Предыдущие части (Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, часть 6) цикла были написаны в разное время, что необходимо учитывать при ознакомлении. Мелкие детали могут быть неактуальны. Идеи, выводы, рекомендации верны.
Все предыдущие части цикла «Лыжи для любителей» с разных сторон пытаются подступиться к ответу на вопрос о количестве лыж, необходимых соревнующемуся любителю. Для этого пришлось рассказать кое-что про лыжи и смазку. В части 6-й я опирался на распространённое деление парафинов по условиям применения. Градация парафинов понятна, будут понятны и свойства лыж, которые едут с этой смазкой.
В развитие темы заметим, что назначение смазки — улучшить скольжение лыж в конкретных снежных условиях. Первично именно состояние снега.
Давайте представим, сколько вариантов снежных условий и, соответствующих им лыж, можно насчитать:
-
Плюс RED
-
Средний мороз UNI
-
Мороз BLUE
От этого зависит тип эпюры, общая жёсткость лыжи, размерность и степень остроты структуры. При таком грубом делении невозможно применение быстрых, но не универсальных, узкодиапазонных структур. Настраивать структуры по погоде придётся накатками.
2. Трасса рыхлая soft
От этого зависит общая жёсткость лыж, жёсткость пяток, носков, устойчивость на скручивание.
1. Зернистый, трансформированный снег grain
От этого зависит ТИП структуры. И накаткой не исправить.
Итого 2Х2Х3=12 вариантов. Многовато для любителя.
Чуть сократим. Трасса плотная = Трансформированный снег. Трасса рыхлая = Свежий, пушистый снег. Далеко не всегда.
6 вариантов радикально отличающихся друг от друга снежных условий.
|
Red |
Uni |
Blue |
grain |
grain Red=Hard Red |
grain Uni плотная трасса с трансформированным снегом |
grain Blue=Hard Blue морозный бетон |
fine |
Fine Red=Soft Red |
Fine Uni свежий рыхлый снег, повышенная влажность |
Fine Blue морозная сыпучка |
Будем называть лыжи для помеченных красным цветом снежных условий красными и т. д.
Красные варианты лыж многие любители пытаются не покупать, а приспособить под них жёлтые с помощью накатки и тёплой смазки, но я бы отказался только от одного из красных, от Hard Red. Именно такие лыжи надо выбирать повышенной жёсткости, на глянце жёсткая лыжа со спуска тормозить не будет, а в подъём вкатить поможет. Ракета! Но, плотная лыжня при плюсовой температуре бывает недолго, можно такие узкоспециальные лыжи не покупать.
6-1=5
В Москве плюс — это когда на трассе каша, снег зернистый, грязный. Белый пластик. Ну, серый, жёлтый или даже чёрный, как у нынешних Madshus на тепло. Но обязательно специальный. Ради сохранения грязеотталкивающих свойств поверхности базовую подготовку новых лыж парафином не делают. Сразу порошок. Т. о., жёлтые варианты лыж приспособить не получится. Базовый парафин на них будет жрать грязь. Также нужна линейная структура, минимально собирающая грязь.
В Питере плюс — это часто кисель из падающего чистого снега и воды на трассе. Белый пластик на чистом снегу не нужен, необходимо бороться только с подсосом. Это открывает путь к более специальным, чем линейные, структурам.
Итого, в Москве и Питере на плюс нам скорее всего нужны лыжи Soft Red с местными особенностями. От местных особенностей никуда не уйти.
Мы с вами подошли к выводу, что на любительском уровне для стартов в одном регионе желательно иметь пять грамотно подобранных вариантов лыж.
Никто не мешает вам самостоятельно пройти по всей цепочке рассуждений. Вы видели, какие грубые допущения принимались, очевидно, что детальный подсчёт возможных снежных условий на вашей домашней трассе увеличит количество необходимых пар. Но есть серьёзная проблема, лимитирующая ваши лыжные покупки больше, чем это делает бюджет.
К сожалению, невозможно прицельно заказать 5 пар лыж так, чтобы все они точно попали каждая в свой «цвет». Заказные лыжи тестируют на фабричном измерительном стенде, результаты тестов наносят на этикетку. Этикетка — основа для первоначальной сортировки лыж. Но есть важные параметры лыж, данных по которым нет на этикетке. Например, стойкость концов на скручивание. Простая жёсткость концов лыж, даже, если она измеряется - это не совсем про скручивание. Т.е., при заказе новых лыж вы только по слухам можете предположить, на трассу какой плотности будут изготовлены лыжи. А вам надо и HARD, и SOFT! Могут быть ошибки при выборе структуры. Фирменные структуры запросто могут не поехать в вашем регионе. Будете разбираться на снегу самостоятельно. Какую-то пару придётся перешлифовывать, какую-то продавать. Выбрать все необходимые варианты из лыж одного бренда одного года выпуска заведомо невозможно, придётся пробовать разные лыжи. Много разных лыж. Указанные выше пять комбинаций свойств лыж необходимы, чтобы не потерять ориентиры в поиске.
Подбор лыж - это интересный, но бесконечный процесс движения к идеалу
Фомкин И. С.
2020
Кстати а где в СПб и области катают на беговых? Для конькового хода любительского уровня самая тема это россы. И не дорого и предложений в триале много. Из минусов очень они капризны к парафинам. (сам катаю на X-ium wcs)