Набор движений, которые совершает опытный лыжебордер, не только сильно отличается от тех, которые совершает человек в своей обычной жизни, но и во многом напрочь противоречит имеющемуся опыту. Вот почему хорошо научиться катанию с горы не так просто. Ну например: что хочется сделать, если вы забрались высоко-высоко на очень крутую гору, развернулись лицом вниз, смотрите с неё, и чувствуете, что вот-вот сейчас сорвётесь и унесёт вниз? Правильно! Присесть как можно ниже, да ещё прижаться ягодицами к земле, чтобы ни в коем случае не сорвало вниз! И именно этот надёжный в привычной жизни сценарий гарантированно ведёт к часто совершенно катастрофическим последствиям на любом из снарядов - неуправляемому полёту вниз по склону до столкновения с ближайшим вертикальным объектом, коий на официальной трассе часто оказывается другим человеком.
Поэтому лыжебордер должен освоить набор совершенно и принципиально новых для него движений, убедиться в том, что они безопасны, и довести их до автоматизма.
Автоматизм (греч. automatos - самопроизвольный) - действие (а также мысли, побуждения и т. д.), выполняемое человеком без участия сознания. Различают "первичные" автоматизмы, представляющие собой функционирование врождённых безусловно-рефлекторных программ (напр. сосательный рефлекс у новорождённых), и "вторичные" - приобретённые, образующиеся прижизненно (ходьба, бег, катание на велосипеде и т.д.) О вторичных в нашем случае и идёт речь. В русской разговорной речи в данном контексте люди в массе своей слова «автоматизм» не употребляют, а используют слово «рефлекс», но научно это не вполне верно. Г.Гуршман в уже упоминавшейся книге называет этот комплекс автоматических движений «рисунком движений». На взгляд автора такое наименование хороший компромисс между «научностью» и «понятностью».
Каждый видел, как неуверенно совершает ребёнок первые шаги, однако все мы ходим, не задумываясь о самом процессе ходьбы и это не вызывает у нас каких-либо затруднений. Однако, известно, что после длительного лежачего режима или после некоторых заболеваний навыки ходьбы могут быть утрачены, и тогда им приходится учиться заново, и с теми же самыми сложностями. Можно привести в сравнение и переключение рычага передач на механической коробке. В первое время водитель должен себя постоянно контролировать, он делает ошибки и может ехать на слишком больших оборотах или заглохнуть. Но освоившись, он не задумывается о том, какая из передач должна быть включена, и не держит в мыслях рычаг передач, однако рука сама касается рычага передач и включает всегда нужную передачу. Навык перешёл в состояние бессознательного, то есть стал автоматическим.
Очень важно, чтобы такой навык был сформирован верно. Что является верным, а что нет, вопрос в целом довольно философский, в целом это вопрос не всегда формализуемой оптимальности, однако в большинстве случаев мы знаем ответ без подключения всякой философии. Ребёнок, великолепно катавшийся на трёхколёсном велосипеде, подрос, и теперь имеет проблемы с удержанием баланса на обычном двухколёсном. Следовательно, полученный им навык неверен. А ребёнок, катавшийся на двухколёсном велосипеде с парой выше расположенных поддерживающих колёс или на беговеле, без каких-либо проблем осваивает обычный велосипед. Следовательно этот навык верен. В случае лыжебординга навык верен, если он ведёт к технике, которую в текущий момент следует считать совершенной (и мы раскроем в дальнейшем эту тему).
Функционирование мозга человека имеет свои особенности и подчинено некоторым приоритетам. Он работает по принципу «лучшее - враг хорошего», то есть для него любой усвоенный алгоритм, решающий задачу, лучше, нежели новый и не освоенный, даже при наличии информации, что новый алгоритм даёт больше возможностей. Научившись кататься на трёхколёсном велосипеде, человек будет стремиться к привычной устойчивости и не доверять возможным альтернативам в виде использования в повороте центробежной силы. И это совершенно прямая аналогия для горных лыж. Уже сформировавшаяся и переведённая в бессознательное последовательность движений является крайне устойчивой, избавиться от неё или переформировать в иную чрезвычайно сложно, даже если предлагаемая альтернатива является намного более эффективной. На уровне биологии это означает формирование устойчивых нейронных связей (нейронной дуги). Каждый раз, когда мы совершаем такие движения, мы подтверждаем механизм и укрепляем эти связи. Замещение «рисунка» на новый возможно только путём сознательного многократного повторения новых движений. На практике это означает продолжительное и нудное повторение нужных движений в медленном темпе. Попытка выполнять движения быстрее приводит к переходу мозга в бессознательный режим, к подключению уже имеющегося автоматизма, то есть выполнению нежелательных движений, от которых необходимо избавиться, и к ещё большему закреплению их. Только накопление количества повторов, сопоставимого с нежелательными, при полном отсутствии нежелательных движений приводит к замещению их в бессознательном новой последовательностью движений. Такой упорной ежедневной и многолетней работой и занимается спортсмен со своим тренером. Любитель же редко готов к подобным жертвам и часто предпочитает кататься так, «как получается» (или не получается). Хорошо бы, чтобы «рисунок движений» исходно вырабатывался как можно более правильным, и именно эту цель преследует Прогрессивная Система Обучения.
Продолжение читайте
По мне так Бальные танцы, это совершенно противоположные движения относительно того как двигаешься в повседневной жизни.
Начать танцывать самому без тренера, я не представляю как, да и прогрессировать тоже.
А лыжи по мне так
1 взял инструктора раза три четыре по часу, полтора
2 покатался сам какоето время потом опять и тд.
На счет того чтоб плюхнуться на косогоре на ж. Могу поспорить тк повернусь к крутому склону лицом.
PS Ваша прогрессивная методика не работает судя по видео вас и ваших учеников.
PPS Современые тенденции, обещается манна небесная за короткое время.
"кубики" за неделю, научим танцам за два занятия, горные лыжи за шесть дней. Сбросить 20кг за месяц и тд. Щас ага как же.