Свеженькая пушистая целина, в которую ты уходишь по развилку при каждой остановке, и плотно утрамбованный ветром снег, в котором лыжи то тонут, то всплывают, без скорости в таком повернуть можно только прыжком, выдернув лыжи. Мокрая тяжелая каша на южном склоне кулуара и смерзшаяся проламывающаяся корка на северном, и так – на каждом повороте, заструги, ледяная броня с шишками размером в кулак - короче, все, что угодно. А еще фрирайдер должен полюбить узкие крутые кулуары, в которых необходимо передвигаться прыжками, потому что развернуться просто негде, а также склоны крутизной в сорок пять градусов, где падение может неполезно сказаться на целости молодого, но быстро наглеющего организма... И на обычных лыжах в таких разных условиях будет плоховато.
Это на подготовленном склоне почти все лыжи выглядят вполне достойно, если у хозяина достаточно опыта. А вот там, куда уходят hard-core skiers, нужны лыжи для фрирайда. Обычные лыжи чем плохи – они в снегу тонут, а под снегом их не провернешь. Или нужно сильно разогнаться, тогда они всплывут, и все будет OK. Но на скорости, да в глубоком снегу, если чуть ошибся – тут же и лег, и потом лыжи, отстегнувшиеся под свежим снегом, искать можно очень долго. Не видел еще, как народ баальшие окопы копает в поисках лыж, вместо того, чтобы отжигать по целине? Если уходишь кататься вне трасс, то еще посмотришь, и сам покопаешь, будь уверен!
Чем фрирайдовые лыжи отличаются? Они должны держать максимально высокую скорость, а значит – быть жесткими. Ведь мягкие лыжи могут просто согнуться в дугу на скорости или в сложном месте, и тогда «…здравствуй, дерево!» Но райдовые лыжи не только жесткие, они отличаются еще и площадью. Она больше, чем у обычных лыж. Площадь, как известно, есть ширина, помноженная на длину. Чем шире и длиннее лыжа, тем легче она всплывает в целине и, значит, на меньшей скорости становится послушна. Длину народ берет большую, 185 см, а то и длиннее.
Коротышки остаются на обычных склонах, где длинные и широкие лыжи не нужны. На больших лыжах на укатанном снегу плохо. Ведь, чтобы длинные лыжи повернуть, – скорость нужна, место для поворота, а на подготовленных склонах народу – тьма. И все мешают. Так что на длинных и широких лыжах – нафиг с пляжа, тут простор нужен.
Самые широкие – миллиметров за 100 в талии – на таких только по целине люди катаются. На укатанном в них будешь, как клоун в ластах. Лыжи для фрирайда – поуже, самое то – с талией (шириной в самом узком месте, под ботинком) – от 80 до 100 мм. На серьезных райдовых лыжах и погонять можно хорошо, и по жесткому они неплохо идут, если везде катаешься, а не только в Красной Поляне на четвертой очереди после снегопада или в Шерегеше отрываешься. Широкие, длинные и тяжелые лыжи, типа Head Monster 85, Elan Mantis 777, Rossignol Bandit B3, Fischer Big Stix 8.6, Salomon Scream 10 Pilot X-Tra Hot и им подобные, делает каждая нормальная фирма. Есть и специальные фирмы, которые только лыжи для фрирайда и делают, но всякие Igneous, Zag и так далее к нам в страну не возят – дорого, и фрирайдеров у нас мало. На соревнованиях со всей России человек 70 набирается, не больше. Зато, уж если на ногах Zag – это уж и заокеанские пацаны захотят при встрече зазнакомитьcя, особенно, если увидят, что ты реально "мочишь", а не понтоваться на склон вышел.
Ведь, чтобы на настоящих райдовых лыжах гонять, опыт нужен, без него тяжко. Начинать лучше с лыж попроще. Почему? Ну, вот взять грузовик или автобус – тяжелые машинки. С опытом вождения легковушки за его руль сесть можно, но удовольствие от вождения - под большим вопросом. Так же и с лыжами. Лыжи для фрирайда - тяжелые, мощные, чтобы по всякому безобразию можно было кататься, почти как по ровному. И с большим радиусом поворота, за 20 метров. А значит, на маленьких склонах на них делать просто нечего. Вдобавок, если опыта маловато, то сил на управление этими досками будет уходить столько, что на вечер может не остаться. А оно надо? Так что лучше для начала взять что-то полегче, с шириной в талии миллиметров 75, а более оставить на потом, когда ноги накачаются, за спиной появится рюкзак с защитой, в рюкзаке - лавинная лопата, на пузе - бипер, а на голове – мозгосборник.
Ну, а если хочется лыжики поприкольнее, то покатит ньюскульный вариант типа фрирайд-бэккантри – они и покороче будут, и помягче. На укатанном склоне такие лыжики, конечно, широковаты. Но зато вне трасс, да еще если снега много – супер! И в лесу крутятся, кстати, как хочешь – площадь большая, в снегу тонут намного меньше, чем узкие. Культовая лыжа из этого класса – Salomon Pocket Rocket. Если хорошо идешь на твин-типах, то из-под загнутых вверх пяток такие «шприцы» снега летят, что те, кто сзади, должны уворачиваться – иначе ничего не видно. Rossignol Scratch BC, Atomic Stomp – много таких сейчас. Но учти, что на узких твин-типах типа Rossignol Scratch FS, Salomon Teneighty хорошо в парке тусоваться, по перилам джиббить, а в целине они ничем не лучше универсальных, а то и хуже – те все же пожестче будут, и скорость получше держат.
Автор: Георгий Дубенецкий |