Разработчиком и правообладателем исходной технологии является фирма TechnoCarbon Technologies из местечка Мюнхен в Германии. Исследуя возможности применения природного камня как конструктивного материала, они пришли к технологии, которая действительно даёт ошеломляющие результаты. Суть её заключается в следующем. Конструктивный элемент из камня покрывается оболочкой из углеродных волокон на эпоксидной основе, что новым вряд ли назовёшь.
Вся «фишка» процесса состоит в том, что камень подвергается предварительному сильному сжатию (каким уж образом – не раскрывается). После окончания процесса полимеризации оболочки камень остаётся зажатым ею, что коренным образом влияет на его свойства. У нас ранее существовал термин «предварительно напряженный» применительно к железобетону. В данном случае он вполне подходит. Что же получается в итоге? Получается готовая деталь из камня в карбоновой оболочке, с характеристиками стали и весом алюминия. Толщина детали может достигать нескольких сантиметров при оболочке в несколько миллиметров. Деталь обладает высокой упругостью, т. е. может гнуться в разные стороны и не имеет никакой пластической деформации.
Усталостная прочность тоже на уровне – тестовые детали выдерживали по миллиону двухсторонних сгибаний-разгибаний. Жесткостные характеристики детали определяются объёмом и расположением карбоновых волокон оболочки, и их распределение по длине детали и, соответственно, распределение жесткости может быть запроектировано заранее. Подбором толщины детали и оболочки можно управлять тепловым расширением детали, вплоть до того, что можно превратить коэффициент линейного расширения в коэффициент линейного сжатия. Две картинки ниже иллюстрируют свойства нового материала.
Два человека держат лист (чуть было не написал – плиту) гранита толщиной 3 мм (!), ламинированный с нижней стороны карбоном. Лист гнется, но не ломается. Стоит его перевернуть, как он тут же хрустнет. Рядом человек сидит на гранитном стержне сечением 2х3 см, покрытом карбоновой оболочкой в 2 мм.
Видимо, все эти качества нового материала CFS (CarbonFaser – Stein) и подвигли главу Zai Симона Жакомэ (Simon Jacomet) использовать его для сердечника лыжи. Честь и хвала ему за это! Что из этого получилось, будем надеяться, нам ещё расскажут. Не смогут же пропустить такую новинку все солидные лыжные издания.
И несколько слов напоследок. Почему камень – понятно. Потому что разработчики технологии именно с ним и работали. И вообще смотрят в сторону конструкционных материалов для строительства. А что получится, если обычный деревянный сердечник обработать по сходной технологии? Или заменить камень на стекло, которое ничем его не хуже? Про это мы пока не знаем, но, поскольку г. Жакоме уже застолбил камень применительно к лыжам, то, возможно, в рамках данной технологии начнутся интенсивные поиски альтернативных «наполнителей» и получатся ещё более неожиданные качества от ещё более неожиданных вещей.
Другие статьи автора на сайте:
Лыжи и светлое будущее
Ещё раз про внутреннюю лыжу
Две оси на одно колено
Лыжные травмы коленей
Закантовка. Технический роман из жизни лыжи в двух частях с иллюстрациями
По следам «Пяти навыков…»
Виртуальный бугор и разгрузка вниз
Карвинговая лыжа. В поисках идеала
Занимательная геометрия для любознательного лыжника
Автор: Игорь Изыльметьев |