После кировской фрирайд-школы, которую вместе с командой SnowSense я прошел в марте прошлого года, мне требовался пушистый снег. Много-много нетронутого и глубокого снега. И чтобы минимальные следы человека вокруг – никаких канаток, ратраков, аквапарков, супермаркетов, гламурных кис и прочей нечисти.
– Лужба! Поднебесные Зубья! – произнесли они непонятные слова.
– Таежный приют в полной глуши, где электричество только пару часов в день от генератора. И никого вокруг, – говорили они.
– Настоящий и честный скитур-фрирайд. Наверх идем, вниз катим. Сколько смог, столько и съел пухляка. И ни одного следа до нас, – говорили они.
– Бездонный сибирский паудер. Феерический снег, мягкий, как пух, где можно утонуть в буквальном смысле, – говорили они.
– И все это в начале декабря, – в заключение сказали они.
Так не бывает! – подумал я. – Это
2. Лужба – это снег. Столько снега в начале декабря я еще никогда не видел. Даже когда мне было 5 лет и зимы были еще зимами, с валенками, меховыми шапками и шубами, а не нынешней сопливой гадостью – в декабре снега у нас было меньше. И да, снег тут белый:
3. Лужба – это зимние пейзажи. Даже зимний монохром в пасмурную погоду вштыривает невероятно:
4. А уж что говорить, если выглядывает солнышко. Та самая «настоящая русская зима»:
5. Лужба – это фиг доберешься. Самолет до Новокузнецка–машина до Шерегеша–машина из Шерегеша–машина до Междуреченска–электричка–вещи на снегоход, а сам неспешно (наконец-то!) 10 километров на скитуре до приюта. И это только в одну сторону!
Ну ладно-ладно, Шерегеш можно выкинуть из логистики. Но покажите мне того, кто выкинет Шерегеш в начале сезона? Хотя у нас были и такие странные люди в команде
Дорог тут нет, только снегоходная колея или «буранка» по-местному, которая соединяет местные приюты и после каждого снегопада пробивается заново. И вот эти пешеходные километры первого дня очень правильные, получается такое небыстрое погружение:
6. Лужба – это тайга, глушь и уединение. Все эти трудности с заброской позволяют жить с одной стороны в полной глуши, а с другой – в достаточно комфортных условиях стационарного таежного приюта. Вон он как раз виднеется, у подножья пика Дураков.
На самом деле, пик имеет более романтичное название «Поднебесный», но характеристика новичков-туристов, забравшихся на эту вершину и заявивших о покорении Большого Зуба, прилипла к ней намертво:
7. Лужба – практически полное отсутствие связи и интернета, если живешь на удаленных от станции приютах. В век уткнувшихся в смартфоны голов, без устали лайкающих фейсбуки, это очень важный момент.
Конкретно наш приют оказался невероятно комфортным, на мой взгляд. Тепло, сухо и даже кормят три раза в сутки. Банька есть, опять же. И даже свет генератор дает на несколько вечерних часов. Ну что еще может желать утомленный катальщик?
8. Лужба – это морозы. Вот картинка жаркой середины дня, когда солнышко греет и все ходят расхристанными. У меня есть и более впечатляющие картинки утреннего градусника:
9. В -30 скитурить и катать можно, причем очень и очень неплохо. Но к снаряжению стоит отнестись более вдумчиво – факт. Все, что может превратиться в стекло – превратится. Все, что может отвалиться – отвалится.
Особенно холить и лелеять нужно камуса, те шкурки, без которых забраться в гору достаточно проблематично:
10. А еще в морозы все начинают любить бородатых людей. Просто с ними веселее :)
11. Лужба – это бодрая команда. Без напарников тут никак нельзя и в этот раз команда подобралась – огонь:
12. Отдельный респект выражаю нашим лидерам, Андрэ и Тиме. Программа получилась просто великолепная по всем параметрам. Вы одни из лучших, хоть и лыжники:
13. Лужба – это много ходить. 13-15 километров и 1000 – 1100 метров вертикального набора в день. В 9-30 вышел и долго-долго идешь. Вжууух, скатился и опять вверх, на своих двоих. И так до 16 примерно. И никаких затупов, потому что холодно:
14. Но, как я уже сказал, команда была бодрая и топила так, что только держись. Вон Ира, полумарафон бегает за час тридцать, только пусти тропу бить, потом и не догонишь. Еще и не останавливается вообще, потому что постоянно мерзнет:
15. Чтобы правоверному сноубордисту подняться к месту старта, сначала нужно испытать трудности и страдания. Ну жизнь всегда такая, за фан нужно платить.
Тут вариантов немного, либо механические средства (канатки, ратраки и прочие снегоходы), либо снегоступы, либо придется на время притворится лыжником и распилить свою ласточку-доску вдоль. Эта распиленная вдоль доска называется сплитборд и теперь у меня тоже такая есть:
16. Скитур для меня совсем новый опыт, расскажу еще подробнее, наверное:
17. Лужба – это просто бомбическая каталка. Наши лидеры очень грамотно построили программу постепенно наращивая сложность спусков и на ходу адаптируясь к непростым условиям. Снега было много и он был в таком состоянии, что снаряды катили по нему не очень. Пришлось увеличивать углы склонов:
18. В очень глубоком снегу нужно уметь катать. Сначала едешь медленно, по колено в снегу, потом доска всплывает и скачком увеличивает скорость. Ощущения один в один, как на виндсерфе, когда выводишь доску в режим глиссирования.
Когда учился глиссировать на виндсерфе, то там были катапульты. На сноуборде я просто накувыркался вдоволь, благо падать в таком пухляке – одно удовольствие. Вставать только непросто.
На картинке стартовый пятак последнего спуска последнего дня:
19. Такие углы вне трасс я еще никогда не катал, в лесу и подавно. А как на эту картинку попало сразу столько лыжников, вообще не понимаю:
20. Просто невероятное место, идеальное для открытия сезона. Тайга и солнце, мороз и снег. Практически никакой цивилизации, физическая нагрузка и простые человеческие радости.
И бомбическая каталка:
P.S. Если бы я три года назад не перешел на сноуборд, то никогда в этом месте не побывал бы. Факт!