0

Лыжи и светлое будущее

iz Лента автора 13 Мая 2006 (03:16) Просмотров: 383 35

«А не выпить ли нам кофе? – спросила графиня. Отнюдь! – сказал граф...». Если кто слышал эту трогательную историю из светской жизни, то помнит, что там, в конце, вроде как бы и по прихоти редактора, но вполне закономерно возникает тема будущего, раскрытие которой и венчает собой всякое художественное произведение. Произведения у нас нет, но есть редактор и конец сезона, так почему бы нам всё это и не увенчать рассуждениями о том, что было, что будет и чем сердце успокоится.

Но можно ли объять необъятное? С тех пор, как кучка отвязных норвежцев, а может и китайцев, - скандинавов, одним словом, - начала сигать с гор на досках с загнутыми носками, это внешне безобидное занятие превратилось в мощную субкультуру со своей территорией, индустрией, СМИ, короче, с базисом и надстройкой, и миллионами адептов, истовости которых могут позавидовать самые что ни на есть фундаменталисты. На тысячах склонов тысячи машин насыпают снег, убирают снег, нагребают бугры, срывают бугры, рыхлят снег и уплотняют. Огнедышащие жерла газексов и стволов лавинной артиллерии чутко стерегут притаившиеся лавины, готовые разорвать их на части при малейшем намёке на опасность. Тысячи подъемников ежедневно возносят сотни тысяч лыжников под облака, откуда в снежных вихрях они несутся вниз, чтобы начать сначала. Всё вертится в этом снежном круговороте: банкиры и бюджетники, министры и домоуправы, президенты и кухарки, управляющие государством, короли и, конечно, капуста. Райдеры и прорайдеры на геликоптерах взмывают в поистине небесные выси, чтобы начать оттуда феерический спуск, сравнимый разве что с полётом орла. В парках и садах скулеры и нескулеры выделывают диковинные кунштюки, от которых замирает сердце рядового лыжебордера. И над всем этим витает густой и терпкий Дух Свободы, изредка накрываемый снежным облаком сходящих недорасстрелянных лавин.

Уфф! Аж вспотел от величия картины! Страшно подумать, что будет со всем этим, если глобальное потепление всё-таки грядет! Что делать будем, когда на вершине Джомолунгмы расцветут рододендроны? Рубить склоны во льдах Антарктиды? Надолго ли их хватит? Одна надежда на науку: если уж сумели они открыть лёд, который тает при минус 160, то почему бы им не открыть снег, который будет таять при плюс 30. Больше, я думаю, не надо – некомфортно будет.

Истинно, in science we trust! В последнее время мы явственно можем наблюдать «научную экспансию» в лыжебордерную сферу. Что ни накопала прикладная наука вслед за фундаментальной, тут же подхватывается индустрией и, как лыко в строку, вставляется в какой-либо из брендов. Давно ли мы слышим - «нанотехнологии», «наноматериалы»? Да нет, недавно, а вот уже линия Izor от Atomic, где накладки из наноматериала в носке и пятке лыжи, призванные увеличивать торсионную жесткость. И это замечательно! Кто же против новаций, если они идут на пользу лыже. Да что говорить о лыже, если уже и до лопат добрались! Вот свежая лавинная лопата от Genuine Guide Gear (G3), разработанная при помощи новых материалов и компьютерных технологий, применявшихся ранее для более «приличных» вещей.

Только иногда маркетинговые «навороты» на ту или иную технологию сильно повергают в недоумение. Например, технология «Liquidmetal» от HEAD. Жидкий металл, значит. Спору нет, материалы просто замечательные! По-нашему называются - аморфные сплавы. Аморфные - потому что всякими технологическими примочками им не дают кристаллизоваться, и они остаются в состоянии стекла. Механические свойства прекрасны:

  • в несколько раз более упруги, чем сталь,
  • в 2-3 раза прочнее и титана и стали,
  • твердость в пару раз выше, чем у титана и нержавейки,
  • превосходно держат край и устойчивы на износ,
  • не ржавеют.

Казалось бы, замечательный материал для кантов, но эти сплавы плохо работают на растяжение. Их участие «в жизни лыжи» сводится к замене, скорее всего, титаналовой пластины поверх сердечника на «жидкометаллическую». Но к каким чудесным последствиям это приводит! Придётся привести пространную цитату.

«Аморфный Liquidmetal® в отличие от своего традиционного – кристаллического собрата обладает очень высокой прочностью – он вдвойне прочнее применяемых до настоящего времени сплавов, это его первая особенность. Вторая особенность – более высокая устойчивость к деформациям по сравнению с привычными материалами. За счет того, что новый металл очень упруг и стоек к деформации, увеличивается упругость конструкции лыжи, уменьшаются потери энергии или, другими словами, увеличивается КПД».

Оставим КПД на совести маркетологов, и посмотрим на упругость. Это такое свойство, которое позволяет материалу деформироваться и восстанавливать первоначальную форму после деформации. Для каждого материала есть предел, далее которого его деформировать нельзя, а не то он либо погнется, либо сломается. Если мы возьмем деревянную линейку и наложим на неё стальную, то получим примерно то же, что и в лыже, где деревянный сердечник соседствует с металлической пластиной. Если мы будем сгибать наши линейки с достаточным энтузиазмом, то одна из них сломается в первую очередь. Вы догадываетесь, какая. Если мы заменим стальную линейку на сверхупругую «жидкометаллическую» и повторим опыт, то сломается опять же деревянная и при той же деформации. Удалось ли нам повысить упругость «лыжи» в целом? Нет, она по-прежнему определяется самым слабым звеном в наборе. Единственный способ увеличить упругость лыжи – это сделать сердечник тоньше, - он тогда будет больше гнуться, - а уменьшившуюся жесткость компенсировать увеличением толщины пластины. Но сердечник играет важную роль в обеспечении характеристик лыжи и не может просто так быть изменен без потери качества лыжи.

Ещё одна цитата.

«По сравнению с предыдущими моделями лыжа с Liquidmetal имеет на 29% меньше потерь энергии. А значит, она стала менее «вязкой», более «живой». Теперь сколько энергии вы вложите в поворот при входе, столько энергии и отдаст вам лыжа при выходе из поворота – 1:1. В результате лыжа, в конструкции которой использован Liquidmetal®, становится на много (на 29%) мощнее и лучше контролируется в повороте».

Ещё один пример того, как свойства отдельной части распространяются на лыжу в целом. Действительно, аморфные сплавы имеют малый коэффициент внутренних потерь. На 29% меньший по сравнению с титановыми. А что значат малые потери? Если зажать в тиски стальную линейку и «жидкометаллическую» и сделать «дзынь», то у последней «дзынь» будет значительно длиннее.

Только нужно ли это лыже? Ни в коем случае! Для борьбы с «дзынями» и служат различные системы виброгашения, о которых нам ещё придётся поговорить. Если склеить эту линейку с деревянной, как это и делается в лыжах, то «дзынь» будет уже значительно короче, а если он будет недостаточно короток, то наклеят ещё слой какого-нибудь эластомера с большим коэффициентом внутренних потерь, и от 29% останется ровно столько, сколько посчитает нужным конструктор. Так что же мы имеем от применения в лыже столь прогрессивного и, видимо, недешевого материала? А бог его знает! Скорее всего, такое не менее замечательное качество, как усталостная прочность, которая у аморфных сплавов в 2-3 раза выше, чем у титановых. Это значит, что они выдерживают во столько раз больше циклов сгибания-разгибания до того как сломаться. Это, согласитесь, тоже хорошо, но звучит не так замечательно, как «увеличение мощности на 29%».

Другой пример – технология Waveflex, примененная в линейке Speedwave фирмы Elan
Другой пример – технология Waveflex, примененная в линейке Speedwave фирмы Elan, по поводу которой трубят в трубы и бьют в барабаны на специально выделенном сайте. Всего-то и делов, что сделали они верхнюю крышку лыжи наподобие шифера, что позволяет управлять жесткостью на изгиб и кручение за счет формы, а не только механических свойств материала. Решение, конечно, хорошее и для лыжной отрасли в новинку, но вместо того, чтобы просто сказать: «Ребята, мы тут придумали, как обеспечить характеристики лыжи проще и, возможно, дешевле», они начинают нудные и притянутые за уши рассуждения в картинках о том, что это позволит им понизить жесткость лыжи на изгиб, не затрагивая торсионной, а от этого воспоследуют такие-то и такие-то блага. А зачем, спрашивается, её понижать? Каждая лыжа должна иметь согласованные между собой изгибную и торсионную жесткость, вернее, их распределение по длине лыжи в зависимости от её целевого предназначения. Если у них это не так, то, значит, у них что-то не так. Как в датском королевстве.

целинные лыжи от Prior Snowboards
Тем не менее, стараниями исследователей, конструкторов, дизайнеров множества фирм-изготовителей лыжи в целом становятся все лучше и лучше. А лыжи в частности – по целевому признаку, скажем, - находятся в процессе поиска. Например, формы. От такой вот целинной лыжи от Prior Snowboards (слева) до такой вот лыжи от Scott (справа), предназначенной как бы для обучения. Как наличие бокового выреза у целинной лыжи, так и его отсутствие у «обучательной» в нынешнее-то время, согласитесь, трудно объяснить.

лыжи от Scott
В части карвинга идут старые перепевы на тему геометрии, типа «двухрадиусного» бокового выреза, «прогрессирующего» бокового выреза, то есть, кардинального пока ничего не произошло. А пора бы.

Мне уже приходилось писать о недостатках карвинговой лыжи. О её «неполном соответствии» Великой Карвинговой Идее: резать чисто, всегда и везде. Хотя правильнее было бы назвать их принципиальными проблемами, поскольку они целиком проистекают из механики лыжи в повороте. Пожалуй, читатели смогут «глобальнее» представить эти проблемы, если мы зайдем немножко не с той стороны. Нет нужды спрашивать, умеете ли вы ездить на велосипеде. Все или катаются или хотя бы помнят ощущения при катании. А теперь представьте себе велосипед, руль у которого может поворачиваться только в два фиксированных положения, скажем, на 10 градусов вправо и на столько же влево. И никаких промежуточных положений! Как ни прискорбно, но по поведению такой изувеченный велосипед и есть полный «колёсный» аналог карвинговой лыжи. Эти 10 градусов образуют для велосипеда то, что у лыжи называется радиусом бокового выреза. Ездить по кругу с таким или чуть меньшим радиусом на нашем велосипеде можно только с очень малыми скоростями. Это же наблюдается и у лыжи. При радиусе бокового выреза, например, 15 м резаный поворот с радиусом в 14 м возможен при скорости около 7 км/час. Это редко где найдёшь любителя гонять на таких скоростях! С увеличением скорости необходимо увеличивается угол наклона велосипеда внутрь поворота, что автоматически уменьшает радиус поворота. И у лыжи то же самое: скорость, угол наклона центра тяжести лыжника внутрь поворота и радиус поворота (резаного поворота!) жестко связаны. И тоже с увеличением скорости радиус поворота уменьшается, хотя, наверное, лучше было бы наоборот. И, наконец, предельная скорость поворота и там и там ограничена предельным углом наклона, когда коленки скрести по склону начинают или шины уже не держат. А как же с остальными скоростями/радиусами? Можно ли поворачивать на этом замечательном велосипеде и, соответственно, на карвинговой лыже со скоростями, наклонами и радиусами, которые не соответствуют друг другу в указанном выше смысле? Можно, но только с юзом. И если к юзу на лыжах мы изначально привыкли, - он у нас проскальзыванием называется, - то на велосипеде пока как-то боязно. Вот всего-то и разницы!

Думаю, читатели хорошо представляют разницу между нормальным и «карвинговым» велосипедом, даже не пробуя кататься на последнем (кстати, идею отдаю байкерам задаром, - по-моему, такой велосипед будет весьма экстремален). Поэтому неплохо было бы превратить и лыжу в «нормальный велосипед». Только это непросто, поскольку велосипед уже изобрели, а такую лыжу ещё нет. Хотя идея уже ясна и понятна: для этого потребуется лыжа с изменяемой геометрией бокового выреза, причем изменяемой на ходу, в процессе движения. И в зависимости от параметров этого движения. Это не только моё непросвещённое мнение. Куда более серьёзные ребята, U. D. Jentschura и F. Fahrbach из Фрайбургского университета, предприняли достаточно солидные математические изыскания и пришли к тем же самым выводам. Их оригинальную статью можно скачать при желании. Статья есть, а вот, увы, такой лыжи пока нет. Но, коль скоро мы пытаемся заглянуть в светлое будущее, давайте посмотрим, не сделано ли чего полезного в этом направлении. В первом приближении реализация лыжи с переменной геометрией потребует следующего.

  1. Измерительного устройства, определяющего текущие параметры движения лыжника. К ним относятся скорость движения лыжника, крутизна склона и положение лыжи относительно линии ската.
  2. Управляющего устройства, пересчитывающего выходные сигналы с измерительного устройства по некоторым функциональным зависимостям и вырабатывающего управляющие сигналы на исполнительное устройство.
  3. Исполнительного устройства, которое в соответствии с управляющими сигналами и производит работу по изменению геометрии лыжи.

GPS-прибор  Navman A300 Sport Tool
Вот и посмотрим прямо по пунктам, есть ли чего такого, что можно было бы использовать для указанных целей. Про измерительные устройства я уже писал: это могут быть либо GPS-устройства, которые позволяют получить неполную информацию, либо инерциальные устройства, основанные на измерении линейных и угловых ускорений и последующего пересчета в параметры движения, причем во все, которые могут понадобиться. Первые (применительно к лыжам, конечно) уже появились. Вот на картинке изображен GPS-прибор Navman A300 Sport Tool, разработанный специально для лыжников. Прибор позволяет определять:
  • текущую скорость лыжника
  • среднюю скорость
  • максимальную скорость
  • текущую высоту
  • накопленную разность высот
  • пройденную дистанцию.

Позволяет записать до 50 значений «дистанция – время её прохождения». Точность по скорости – 0.3 км/час, по дистанции – 2%. Весит всё устройство 120 грамм, из которых, как вы понимаете, львиная доля приходится на корпус, индикатор и источник питания. Так что всё остальное в лыжу явно влезет. К тому же и определяет то, что нужно: текущую скорость – непосредственно, а по высоте и скорости можно путем различных манипуляций худо-бедно оценивать крутизну склона. Вполне достаточно, чтобы начать.

С управляющим устройством вообще нет проблем. С тех тор как HEAD встроил в свою линейку i.C микроконтроллер, так он там и стоит и исправно работает. А микроконтроллеру всё равно, что считать Что нужно, то и посчитает.

«Надувной» сноуборд
Хуже всего дела обстоят с исполнительной частью, – каким же это образом лыжу заставить изменять свою геометрию, чтобы она оставалась на лыжу похожа? Нет пока ответа. У лыжников. А вот у бордеров появилась первая ласточка –«надувной» сноуборд.

Он не то что бы совсем надувной, но в нем есть пара продольных каналов, в которые накачивается воздух. В зависимости от давления меняются механические характеристики и, как пишут, геометрия доски. Универсальность при помощи насоса! А если насос к тому же в руках у бордера, то он может на ходу подстраивать доску, чего как бы и хотелось. Но лыжнику насос не дашь – у него руки заняты. Да и вообще воздух – он какой-то мягкий, мне более по душе HEAD’овские пьезо-волокна – ими управлять легче, электричество всё-таки. Или, на худой конец, гидравлика. А если кто-то начнет кричать «Господи, не допусти!», в смысле – гидравлику в лыжи, то, как мы увидим из дальнейшего, уже поздно. Уже допустил.

Про питание для этого всего я вообще не говорю. Есть у меня фонарик китайский – его только потрясти, он светит себе и светит. А уж лыжу-то специально трясти не надо, её и так колотит не по-детски!

Так что, в общем, процесс идёт и направление его правильное. Глядишь, через пару-тройку лет и сделают лыжу с изменяемой геометрией. И это будет ещё одна победа разума над слепыми силами стихии.

Но на этом разум не остановится. Со свойственной ему сообразительностью он мигом просечёт, что мало геометрию лыжи менять – придётся под неё и механические характеристики лыжи подстраивать. Чтобы всё это надлежаще работало. Но это уже попроще будет. (На сегодняшний день в этом плане мы имеем новейшую технологию Mutix от Rossi: ехал – остановился – достал из кармана комплект рычагов другой длины и отвертку – заменил рычаги – спрятал старые и отвертку в карман – помчался дальше на обновленных лыжах).

Конечно, как только в карвинговой лыже сделают что-нибудь подобное, так грех будет это ещё где-нибудь не применить, скажем, в райдовые модели пристроить, чтобы их поуниверсальнее сделать, хотя бы подгонять под состояние снега. Тут нужно грустно заметить, что для этого желательно знать, как должна выглядеть лыжа для того или иного состояния снега. А пока многообразие форм лыж, скажем, для целины наводит на мысль, что генеральной идеи пока нет. Но что-то полезное всё-таки с лыжей можно сделать, и тут потребуется уже ручное управление параметрами лыжи, поскольку оценивать состояние снега автоматически – дело не ближайшего будущего. Да не беда, стоит только иметь набор программ для контроллера лыжи типа «лед», «фирн», «паудер» и т.д. И спокойно переключаться между ними на ходу. Нарисовать, к примеру, на пузе кнопки побольше, благо нынешние материалы, из которых пошивают всяческий wear, это позволяют. Заехал в пудру – нажми соответствующую кнопку! Не Карлсон, конечно, но тоже кое-что!

Правда, скорее всего, к моменту появления чудо-лыжи кнопки уже не понадобятся. На повестке дня уже ментальное управление лыжами! Не надо пугаться, к доблестным органам внутренних дел это не имеет отношения. Вот взгляните на картинку. На ней человек вводит информацию в компьютер непосредственно умственными усилиями, не прибегая к помощи мыши или клавиатуры. Пока получается медленно, но и нас ещё лыжи не готовы! А как метода отработается, то управлять любым контроллером можно будет, просто подумав правильную мысль. Лыжнику нужно будет просто представлять себе, как он проходит поворот, а умные лыжи тут же всё и воспроизведут! Поэтому нужно заранее развивать в себе способность образно представлять ведение поворота, работу лыж, состояние снега и склона. Чтобы потом не терять времени. Спортсмены перед стартом постоянно так делают. Им будет проще. Необходимым атрибутом является, видимо, шлем. Так в них и так половина народу катается. А вот не придётся ли брить голову для усиления, так сказать, умственных эманаций? Из картинки неясно. Впрочем, в схожей ситуации пловцы свой выбор сделали.

Надо думать, к разработке такой замечательной лыжи подойдут комплексно, т.е. постараются обеспечить и её эксплуатационные характеристики, такие как защита от возникающих вибраций. Там при помощи процессора много чего можно натворить, но это всё-таки дело будущего, а давайте взглянем, что можно сделать сейчас, на скорую руку. John Howe, разработчик, да, собственно, и единственный производитель лыж Claw, уверен, что необходимым условием держания кантов на жестком склоне является сильное демпфирование лыжи. Что ж, ему можно доверять, - перед тем как заняться собственными лыжами он много лет проработал в HEAD шефом конструкторского подразделения и знает вопрос не понаслышке. «Технологий» виброгашения понаделано страсть как много, но, по сути, разницы между ними мало. Лыжа, как любая приличная вещь достаточного удлинения, имеет свой набор форм собственных колебаний, как в изгибном, так и в торсионном планах. Каждой форме соответствует своя собственная частота, и в результате лыжа имеет «букет» собственных частот, на которых склонна резонировать. Если неровности склона начинают трясти лыжу с частотами, близкими к её собственным, лыжа начинает вибрировать, что сильно не способствует держанию кантов. Соответственно, для того, чтобы этого избежать, нужно влиять на параметры резонансов – форму, частоту и добротность. Там всё довольно сильно повязано, и изменения какой-либо одной характеристики влияют на картину в целом.

Например, помещая дополнительную инерционную массу в районе носка лыжи, как это делает К2 в своей Mod, можно существенно повлиять на распределение собственных частот лыжи в нужную сторону. На добротность влиять можно, увеличивая рассеивание энергии в материале лыжи при её деформации. Поскольку сами конструктивные материалы лыжи этого обеспечить в должной мере не в состоянии, приходится добавлять к ним что-нибудь соответствующее: различные эластомеры, гели, пенорезины, пары трения, надстройки всякие, типа Prolink, или пьезоустройства. Это на текущий момент - основная технология подавления вибраций. Не то, чтобы больше способов не было, но не все в лыжи вписываются. Да и не все лыжи в них нуждаются. Сильное демпфирование применяется, в основном, в топовых, high performance моделях, предназначенных для значительных скоростей и плохих склонов.

Пожалуй, на сегодняшний день самая  демпфированная лыжа – это уже упомянутая Claw
Пожалуй, на сегодняшний день самая демпфированная лыжа – это уже упомянутая Claw. В ней поверх основного сердечника идет еще дополнительный сердечник, связанный с основным только слоем эластомера. И по длине почти на 2/3 лыжи (чем большая длина лыжи перекрыта, тем на большее число форм колебаний можно воздействовать). Поэтому у неё довольно странный вид. Тем не менее, даже при такой мощной «надстройке» полностью подавить резонансы не удаётся. Вернее, проблем нет, - добавь эластомера потолще, на сердечнике не экономь, - не будет резонансов! Но и лыжи тоже не будет. Вернее, она будет никакой. Все эти эластомеры и проч. мешают лыже как сгибаться, так и разгибаться Она будет слишком вялой. Поэтому и приходится конструктору балансировать между степенью демпфирования лыжи и её рабочими характеристиками. Но не всё так фатально! Далеко не весь технический арсенал исчерпан. Из того, что давно известно, можно попробовать, например, сделать так, чтобы лыжа быстро сгибалась и медленно разгибалась. Это, как правило, обеспечивает достаточное демпфирование на собственных частотах лыжи и может быть полезным и вне их. Что-то ближе уже к частоте системы «лыжник-лыжа». Пояснить это можно так. Вот лыжник начинает поворот: он нагрузил лыжу, она прогнулась как надо, скрутилась как надо, врезалась в склон и помчалась. Тут на пути попадается кочка и подбрасывает лыжу в воздух. Лыжа разгибается, раскручивается, потрепыхается немного, и её снова придавливает к склону. Тут она снова прогибается, скручивается, врезается и мчится дальше. Заметьте, перед «мчится дальше» 3 глагола стоит, и на каждый требуется определенное время. Такая картина очень явственно наблюдается в замедленной съемке при трансляции больших международных состязаний. А теперь представьте, что лыжа сгибается так же, а разгибается медленно, - настолько медленно, что за время, пока она находится в отрыве от склона, она не успеет изменить свою форму. Теперь, когда она снова опустится на склон, перед «мчится дальше» будет стоять только один глагол – «врезается». И так при каждом «скачке», которых может набираться немало. В целом увеличивается время «полезного» контакта лыжи со склоном, когда лыжа участвует в ведении поворота. При переходе в следующий поворот лыжа к моменту закантовки либо успевает распрямиться, либо остаётся слегка согнутой, то есть уже подготовленной. Всё зависит от настроек процесса сопротивления деформации, который в технике именуется «нелинейным демпфированием». Типичным, дальше некуда, устройством, реализующим эту функцию, является автомобильный амортизатор, предназначение которого тоже не столько покоить наши телеса на ухабах, сколько поддерживать контакт колеса с дорогой.

лыжи от Scott
Признаться, мне мысль о гидравлическом амортизаторе в лыже долго казалась кощунственной, потом – менее кощунственной, а после того, как я увидел эти картиночки, и вовсе смущать перестала. Вот он, родимый, в натуральную величину! В IPT Motion от Marker. Дивайс подкрался незаметно, со стороны креплений. Но обслуживает, разумеется, лыжу. Вон, красный шток к ней шурупом прикреплен. Что ж, в своё время карвинговая лыжа поставила перед конструкторами креплений непростую задачу – обеспечить возможность полноценного прогиба под ботинком (ох, по идее-то, следует и возможность полноценного скручивания под ботинком обеспечивать, что задачу ну никак не упрощает).
IPT Motion

С тех пор конструкторская мысль пошла двумя путями: уменьшением площади монтажа (Line Reactor) и обеспечением взаимной подвижности передней и задней головок креплений (все остальные). Подвижность обеспечивается, как правило, конструкцией интерфейсной платы, состоящей из двух или трех частей, одна из которых закреплена неподвижно, а остальные могут перемещаться вдоль лыжи по рельсам, пазам и т.п. Эта вызывает естественное желание что-нибудь вставить между подвижными частями. Вставляли эластичные демпферы, пружины, а теперь вот амортизатор. Но лыжи все разные. Чтобы эффективно воздействовать на какую-нибудь форму собственных колебаний, нужно расположить демпфер между двумя её узлами.

Очевидно, поэтому есть и такая модификация креплений, где демпфер вместе со штоком вынесен вперед (для Völkl). И развернутая (для К2) модификация, где сам демпфер тоже вынесен вперед, а шток проходит назад и непосредственно к лыже не крепятся. Интересно заметить, что с этими креплениями у К2 набирается на одну лыжу: дополнительная инерционная масса и дополнительный эластомерный сердечник из «собственных средств» плюс гидравлический демпфер в креплениях. Типа: «все на борьбу с вибрациями!».

Но наша задача – распространить влияние демпфера на всю длину лыжи, чтобы иметь возможность влиять на её форму. Значит, шток должен быть длинным и крепится где-то в районе носка лыжи. А чтобы он не болтался на такой длине, он должен быть гибким и проходить в специальном канале под крышкой лыжи. А чтобы влиять не только на изгиб, но и скручивание лыжи, нужно иметь два независимых демпфера с обеих сторон лыжи. Получается некая конструкция, схожая c используемой Atomic технологией Beta 5, показанной на картинке, где в таких каналах двигаются эластомерные стержни, опять же для виброгашения. И, конечно же, такая же конструкция должна присутствовать и в задней части лыжи. В итоге получается, что на текущий момент мы имеем полный набор «комплектующих» и соответствующих технических решений, из которых, если оставить в стороне вопросы конкретной реализации, можно быстренько соорудить вот ту систему демпфирования, «о необходимости которой так долго говорили ...». Да и скорей бы уж! Интересно, что получится. Надежды вселяет то, что эта область весьма хорошо разработана, как в части технологий, так и методик расчета, - на одни только автомобили сколько сил потрачено!

Ну вот, я надеюсь, нам удалось немножко заглянуть в будущее лыжи. Дай бог и доживем! Впрочем, если заглянуть в собственное будущее, когда мы будем уже дряхлыми и убогими и не в состоянии будем ногу с ботинком от земли оторвать, то и там мы можем найти светлые пятна. Вот взгляните на эту картинку. То, что на ней изображено, можно условно назвать «захребетным силовым каркасом». Если в него влезть, девушку аккуратно положить (я понимаю, тут довольно тонкое место нашего повествования, и надеюсь на сдержанность читателей; в конце концов, выбор будет за ними), надеть лыжи и выйти на склон, то можно будет ещё очень и очень неплохо выглядеть. Такое вот инвалидное кресло на лыжах получится! С другой стороны, а почему бы не использовать эту штуку для обучения? Представьте: встёгивается обучаемый в этот каркас вместе с лыжами и выходит на склон. А каркас настроен так, что совершать неправильные действия обучаемому не позволяет, а, наоборот, подталкивает в нужную сторону. Подёргается, подёргается лыжник, но с железом не поспоришь! Глядишь, после пары-тройки спусков и поймет, чего хочет от него «железный друг». И всё это в натуре, без всяких там тренажеров и инструкторов. Короче, до светлого будущего, господа!



Другие статьи автора на сайте:

1. Ещё раз про внутреннюю лыжу
2. Две оси на одно колено
3. Лыжные травмы коленей
4. Закантовка. Технический роман из жизни лыжи в двух частях с иллюстрациями
5. По следам «Пяти навыков…»
6. Виртуальный бугор и разгрузка вниз
7. Карвинговая лыжа. В поисках идеала
Автор: Игорь Изыльметьев
0
0  
Metron B5    13 Мая 2006 (13:31)   #
Автор прав. Только что вернулся с Кировска. Катался там на майские на апатитовском склоне на своих лыжах Atomic Metron B5. Тестировал там же спортивные HEADы Liquidmetal®. Пока катался утром на HEADах по идеально выглаженному склону - впечатления отличные. Но вот появились первые бугорочки - всего то 5 - 10 см, как стал получать по ногам от каждого такого бугорочка. Удовольствия уже никакого. Мои же Atomic Metron B5 проходили такие бугорочки, да и повыше без особо заметной вибрации, как по рельсам. Действительно реклама лыж Atomic Metron B5 оказалась не преувеличенной. Вероятно в этих лыжах применена "технология будующего", хотя о чисто спортивных слаломках с этой конструкцией пока ничего не слышно. Вероятно, потому что спортсмены соревнуются и тренируются только на безупречно подготовленных склонах.
0  
Skipper    13 Мая 2006 (15:11)   #
Не разделяю энтузиазма автора sad.gif Все эти перспективы, конечно же, реальны - и лыжа с изменяемой геометрией, автоматически адаптирующаяся к снегу и др. И чудо-костюм, который знает, что и как делать - тоже вполне реален. Вопрос только - ну и зачем мне это, когда лыжи со штанами и без меня отлично катаются? В чем моя-то функция? Ехать в качестве пассажира и любоваться окрестностями? Грустно это, ребята :cry:
0  
Stеn    13 Мая 2006 (15:38)   #
Кстати, насчет лыжных технологий почему-то забыли магнитные жидкости и металлы с памятью. Вот где им место будет. Вкратце: магнитная жидкость это обычная жидкость, при приложении электричества становится твердым телом. При слабых потенциалах меняет свое состояние от твердого до аморфного. Металлы с памятью - соотв. металлы которые при подаче напряжения или нагреве "вспоминают" ранее заданную форму. Фишки из разряда "искусственных мышц" могут делать это многократно при подаче напряжения. А теперь представьте - лыжа это каркас из металлов с памятью, переплетенных с искусственными мышцами, лыжа заполненна магнитной жидкостью и сверху обтянута эластичным материалом. Внутри стоит процессор а-ля в инжекторном автомобиле который в реальном времени управляет всеми характеристиками. В процессоре программы для езды по всевозможным видам снега и с любыми скоростями и радиусами. Также стоит куча датчиков которые определяют вид снега, глубину, скорость, перепад и.т.п. и все это отдается процессору. Едем мы к примеру по трассе, процессор дает команду на магнитную жидкость и снимает с не потенциал, она становится жидкостью. Дает команду на каркас, он перестраивается (становится например 160 см), каркас закрепляется, потом натягиваются искусственные мышцы для придания каркасу прочности и упругости (аналогично присходит с кантами), дается команда на жидкость, и она превращается в твердое вещество. Получается обычная лыжа с новыми хар-ками. Заехали в целимну - каркас становится длиной 190 см, ширина увеличивается, искусственные мышцы натягиваются но несильно, чтобы лыжа была мягкой. Опять магнитная жидкость затвердевает. Мы имеем длинную мягкую целинную лыжу. Дома подключив лыжи через USB к компьютеру мы сможем сами программировать форму и реакцию лыжи, например сделать пятку помягче, носок пожестче, геометрию какую захотим, и сохранять в памяти все эти параметры. На горе используя пульт ДУ мы сможем вызывать из памяти любую форму лыжи. Ну и ессно лыжа будет менять форму динамически в движении. ИМХО это также имеет право на жизнь smile.gif
0  
Skipper    13 Мая 2006 (16:51)   #
Вспоминается мультфильм "Вовка в тридевятом царстве", двое из ларца, одинаковых с лица:
- Вы что же, и пирожные есть за меня будете?!
- Ага!

В чем кайф катания, в котором нет ни напряжения, ни страха, ни техники, наконец, а есть только толстый слой шоколада? Ну, инженерам-то все это изобретать интересно, а кататься-то?
Тогда уж так: взял компьютер, нарисовал себе горы по своему вкусу, лег на диван, дышишь кислородом из подушки (это вместо свежего воздуха), и трясешь разные места вибромассажером (это вместо толчков и вибрации от лыж). Еще можно вентилятор поставить, чтобы ветер в рожу дул :cry:
А что, на лыжах в самом деле необходим комфорт и отсутствие усилий, в самом деле нужно гасить вибрацию и снижать энергозатраты на сколько-то там процентов? Если из дома не выходить, то еще больше энергии можно сберечь :wink:

Совсем задурили нашего брата. Вот недавно была "карвинговая революция", новая техника, новые горизонты, тот же комфорт, "катание без приложения усилий", все такое - и что? А то, что Metron B5 (судя по всему, молодой и здоровый парень) уже не может получать удовольствие, если склон отличается от "идеального" sad.gif Вопрос: от какого-такого "идеального"? Да того самого, который нужен кривым лыжам - потому что по мнению производителей, только на таких склонах и нужно кататься :evil:
0  
Stеn    13 Мая 2006 (17:24)   #
Еще момент. Трассы это хорошо, но если подумать, то вне трасс составляет около 90% гор. Там нет такого понятия как "километры трасс". Площадь нельзя измерить километрами. Вне трасс может быть все что угодно и где угодно. Те кто катаются только по трассам искусственно зажимают себя в некие рафинированные рамки, из которых очень сложно вылезти. Для них работает индустрия, делаются жесткие узкие карвинговые лыжи, проходят спортивные мероприятия. Но если так задуматься то все эти люди зависят от состояния трассы, от уклонов, подъемников, от погоды в конце-концов. И если на трассу утром выпало 50 см снега а ратраки не успели их подготовить - это катастрофа. ИМХО также неплохо было бы развивать фрирайдное направление, лыжи которые нечувствительны к рельефу и глубине снега. Вот где настоящая свобода...
0  
Metron B5    13 Мая 2006 (22:50)   #
Да, проблема "привыкания" к идеально подготовленным склонам затронутая Skipperoм и Stenом действительно существует. В отчётах горнолыжников часто читаем вроде такого: "катание до 12-13 часов нормальное потом наступает расколбас", т.е. сегодня многие горнолыжники страдают "синдромом подготовленных трасс", боятся целины. Я и на идеально жёстко ровном склоне, и на расколбасе на своих Atomic Metron B5 "с технологией будующего" чувствовал себя комфортно. На целине в 20-30 см тоже комфорт (глубже пока не попадалось). Чего абсолютно не скажешь о катаниии по расколбасу и целине на спортцеховских Salomonах, слаломках Fisher, которые у меня тоже есть и о HEAD с Liquidmetal® и Salomon Стритрэйсах, которые я тестировал в этом сезоне. Это не для рекламы лыж Atomic Metron B5, а просто интересно получит ли эта конструкция развитие в будующем.
Хотел бы заметить Skipperу, что "карвинговая революция" - это совсем не "катание без приложения усилий", а это техника катания с гораздо большими усилиями и гораздо более сложная, чем старая добрая классика (да не дадут мне соврать проф. инструкторы и тренеры). Я пробовал считать - и действительно карвингом (не декоративным) катаются примерно 2% любителей, как и пишет в своей книге Г. Гуршман. Но это уже другая большая тема для разговора.
0  
Stеn    13 Мая 2006 (23:25)   #
На Б5 плохо на серьезном расколбасе - лыжи колбасит smile.gif Все-таки они жестковаты и узковаты для такого. Зато что-то типа Росси Скратч БЦ или К2 Сет Пистол или Сало ПокетРокет будет себя чувствовать абсолютно комфортно smile.gif

ЗЫ. Только не говорите мне про серьезные расколбасы в Сорочанах плз smile.gif)))))

ЗЫ. Я на Сало Скрамблер 8 катался по глубокой (2м) целине, палка проваливалась вся. Тяжко конечно но ехать можно. Геометрия похожа на Метрон. Но для реальной целины и колбасов у меня Fischer Atua...
0  
Skipper    14 Мая 2006 (02:12)   #
2Metron B5
Я хорошо знаю, что такое "карвинг" и "классика", поскольку владею и тем, и другим (правда, кроме фан-карвинга) [-X Так вот, карвинг проще на порядок, осваивается в 2-3 раза быстрее, а на подготовленном склоне требует в 2-3 раза меньше усилий. На неподготовленном (или плохо подготовленном) склоне эту технику используют не 2%, а единицы, да и то... Впрочем, на эту тему здесь уже писали много.

Фраза "катание без приложения усилий" - это из рекламных проспектов 2000-2001 года, самый разгар той самой революции. Результат не заставил себя долго ждать: в массе народ стал кататься гораздо хуже, а ратрак превратился в центральный элемент горнолыжного отдыха :cry:
Теперь нам обещают снизить расход энергии и повысить комфорт при катании - отгадай, что из этого выйдет #-o

В марте этого года после трехлетнего перерыва посетил Кировск и охренел: склон-то пустой! "А где все?" - спрашиваю. "А все там!" - отвечают и показывают за бугор. Стало интересно, сходил на ту сторону. А тама! Народу - пол китая, друг друга подрезают, в очередях ругаются, одно слово - курорт. Это чего - люди новый способ отдыха нашли? Нет, это они пришли на ратрак помолиться [-o< А почему? А потому, что поверили в это самое "катание без усилий" и даже не попробовали научиться пользоваться кривыми лыжами :cry: А за ратраком и так сойдет, чего там учиться-то - коленки туда, коленки сюда, и все дела :?
0  
Stеn    14 Мая 2006 (20:41)   #
И еще темка насчет лыжных технологий. Все наверное еще помнят что такое логарифмическая линейка. Т.е. центральная часть и боковинки выдвигаются и вдвигаются. Почему бы не сделать лыжи по такому образу и подобию? Центральная часть - лыжа с очень узкой талией для подготовленных трасс. Пристегнул боковинки (их может быть масса с разными размерами, радиусами и хар-ками), получил лыжи начиная от универсалов, заканчивая целинными. И ниче изобретать не надо.
0  
Старый бордун    14 Мая 2006 (22:11)   #
[quote=Stеn]На Б5 плохо на серьезном расколбасе - лыжи колбасит smile.gif Все-таки они жестковаты и узковаты для такого.[/quote]

Это не так! На Б5 можно реально резать и по расколбасу. Сам катался. И в начале мая видел на Апатитском склоне в Кировске, правда я видел там только одного человека на Б5. Наверное это и есть Metron B5
Это вы катались ( и как-то подходили у меня спрашивали про кулуар перед 7-й воронкой) с рюкзаком приличного объема...мои ученицы спрашивали: а зачем этот лыжник катается с таким большим рюкзаком? smile.gif))
Я им говорил, что после того как он покатается здесь по трассам-расколбасам карвингом, поедет по всяким лавиноопасным кулуарам, и там у него снаряжение для этого - бипер, типа, там лежит smile.gif))

[quote]
Зато что-то типа Росси Скратч БЦ или К2 Сет Пистол или Сало ПокетРокет будет себя чувствовать абсолютно комфортно smile.gif
[/quote]

Абсолютно комфортно в любом расколбасе чувствуют себя ... подо мной ... Rossignol Bandit Squad
0  
Stеn    14 Мая 2006 (22:56)   #
Дык можно, кто спорит. Видел в Сорочанах мужик на Б5 резал на 4 склоне по мягкой каше в апреле, хорошо так резал. У меня так не получалось. Но каша мягкая была, и именно каша. В Гудаури немного по другому было, например расколбас был на крутячках - бугры 30-50 см, вперемешку с кашей, часть бугров обледенелая часть нет, все это сверху припорошено тонким слоем снега, с верхушек бугров снег сдут, когда идешь толком непонятно, где бугор, где колбасы, где лед а где мягкое. Да и уклон там градусов 30, и 2 траншеи от ратраков остались smile.gif ИМХО если по такому резать - можно убицца. Вот что я подразумевал под серьезным расколбасом, собссно...
0  
lochja    15 Мая 2006 (00:12)   #
Когда в обмен на мои Сеты в Кировске дали проехать на чем-то карвоподобном, не могда отделаться от ощущения, что еду в одних носках... То есть на повышение градуса идет - я в смысле ширины лыж - а обратно - не-а smile.gif Не важно, какой склон или снег. Все равно в носках.

Что же до Апатитского склона, то его следует позиционировать как учебный: для детей, выполняющих упражнения, и женщин, которые следят за своим здоровьем. Гонять и резать там - тесновато будет.

А дядек со здоровенными рюкзаками на этот склон ваще пускать нельзя! smile.gif И тетек, которые в эти рюкзаки регулярно лезут за дозаправкой - бипер проверить :roll: .

Про статью: любой товар имеет право на продвижение.
Но одних технических характеристик мало. Даешь тест-дравы в больших горах на разном снегу за счет компании-продающей...
  • 1
0  
Telemark    15 Мая 2006 (07:43)   #
да наф все эти приколы! это маркетинг чистой воды! лыжа должна быть деревянной! платформы наф! "технологии" наф! учиться кататься!!! развод на бабло и всео! красивые и непонятные слова не более... эээ-х...
0  
Zef    15 Мая 2006 (10:24)   #
"Если мы возьмем деревянную линейку и наложим на неё стальную, то получим примерно то же, что и в лыже, где деревянный сердечник соседствует с металлической пластиной. Если мы будем сгибать наши линейки с достаточным энтузиазмом, то одна из них сломается в первую очередь. Вы догадываетесь, какая. Если мы заменим стальную линейку на сверхупругую «жидкометаллическую» и повторим опыт, то сломается опять же деревянная и при той же деформации. Удалось ли нам повысить упругость «лыжи» в целом? Нет, она по-прежнему определяется самым слабым звеном в наборе. Единственный способ увеличить упругость лыжи – это сделать сердечник тоньше, - он тогда будет больше гнуться, - а уменьшившуюся жесткость компенсировать увеличением толщины пластины. Но сердечник играет важную роль в обеспечении характеристик лыжи и не может просто так быть изменен без потери качества лыжи."

На головушку, явно, автор слаб. Лишь бы че языком смолоть! Забыл, что пластины к сердечнику намертво приклеены. В таких условиях сердечник работает только на сжатие, как распорка между пластинами и вся жесткость и прочность, только ими, родимыми, и определяется.

"Каждая лыжа должна иметь согласованные между собой изгибную и торсионную жесткость, вернее, их распределение по длине лыжи в зависимости от её целевого предназначения. Если у них это не так, то, значит, у них что-то не так. Как в датском королевстве. "

Опять гон, маралий! Продольная жесткость должна соответствовать физическим данным лыжника, и его манере катания, а торсионная, всегда, чем жестче - тем лучше!

Все остальное и читать не стал. Это все "другие лыжи" и "другой велосипед". Почему интенсивность технического прогресса в лыжах последнее время снизилась? Точнее прогресс стал "экстенсивным". Что менялось в конструкции?
- появились металлические канты - 1
- пластиковый скользяк - 2
- биметаллический "сэндвич" - 3
- боковой вырез - 4

Всё.

Конструкция лыжи стала достаточной, чтобы делать с ней "все, что захочется". Конечно, всего всегда чуть-чуть не хватает - цепкости, гибкости, гашения вибрации, ну уже - чуть-чуть, так, что неискушенному и не заметно. Не знаю, кому-как, а мне от лыжи никаких радикальных прорывов не требуется - только от себя, родимого. Но на имеющихся у меня "цехах" я прогрессирую и ограничивает меня в этом только их износ и моего собственного организма...
0  
iz    15 Мая 2006 (12:59)   #
Что ж, Zef, - износ налицо! Почему-то в Вашем случае он начался сверху.

1. Нейтральная ось сечения лыжи (это такая линия, где напряжения при прогибе лыжи равны нулю) проходит через сердечник. Это означает, что при прогибе его верхняя часть сжимается, а нижняя растягивается. Это научно-медицинский факт, и оспаривать его нету смысла.

2. Что до остального, то читайте "другие статьи автора на сайте".
0  
mikello    15 Мая 2006 (22:29)   #
[quote=iz]Что ж, Zef, - износ налицо! Почему-то в Вашем случае он начался сверху.

1. Нейтральная ось сечения лыжи (это такая линия, где напряжения при прогибе лыжи равны нулю) проходит через сердечник. Это означает, что при прогибе его верхняя часть сжимается, а нижняя растягивается. Это научно-медицинский факт, и оспаривать его нету смысла.

[/quote]

Это не отрицает тот факт, что жесткость и прочность всей конструкции будет зависеть от пластин в том числе, т.к. это система, а не независимые элементы. Автор же в своей статье утверждает, что прочность и жесткость будет зависеть только от сердечника.

Mikhail
0  
FOG    15 Мая 2006 (23:50)   #
Замечательная статья :-D Не подетски будоражит воображение. Я часа два фантазировал, придумывал разные девайсы, усовершенствования типа в/камеры на носках, чтобы траекторию запоминали, ну и дорогу домой... если непогода или перебрал.. Или вот еще: ... Нет. Это нужно вынести в отдельную ветку! Сезон закончился, можно все лето стебаться :wink:
Во всем остальном я полностью согласен со Skipperом
[quote=Skipper]Вспоминается мультфильм "Вовка в тридевятом царстве", двое из ларца, одинаковых с лица:
- Вы что же, и пирожные есть за меня будете?!
- Ага![/quote]
Даже от себя добавить нечего :roll:
0  
iz    16 Мая 2006 (08:27)   #
[quote=mikello]
Автор же в своей статье утверждает, что прочность и жесткость будет зависеть только от сердечника.
[/quote]

Просто поразительно, до чего наши люди умеют читать между строк. Где же он такое утверждал?

Многие вообще выудили из текста посягательство на их священное право на борьбу с трудностями. Хотя речь идёт всего лишь о повышении качества лыжи. Которое, как процесс, происходит постоянно и, вроде бы, никого не пугает.
-6  
lochja    16 Мая 2006 (23:33)   #
Они не на "борьбу с трудностями" обиделись.
Они на пиар рассердились. Это игра такая.
0  
mikello    17 Мая 2006 (03:35)   #
[quote=iz][quote=mikello]
Автор же в своей статье утверждает, что прочность и жесткость будет зависеть только от сердечника.
[/quote]

Просто поразительно, до чего наши люди умеют читать между строк. Где же он такое утверждал?

[/quote]

Здесь: "Удалось ли нам повысить упругость «лыжи» в целом? Нет, она по-прежнему определяется самым слабым звеном в наборе."

Самым слабым звеном автор называет деревянный сердечник. Так что ваш сарказм слегка неуместен.

Mikhail
0  
Zef    17 Мая 2006 (06:41)   #
[quote=iz]
1. Нейтральная ось сечения лыжи (это такая линия, где напряжения при прогибе лыжи равны нулю) проходит через сердечник. Это означает, что при прогибе его верхняя часть сжимается, а нижняя растягивается. Это научно-медицинский факт, и оспаривать его нету смысла.[/quote]
Да никто же не оспаривает, что сердечник сжимается/растягивается в продольном направлении! Но он же значительно мягче пластины.Она на себя всю нагрузку и принимает и перераспредеяет ее в поперечном направлении сердечника. Как тетива лука, кторая продольное усилие натяжения преобразует в поперечное усилие, толкающее стрелу. Сопромат, уважаемый, учить надо!

Самым слабым звеном в системе сердечник уже не будет, т.к., по сути, в работе участия уже не принимает, выполняя роль наполнителя.
0  
iz    17 Мая 2006 (09:09)   #
[quote=lochja]Они не на "борьбу с трудностями" обиделись.
Они на пиар рассердились. Это игра такая.[/quote]

На пиар чего? Или игра такая, что рассердились?

Добавлено спустя 14 минут 33 секунды:

[quote=mikello]

Здесь: "Удалось ли нам повысить упругость «лыжи» в целом? Нет, она по-прежнему определяется самым слабым звеном в наборе."

Самым слабым звеном автор называет деревянный сердечник. Так что ваш сарказм слегка неуместен.

[/quote]

1. Где же Вы нашли в цитируемом "прочность и жесткость"?

2. Где Вы нашли, что слабым звеном автор называет именно сердечник?

Добавлено спустя 44 минуты 39 секунд:

[quote=Zef]
Да никто же не оспаривает, что сердечник сжимается/растягивается в продольном направлении! Но он же значительно мягче пластины.Она на себя всю нагрузку и принимает и перераспредеяет ее в поперечном направлении сердечника. Как тетива лука, кторая продольное усилие натяжения преобразует в поперечное усилие, толкающее стрелу. Сопромат, уважаемый, учить надо!

Самым слабым звеном в системе сердечник уже не будет, т.к., по сути, в работе участия уже не принимает, выполняя роль наполнителя.[/quote]

Глубоко согласен в отношении сопромата! Потому что, как шутили раньше, после него можно жениться!
Но. Вы уже не утверждаете, что сердечник не деформируется. Если я правильно Вас понял, кроме растяжения/сжатия в продольном направлении он испытывает то же самое и в поперечном. Ну и славно! Раз он деформируется, то может и сломаться. Или не сломаться. Слабым звеном в конструкции может быть любой конструктивный элемент, в том числе и клей, который их соединяет. Если уж что-то расклеится, то лыже всё равно каюк, несмотря на то, что "в розницу" всё детали целые.
В том маленьком примере с линейками клей и отсутствует для того, чтобы не множить сущности.
  • 14
  • 4
  • 3
0  
Smith    18 Мая 2006 (09:13)   #
Ну прогресс-то должен иметь место. Согласитесь, с появлением фрирайдных лыж массово стали доступны такие места, которые раньше не снились даже суператлетам. Я вот не хочу возвращаться к классическим рельсам из чистого дерева. Но конечно тема с энергетическим костюмом - явно перебор. Все-таки это спорт, физические нагрузки. А то действительно, превратится в виртуальную забаву.
0  
Zef    18 Мая 2006 (13:50)   #
Не "в том числе и клей" а "клей в первую очередь". Ибо металлическая пластина первая рваться не начнет, а в качественно склеенной лыже сердечник практически не нагружен, поскольку металлическая пластина нагрузку с его поперечного сечения перераспределяет на всю его плоскость. ЧЕРЕЗ КЛЕЙ. Именно клей отслаиваться первый и начинает. После этого сжимаемая пластина собирается в "гармошку", а сердечник под ней - крошится. Далее - кирдык.
0  
iz    18 Мая 2006 (15:07)   #
[quote=Smith] Но конечно тема с энергетическим костюмом - явно перебор. Все-таки это спорт, физические нагрузки. А то действительно, превратится в виртуальную забаву.[/quote]

Не перебор, если использовать его с тем предназначением, что описано в статье. Типа "увидеть Эльбрус и умереть!"

Добавлено спустя 34 минуты 19 секунд:

[quote=Zef]Не "в том числе и клей" а "клей в первую очередь". Ибо металлическая пластина первая рваться не начнет, а в качественно склеенной лыже сердечник практически не нагружен, поскольку металлическая пластина нагрузку с его поперечного сечения перераспределяет на всю его плоскость. ЧЕРЕЗ КЛЕЙ. Именно клей отслаиваться первый и начинает. После этого сжимаемая пластина собирается в "гармошку", а сердечник под ней - крошится. Далее - кирдык.[/quote]

Ну вот видите - у нас есть уже точки соприкосновения! Но не до конца. Металлическая пластина и склееные с ней ближайшие слои сердечника имеют примерно одинаковую деформацию сжатия или растяжения. Но напряжения в них разные, поскольку разные модули упругости. Но и пределы упругости у них разные.
Если мы будем всё больше деформировать лыжу, нагружая её, то неизвестно, где напряжения вперед достигнут предельных - в пластине или же в сердечнике. Или же клей не выдержит. Это нам неизвестно, - конструктор-то поди знает!

Вернемся к нашим линейкам и переиначим опыт: возмем для верности теперь уже стеклянную линейку и обклеим с двух сторон стальными. Ну, ооочень хорошим клеем. И будем это набор сгибать. Не будете же Вы утверждать, что нам сломать стеклянную линейку никак не удасться по причине перераспределения нагрузки?
0  
Metron B5    18 Мая 2006 (16:06)   #
Для Старый бордун

Это не я с большим рюкзаком гонял в Кировске на апатитовском склоне. Я в темно-синих штанах и куртке в серебристом шлеме (без рюкзака).

Расколбасом общепринято называть недавно разбитый склон ставшим неровным но мягким. А буграми, собственно бугры – небольшие и большие. На лыжах Atomic Metron B5 резать повороты по расколбасу действительно комфортно в отличие от спортивных лыж.
Спортцеховские лыжи - это лыжи с геометрией по правилам FISа для катания, по очень хорошо подготовленным склонам , и только. Но нам ведь хочется покататься и после обеда, а склоны уже расколбашены.

На жёстком склоне в Абзаково я менялся лыжами с другими лыжниками. И что интересно: после лыж Atomic Metron B5 чувство, что переходишь на спортивные, как с иномарки на жигули. Действительно очень заметное виброгашение.
  • 2
0  
Oldscooler    19 Мая 2006 (10:17)   #
не потому ли что дастали маркетологи со своими прибамбасами ? и народу хочется назад к природе?
Хотя очевидно что на нынишних лыжах катать намного удобнее и безопаснее чем на тех что были в начале 20 века.
Поскольку конкурентная борьба всегда будет толкать маркетологов к запудриванию мозгов потребителей надуманными технол. штучками с этим придется смириться и не обращать внимания - ведь в результате отсеивания шелухи лыжники получат и что-то полезное для катания.
т.е. можно не вчитываться в этот рекламный бред и не переплачивить за него в изделиях. Выбираем простую конструкцию - все на цех.
0  
Zef    19 Мая 2006 (13:07)   #
[quote=iz]возмем для верности теперь уже стеклянную линейку и обклеим с двух сторон стальными. Ну, ооочень хорошим клеем. И будем это набор сгибать. Не будете же Вы утверждать, что нам сломать стеклянную линейку никак не удасться по причине перераспределения нагрузки?[/quote]

Ой, да где ж вас, бедных, учили? Ой, да где ж вы, богатые, диплом-то купили? Хрен с пальцем сравнивать не надо!

В первом случае модуль упругости сердечника на порядок меньше, чем у металла, а деформация разрушения на порядок больше. А у стекла модуль упругости значительно выше, чем у металла, а деформаци разрушения - почти ноль.

А еще, если пропитать "хрупкое" стекло "мягким" пластиком - стеклопласт получится. И не мягкий и не хрупкий.

Ладно, завязываю эту непристойную дискуссию. В детский сад я 33 года назад отходил и детский лепет меня более не интересует.
0  
iz    19 Мая 2006 (14:45)   #
[quote=Zef]Ладно, завязываю эту непристойную дискуссию. В детский сад я 33 года назад отходил и детский лепет меня более не интересует.[/quote]

Дело Ваше. Но, как говаривали древние: "Юпитер, ты сердишься - значит ты неправ!".
0  
Metron B5    19 Мая 2006 (15:36)   #
Вот из темы рядом на этом форуме
https://forum.ski.ru/viewtopic.php?t=7926&start=30


"Просто я обалдел от ощущений на универсалах после спортивных лыж. Раньше катаясь только на слаломках брюзжали с друзьями после обеда, что де вот склон то теперь разбит, вот де в кайф то теперь не покатаешься. Вообще поддался всеобщему заблуждению типа «Все на спортцех»
0  
lochja    19 Мая 2006 (16:27)   #
да уж сейчас лыжки поудобнее будут, чем то, на чем мы раньше катались. да, про плохого танцора тут уместно будет - не вопрос. и коли родина прикажет, аккуратно на всем съехать можно. вопрос - как.

про пиар и игру не буду пояснять. и так ясно. в ту же тему:
идея с кнопкой, переключающей режимы. только не на разный снег надо переключать - это дело тактильно-интимное, программу унивесальную для всех не создашь.
на бренды надо переключать! и на конкретные их модели. особенно пойдет единая лыжа для тестирования, в программу которой будет заложена вся линейка всех производителей. ну и с каждого переключения процент - куда следует... и вот катайся себе - выбирай, выбрал - грузи в свою базу и не парься над новым дизайном или ремонтом нескольких пар.

а если программа заглючит, лыжки прямо на ходу под ножками в сноуборд превратятся! и жопа намокнет - но уже не автоматически, а физически. smile.gif
0  
Zef    22 Мая 2006 (05:06)   #
[quote=Metron B5]"Просто я обалдел от ощущений на универсалах после спортивных лыж. Раньше катаясь только на слаломках брюзжали с друзьями после обеда, что де вот склон то теперь разбит, вот де в кайф то теперь не покатаешься. Вообще поддался всеобщему заблуждению типа «Все на спортцех»[/quote]

Самое универсальное животное - утка. Ходит, плавает, летает... и все - кое-кряк!

Да, я агитировал за "цех" но не за то, чтобы все каталисть только на нем, а за то, чтобы все его освоили, чтобы поставить правильную технику и накачать нужную физ. форму. А вообще, цех весьма малоразборчив насчет расколбаса. На хорошей скорости переходы лед/расколбас/снежный надув в кармашке практически не ощущаются. А вот, на "чайничных" карвах можно и через нос кувыркнуться.

А по реальному расколбасу кататься просто - западло. Можно... но, только если за тобой черти гонятся. Я, как расколбас мкрый после 12 появляется, считаю - все, сезон окончен и иду лыжи на лето парафинить.
0  
Stеn    22 Мая 2006 (11:45)   #
Ребят, а почему бы не сделать лыжи из чистого титана, с вольфрамовыми кантами, с вставками и пластинами из углеродистой стали или хромо-магниево-некелевых сплавов? Вот эта лыжа для истинных профи, держать будети всегда и везде, а то что гнуться не будет, дык мегаспортцех, настоящему профи и не нужно это, он рельсу прогнет при желании laugh.gif laugh.gif laugh.gif
0  
Skipper    22 Мая 2006 (14:06)   #
Опоздал ты :cry: В это роде уже было - цельноштампованные лыжи из одного листа нержавейки. Делал, по-моему, Volant, но дело отчего-то не пошло :roll: Может быть, не гнулись, а может - обратно не разгибались...
Но раз пошла такая пьянка, то и у меня идея - выращивать лыжи в инкубаторе на основе генно-модифицированных дождевых червей. Можно заодно приделать им развитый мозг, и перед продажей обучать хорошим манерам и языкам :idea:
0  
zlatko    29 Февраля 2008 (12:13)   #
Цитата:
"Если мы будем сгибать наши линейки с достаточным энтузиазмом, то одна из них сломается в первую очередь. Вы догадываетесь, какая. Если мы заменим стальную линейку на сверхупругую «жидкометаллическую» и повторим опыт, то сломается опять же деревянная и при той же деформации." Ето верно, но ключевие слова здесь "при той же деформации" - автор упустил из вида, что "та же деформация" в случае (более упрогого и трудно поддающегосья деформации) Liquidmetal-а будет достигнута при (намного?) большем усилием.