+4

Лыжи для любителей. Часть 6

Иван Ф. Лента автора 12 Марта 2020 (08:52) Просмотров: 6456 0

Три источника, три составные части марксизма скольжения

Предыдущие части (Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5) цикла были написаны достаточно давно, что необходимо учитывать при ознакомлении.

Как и все любители, начинавшие с одной пары лыж, я когда-то считал, что для хорошего скольжения главное - это правильная смазка. Информации по смазке публиковалось мало. Оставался один вариант - тестировать смазки самостоятельно. Чем я  и занялся много лет назад. Могу позволить себе иметь всего две пары тестовых лыж. Есть у меня специально для этого купленные абсолютно одинаковые среднеморозные Rossignol. На них сравнивал варианты смазки. Считал, что именно так можно для каждой погоды найти наилучшую смазку. Со временем у меня появилось много других, разных пар лыж. Заказных в большинстве. Каждый раз нетестовые пары смазывал все вместе по погоде наугад. И всё это вместе с тестовыми таскал на лыжню, откатывал. На лучших с привеликим удовольствием заканчивал тренировку. Собственно, ради этого прекрасного момента всё и затевалось.

Результаты откатки тестовых и нетестовых лыж записывал. Главный результат откатки смазок - совсем неожиданный, возник побочно. Удалось его нащупать приводя записи к системе, группируя результаты. За большой срок тестирования лыж случалось, что выпадали одинаковые условия. Состояние снега, влажность, температура - всё совпадало. А смазка на лыжах бывала разной. Оказалось возможным с некоторой натяжкой объединить записи тестов, прошедших при одинаковой погоде, как будто я много раз в один день испытывал одннаковые лыжи с разными смазками. Такой эсперимент позволил уловить некий принцип.

Вот что заметил: для разных пар при одинаковых условиях лучшей была разная смазка. Часто совсем не та, которая лучше откатилась на тестовых парах. Ещё проще: есть конкретная погода, есть множество лыж, подходящих и не совсем подходящих под эту погоду. Тестирую смазку на всех этих лыжах. Для каждой пары лыж нахожу смазку, под которой они лучще всего скользят. Эта лучшая смазка для конкретной погоды оказывается разной для разных лыж! Т.е, нет смазки, лучшей для всех лыж сразу, работает связка смазка-лыжа. В любительских условиях выбирать надо именно связку, а не что-либо по отдельности.

Гвоздь в крышку гроба откатке смазок на специальной «мышке» - заменителе тестовых лыж! Есть такой инструмент, представляющий из себя деревянный брусок с пластиковыми боковинами. На пластик всех боковин наносится разная смазка. Брусок спускается в лыжне с горки. Измеряется выкат или максимальная скорость - по вкусу. Брусок поворачивают на другую боковину и снова спускают с горки. Так можно найти лучшую смазку. Для бруска, не для лыж.

Если на одной лыжне даже разные лыжи для наилучшего скольжения требуют разную смазку, то откатка на «мышке» даст совсем негодный результат. Не то распределение давления (эпюра), не та структура скользящей поверхности, не та скорость, что на «боевой» лыже. Можно лишь отсеять совсем непроходные варианты.

Да, и во время тестов разные пары на одинаковой смазке ехали очень по-разному.
Полученный мной результат тестов смазки доказывает, что наибольшее влияние на скольжение оказывает эпюра лыжи.

Следом по важности идут структура поверхности лыжи и смазка. Отделить друг от друга влияние разных компонент затруднительно, выбор одной составляющей части скольжения влияет на выбор двух других. А как же тогда многочисленные палатки в стартовом городке перед крупными соревнованиями, где предлагают подготовить любые лыжи «оттестированными» смазками за деньги? Мои выводы сильно противоречат коммерции на смазке, когда лучшая на одних лыжах смазка накладывается «фирмачами» на множество совершенно разных лыж.

Для того, чтобы правильно оценивать влияние смазки, необходимо, чтобы эпюра и структура лыжи под этой самой смазкой более-менее подходили по погоде. С чего вы взяли, что «фирмачи» имеют набор тестовых лыж строго по погоде, и, что ещё менее вероятно, их лыжи похожи на ваши? Если их смазка сработает на ваших лыжах, то это будет не более, чем удача. Или погода настолько простая, что вы бы сами легко справились.

Эпюра, структура, смазка «работают» в диапазоне снежных условий, каждая в своём. «Фирмачи» молчат о том, что эти диапазоны нельзя рассматривать по-отдельности, они влияют друг на друга. Диапазоны пересеклись, хоть краями - ура, вам повезло. Дерзайте ухаживать за лыжами самостоятельно!

Цветовая дифференциация штанов лыж

Раньше была общепризнанная маркировка парафинов и, соответственно, погоды. Жёлтый (+1°+10°), красный(+1°-4°), фиолетовый (-2°-8°), синий (-6°-12°), зелёный (-8°-25°) в варианте SWIX. Цвет парафина - это не только признак температуры применения. Об этом мною много написано раньше. Также разным цветом можно маркировать лыжи. У «цветов» могут быть «оттенки».

Все ведущие лыжные фирмы предлагают множество вариантов лыж верхней линейки на разную погоду. Это далеко не только PLUS и COLD. Посмотрите на формы для заказа лыж Madshus, Rossignol, SkiTrab... Предлагаются лыжи разных конструкций и различные структуры скользящей поверхности на них. Структур много. Впрямую не описываются разные настройки прессового оборудования, на котором «выпекаются» сами лыжи. Но настройки прессов точно меняются в соответствии с заказанной структурой (диапазоном температур, типом снега). А это определяет эпюру лыжи, по аналогии с парафинами, её «цвет». Результаты измерений эпюры и жёсткости лыж на стенде печатают на этикетке. Под разный тип эпюры для одного гонщика оптимальной будет разная жёсткость лыж. Выбирайте! У каждого производителя вариантов очень много.

У «цветов», которыми можно обозначить лыжи на разную температуру, есть «оттенки». Это то, что лыжник определяет как поведение лыжи под ногой, на трассе разной плотности, на разном рельефе. Об этом не прочтёшь на этикетке к лыже. Но любой любитель это чувствует! Как только он понимает, что в таких-то типовых условиях можно было бежать сильно быстрее, всего лишь сменив пару лыж и осознает, на какую именно, он будет стремиться такую пару приобрести. Да, лыж хочется иметь много.

Я сообщу своё субъективное мнение, что Madshus лучше всех делает морозные лыжи (зелёный, синий цвет), Rossignol - лыжи на тепло и плотную трассу (красный), все из FARMS и SkiTrab - среднеморозные лыжи (фиолетовый). Откатывайте, определяйте свойства каждой своей пары. Плохая или неправильно подобранная под гонца лыжа будет ехать лучше других в узком диапазоне условий, не перекроет «цвет». Например, излишне жёсткие лыжи могут отлично ехать только по плотной трассе в плюсовую температуру, т. е., редко. А на разбитой трассе, что почти всегда в такую погоду, такие лыжи мгновенно «тонут». Профессиональный спортсмен может выиграть на такой паре гонку в уникальных условиях, а любителю от такой пары надо избавляться.

Профессиональная смазка (мои зарисовки процесса)

Профессиональные спортивные команды пытаются  получить самые скользкие лыжи с самой скользкой смазкой. Вариантов эпюры, структуры и смазки много. Комбинаций сильно больше, перебрать их просто невозможно. Потому пытаются всё же откатать слагаемые скольжения по отдельности. Более того, опыт позволяет отсеять совсем непроходные варианты.

Сначала выбирают «боевые» лыжи. Условия откатки должны максимально походить на условия соревнований, к которым готовятся. Смазывают много пар парафином примерно по погоде, выбирают из пачки несколько лучших пар. Выбирают и по скольжению, и по удобству перемещения на конкретной трассе. Если использованная смазка сильно не соответствует погоде, то результат откатки может оказаться ложным.

Не видел процесса выбора структур на «боевых» парах. Подозреваю, что-то выбирается на основе опыта смазчика. Исторически складывается короткий список структур, которые катят в месте старта. Есть фирмочки, которые на своём станке годами режут структуры, отобранные для трассы, проходящей рядом. Работа по выбору структур проводится очень задолго до соревнований.
Географический принцип также работает при выборе смазок. Логично при старте в Норвегии прежде всего откатывать SWIX, при старте в Германии - смазки Holmenkol (немецкое производство)... Лично мне парафины от SWIX нравятся в начале зимы, а Holmenkol – в конце.

Многие видели потрёпанные толстые тетрадки, куда смазчики заносят результаты своих испытаний. Записи остаются актуальными многие годы.

Парафины откатывают на тестовых лыжах. Специально для этого заказанных, за счёт дополнительного этапа отбора часто более дорогих, чем «боевые» пары. Понятно, что «цвет» тестовых лыж должен соответствовать погоде. Иначе выбор парафина рискует быть неправильным. Тестовых лыж много.

Выбор порошка мало отличается от выбора парафина. Для упрощения работы в тестах применяют отличное от «боевого» холодное нанесение порошка, когда порошок втирается в тестовые лыжи без применения утюга. Нет нужды глубоко вплавлять порошок в базовый парафин на лыже. Так экономят ресурс ценных тестовых лыж. Можно при сноровке прямо на лыжне вычистить тонкой стальной щёткой один порошок, втереть чистой растиркой другой. После откатки накладывают горячим способом лучший порошок на пару-тройку лучших «боевых» пар. Дают спортсмену на короткую пробу.

Т.е., тестирование связки смазка-лыжа присутствует в любом случае, даже тогда, когда отбор составляющих скольжения по отдельности дал однозначные результаты, удалось выбрать один вариант смазки, одну самую скользкую пару лыж. А если мало уверенности после работы с тестовыми лыжами - будет больше тестов на «боевых».

Методически предполагается, что самый скользкий порошок на самом скользком парафине даст лучший результат. Теоретически возможна ситуация, когда комбинация не самого скользкого порошка с не самым скользким парафином даст самые скользкие лыжи. Но перебирать все возможные комбинации не считается необходимым. Кстати, успех такого подхода доказывает подавляющее влияние верхнего слоя порошка на итоговый вклад смазки в скольжение. Можно при выборе парафина положиться исключительно на опыт смазчика, откатывать только порошки.

В условиях, когда скользящие свойства эпюры, структуры, смазки не образуют непрерывные шкалы, а, будучи «привязанными» к конкретным парам лыж и конкретной баночке порошка, дискретны, точного решения «уравнения скольжения» не ищут. Решение может быть приблизительным, решений может быть несколько.

Любительская смазка

Если профессиональные спортсмены могут при поисках лучшего скольжения варьировать всеми тремя слагаемыми, определяющими скольжение, то любители такой возможности не имеют. Несмотря на это, есть способ, миновав самые затратные процедуры тестирования, выйти сразу на конечный результат. Опишу способ подготовки лыж, который давно применяется многими любителями, новости никакой нет.

Если любитель пытается, например, пятью парами перекрыть весь диапазон снежных условий, то эти пары должны быть очень разными. Именно лыжа будет, в основном, определять скольжение. У нас нет десятка близких по скольжению лыж на каждые условия, как у профи.

Характер лыжи определяют эпюра и структура скользящей поверхности. Т.о., условия, в которых лыжа может хорошо скользить, любителю невозможно изменить оперативно. Приходится коллекционировать удачные пары. Смазкой можно лишь тонко настроить скольжение. Или сильно его испортить.

Погода определяет лыжу, смазка должна соответствовать лыже. Выбирать надо лыжу!
Остро настраивать лыжи, чтобы эпюра, структура, смазка - всё в «цвет» - это единственная возможность ощутить действительно шикарное скольжение. Когда любитель выбирает лыжи из своего ограниченного парка, то все они должны быть со своей самой выигрышной смазкой. Эти связки лыжа-смазка должны быть оттестированы заранее и использоваться именно в таком виде.

Можно за один подход подготовить все свои боевые пары и потом несколько стартов/тренировок выбирать из готовых. Чистый неагрессивный снег позволяет стартовать на однажды положенном порошке несколько раз.

Перед стартом тестируют две пары разного «цвета». «Цвет» по погоде и смежный. Выбор получается быстрым и не оставляет места для сомнений. Хорошее скольжение без лишних тестов.  Для соревнований с дальним выездом  к месту старта альтернативы такому методу нет вообще.
Очевидная мысль, с которой согласятся все любители - в день старта уже поздно тестировать смазки, нужно выбирать из ранее оттестированного короткого набора связок лыжа-смазка.

Есть слабоаргументированное мнение, что многие фтористые порошки более универсальны, чем конкретная хорошая пара лыж. Порошок вполне может перекрывать своим диапазоном пару «цветов», не обязательно смежных. Мало смысла иметь больше порошков, чем пар лыж. Для тестов выбирают порошки, хорошо зарекомендовавшие себя в местах стартов. После каждого соревнования информация об удачном варианте смазки перестаёт быть секретом и распространяется свободно. Опираясь на это, удаётся сэкономить.

В предельном случае у нас окажется три стандартные порошковые смазки, плюс на мороз синие и зелёные парафины. Этого недостаточно, чтобы разъезжать по России, даже для обширной Ленинградской области мало. Но чем это отличается от стратегии именитых фирм, которые десятилетиями выпускают не более трёх-четырёх типов порошков с рекомендациями на весь лыжный мир?

Полезный рецепт совет для тех, кто дочитал

Я не призываю любителей покупать множество лыж на все возможные снежные условия. Это неполезно для бюджета. Я призываю покупать разные лыжи. Вот есть у большинства из вас Fischer Plus 28/61. Откатанные, с подтверждённой вашим опытом специализацией на средний мороз. Но вам хочется хорошо скользить в более широком диапазоне. Нет смысла в надежде ускориться покупать массовые лыжи всё новой и новой модели одной марки. Следующую пару купите Madshus Cold, например. Это другой полюс в лыжестроении.

Покупать лучше через предварительный заказ. Откатайте их, если лыжи всё же магазинные, то поменяйте неудачную универсальную структуру согласно обнаруженной специализации эпюры. В свою погоду получите «самолёт». Своими двумя парами лыж вы перекроете гораздо больше условий, чем самой лучшей одной. Вероятность хорошего скольжения при возможности выбора из разных пар увеличивается очень значительно.

Среди ваших лыж, кроме «асфальтовых», не должно быть пар «получше» и «похуже». Все должны быть хороши в свою, особенную погоду.

Успехов при выборе лыж и смазки! Успех - это логичная трансформация Вашей большой подготовительной работы в конечный результат!

Фомкин И.С.
2020

+4