А что? Есть такие специальные лыжи?
Нет. Специальных нет. А вот вопрос есть! И его часто задают приходящие в горнолыжные магазины, покупатели.
Так чем же отличаются эти лыжи от других?
Начнем с того, что есть специфика катания на горе Чегет и ей подобных. Специфика эта в том, что на этой горе абсолютно нет подготовленных ратраком трасс! Это наложит первый отпечаток на характер выбора. Лыжи должны быть достаточно большого или среднего радиуса бокового выреза. Все «радикальные» карвы на горе, подобной Чегету, вызывают излишние проблемы.
Суть в том, что отсутствие трасс, весьма большая крутизна склонов, наличие естественных препятствий (камни, бугры, кусты и деревья) не дают возможности кататься в чистой карвинговой технике. Много раз наблюдал, как лыжники «новой волны», признающие только чистый резаный поворот и пренебрегающие классической техникой, имели большие проблемы на склонах Чегета. Таким образом, преимущественное использование классической техники со сбросом пяток или более современный дрифт, предполагают достаточно «прямую» геометрию лыжи.
Вторым специфическим моментом является крутизна и сравнительная протяженность неподготовленных склонов. Это предполагает катание на достаточно длинных лыжах, способных держать длинную или среднюю дугу на подобном рельефе.
Конечно наблюдал, да и самому приходилось кататься, с техничными ребятами, использовавшими на Чегете короткие слаломные лыжи. Да! Они вполне управлялись с ними за счет хорошей техники. Но, Боже мой, как они уставали!
Отсутствие подготовленных трасс диктует и повышенную ширину лыж.
Но тут мы должны определиться со стилем катания. Существует поговорка, что на Чегете трасса - это там где спускается много народа, где мало – это «внетрасса». Другого отличия нет! )))
Это примерно так. Как результат, на «трассах» мы имеем бугрятник или разбитый снег. Наилучшим вариантом для тех, кто выбирает «трассовое» катание, будет являться оффпист – универсал с шириной талии 80 – 90мм и радиусом бокового выреза 17 – 20м. Длину подобных универсалов следует выбирать примерно в рост с вариантами в плюс-минус в зависимости от индивидуальных предпочтений.
Особое внимание я бы уделил прочности изготовления лыж. Наличие камней на трассе и резких бугров, предъявляет повышенные требования к прочности, толщине скользячки и толщине и прочности кантов. Наилучшими прочностными свойствами обладают лыжи с деревянным сердечником. Они же являются и наиболее ремонтопригодными. А вот наличие титанала в конструкции может обернуться расслоением или деформацией лыжи. Титаналовый сандвич предрасположен к этому, несмотря на высокие характеристики, придаваемые им лыжам.
Подобных универсалов много практически по всем брендам. Не могу не подчеркнуть высокую прочность универсалов от К2, хотя остальные их
характеристики не всегда соответствуют высокому уровню.
Очень хороши беккантри фрирайд– универсалы с твинтиповой пяткой и шириной талии от 90 до 100мм. Такая геометрия очень маневренна на бугристой трассе и позволяет кататься в неглубокой целине.
По своему опыту на Чегете понравились Rossignol Bandit 83 и scratch BC. Хотя эти модели и не выпускаются, но имеют аналоги по серии Experience и Scimitar.
Прекрасно зарекомендовали себя Blizzard серии Magnum и Titan и универсальные модели от Fischer.
Не могу не остановится на Scott Mission и Panisher.
Другой стороной катания на Чегете, является внетрассовое катание, или как его иногда называют, фрирайд. Не споря о терминах, хочу сказать, что это направление получило последние годы особую популярность и является весьма перспективным в этом регионе. Буквально каждый второй лыжник на Чегете на широких райдовых лыжах.
Разнообразие райдовых моделей предполагает весьма широкий выбор. Однако хотел бы остановиться на некоторых особенностях.
Дело в том, что снег в Приэльбрусье не такой пуховой, как например, в Красной Поляне. Зачастую он уплотнен ветром и часто покрыт коркой. Кроме того целинные поля на Чегете как правило упираются в узкие и крутые кулуары или всё в тот же бугрятник.
Поэтому, видимо, не имеет смысла использовать реально широкие (шире 125мм) лыжи с полным рокером. На мой взгляд, весьма интересны модели типа Armada JJ или Rossignol S7. Впрочем, тут дело вкуса и советовать фрирайдерам – дело неблагодарное.))
В заключение хочу сказать, что автор регулярно, а иногда и по 2-3 раза в сезон, катается на Чегете с 1984года. 12 сезонов отработал на турбазе Терскол инструктором. 5 раз спускался с вершин Эльбруса и участвовал в программах «Фрирайд с гидами».
А потому, как мне кажется, имеет право высказаться по этому непростому вопросу.
По существу темы скажу, что в этом году приехал на Че с новыми лыжами Они
Для меня они были именно универсалы, больше ничего не хочу (пока, конечно)
И по жосскому и по мягкому как вездеходы, и по Элю тоже даж на льду.
У всех свои универсалы, вот в прошлом году были Мантры с Дюками-продал, ах и ох...)))