0

Лыжи хорошие и очень хорошие

Reports Лента автора 3 Апреля 2003 (20:38) Просмотров: 977 0

Две разные точки зрения на один вопрос: "Что лучше?"

1. Прежде всего хочу сказать, что лыжи бывают только хорошие и очень хорошие. Но чтобы следовать этой истине необходимо, чтобы лыжи соответствовали своему целевому предназначению. Иначе говоря, мягкие лыжи для начинающих не подойдут эксперту, более длинные и жесткие спортивные лыжи не подойдут даже среднему лыжнику.  Абсолютно универсальных лыж нет и наверное никогда не будет, так как в целом тенденция идет в сторону узкой специализации. Кроме того, если бы существовала возможность производства абсолютно универсальной лыжи,  какая-нибудь из фирм ею бы давно воспользовалась и осталась на рынке в гордом одиночестве. Компаниям не удается создать «совершенную лыжу на все случаи» и поэтому они заинтересованы в том, чтобы катающиеся даже средние лыжники были вынуждены покупать две, а то и три пары лыж. У спортсменов - профессионалов их может быть до двадцати пар. 

2. Основные типы лыж бывают новой и классической геометрии (ни в Европе, ни в Штатах в магазинах уже не найдете). А также лыжи можно очень грубо разделить по назначению:

  • любительские 
  • спортивные 

    Внутри каждого класса есть еще очень много самых разнообразных подразделений. Основное различие между типами «а» и «б» это жесткость, внутри классов - форма и «жесткость - мягкость».

    Многие годы считалось, что французские лыжи - Rossignol, Salomon, Dynastar более мягкие, игривые и приятные в обращении, а австрийские - Atomic, Fischer, Blizzard - более требовательные и жесткие. Сейчас эти различия едва ощутимы. В большинстве своем, лыжи стали намного мягче в продольном плане, при этом лучшие модели сохраняют (если не превосходят) торсионную жесткость своих предшественников. Этого достичь технологически не просто, так как современные лыжи с узкой талией и расширенным носком и пяткой легко скрушиваются подобно бантику. Такое «скручивание» не позволяет чисто резать повороты на льду или жестком покрытии. Эта особенность присуща в основном любительским, дешевым лыжам. Для любителей высокого уровня, экспертам нужны лыжи весьма мягкие в продолном плане, но жесткие на скручивание. Думаю, что все без исключения компании работают именно в этом направлении, многие знают как достичь цели и могут это сделать, но ищут пути как это сделать дешево, чтобы держать и так очень высокие цены на привычном уровне.  Настоящие спортивные лыжи - те, которые используются на самых ответственных соревнованиях, например  - на Кубке мира - «race stock», в данный момент вышеуказанными недостатками не страдают: они достаточно упруги, и на изгиб и на скручивание. Это и понятно, так как данные модели предназначены для резких поворотов - для перехода из одной резанной дуги в другую, с минимумом проскальзывания. К сожалению, спортивные лыжи, продающиеся в магазинах и имеющие маркировку SL или GS racing id весьма сильно отличаются от «race stock». Правильнее сказать - у них вообще мало общего: обязательно окраска (верх и рисунок на скользящей поверхности), форма бокового выреза, да и то - не всегда. Начинка же у «магазинных» лыж совершенно другая и сделана она из более дешевых материалов. То же распространяется и на лыжи для могула. 

    Две фирмы с похожими названиями - Volkl и Stokli утверждают, что все их лыжи идут с одного конвейера и качество любительских лыж от лыж спортивных, в плане используемых технологических процессов и материалов, не отличается. Полагаю, что с Volkl это уже не совсем так - компания разрослась, продукция с этой маркой довольна популярна и обеспечивать такую совместимость уже не представляется возможным, но высокую цену своей продукции Volkl отчасти базирует на этой идее. Stokli по-прежнему делают каждую пару лыж вручную, их GS и SL модели фактически не отличаются от кубковых, правда и цена у них - более 800$ за пару. 

    3. Что работает, а что нет или миф о легком карвинговом пути.

    Многих любителей интересует вопрос: что же работает, а что нет? Что для чего лучше подходит? Из выше сказанного можно сделать вывод, что карвинговые любительские лыжи очень мягкие в продольном и поперечном направлении и так популярные во всем мире, имеют достаточно узкую сферу деятельности: они хороши для средних по крутизне, укатанных, не очень жестких склонов. 

    Задаваясь вопросом что же такое «карвинговые лыжи», я бы сказал, что все новые лыжи можно отнести к этой категории, так как они имеют ярко выраженный боковой вырез. Как они работают и действительно ли, встав на них можно сразу резать повороты? На мой взгляд, это миф. Резанные повороты - это искусство, которому нужно учиться. Оно существовало многие годы до появления лыж с карвинговой геометрией. Лыжа точно также сгибалась в дугу, кант находился в режущем соприкосновении со склоном и имел такую же форму, как и боковой вырез современных лыж. Лыжи «новой геометрии» якобы имеют заложенный в них радиус поворота. Это верно только в том случае, если лыжник ставит лыжу на кант с минимальным давлением, скользит на ней и ждет пока она опишет поворот радиуса заданного боковым вырезом лыжи. В моем понимании это еще далеко не резанный поворот, так как в нем отсутствует динамика, энергия и контроль. При настоящем резанном повороте лыжник гнет лыжу таким образом, что меняя радиус поворота, совершает динамичный процесс, овладеть которым весьма не просто.

    Во всем мире процент любителей, владеющих этим приемом весьма невелик, думаю - меньше 2%. Почему же тогда так популярны современные карвинговые лыжи, почему они чуть ли не с первой минуты нравятся любителям, особенно с низким уровнем техники. Я полагаю, что секрет этого феномена ведет нас во Францию начала 70 -х годов. Именно там появился и использовался GLM (gradual length method) - метод постепенного наращивания длины лыж в процессе обучения. Суть этого метода заключалась в том, что в курсе обучения начинающего ставили на лыжи длиной 130- 140 см и с каждым днем увеличивали длину лыж на 3 - 5 см. К концу двухнедельного курса лыжник оказывался на лыжах нормальной для его роста и веса длины и с набором хорошо усвоенных навыков. Основное чему тогда учили во всем мире были повороты проскальзыванием, целью обучаемых были «ведельн» и «годиль» - быстрые, связанные, как гирлянда, короткие повороты, в которых закантовка служила лишь для контроля скорости, а не для увеличения ее, как в современном катании высокого уровня. GLM был новаторским, в то время, когда спортсмены катались на лыжах длиной 212 - 215, а любители на 203 - 205 см. Когда  7 - 8 лет назад появились лыжи новой геометрии (в спорте они появились раньше), большинство начинающих и средних по уровню любителей решило попробывать «новую геометрию». Однако, прошло несколько лет, но подавляющее большинство любителей и в настоящее время выполняют поворот или плугом с проскальзыванием или просто боковым проскальзыванием. Естественно, что делать это на более мягких, «живых», а главное - значительно более коротких лыжах намного проще: человек может неожиданно перейти от плуга к поворотам на более или менее параллельных лыжах, катающийся на параллельных делает это более уверенно и с меньшим усилием на «карвах». Проще говоря, короткую, карвинговую лыжу легче «пихать» боком или вращать вокруг своей оси - просто меньше сопротивления. При этом никакие карвинговые свойства этих лыж не используются, просто потому, что лыжник не использует в полной мере кантов лыж. Работают ли карвы? Да, но для большинства далеко не благодаря их форме и свойствам. Отсюда ответ на вопрос: что же нужно начинающему и продолжающему лыжнику? - не слишком жесткие лыжи удобной длины. 

    Многие современные лыжи имеют виброгасители на передней и задней части лыжи, а также, встроенные платформы в зоне установки креплений, в середине лыж. Лыжи таких особенностей  не имеющие не обязательно хуже - большинство спортивных лыж, креплений и ботинок предельно просты по конструкции. Уверен, что то, что не нужно спортсменам - не нужно и любителям. Ведь именно на Кубке мира проверяется качество инвентаря в экстремальных условиях. 

    По мнению многих специалистов, если фирма не в состоянии сделать «кубковую» модель, то и качество их любительских «серий» не будет таким уж высоким. К фирмам, фактически не представленным на Кубке мира можно отнести такие как: К2, PRE, Dynamic, Kneissl, Volant, Olin, Yamaha, Spalding и другие. При этом, если фирма делает лучшие кубковые лыжи это еще не значит, что их любительская серия будет лучшей. Примером могут быть Atomic и Fischer. Последние особенно не уделяют достаточно внимания свои дешевым моделям. Продаются же все равно они в довольно большом количестве. Аналогию можно провести с соревнованиями «Формула - 1». Именно те моторы, которые лучше всего себя проявляют в гонках люди с деньгами хотят видеть на своих машинах. 

    Не малую роль играет и реклама. Rossignol «вбухал» миллионы в рекламу в США и Японии (два самых крупных лыжных рынка). Похоже, что К2 и Salomon делают то же самое, хотя и в гораздо меньшем масштабе в России. В Европе лыж продается значительно меньше, чем в Штатах: у людей меньше денег, они лучше катаются и не верят в чудеса. Там можно увидеть много прилично катающихся людей на старом оборудовании...

    Учитывая все вышесказанное, хочу добавить для любителей фразу, которую я уже многие годы говорю спортсменам, когда они обвиняют свои лыжи (или человека, готовившего эти лыжи) в плохих результатах: «Не лыжи красят человека, а человек лыжи».

    В связи с этим приведу одно из своих наблюдений. Ни для кого не секрет, что австрийская команда лидирует в скоростных дисциплинах на Кубке  Мира. В этом сезоне они выиграли все этапы по супергиганту и семь - по скоростному спуску. Но как уже было замечено, лыжи лыжам рознь: из двух пар абсолютно идентичных лыж  качество скользящей поверхности у одной всегда будет лучше (это объясняется разными факторами, главным из которых является давление и температура в момент склеивания слоев). Спортсмены и тренеры не вдаваясь в нюансы просто берут и почти все лето тестируют десятки пар лыж, выбирая самые быстрые. Забракованные первой сборной лыжи могут перейти ко второй, затем к юниорской, к сборной менее известной страны, у которой нет людей в первой мировой «двадцатке» и так далее. По этой системе получается, что сборная Австрии имеет доступ первой к самым быстрым моделям Atomic. Более того, и готовят эти лыжи лучшие специалисты из того же Atomiс-а. Этот способ отбора снаряжения для первых команд не раз отмечался и во «враждебной» европейской прессе. Мои лыжные наблюдения убеждают меня в том, что такой отбор лыж - только часть успеха. За последние несколько лет австрийцы выиграли спуски только на трассах с пологими длинными секциями, где именно лыжи имеют решающее значение. Такие трассы, как например, Венген, Сьерра Невада, Аспен и Лейк Луис им традиционно не удаются, а хорошо выступают там неожиданно представители таких стран, как США, Канада и других, не имеющих спортсменов в первой десятке. На самых крутых, сложных технически трассах, таких как Китцбюэль или Бормио, австрийцы побеждали постоянно на протяжении последних двух - трех лет. Последним и решающим доказательством послужили «Goodwill Games 2000» («Игры Доброй воли») в Лейк Плейсиде (США). Трасса там состоит на 50% из крутой технической части и на 50%  из простой части. Результаты говорят сами за себя: в двух проведенных там скоростных спусках в тройке призеров были только американские и канадские лыжники, и несмотря на то, что там выступали все первые австрийские номера (кроме Майера), выступили они неважно. По крайней мере, так это было оценено любителями лыж Северной Америки. Проанализировав промежуточные результаты, я сделал иной вывод. Почти все без исключения австрийцы на верхней, более крутой и технически сложной части выигрывали, в худшем случае шли вровень с победителями. Их проигрыш на нижней пологой части составил до 2,5 секунд (вечность  в скоростном спуске). Ни о чем другом, как о «медленных лыжах»  это свидетельствовать не может (имеется в виду не только сама скользячка, но и подготовка лыж). 

    К моему и многих тренеров удовлетворению, на Кубке Мира практически не осталось трасс, где можно выиграть только за счет лыж. На соревнованиях FIS, более низкого уровня, это до сих пор остается  проблемой, мешающей спорту. Безусловно, я далек от того, чтобы отрицать важность подготовки (смазки, заточки и так далее) даже юношеских лыж, но во всем всегда есть исключения. Об одном из таких исключений я бы и хотел рассказать. 

    В бытность мою студентом одного из ленинградских институтов я помогал тренеру сборной института в подготовке к первенству ВУЗов города, проводившемуся тогда в Коробицыно. Тренер уже заканчивал собрание, когда в дверь тихо постучали и через пару секунд в аудиторию протиснулся щупленький, сутуловатый парнишка. 

    - Слышал, у вас тут завтра соревнования, так вот, решил выступить, институту помочь.

    Все слегка прибалдели от такого заявления, учитывая то, что институт у нас был серьезный в плане спорта и в команде было несколько кандидатов и пара мастеров спорта - ребят из Кировска, с Камчатки и Алма-Аты. Только я знал, что этот парнишка в свое время поездил по Европе в составе сборной, говорили, что был очень талантлив и даже «привозил» на тенировках самого Андреева. Изрядно поломавшись, он пошел в военное училище, из которого его почти сразу выгнали за полное отсутствие дисциплины. Так же случайно он перевелся к нам. Фамилии его умышленно не называю, да это и не важно.

    Всего этого никто из сидящих не знал и тренер кривясь спросил:

    - А оборудование у тебя есть? 

    - Думал, вы мне что-нибудь выдадите, - последовал наивный ответ, вызвавший громкий смех среди членов команды. 

    Тренер посмотрел на меня и видимо что-то интуитивно почувствовав сказал: 

    - Черт с тобой, приходи. Если кто не явится, поставим тебя на какое-нибудь старье, проедешь для зачета... 

    Он появился на старте также неожиданно, как и за день до того в аудитории: в потертых джинсах, без перчаток и с сигаретой во рту. Нам как раз не хватало человека и все даже обрадовались, что вроде вот и стартующий есть и посмеяться над чем будет. Тут же выдали ему пару лыж с палками, перчатки и ботинки. Скажу только о лыжах, хотя и кожаные ботинки с поломанными клипсами в то время бывшие уже полным анахронизмом, тоже должны бы заслужить внимание. В кожаных ботинках на старте в те времена уже никого не было. Теперь о лыжах, если их еще так можно было бы назвать. Это были «Polsport Metall». Носок правой лыжи просто расклеился и просил каши, с недовольным звуком шмякая по снегу. Канты этих лыж не точились тоже довольно давно и приняли весьма огруглую форму. Не вынимая сигарету парнишка влез в ботинки, потрогал кант одной из лыж на ощупь, что-то хмыкнул и сказал: «Сойдет...»

    Надо отметить, что стартовал он в сотых номерах и почти голый, натечный лед на трассе к моменту его старта таковым и оставался. Можно было сказать, что соревнования проходили в честных и равных для всех условиях, но только не с его лыжами... 

    После первой попытки он был четвертым, подошел к нам и не вынимая изо рта сигарету виновато сказал: «Что-то у меня не очень получилось, во второй попытке прибавлю». 

    Заметьте, он ни словом не обмолвился о лыжах... Вторую попытку он выиграл с большим отрывом и стал победителем первенства ВУЗов. Как он это делал на тупых лыжах я до сих пор не могу понять. Объясняю это лишь совершенно фантастическим чувством снега (в том случае - льда, в общем, того, что было под лыжей) и неимоверной кашачьей цепкостью. Что-то подобное я видел потом у Стенмарка, Жирарделли и Фон Грюнигена.

    Вот такая история про лыжи, а паренек этот из нашего института тоже вылетел, постепенно спился и уехал в свой родной Белорецк, а я в Австрию и больше о нем ничего не слышал. Вспоминаю я о нем и рассказываю спортсменам когда они неуважительно отзываются о лыжах. Они то ведь бывают только «хорошие и очень хорошие». Настоящего лыжника они украшают, а не настоящий их перед всеми позорит. Вот как... 

    Автор: Гуршман Грег
  • 0