0

Лыжи сегодня. Обзор

Reports Лента автора 26 Марта 2003 (13:14) Просмотров: 931 0
Современные лыжи

Сосредоточение самых современных материалов и технологий, компьютерный расчет формы выреза боковой поверхности с учетом угла закантовки и прогиба лыжи при движении на жестком склоне… Казалось-бы, что еще нового можно придумать в этой области? Попробуем выделить некоторые моменты, характерные для современных горных лыж.
Все большее внимание уделяется универсальности – действительно хорошая лыжа для любителя (не для спортсмена) должна уметь «работать» на любом склоне и в максимально широком диапазоне скоростей. Кроме того, несмотря на все более возрастающее количество групп лыж (гоночные, экстрим или фрирайд, карвинг, круиз, могул, целина…), «верхние» модели каждой группы обеспечивают хорошее катание почти на любых склонах и при различных состояниях снега.

Горные лыжи из спорта «элитного» постепенно становятся более демократичными, что привело к появлению совершенно новых классов лыж, созданных скорее для развлечения, чем для того, что традиционно понимается под словами «горные лыжи» (фан-карвинг, сноу блэйд, лыжи для халф-пайп, биг фут).

Длина лыж постепенно уменьшается. Развитие технологий и связанное с этим изменение формы лыж привело к тому, что современная лыжа длиной 195 см «работает» даже на высокой скорости и в дугах большого радиуса так-же, как и ее предшественница длиной 205 см. Даже для такого крупного и агрессивного лыжника, как Альберто Томба, для слалома-гиганта достаточно лыж Rossignol 9X длиной 203 см.

Каждым производителем предлагается широкий выбор моделей лыж, отличающихся не только жесткостью и распределением жесткости вдоль лыжи (сочетания мягкая пятка – жесткий носок и т.п.), но и шириной (до 125 мм), и главное – формой и глубиной бокового выреза, характеризующейся соотношением ширины лыжи в самом широком месте у носка – в талии – в пятке.

Появляется все больше моделей лыж, адаптированных для лыжниц. Наиболее часто ориентированные на женщин лыжи отличаются от базовой модели формой, а также слегка смещенной к носку отметкой для рекомендуемого места установки креплений и расцветкой.

Традиционная на протяжении многих лет конструкция типа «сэндвич» окончательно ушла в прошлое.

Повышается торсионная жесткость (сопротивление лыжи «на скручивание»). Для обеспечения повышения торсионной жесткости используются триаксиальная (triaxial) и диагональная (diagonal) система оплетки. В геометрии поперечного сечения лыжи по ее длине принят подход "3D-сечения", что означает придание лыже необходимой торсионной жесткости и гибкости с помощью вогнутостей или выпуклостей верхней поверхности. Также используются объемные элементы специальной формы (чаще Х-образные), встроенные в лыжу.

Вибрация лыжи на жестком склоне часто приводит к срыву канта и падению лыжника. Для поглощения колебаний лыж используются системы виброгашения различного типа, как встроенные в лыжу, так и выполненные в виде отдельных "3D-элементов". Компания Volkl использует в своих моделях 3 (!) системы: Tip Vibration System, EnergYprofile и Carve Control System, а K2 известна своей встроенной пьезоэлектрической системой, преобразующей энергию вибрации лыжи в световую.

В лыжу встраиваются элементы «думающих» материалов, способных изменять свои физические свойства (упругость) в зависимости от типа приложенного усилия – при резком приложении усилия к лыже такие элементы «упираются», создавая дополнительное сопротивление нагрузке (лыжа при этом становится «жестче», а при медленно возрастающей нагрузке, которая характерна для плавного движения в больших дугах, лыжа остается достаточно мягкой. Родоначальник - система PROLINK (Salomon).

Материалы, из которых изготавливается скользящая поверхность лыж, теперь не только максимально «быстрые», но и все более прочные. Используются различные виды синтетических материалов с различными торговыми названиями.

На верхней плоскости лыж все чаще можно увидеть специальное особо прочное покрытие, позволяющее дольше сохранить внешний вид лыж.

Появилась и постепенно распространяется градационная система «индекс жесткости» лыж, подобно той, которая используется ведущими компаниями-производителями ботинок. Пользуясь этой системой, можно с первого взгляда на характеристики лыж «отмести» для себя заведомо неподходящие (слишком жесткие или слишком мягкие) лыжи.

Ведущими производителями рекомендуются крепления и ботинки, дизайн и характеристики которых соответствует дизайну и характеристикам соответствующих моделей лыж.

В своих "флагманских" моделях некоторые производители используют интегрированную пластину под креплением, которая выполняет сразу несколько функций - и амортизирует удары, передающиеся на ботинок, и поднимает ботинок над лыжей для увеличения угла закантовки, при котором происходит контакт боковой поверхности ботинка со склоном.

Чего ждать в будущем? Вероятно, в ближайшее время следует ожидать появления интегрированных систем лыжа – крепление.

Январь 1999 г.
Автор: Дубенецкий Георгий
Источник: SKIS/RU
0