Тенденция к "системам" не стоит на месте. Уже более 34% лыж требуют креплений той же марки (бренда). Всего лишь три года назад их можно было сосчитать по пальцам, и все они были "системами" Pilot от Salomon. Эта тенденция - настоящая победа "систем", если не сказать большего. Компания Head даже создала "систему", о которой говорилось, что она подходит ко всем моделям лыж – кроме, разумеется, этой трети.
Начнем с объяснения некоторых понятий. Хотя многие компании говорят об "интегрированных системах", по наших подсчетам, существует ровно две по настоящему интегрированных системы: Pilot от Salomon и системы Motion фирмы Volkl. Проверяется это так: можно ли снять так называемую "систему", не сломав лыжу? Если ответ – да, как у Atomic, Dynastar, Head и Rossignol, то мы должны использовать более верный термин – синергетические системы. Конечно, откручивать присверленную панель от смонтированной на заводе лыжи – труд неблагодарный, и недолго при этом просто загубить лыжу, но такая работа вполне под силу квалифицированному специалисту, у которого в запасе много времени, терпения и мастерства. Попробуйте сами снять крепления Motion или Pilot, и от лыж у вас останется только груда ненужных кусочков.
Вывод: синергетические крепежные системы требуют родных креплений только потому, что на лыжах уже есть монтажные отверстия в заранее определенных местах.
Естественно, что каждая компания, производящая такие крепления, скажет вам, что части ее системы, работая вместе, намного повышают эффективность катания, и что их фирменная комбинация лыжи + платформы + крепления функционирует оптимально только как одно целое. Atomic даже заявляет, что ботинки тоже являются частью системы! Нам кажется, что это утверждение притянуто за уши. Трудно понять, почему компании хотят свести свои продажи к тому минимуму людей, которым посчастливилось иметь ноги правильных форм и размеров для их ботинок.
Что дает нам право говорить о…
Если оставить в стороне сарказм, в голову приходит, что это хотя бы отчасти должно быть связанно с разделом рынка. До последнего времени, Salomon и Marker присутствовали на рынке креплений, пластин AFD (anti-friction-device) и всего остального со всеми потрохами, с дарованным Tyrolia статусом "любимого мальчика на побегушках". Остальные бренды безуспешно старались поспевать за ними, оставаясь на последних местах по продажам.
Но все идет к тому, что в конце концов производство креплений будет более равномерно распределено между 8-ю основными брендами, которые продают как лыжи, так и крепления.
Nordica с ее оригинальным дизайном и Ficher с дополнительными моделями Salomon Quadrax уже ринулись в бой, и, без сомнения, их системы ждут своего выхода уже в то время, как вы читаете эту статью.
В итоге наша свобода выбора креплений становится все более и более ограниченной. Если вы захотите иметь какие то определенные лыжи, то, скорее всего, вам придется использовать крепления этой же компании. Особенно это применимо к популярным моделям и моделям high performance. Кроме того, теперь вопрос об оптимальном месте крепления на лыжах за вас решат на заводе изготовителе, просто просверлив отверстия заранее. И это, скорее всего, плохо.
Что касается собственно креплений, все они способны повысить эффективность катания, все соответствуют стандартам DIN и стандарту Американского общества специалистов по испытаниям материалов (ASTM), и все крепления влияют на гибкость лыж намного меньше, чем это было пару лет назад. Если вам предстоит выбор, предлагаем вашему вниманию особенности каждой марки на 2003 год.
Atomic
Именно Atomic мы обязаны истории с предварительно просверленными отверстиями – более 65% их моделей требуют только крепления Atomic, но, к их чести, у нас все же есть возможность регулировки крепления благодаря системе передвижных головок Variozone. В их креплениях используются стандартные механизмы с плавающей пяткой, сконструированной так, чтобы уменьшить влияние крепления на гибкость лыжи. У лыжника есть выбор пластин и винтов для регулировки высоты крепления.
Ficher
Модели Salomon Quadrax с логотипами Ficher.
Look
Все крепления сейчас имеют головки Full Drive, которые обеспечивают механический контроль раскрытия вверх, уменьшено количество отверстий в районе ступни, чтобы еще меньше нарушать гибкость лыжи. Все крепления доступны с пластинами или без них.
Marker
Marker добавили головку Biotech, по принципу действия похожую на головку Biometric (в которой усилия срабатывания головки вверх соответствуют значениям DIN), с тем исключением, что в отличие от Biometric, которая была полностью регулируемой, Biotech имеет три настройки, одна из которых устанавливается специалистом во время сборки. Старшая модель из семейства Piston имеет плавающий носок, который допускает глубокий прогиб лыжи. Носок и пятка соединены гидравлическим поршнем, который поглощает вибрацию при движении. Glide Control – та же система, но без поршня. Поршень имеется и на некоторых лыжах Volkl под названием Piston Motion.
Nordica
Nordica представляет собственную технологию с головкой Syn-X - заметный подвиг, в то время когда остальные лидеры хранят в своих закромах буквально десятки патентов. Syn-X использует две независимые системы пружин - одна для бокового, другая для вертикального срабатывания головки, а пластина AFD может двигаться в четырех направлениях для предотвращения заклинивания ботинка при расстегивании крепления.
Rossignol
Имеют на себе логотипы "Rossignol".
Salomon
Ох уж эти названия у Salomon! Новая головка крепления называется Cosmic и пока что доступна только на Verse 10 Pilot, это 70-ти мм (71 мм на самом деле) в талии лыжа, созданная специально для продвинутых спортсменов. Salomon говорит об этом как о своем "первом креплении с полностью контролируемым задним срабатыванием", что означает, что и усилие срабатывания вверх приближено теперь к значениям DIN. Беговые крепления, головки Ti’s, Spheric и Quadrax практически не изменились. Также Salomon предлагает огромное множество лифтеров и платформ. Мы ожидаем массового промоушена систем Pilot в новом сезоне.
Tyrolia
Главная новость у Tyrolia - синергетическая система Railflex, легко приспосабливаемая к любой лыже и имеющая подвижные головки на носке и пятке для регулировки монтажа, во многом, как в системах Variozone от Atomic. Весь блок может гнуться вместе с лыжей. Крепления этого сезона стали на 14% легче, чем модели прошлого года.
Итак, каков итог?
Прошли дни, когда приходилось выбирать между безопасностью и преждевременным выстегиванием. Современные крепления хороши как для удержания ботинка, так и для аварийного срабатывания. Все эти крепления сконструированы таким образом, чтобы свести к минимуму их влияние на гибкость лыжи, и без сомнения способны улучшить "катаемость" современных лыж.
Автор: Zander |