Лыжи у печки стоят
Место
Сначала – немного географии. На Северном Кавказе довольно много горнолыжных курортов. Вот тут я нашёл интерактивную схему. Основная суть – из Минвод или Невинномыска примерно одинаковое расстояние до Архыза, Домбая и Чегета/Эльбруса, так что транспортная составляющая при выборе, на какой из трёх регионов поехать, значения не имеет. Но надо учесть, что, выбрав что-то одно, потом переместиться в другое место не очень просто – ущелья изолированы и, перед тем как попасть в одно, придётся сначала выехать из другого. Домбай находится между Архызом и Чегетом, это старейший курорт СССР. К нему ведёт хорошее шоссе без серпантинов, так что тем, кого укачивает, можно не беспокоиться.
Дорога
Основное неудобство – полное отсутствие общественного транспорта в посёлок, поэтому, если вы не едете на своём авто или на автобусе, самое оптимальное – договориться о трансфере заранее, постаравшись объединиться с кем-то еще. Достаточно дать своё и поискать аналогичные объявления на профильных сайтах. Например, на ski.ru. Нам повезло – предложил свои услуги замечательный человек – Альберт Алабердов. Извоз – это не основной его заработок, но если вам повезёт и он согласится, не пожалеете – будет интересный разговор, познавательная экскурсия и, что немаловажно, пунктуальность :-)
Посёлок
Домбай изначально строился для спортивно-туристических нужд, поэтому никакого производства там не было и нет. На выбор можно жить или в многочисленных гостиницах, или же, как сделали мы, просто снять квартиру. При этом, в любом случае, идти до любого подъёмника надо будет не больше 10 минут. Дома в посёлке (т.н. "Пихтовый мыс") есть старые (60х годов, очень похожие на Шерегешские), и есть несколько новых домов. Типичная картина по утрам и вечерам (тут, похоже, вечер)
В посёлке и в районе гостиниц много обычных для курорта развлечений – катки, бары, бани, экскурсии на квадроциклах, снегоходах. Местное население ни в каком хамстве и презрительном отношении замечено не было – наоборот, весьма приветливы, охотно все подсказывают, обмануть тебя не пытаются. Встретили брата по одежде – местного владельца квадроциклов и вездехода
Самое большое впечатление в посёлке было, когда мы вышли из своего подъезда утром – это горы. Они огромные, окружают посёлок со всех сторон и у подножия очень крутые. Так что возникает впечатление, что горы нависают над тобой. И второе красивое место – пешеходный висячий вантовый мост над ущельем, по дну которого бурлит Аманауз. К счастью, наш путь к подъёмнику шёл по этому мосту, поэтому дважды в день мы наслаждались этими видами.
Вид с моста. Как будто и не посреди поселка
Подъёмники
С подъёмниками некоторая каша – есть три каскада, и, по сути, они дублируют друг друга, но хозяева у них разные. Соответственно, ски-пассы тоже разные. В теории, для каких-то целей, можно комбинировать разовые проезды на разных очередях разных каскадов, но для простого катания с утра и до вечера реалистичным остается только один вариант – 1-2х дневный ски-пасс на новый каскад. Это означает быстрый подъем в шестиместном подъёмнике до низа зоны катания, и затем целый день подниматься в открытой шестиместной креселке, а потом (по желанию) – в четырёхместной до самой вершины. Шестиместная креселка вполне исправна и работала без сбоев и шустро. Верхняя четырёхместная вся разбита, половина гондол неисправна, её часто выключают (может быть, из-за сильного ветра), и, самое печальное – она ползёт со скоростью 3 км/час. То есть, при желании, можно забраться пешком быстрее. Учитывая сильные ветра, надо хорошенько утепляться и запасаться терпением. Ещё стоит учесть, что по понедельникам, похоже, гондольная дорога не работает, по выходным приезжает много местных и не очень. В том числе, просто экскурсантов, которые тоже лезут на гору. Кроме того, есть негласное правило, по которому местное население не платит за подъём, а пролезает по/над турникетами на халяву. В итоге, по выходным появляется очередь на подъём, и можно ждать до 10 минут. Это не критично, но на фоне пустоты по будням раздражает.
Нашел таки на поляне бард-кафе "Белоснежка". Прячется за прочими.
Катание
Надо понимать, что трасс в привычном понимании тут практически нет. По сути, есть одна, идущая по правой стороне от вершины до самого посёлка. Ее ратрачат, но ширина небольшая – от четырёх до одного ратрака. И есть ещё несколько трасс в виде фрагментов. Всё остальное правильнее называть зонами катания. Поэтому говорить о протяжённости трасс курорта не вполне правильно. Вариантов прохождения масса!
Так что лучше:
1. Не ожидать классического катания по обустроенной трассе. Те участки, которые готовит ратрак, достаточно быстро заледеневают и, к тому же, заполняются новичками, которым после того, как они зашли на трассу, просто ничего не остаётся, как медленно сошкрябываться до конца.
2. Не стоит заморачиваться цветами трасс. Зоны катания достаточно широкие, всегда есть возможность выбрать желаемую интенсивность спуска. Лучше просто потратить время на изучение ландшафта и возможные варианты спуска. Наиболее адекватная схема
У нас ушло полтора дня на то, чтобы прокатать все зоны и варианты переходов между ними. Делать это надо осторожно, внимательно высматривая скалы во время подъёма вверх и первого спуска вниз. Но зато потом – это вполне спокойное катание по укатанным буграм или по целине. Нам повезло, на второй день был приличный снегопад, так что потом ещё два дня можно было без проблем отыскать некатанные поляны (рекомендую левую часть около Югославки).
Конечно, это не совсем, наверное, фрирайд, в плане сложности и лавиноопасности, но как обучение и просто для удовольствия – отлично! Можно сказать, что это безопасный секс ))
Поля!!!...
Собственно, трасса. Панорама (возюкаем мышкой или пальцем)
Расходы
Авиабилеты – 6 т.р. Москва-Минводы-Москва.
Трансфер – легковое авто (пикап) 3 т.р. на трёх человек со снарягой. И обратно тоже 3 т.р.
Проживание – 1к квартира, 1й этаж. Хороший WiFi. 1.5 т.р./день.
Подъёмник – 1.4 т.р./день.
Поесть на склоне – 150 р. (скромно – хычин и чай). Поесть дома – порядка 300 р.
Прокат – не пользовались.
В итоге, на человека все траты на поездку получились 18 т.р. (5 ночей).
- 3
Насколько скользяк цел остался?
Мож я чего не понимаю, но: 6+1+1+ 7+7,5+0,75+1,5>16
Скользяк чуть поцарапал при спуске в начале лесной. и то из-за лени снимать.
Еще раз подробнее ))
Авиабилеты – 6 т.р. Москва-Минводы-Москва.
Трансфер – легковое авто (пикап) 3 т.р. на трёх человек со снарягой. И обратно тоже 3 т.р. - 1 + 1 на человека.
Проживание – 1к квартира, 1й этаж. Хороший WiFi. 1.5 т.р./день. 500 * 5 = 2500 с человека
Подъёмник – 1.4 т.р./день. = 1.4 * 4 = 5600
Поесть на склоне – 150 р. (скромно – хычин и чай). Поесть дома – порядка 300 р. 450 * 4 = 1800
ИТОГО на 1 человека получается 17 900. Да, ошибся немного )) поправлю.
- 3
респект автору. Я когда пацаном еще впервые там поднимался на креселке, на полном серьезе искал - вдруг ВИзбор где автограф нацарапал)))) кумиры отрочества нашей...
Спасибо!
Нашел на склоне "Белоснежку", сфотографировался с тамошней гитарой. Но днем там никто не играл...
- 10
- 4
- 2
И как буд то тебя он обнимет
Вольным ветром
И шумом своих горных рек
Здесь над нами
Бездонное синее небо
А на лапах у елей
Пушистый и ласковый снег
На ресницах твоих серебряться снежинки
И улыбка твоя красит горный пейзаж
Все вокруг неземеное, вокруг неземные катрины
Мы под музыку Визбора танцуем Домбайский вальс...
Жора про нее (хижину) тут уже писал. https://www.ski.ru/az/blogs/post/alibekskaya-khizhina
- 3
Если будет чем-то полезно, то вот еще трек одного дня от поселка до поселка
http://app.endomondo.com/workouts/465513656/10704328
Ездили в Домбай в 2007, 2008, 2009 годах. Снаряжение своё. Поезд до Невинномысска. Обратно один раз поезд
из Кисловодска.
Обратно проблем никаких - из Домбая регулярные маршрутки в Невинномысск и Кисловодск (тогда около 300 руб/чел.), причём под поезда, в МинВоды не могу сказать. В сам Домбай чуть сложнее, но в любом случае дорога проходит через Карачаевск, автобусов не то что бы очень много, но доехать можно. Из Карачаевска (около 50 км, час езды) каждый час ходила маршрутка до Домбая. Если ваш поезд приходит в Невинку рано утром, то велика вероятность подсесть к кому-нибудь на заказанную маршрутку до Домбая за умеренные деньги
- 2
Большое спасибо за добрые слова
Наш архив. Декабрь 2009.
14_urii_vizbor_zimnii_lager_alibek_ne_bubni_ty_etu_frazu_muz_s_bog dasarov_myzuka.org.mp3
Мож я чего не понимаю, но: 6+1+1+ 7+7,5+0,75+1,5>16