Стою в очереди на посадку на «Победу». Две серьезные тетушки в униформе и длинных плащах бдительно осматривают пассажиров на предмет несоразмерной ручной клади. Вежливо, но настойчиво «выдергивают» подозрительных и заставляют втиснуть сумки и рюкзаки в специальный металлический ящик, выкрашенный в фирменный голубой цвет «Победы» — калибратор.
Большая часть очереди, видимо, люди опытные и калибратором их не испугать, но все равно в воздухе витает какая-то неловкость. Нечто вроде туманной надписи «Ну вы же взрослые люди! Что вы как тинейджеры на бюджетном перевозчике, да еще в Германию!»
Мне кажется, всем неловко за то, что летят за 6 туда, куда можно улететь за 14. Да, «Аэрофлотом» до Мюнхена стоит 14 т.р. «Победой» на те же даты – 6 т.р., туда-обратно естественно.
Да, не совсем Мюнхен, да, без багажа, но даже если добавить трансфер и багаж, все равно будет на 30% дешевле. А это непорядок.
Нам неловко, что мы сэкономили, такая вот национальная особенность.
Мы русские, у нас эталон успешности — жить широко и напоказ. Мы не норвежцы или шведы, у которых подчеркивать свою состоятельность и выпячивать богатство считается неприличным, или американцы, которым наплевать на все, кроме личной свободы. У нас своя культура, и понты в ней являются краеугольным камнем.
Если говорить научным языком, то Индекс Дистанции Власти (
Power Distance Index) у нас больше чем у многих других наций.
Эту занятную метрику придумал и, что важно, измерил теперь уже ставивший каноническим психолог Герт Хофстеде (Geert Hofstede). В 1965 - 1971 годах он, работая в транснациональном гиганте IBM, начал системно анализировать кросс-культурные различия в поведении без малого 150 тысяч сотрудников компании, и обнаружил, что различия есть. Всего было выделено 6 параметров описывающих культурные девиации, и в частности, степень почитания вышестоящих —Индекс Дистанции Власти.
Чем выше индекс, тем более жесткая и иерархичная социальная структура, и наоборот, чем ниже PDI, тем больше стремления к равенству в правах. Страны с высоким индексом: Малайзия (индекс = 104), Филиппины (94), Россия (93), Мексика (81), Китай и т.п. Страны с низким индексом: Австрия (11), Израиль (13), Дания (18), Новая Зеландия (22), Ирландия (28) и т.п. Интуитивно ясно?
Думаю, что иерархическая дистанция работает и в обычной очереди на посадку. Мы оцениваем человека по тому, что он носит, на каком транспорте ездит, чтобы понять, ровня или не ровня он нам. И, соответственно, подстраиваемся под наше ощущение его относительной крутизны.
В очереди на «Победу» наши внутренние социальные пузомерки начинают сбиваться, потому что неясно, кто рядом с тобой: процветающий бизнесмен, который торопится на деловую встречу, и ему все равно, чем лететь, или «студент бесштанный» с тремя евро в кармане и сухпайком в рюкзаке. Отсюда и странное ощущение неловкости.
Лично я просто не вижу смысла перемещать свое тельце из точки А в точку Б дорого, если можно не дорого. Различия в комфорте между папой «Аэрофлотом» и его дочкой «Победой» лично для меня несущественны. Ну, а иерархическая дистанция? Переживу.
«Победа» на старте проекта в 2014, конечно, получила много негативной кармы. Глупые битвы с рюкзаками и специально рассаженные по салону семьи создавали впечатление, что перелет «Победой» – это цепочка унижений и доминирование злых стюардесс. Поэтому первые два года с момента начала полетов я воздерживался от полетов «Победой». Но потом пришел первый опыт, за ним второй, третий и все отлично…
Рюкзачная истерия в 2016 закончилась, остались только ограничения по габаритам совокупной ручной клади 36х30х27 см, что примечательно — без ограничений веса, а это значит почти 0.03 кубометра пармезана (30 кг, между прочим).
Для беспроблемного и комфортного перелета надо просто строго выполнять их актуальные правила, подчерчиваю, актуальные, потому что, судя по всему, правила все еще находятся в состоянии настройки:
- Подобрать ручную кладь, влезающую в калибратор. Теоретически это может быть довольно бесформенный пакет, который легко принимает форму ящика калибратора, или вообще разрозненные предметы, которые все вместе влезают в ящик.
- Если у вас есть багаж, то оплачиваете его сразу при бронировании или, на худой конец, во время онлайн-регистрации.
- Онлайн-регистрация с недавнего момента перестала быть абстракцией, теперь за регистрацию в аэропорту с вас возьмут 25 евро (касается только вылета из иностранных портов). Так что потрудитесь зарегистрироваться через интернет и скачать талон на свой смартфон или распечатайте его. Онлайн-регистрация открывается за 24 часа до вылета, и закрывается за 4 часа.
- Учтите, что ничего кроме воды на борту нет, нет принципиально, и за деньги не купишь. Так что, белки, жиры и углеводы только свои или те, что с собой.
Неудобства, которые «стоят» половину билета обычной авиакомпании? Ну, очевидно, что «Победа» – это круто. И да… это расширение мира для очень, очень многих, кому было не по карману путешествовать. Вот почему, спасибо «Победе».
Особенное спасибо за зиму. Перевозка лыжного багажа стоит смешных 1900 рублей, ну и вы сами понимаете, что в лыжный чехол до 20 кг влезает почти все, что нужно, чтобы покатать несколько дней или недельку по склонам.
Из Меммингена (хитрые маркетологи «Победы» обозвали его Мюнхеном), куда эта авиакомпания летает 5 раз в неделю (кроме воскресений и пятниц), рукой подать до
Тирольских Курортов.
Буквально 2-3 часа на машине, чуть больше на других видах транспорта – и вы в Санкт-Антоне, Ишгле, Зельдене и других больших и малых, шумных и тихих, коих в Тироле по
данным портала SKI.RU целых 32.
Хорошая новость. В этом году из Меммингема запустили горнолыжные трансферы, пока только по субботам, но зато прямо из аэропорта и до отеля: Эцталь/Зёльден – 49 евро, Санкт-Антон – 109 евро, Ишгль – 109 евро. Наценка на багажное место (лыжи) – 15 евро.
Забронировать можно здесь.
Наверное, у каждого в отношении лоукостеров (lowcost – низкая цена), возникает как минимум один вопрос: за счет чего они держат такие низкие цены? Уж не за счет ли низкой квалификации персонала и экономии на обслуживании техники ... и о ужас, повышенных рисков!
Я покопался в интернете, и вот что всемирный разум говорит про лоукостеры:
Да, эти авиакомпании экономят на всем, что не имеет прямого отношения к перелету, на западе их так и называют «nofrills»–«без рюшек». Авиакомпания лоукостер убирает все, что создает дополнительную стоимость полета.
Например:
1. Кресла не откидываются – экономия на стоимости оборудования.
2. Нет кармашков на спинках кресел – экономия на времени уборки.
3. В полете нет питания – экономия на сервисе, на печках, на уборке.
4. Время нахождения в аэропорту. Усилия авиакомпании сосредоточены на снижении затрат, связанных с нахождением в аэропорту. Максимально быстрая регистрация и посадка, жесткие правила для пассажиров по таймингу (опоздавших на посадку или регистрацию отражают беспощадно).
5. Выбор аэропортов с минимальными ценами на обслуживание. Вот почему Мемминген. Это бывший военный аэропорт с минимумом инфраструктуры, расположенный в 100 км от Мюнхена. Но с точки зрения катания в
западном Тироле, Мемминген – это даже плюс, если вы едете на машине или на трансфере, то экономите около часа по сравнению с маршрутом из Мюнхена.
Что касается безопасности, то да — лоукостеры экономят на технике… Воображаю удивленные лица читателей.
Да, экономят, они покупают самую новую технику, потому что новый самолет в обслуживании дешевле, они покупают однотипные машины. Это тоже экономия на запчастях, обучении и переобучении персонала. У «Победы» 23 новых Boeing 737-800.
Статистика ЧП у бюджетных и обычных авиакомпании не отличается, более того, родоначальница всех лоукостеров американская Southwest Airlines, которая летает уже 40 лет, и основные европейские nofrills перевозчики easyJet и Ryanairдо сих пор
летают безаварийно.
Вообще, как известно, самый главный фактор, влияющий на частоту авиакатастроф, не тип компании или самолета, а место. Самой опасной для перелетов является Африка 6.83 авиакатастроф с разрушением самолета на миллион перелетов (данные 2009 -2013), Европа самая безопасная — 0.24 на миллион.
Единственный вопрос, который меня по-настоящему смущает – это зачем было нужно «Аэрофлоту» создавать «Победу»? Думаю, что нашему уважаемому монополисту просто приказали сделать бюджетный проект. Приказали, потому что внутренние перелеты – это укрепление сплоченности общества, а путешествия вовне – это путешествия в будущее. Люди должны понимать, что они строят, и к чему стремиться.
Я романтик и фантазер? Ну тогда предложите другое объяснение, зачем монополисту сегментировать рынок и создавать внутреннюю конкуренцию с самим собой.
Насколько долго этот проект просуществует неизвестно, «Победе» уже 5 лет, и вроде пока летает.
Дописываю эти строки уже в самолете, два часа позади, еще часик – и посадка, потом будем решать вопрос с логистикой трансфера из Меммингема в австрийский Тироль, там есть свои особенности.