогноз нам обещал солнце на весь период пребывания, поэтому я решил расслабиться и получать удовольствие от того, что было в нашем распоряжении. А было не мало: отличная компания, хорошая погода и продуманная замечательная программа.
Ливиньо разделен на 2 зоны катания: Carosello и Mottolino (если быть точным, Carosello 3000 и Mottolino Fun Mountain). Сама деревушка находится в долине, а по обе стороны идут гребни гор. Первые два дня мы провели в зоне Карозелло. Забавно, наверху наши гиды подошли к снегоходчику и попросили забросить нас повыше. Там идти было всего ничего, но почему бы и нет.
Я тогда подумал, что нам организовали бесплатный снегоход, потому что мы приехали в формате съемок. Оказалось же, что все интереснее: как мне объяснили, тут очень многое делается бесплатно для своих. То есть снегоходчик нас повез бесплатно просто потому, что его попросили! А в ответ при случае Фабиан может оказаться для него полезным. Так вот, немного про снегоходы: их тут можно использовать для быстрого доступа к началу фрирайд-маршрутов, и стоит это совсем ничего: например, в зоне Моттолино для доступа ко многим спускам нужно прогуляться наверх 10-15 минут. А можно заплатить всего 5 евро, и тебя туда доставят. Сравните-ка, а: пять евро в центре Европы и ценники сибирских парней на горе Зеленая 😃 И эта опция действительно добавляет оперативности.
Наверху Carosello нам открылись бескрайние просторы для увлекательных ски-тур вылазок. Нас дальние варианты не очень интересовали в формате съемок, однако оценить тут было что! Мы сделали пару-тройку спусков, и я услышал от Альберто знакомое слово «манжАре», что по-итальянски означает всегда кульминацию дня - время есть! 😃 Немного не наш формат, точнее, не совсем так - обычно, катаясь с Ваней Мэдом, с Сашей, да и с другими нашими, мы не прерываемся на еду. Когда же я катаюсь один, то в Италии для меня нет счастливее момента, чем выпить кофе или пива с видом на солнечные итальянские горы! Гиды пошли есть, а я уговорил Сашу зайти пропустить по бокальчику хотя бы. А что произошло дальше - необъяснимо! Хотя в Италии такое, наверное, не так уж и необычно. В общем, зашли мы в ресторан Costaccia, итальянцы взяли по поленте, я пива, Саша кофе, и тут к нам подходит управляющий с огромной доской с местными сырами, а через пару минут еще и с мясной доской. Сказать, что это было вкусно - не сказать ничего! Я не мог оторваться! Фаби сказал, что они ничего такого не просили - это просто от заведения. А когда пришло время платить, Фаби оплатил заодно и наши напитки. Вот так мы с Сашей посидели в первый день на горе!
Я боюсь излишне погружаться в тему еды - меня может понести, и я уже не остановлюсь, но когда речь идет об Италии, обойти эту тему стороной тоже невозможно!
Если сравнивать, то мне кажется, что Ливиньо в этом смысле перекликается с Доломитами: тут есть все для кайфового времяпрепровождения: хорошая погода, просторы для лыжных, пеших или вело-путешествий, и на твоем пути будут разбросаны самые разнообразные кафешки. К примеру, на второй день катания мы спустились на обратку Carosello. Это был весьма интересный спуск сначала по полям,
а дальше по крутому лесному гребню с очень большим уклоном. Здесь мы воочию убедились, насколько были опасны склоны с большими уклонами.
Внизу нам предстояло немного пройтись пешком
и мы попали на обед в очень аутентичную кафешку "La Tea da Memi", где мы отлично посидели с вином, пообедали и обратно вернулись на такси. Точнее, даже не обратно, а поехали прямиком в аква-центр, где провели несколько часов, катаясь на горках, отдыхая в парилке и плавая на матрасике по бессейну с детишками 😃 Ну это, конечно, в нашем расслабленном ритме. А так-то можно было бы вернуться на курорт и продолжить день. Нас все время возили на такси и опекали по первому классу, поэтому я не очень разобрался в логистике, но, насколько смог понять, отовсюду есть возможность выкатиться самому или добраться на бесплатном ски-басе или взять такси, что вероятно недорого, но цен я, увы, не знаю.
Противоположная сторона - Mottolino - во многом похожа: так же есть обратка, откуда можно выбираться, как я понял, на ски-басе, есть возможность прогуляться пешком 10 минут, значительно увеличив тем самым зону катания. С пика можно попадать на нехоженные спуски в лес и кулуары до низу. В нашем случае это было невоможно по причине отсутствия снега - мы выходили на ски-туре. Однако было видно, что в лесной зоне хороший уклон и при наличии снега катание тут может быть очень интересным.
В целом же надо сказать, что уклоны тут небольшие и рельеф несложный, однако при наличии вариантов пройтись, скатиться на обратку или устроить ски-тур вылазку все это представляется в такой приключенческий фрирайд. Возможно, стоит покататься день-два с гидами, чтобы разобраться с логистикой, а дальше кататься самостоятельно - кому как нравится. Я бы точно рекомендовал Ливиньо для первых шагов вне трасс или, к примеру, для катания вне трасс с детьми. Одназначно тут будет интересно любителям ски-тура: можно за день перевалить через пару хребтов, при этом ориентироваться в открытых пространствах не составит большого труда.
Конечно, Ливиньо - не Шамони. Сюда не стоит ехать за экстрим-скиингом. Этого здесь просто нет. Но и для серьезных катальшиков Ливиньо может оказаться весьма интересным местом. Во-первых, я уже говорил про снег, который тут сохраняется долго. А во-вторых, Ливиньо может быть очень неплохой базой: отсюда в часе езды есть Бормио, Санта Катарина, где, говорят, неплохой рельеф, а так же Швейцария. И снежные условия будут принципиально разными: в зависимости от того, откуда пришел фронт, всегда можно найти хороший снег где-то рядом.
Так же здесь есть хели-ски, и тут все так же необычно устроено: тут нет частного оператора хели, вертолеты принадлежат курорту. Одни и те же вертушки обслуживают все нужды курорта. И любой гид может воспользоваться вертолетом! При этом цены весьма и весьма умеренные: первый спуск стоит 180 евро, дальнейшие по 95 при группе 4 человека. Эта цена включает услуги гида. Обязательный набор - противолавинный рюкзак, бипер, щуп, лопата - можно взять за дополнительные 10 евро. Неплохо? :)
Нам не удалось полетать - не позволили все те же снежные условия. Но жаловаться грех: я бы коснулся сейчас больше не катальной части, а тех простых радостей жизни, что делают любой павдер-дей еще павдерней 😃 Нас поселили в гостинице Spol с девизом «feel at home». Что мы, собственно, и делали. Мне очень понравился дизайн моего номера: душевая кабина не была выделена из общего пространства, а была как бы частью просторной прихожей. В дизайне светлое дерево и камень. И огромный балкон, на котором мы с Сашей провели немало времени. Я бы не стал обо всем этом писать, но тут зацепило! На завтрак мы себе выжимали сок из моркови, сельдерея и яблока и практиковались в итальянском, заказывая капучино и яичницу. Вот за что точно люблю Италию - так за возможность потрещать с итальянцами, не зная и десятка слов! В гостинице отдельная СПА-зона с парилкой, травяными чаями и отличным бассейном, где мы с Саней дурачились и играли в водное поло. Тут был даже галечный пляж!
(единственная фотка в отчете, сделанная не мной, вы уж простите, я там отмокал)
А в заключительный день мы получили незабываемые эмоции! Нам предложили прокатиться на фэт-байках - велики с Очень широкими покрышками (4.8 в нашем случае). Я давно хотел попробовать, но никогда б не подумал, что они действительно держат на снегу. Мне не раз приходилось спускаться по снегу на велосипеде, и всегда это было «спасение»: удерживать равновесие на уклоне очень сложно.
Тут же нас сразу забросили на шаттле на простенькую дх-трассу с небольшими столами и даже волл-райдами. Оказалось, что на таких машинах по снегу можно ехать весьма бодро. А на второй спуск Адам, местный гид и, видимо, очень неплохой велосипедист, отвел нас на трассу Redbull WhiteLine: ее построили когда-то для крутых соревнований типа RedBull HardLine, но соревнования так и не провели, а трасса осталась. И на ней лежал мягкий снег, и тут уже мне было не до фотоаппарата: все, кроме Адама, летали через руль под задорные улюлюканья остальных членов команды. Очень весело и очень рекомендую попробовать всем, кто увлекается велосипедом и не только! Найти Адама можно тут: http://bikelivigno.com. У него есть несколько вариантов программ, включая ночной выезд с фонариками и ужином. И ценник весьма гуманный, типа 50-70 евро в день.
(катание на великах по горнолыжным трассам не разрешено, но если очень хочется...)
Собственно, Ливиньо у меня больше ассоциируется с велосипедом, а не с лыжами: байк-парк Mottolino - один из самых известных в Европе. Сейчас ребята говорят, он очень сильно развился. С противоположной стороны (Carosello) трейлы для эндуро. Фаби сказал, что тут тропинки для эндуро по 40км. Не знаю, надо будет попробовать при случае! На курорт регулярно приезжает тренироваться Danny MacAskill - это, пожалуй, говорит само за себя!
В Ливиньо есть очень много маленьких деталей, которые могут сделать отдых действительно незабываемым: каждый четверг можно подняться на гору в 7 часов утра и встретить рассвет, после чего позавтракать на горе! Сама деревушка очень симпатичная. Ну и шоппинг - это не моя тема, но если вдруг вам что-то понадобится прикупить, то цены тут действительно могут удивить!
На Фотографиях Саша Ильин (JONESSNOWBOARDS, Gorilla Energy , Bergans, Electric),
Бруно Моттини, местный гид, отличный парень, очень крутой фрирайдер, первым проехавший несколько сложных стенок в итальянских Альпах
и Фабиано Монти.
Бруно единственный из всей тусовки не говорил по-английски, поэтому мне было очень непросто договориться с ним во время съемок. Я использовал свой английский, испанский и русский нецензурный с итальянским акцентом, а Бруно итальянский, немецкий и еще какой-то не из моего списка. В итоге мой лексикон пополнился фразами типа «каминаре дьечи метри» а ноутбук ворохом неудавшихся кадров, напоминающих об отличной поездке!
Cайт курорта Ливиньо: https://www.livigno.eu/ru/index
Искренне ваш,
Андрей Британишский
---
и в качестве P.S. еще немного фотографий:
высокогорное озеро рядом с поселком
поселок действительно очень приятный
Bruno Mottini
(неизменная составляющая любого хорошего катания)
Саша с Бруно просматривают возможные варианты для спуска
и хорошо покататься
и позагорать :)
- 4
- 11
- 1
- 11
- 1
Но в целом пространства открытые. Вообще открытый рельеф - все далеко просматривается - идеально для ски-турных путешествий.
- 4
Погнали? Когда? )
Я собирался в этом году в марте. Но дешевое жилье ушло, на которое я рассчитывал там аппарты были 280 евро нед/ на 2их. И билеты Люфтганзой в милан 14 были с багажом. Так что я решил ехать в Грандвалиру с 11 по 19 марта. КЛМ через Амстердам. Вроде в Андорре сыпет и есть лайтовый фрирайд.
- 11
- 1
Я собирался в этом году в марте. Но дешевое жилье ушло, на которое я рассчитывал там аппарты были 280 евро нед/ на 2их. И билеты Люфтганзой в милан 14 были с багажом. Так что я решил ехать в Грандвалиру с 11 по 19 марта. КЛМ через Амстердам. Вроде в Андорре сыпет и есть лайтовый фрирайд.
Ок, подумаю на досуге, сеня только в Поляну прилетел, кулуарчики местные катнуть) к стати, до сих пор стоят не тронутые после обильных снегопадов, завтра выясню что к чему... я так понимаю, ты опять со своей напарницей?
- 4
Ок, подумаю на досуге, сеня только в Поляну прилетел, кулуарчики местные катнуть) к стати, до сих пор стоят не тронутые после обильных снегопадов, завтра выясню что к чему... я так понимаю, ты опять со своей напарницей?
С будущей женой типа))) И знакомый. Если что дам контакты интересного жилья в Ливиньо. Я у них останавливаюсь обычно.
Ес пуха не будет в Андорре буду в парках катать.
- 4
в Андорре ситуация со снегом непрогнозируема - там за день все может задуть и очень часто так и происходит. А основной фрирайд в Аркалисе, так что селиться стоит поближе - Ла Массана или Ордино и окрестности.
Я взял уже если честно жилье в Энкампе. Не факт что выпадет снег. Зона катания если просто Грандвалира - интересная. И парки есть . А по весне глянем что с пухом будет. На тему Ливиньо. Там хорошо когда сыпет. Я попал под такую раздачу. Когда в 2014г в Италии сыпало. Я приехал на 10 дней. За ночь насыпало 1м и народу на курорте почти не было. Раскатывал я всю неделю. Под снег место оч крутое. К сожалению в этом сезоне со снегом печальней. В прошлом с января по март сыпало прилично.
- 10
- 7
- 2
Скоро за снегом только ходить придётся куда-то... Херня какая-то пошла. Раньше с любой канатки в 2А вышел, слегка прокатил так сям и имеешь снега по самые невидать, и почти нулевая конкуренция. Силовые маршруты вообще так и стояли с парой следов, не более. Я уж молчу про Ля Грав.. Целиной укатывались прямо напротив отеля! Когда после 4 дней сплошного фрирайда уже лень было подниматься и что-то искать (достаточно некатанного было) катали прикольные бугристые поля по 300 м. прямо над отелями... Потом 2 дня вообще на лыжи смотреть не хотелось.. А потом новый снегопад, и опять погнали! И на Кавказе, и в Караколе иначе всё было... Б.....ть, на нынешние снега уже и стоИт кое как... Пешком по камням к снегу ходить.. Дожили... Тревожно всё это.
- 4
Скоро за снегом только ходить придётся куда-то... Херня какая-то пошла. Раньше с любой канатки в 2А вышел, слегка прокатил так сям и имеешь снега по самые невидать, и почти нулевая конкуренция. Силовые маршруты вообще так и стояли с парой следов, не более. Я уж молчу про Ля Грав.. Целиной укатывались прямо напротив отеля! Когда после 4 дней сплошного фрирайда уже лень было подниматься и что-то искать (достаточно некатанного было) катали прикольные бугристые поля по 300 м. прямо над отелями... Потом 2 дня вообще на лыжи смотреть не хотелось.. А потом новый снегопад, и опять погнали! И на Кавказе, и в Караколе иначе всё было... Б.....ть, на нынешние снега уже и стоИт кое как... Пешком по камням к снегу ходить.. Дожили... Тревожно всё это.
Климат меняется. Глянем что будет. Но ажиотаж вокруг фрирайда офигенный. Раньше помню Авориаз - был мекой паудера. А сейчас там в 3 часа все в хлам выкатывают все. Так что хз.
Климат меняется. Глянем что будет. Но ажиотаж вокруг фрирайда офигенный. Раньше помню Авориаз - был мекой паудера. А сейчас там в 3 часа все в хлам выкатывают все. Так что хз.
Климат всегда меняется туда-сюда. Поляну в этом году прилично засыпало, а где-то фонарь -) Ходить лично мне стремно как-то, может не врубаюсь в тему, но статистика добавляет жути.. (
- 4
Климат всегда меняется туда-сюда. Поляну в этом году прилично засыпало, а где-то фонарь -) Ходить лично мне стремно как-то, может не врубаюсь в тему, но статистика добавляет жути.. (
В этом в КП сыпет, в прошлом дождь лил в феврале и плюса в марте. Позапрошлом сыпало. В КП под снег. Да скитур интересная тема, но стремная. Если сверху вниз ехать шансы есть, то тут ты считай идешь вверх и шансов уехать у тебя нет в общем то так. Тут только правильная линия подъема и много чего надо сделать правильно.
Были с 29 по 6 там. Очень понравилось. Снега было много . Правда один день верха были закрыты. Сильный ветер. За лишнее спиртное заплатили штраф 50 евро. машины шманают очень тщательно.Вывернули все. На выезде из туннеля на поезде машины прогоняют через сканер.
А в сторону Бормио тоже есть досмотр авто?