Как определить «лучшее место на земле»? Хотя давайте поскромнее — «лучшее место для катания на лыжах»? Или ладно, ещё проще — топ-фрирайд (и не только) спотов нашей страны. Поехали.
А поедем мы с вами ровно в том порядке, в котором я привык посещать эти злачные места в течение сезона.
Так уж повелось, что лучшего места для открытия сезона чем Шерегеш (в просторечье Геш), я до сих не придумал. Тут кто-то из вас вполне резонно отметит:
— Уважаемый, а как же При?
— Позвольте, сударь, терпеть ненавижу запахи, выделяемые ратраками, пусть и слегка разбавленные перегаром от соседа по скамейке, но всё же, увольте.
Мамай? Тоже не могу рекомендовать, но по другой причине. Там были съемки, и не в самый сезон и я просто не уверен, что раскрыл для себя этот район.
И вообще этот обзор задумывался по основным, «намоленым» фрирайд-местам, остальное в следующий раз).
Итак, Геш и только Геш.
Много народа, на такси не уедешь, а цены растут каждый год, стремительно пытаясь дотянуться до законодателей горнолыжных мод в нашей стране — курортов Красной Поляны. Много народа — но это не просто народ, там же толпы друзей! 🎉 Такси можно и обмануть, это мы уже проходили, а цены… Стремятся ввысь, но пока ещё конкурентны.
«Но снег-то весь раскатан, чо там делать?» — справедливо заметит Михаил из Чебоксар и будет прав.
Михаил, сидите дома, а мы поехали страдать.
А страдать мы будем на небольшой горке, с перепадом 600 метров, но, если задаться целью, можно наковырять целую тыщу (но это уже с подключением дополнительных функций в виде снегохода или напряжения ленивой попы). Наличие снега не гарантировано, это верно, ведь курорт не имеет системы искусственного оснежения.
Вероятность катнуть мягкого присутствует аж с октября, но снег будет ложиться на камни, и такое катание небезопасно, поэтому для каких-либо гарантий снега лучше подойдет декабрь. А вот после новогодних праздников, скорее всего, вы сможете полюбоваться пустым курортом (и это лайфхак).
Лететь в Геш удобнее всего до Новокузнецка, а оттуда трансфер в районе 2,5 часов. Также, в качестве сомнительной экономии – НСК, Кемерово, Томск (но трансфер дольше, а сил на каталку после многочасового сидения в машине уже не останется). На данный момент в Геше запланировано строительство собственного аэропорта, но пока рано про это говорить, как говорится — будем посмотреть. Жить в Шерегеше можно на горе, за последние годы гостиничный сектор увеличился настолько, что каждый сможет найти себе жилье по вкусу и кошельку.
Ботинки горнолыжные Salomon SHIFT PRO 120 | Ботинки горнолыжные Tecnica Cochise 130 DYN |
Но внимательнее с расстояниями, они могут сыграть с вами злую шутку! Случайно может показаться, что вы забронировали домик на горе, а до ближайшего подъемника при этом полчаса пёхом, и такси к вам не едет. Берите курвиметр и однозначно делайте расчёт именно пешеходного расстояния. К сожалению, в сезон в Геше катастрофически не хватает такси. Я живу в поселке — может по инерции, а может, из-за кучи друзей, которые делают так же. И вот постоять в очередь на таксо и пообщаться со всеми фанатами снега периодически приходится. В поселке кстати, снимаем квартиры у «Тёти Гали и бабы Мани» (на правах рекламы).
Итак, раннее открытие сезона последние несколько лет имеет тенденцию быть не таким и ранним. Планета вертится, а зима, такое ощущение, решила начинаться уж точно не в момент моего приезда. Этот год тому подтверждение, я собрал на свои фрирайд-программы настоящую толпу учеников и был уничтожен вопросами: «Гриша, где снег? 🤷♂ Гриша, ты обманул нас?!».
В итоге программы прошли успешно и снега всем хватило, но проскочили на тоненьком. Поэтому планировать открытие сезона в Геше всё же надо с осторожностью. Ещё, в качестве рекомендации, не стоит брать в Геш совсем новенькие лыжи (сноуборды) «в плёночке». Защитный слой плёночки быстро сотрётся, а за ним последует скользящая поверхность новых лыж и канты. Также, внимательнее стоит подходить к выбору маршрутов для фрирайда, так как не все маршруты в Геше одинаково полезны для здоровья. На курорте очень много каменных полей, которые, в силу чудовищной вырубки лесов за последние годы, выдуваются и обнажают свои острые зубы, которые глубоко впиваются в скользяки ваших снарядов (и, что ещё хуже, в тушки малоопытных райдеров).
Выбирайте маршруты по силам, мониторьте прогноз погоды — и будет вам счастье. Ведь несмотря на всё, лично для меня лучше места для открытия сезона просто НЕТ (или я пока его не нашёл).
Стоп-стоп, смотрю, вы уже купили виртуальные билеты и заняли место в воображаемом самолете, пристегнув выдуманный ремень. Но не спешите покидать Сибирь, я пока ещё здесь и сразу из Шерегеша направляю свои (теперь уже скитурные) лыжи прямиком в Мекку отечественного бэккантри и скитура — район станции Лужба.
Те споты, о которых я хочу вскользь упомянуть, не подойдут для массовых покатушек. Для того, чтобы получать удовольствие здесь, лучше прокачать свои навыки до максималочки! Ведь это лесное катание на крутых склонах и с очень интересным рельефом.
Более того, рельеф порой даже безумный, а в другой руке — отсутствие быстрого доступа к оказанию экстренной помощи. То есть, катать здесь надо с умом и быть готовым пролежать в сугробе несколько часов в случае непредвиденной ситуации (помощь извне не придёт, надежда только на вашу команду).
Подробнее здесь останавливаться не буду, так как место наверняка не интересно 90% горнолыжников. Поэтому накиньте ремешок, ведь мы отправляемся в центр максимального катального притяжения нашей страны — город Сочи, в горы Красной Поляны.
Перелет из МСК всего пара часов, а трансфер из аэропорта до горы – OMG, всего 40 минут и то, если вам повезло и водитель не абхаз, абхаз сделает это за «- 40» минут. В общем, столь быстрой и комфортной дороги на горнолыжный курорт вы вряд ли где-то найдете. Но именно этот факт делает Красную Поляну фактически подмосковным курортом для горнолыжного отдыха, и цены являются следствием этого статуса.
Жилье есть как в частном секторе, так и отели до 5 звезд (в общем на любой вкус и кошелек, совсем на любой). Сам ПГТ Красная Поляна, вопреки массовым заблуждениям, не содержит в себе никакой катальной инфраструктуры – это деревня, от которой до ближайшего курорта 7 км, вот там вы и найдёте искомое. На такси цена от 300 до (зависит от фантазии таксиста, экстраполированной на праздничные дни). Можно жить и в режиме ski-in/ski-out, но на отметках 960, 1170, 1380 (Курорт Красная Поляна, Роза Хутор, Газпром соответственно).
Рассказ про Красную Поляну можно растянуть на часы, если не дни, чего по понятным причинам я делать не буду. А лишь поделюсь фишечками, которые выяснил для себя за несколько лет пребывания здесь. Да, сейчас Красная Поляна — это мой дом, я здесь живу и провожу на горе всё свободное и не очень время.
Пишу эти строки, сидя у окна и любуясь трассами курорта «Красная Поляна». Во-первых, мне кажется, уже не найти горнолыжников и сноубордистов в нашей стране, которые не посещали этот кластер. Возможно, моё мнение сформировано под воздействием окружающей действительности, ведь очереди в Красной Поляне штука весьма распространённая, и порой кажется, что во всей нашей огромной стране нет столько райдеров, сколько стоит в очереди на «Эдельвейс» в разгар солнечного дня.
И вот первый лайфхак, как избежать очередей в КП.
Кто-то напишет: не ехать в новогодние праздники, а я отвечу — именно в новогодние праздники (если из вашего кошелька не мухи вылетают, а капуста торчит) может случиться лучшая внетрассовая каталка без очередей. Проверил в этом году. Пустые леса, пустые кулуары, всё пустое! Но нужно соблюдать несколько правил.
Во-первых: не пользоваться КД, которые поднимают пеших туристов (особенно в период после 11 часов утра). На Роза Хутор — это Олимпия, Заповедный лес и Кавказский Экспресс. Именно пешие туристы создают основной трафик на канатных дорогах, из-за чего страдают горнопляжники. Напоминаю, Красная Поляна — это Сочи, а «Сочи, с**ка, большой». Вот все и едут в горы, чересчур засидевшись под праздничным столом у пальмы на новогодние праздники, в надежде проветрить оливье и прочее.
Следующий лайфхак — на южных склонах РХ отличный фрирайд!
Именно так считают 90% мамкиных фрирайдеров, и это прекрасно, про очередь на «Эдельвейс» я писал чуть раньше. Человек, поехавший на юга Розы, на полдня вычёркивает сам себя из претендентов на нормальное катание. Придерживаясь этих простых советов, можно гениально откатать новогодние праздники в Поляне, при наличии снега, разумеется. Но, к сожалению, в Поляне снег на новогодние — редкость. 😭
Крепления Marker Duke Pt 16; 125 mm | Крепления Marker KINGPIN 75 - 100 mm |
Вообще, невозможно предсказать месяц или хотя бы пару недель со стабильной погодой. Это горы, друзья, и тут действуют свои природные закономерности. А горы в субтропиках рядом с морем — это вообще рулетка, причём с завязанными глазами. Снега в Поляне выпадает много, полметра за снегопад — цифра, которой сложно кого-либо удивить (уж точно не локалов). Лучший способ отлично катнуть — это билеты под прогноз. А ключевым фактором хорошей катки будет температура, ведь осадки будут всё равно, а вот лягут они пухлым на склоны или сразу же стекут с гор в море, решать будет температурный режим.
Но если снег не валит, а стоит солнечная погода, определенно стоит поехать на курорт «Красная Поляна» — в сноупарк, и отлично провести там время на идеальном покрытии и прокачать свои навыки фристайла. Сноупарк открывается практически с самого начала сезона, и это самый продолжительно работающий сноупарк в нашей стране, за исключением Снежкома, конечно. Плюс, именно во втором цирке ККП – пожалуй, самый лучший снег и трассы для слалома и слалома-гиганта, особенно с учётом продолжительности снежных кондиций. Кстати, парк мы раскатывали в прошлом году аж до июля, а это вообще не шутки!
Горные лыжи Volkl BMT109 |
Конечно же, Красная Поляна — это снег, снег и дождь, к сожалению. Но начало этой зимы выдалось холодным, и я уже несколько раз доезжал до отметки 550 м своим ходом. Самый безнаказанный способ провернуть этот трючок — это трасса Альпики, которая не работает официально, но ратраком укатана на пятерку.
Также, для особых ценителей различных экспериментов над собой, возможность спуститься на эту отметку есть и на других курортах, но это уже совсем другая история...
И тут надо сказать про перепады высот, максимальная отметка для начала спуска по трассам — 2500 м, но из этого не следует, что вы сможете катать за спуск аж 2000 м перепада, в среднем эта цифра приближается к 1000 м. То же касается и фрирайд-маршрутов, в среднем это 800-1000 м за один спуск, что не так уж и плохо. Но если вы задумали проехать трассу с самым большим перепадом, то вам на Розу Хутор: стартуйте от Каменного Столба по «Фиалке», далее через «Горизонт» спускайтесь на «Роза стадион» — и полтора километра по вертикали не оставят ваши ноги равнодушными.
Что же касается фрирайда, то снег в этом году подваливает с изрядной регулярностью и подмачивает наши штанишки каждую неделю, ещё и не по разу. Надеюсь, так оно и продолжится вплоть до самого отъезда в «Большие горы», Приэльбрусье.
Опять же традиционно, в конце марта - начале апреля, когда полянские кондиции стремительно разворачивают свои вектора в сторону трассового катания и воистину горнопляжного отдыха, настоящие фанатики фрирайда, а именно таковым я себя и считаю, отправляются в поисках Big Mountain Skiing. Чегет ещё работает, Эльбрус тоже и, конечно же, скитур. О да — Когутай, место куда точно хочется вернуться. Кстати, немного терпения, и я обещаю поделиться кадрами из этого путешествия.
Ближайший аэропорт — Минеральные Воды, я предпочитаю поезд из Сочи (туда же), одна ночь в купе, и ты уже на месте. Трансфер около 3,5 часов — тут уж как повезет и вы на месте. Люблю эту дорогу, хоть иногда и побаиваюсь. Частного сектора очень мало, как и номерного фонда гостиничного, на с каждым годом количество мест увеличивается. Логики в застройке нет, и не надо её искать, а вот найти размещение с красивым видом на горы — это то, что я бы категорически рекомендовал. Плохо работают сервисы бронирования, всё решают знакомства и личный контакт — это Кавказ.
Стоимость размещения меняется от сезона, который может длиться здесь бесконечно. Эльбрус — самый высокогорный курорт нашей страны, в последние годы стал активно развиваться (но пока только на бумаге). Здесь мы катались в августе, а первый снег легко может выпасть в сентябре.
Перепады высот на подъемниках под два километра, а пешком — насколько хватит фантазии. Сезон открывается в ноябре (не всегда), а закрыть его можно в июне, по весьма нормальному снегу.
Приэльбрусье для меня — это запах костра. Шашлык на мангале чаще готовится именно на дровах, а не на угле, и это особенный восторг — вдыхать запах настоящего костра, смешанный с чистейшим высокогорным воздухом. Солнце, крем от загара и обязательно местная кухня. Есть в этом особое наслаждение, сезон неумолимо движется к завершению, и ты уже никуда не торопишься. Завтрак с видом, нет, не на Эльбрус, а на Донгуз-Орун.
Мы живем на Чегетской поляне, как-то уютнее там и теплее. После завтрака разноцветные кресла, неспешный подъём наверх и, конечно же, виды. Вот он, Эльбрус, вот он, север Чегета. Выкаты практически сто процентов в каше или звенят на всю долину, отдаваясь в твои колени и спину, как бы слегка намекая на возраст =) Люди? Нет, людей очень мало, но всех, кого ты встречаешь — это в основной массе опытные лыжники и сноубордисты, которые «правильно» расписывают склон, следами, направленными вниз, а не от столба к столбу как краснополянские Траверсы Райзы.
Жаль лишь, что на Эльбрус еще рановато, взлётка у скал Пастухова сереет зимним льдом и восхождения начнутся ближе к маю, а как бы хотелось...
Лавинный датчик Black Diamond Bd Guide Bt Beacon | Лавинный датчик Black Diamond Bd Recon Bt Beacon |
Как же это было хорошо — пронестись сквозь сезон всего в нескольких абзацах. А ведь всего только апрель месяц, в Поляне чудесно можно докатывать сноупарк, а в Кировске вы легко окунетесь в настоящую зиму. Если кажется, что я не закончил данный рассказ, вы обязательно напишите про это, мне есть ещё, что рассказать.
Автор - Гриша Корнеев, амбассадор горных лыж Volkl. Весь ассортимент Volkl ты можешь найти в новом формате магазинов Спортмастер PRO.
Фото Андрей Британишский.
Редактор Алексей Исаченко.
Хорошо быть среднестатистическим любителем фрирайда в Сибири) можно обойтись без "намоленных" мест, даже без геша) но в большие горы охото хотя бы ради вида