Килде, Кристофферсен, Браатен & Co. выиграли более половины гонок Кубка мира в этом сезоне. В чем секрет такого успеха? Дискуссии о «лыжной нации номер один» стары, как и сам Кубок мира по горным лыжам.
Почти 30 лет Австрия считалась королевой горнолыжного спорта и стабильно выигрывала Кубок наций, прежде чем Швейцария оттеснила её с трона.
Однако сейчас в мужском Кубке мира доминирует Норвегия. Скоростной гений Александр Аамодт Килде, слаломный уникум Хенрик Кристофферсен, молодой талант Лукас Браатен вместе выиграли больше половины из 20 гонок Кубка мира на сегодняшний день и последние четыре подряд.
Килде уже 12 раз стоял на верхней ступени подиума в этом сезоне Кубка мира. Он бесспорно является номером один с шестью победами и гарантирует квоту в 55% для норвежцев.
Швейцария с семью победами (шесть из которых принес Марко Одерматт), выглядит вполне прилично. Но у Австрии всего 3 победы, и только благодаря Винсенту Крихмайру, победившему в Валь-Гардене, Бормио и Китцбюэле.
Норвегия в настоящее время также сильна и в технических дисциплинах, особенно в слаломе. Браатен победил в текущем сезоне в Валь д'Изере и Адельбодене, Кристофферсен - в Гармише и Венгене. Только в Мадонне-ди-Кампильо победу одержал Даниэль Юль из Швейцарии, а не норвежец.
А если не топ-дуэт, то есть еще Атле Ли Макграт, чемпион мира Себастьян Фосс-Солевааг, Тимон Хауган и 21-летний Александр Стин Олсен, самый молодой в команде и чемпион мира по слалому и гиганту среди юниоров 2022 года. За всю историю норвежцы впервые выиграли восемь из девяти (!) последних гонок в слаломе.
На фоне этой статистики неизбежно встает вопрос - как норвежцы это делают?
«Многие люди спрашивают, что мы делаем по-другому. Трудно сказать. Нам просто нравится работать вместе, и вы можете видеть, что это работает», — говорит Килде.
Особый командный дух всегда отличал норвежцев. Но рецепт успеха, вероятно, не так прост.
Хенрик Кристофферсен рассказывает более подробно: «Попасть в команду в Норвегии не так просто. Вы должны тренироваться и выступать за счет родителей и клуба, пока не покажете действительно хорошие результаты в Кубке Европы. Тогда у вас появится шанс. Нужно тяжело работать, чтобы попасть в команду. Это не так просто, как, может быть, в Австрии или Италии», — сказал он недавно ORF после своей победы в Венгене.
Норвегия с населением чуть больше 5 млн человек много лет регулярно поставляла в Кубок мира молодых горнолыжников, которые вскоре становились победителями или медалистами.
Аамодт и Кьюс - легенды из Норвегии
В скоростных дисциплинах Александр Килде, нынешний лидер Кубка мира по скоростному спуску и соперник Марко Одерматта в общем зачете Кубка мира, является одиноким бойцом на вершине после отставок Акселя Лунда Свиндаля и Кьетиля Янсруда.
В технических дисциплинах норвежцы представлены более широко. В слаломе и гиганте у них в настоящее время четверо в топ-15. В мужском национальном рейтинге маленькая норвежская команда находится на втором месте после Швейцарии и опережает Австрию.
Кристиан Миттер побывал по обе стороны. Родился в Штирии, но много лет работает в Норвежской лыжной федерации. Сначала был помощником тренера у женщин, затем возглавлял команду Кристофферсена от Skigymnasium Oslo до Кубка Европы и Кубка мира.
«Я - австриец, но когда дело доходит до катания на лыжах, я - норвежец». Неудивительно, что Кристиан Миттер уже девять лет работает в Норвежской лыжной ассоциации.
В 2015 году, в 36 лет, он стал главным тренером команды «Аксель Лунд Свиндал / Кьетиль Янсруд и Ко», затем 3 года был главным тренером женской сборной Австрии. Летом он вернулся в Норвегию, как руководитель отдела технологий, и его заслуга есть в текущих успехах.
Некоторые секреты успеха норвежцев Миттер описал еще в 2015 году, в интервью LAOLA1.
«В Норвегии все направлено на победу. В раннем детстве наши спортсмены узнают, каково это – лидировать и выигрывать гонку. Поэтому переход к уровню чемпионата мира и Кубка мира проходит более беззаботно.
У австрийцев путь в Кубок мира часто настолько сложен и длинен, что, когда вы, наконец, добрались туда, давление слишком велико. Они скорее финишируют 15-ми, чем рискнут всем и, возможно, вылетят. Это один из важнейших моментов.
Кроме того, мы ориентируемся на команду. Каждая победа – это командный успех, который снижает давление на личность. Жизнь и смерть не зависят от следующей гонки. Мы хотим расти вместе. Мы хотим быть теми, кто катается на лыжах лучше всех и лучше всех экипирован. Мы всегда хотим быть на шаг впереди и не смотреть влево или вправо на то, что делают другие», — таков девиз австрийца и его «Атакующих викингов».
Юный Хенрик Кристофферсен и легендарный Кьетиль Аамодт
Как Миттер стал главным тренером, хотя не соглашался на эту работу, почему никогда не работал в ÖSV и что такое норвежская модель - уроженец Рамзау рассказал в 2015 году в интервью LAOLA1.
LAOLA1: Вы - главный тренер мужской сборной Норвегии по горным лыжам с апреля 2015 года. Как прошло первое полугодие?
Кристиан Миттер:Да, теперь я главный и единственный, в отличие от моих предыдущих функций. Как тренер команды на Кубке Европы или тренер «технарей» на Кубке мира, я отвечал за конкретные группы, но у меня всегда был кто-то, кто дергал за ниточки.
ЛАОЛА1:Вас удивило предложение стать главным тренером?
КМ: Нет, не очень. Дело в том, потому что я никогда не давал согласия и никогда не обсуждал этот вопрос. Когда мой предшественник Гарвард Тьорхом после чемпионата мира в Вейл/Бивер-Крик ушел, это случилось автоматически. Но я бы без колебаний согласился.
ЛАОЛА1:Как долго вы работали в норвежской лыжной ассоциации до этого момента?
КМ: Я в Норвегии с 2007 года, это мой девятый сезон в 2015 году. Главный тренер норвежек тогда был австрийцем, и он искал поддержку для своей тренерской команды. Это была хорошая возможность для меня. После двух лет с девушками я переехал в лыжную гимназию в Осло, где возглавил группу молодых спортсменов в лице Солеваага, Килде и Кристофферсена.
Вместе мы заработали Кубок Европы, а затем перешли в Кубок мира. Наши карьеры почти параллельны.
ЛАОЛА1:Почему вы никогда не работали тренером в ÖSV?
КМ:Я начинал в лыжной федерации Штирии, где прошел своеобразную стажировку. После этого я уехал на год в Америку и тренировал там команду колледжа. В США культивируется лыжный спорт в колледже.
В OSV на самом деле ничего не было, и на данный момент это вообще не проблема.
ЛАОЛА1:Хотели бы вы занять должность главного тренера в Австрии?
КМ:Нет, на данный момент я счастлив в Норвегии. Я австриец, но когда дело доходит до катания на лыжах - я норвежец. В этой спортивной культуре я чувствую себя как дома, лучше, чем в австрийской. Однако «никогда не говори никогда».
ЛАОЛА1: Норвегия похожа на Австрию, на большую лыжную нацию. Насколько сложно спортсменам справляться с давлением?
КМ: Зимой у норвежских спортсменов чрезвычайно много побед. Каждые выходные проводятся соревнования: в лыжных гонках, биатлоне, прыжках с трамплина. Только победа имеет значение, все остальное неважно. Когда несколько гонок подряд нет побед, давление увеличивается. Это не национальный кризис, но СМИ довольно агрессивны, это заставляет людей занимать жесткую позицию по отношению к нам.
ЛАОЛА1: После эпохи Аамодта и Кьюса взошла звезда Свиндала. Когда он получил травму, Янсруд закрыл собой брешь. Теперь продвигается следующий талант – Кристофферсен. Как Норвегия умудряется регулярно выпускать таких топовых гонщиков?
КМ: Причин тому несколько. В Австрии, например, говорят об успехе, если один финишировал шестым на чемпионате мира. В Норвегии шестое место ничего не стоит, здесь все направлено на победу. Наши спортсмены в юном возрасте узнают, что такое быть лидером и побеждать. Поэтому на уровень Кубка мира они выходят легко и беззаботно. Для австрийцев этот путь часто так сложен и длинен, а давление так велико, что эти парни скорее финишируют 15-ми, чем будут рисковать. Это - один из важнейших моментов.
Кьетиль Андре Аамодт / Kjetil André Aamodt
Кроме того, у нас в приоритете - команда. Каждая победа – это успех команды. Это снижает давление, жизнь и смерть не зависят от следующей гонки. Если тебе не повезло, значит, просто другие были быстрее, это логично.
ЛАОЛА1:Когда вы заняли пост главного тренера, вы сказали, что хотите опираться на норвежскую модель. Это тот подход, который вы только что описали?
КМ: Да, именно так. Мы хотим расти вместе. Мы хотим стать теми, кто катается на лыжах лучше всех и лучше всего оснащен. Мы всегда хотим быть на шаг впереди. На наш взгляд, это возможно только в команде. Мы не смотрим налево или вправо, что делают другие, но идем своим путем и строим свои собственные планы. Мы хотим сохранить эту модель.
ЛАОЛА1: Вы идете своим путем и в предсезонке. В отличие от других стран, вы много путешествуете. Марсель Хиршер, например, полностью отказался от поездки за границу в этом году. Окупаются ли напряженные путешествия?
КМ: Да, это определенно окупается. Тем более, что нагрузка на спортсменов ограничена, большую часть работы делают супервайзеры. Наша философия – постоянная практика. В противном случае вы не сможете прогрессировать. Например, если я планирую только 10 дней катания на лыжах для Кристофферсена, он ничего не улучшит.
Такие спортсмены, как Хиршер, находятся на другом этапе своей карьеры и имеют другие приоритеты. Мы не лучшие на данный момент и должны наверстать упущенное, поэтому должны делать больше, чем другие. Для этого важно много дней проводить на лыжах. Конечно, это можно сделать с меньшими затратами, но риск, что все пойдет не так, слишком высок.
Нашу команду мы назвали «Атакующие викинги». Наш девиз: «Лучше дать полный газ и сойти, чем ездить расчетливо и безопасно. Парни должны испытывать драйв от катания на лыжах, независимо от того, есть результат или нет, не имеет значения».
ЛАОЛА1: Помимо атаки, какие другие цели вы ставите перед собой? Например, победа в общем зачете?
КМ: Нет, мы ориентированы, скорее, на процесс, чем на результат. Цель заключаются в том, чтобы каждый спортсмен прогрессировал, чтобы они катались на лыжах чисто, хорошо скользили. Еще один момент - время на табло всегда должно загораться зеленым, когда спортсмен достигает финиша.
Это цели, которые у нас есть. Если наши парни будут хорошо кататься, и кто-то один будет лучше в общем зачете Кубка мира, то пусть так и будет. Конечно, в какой-то момент хочется получить вознаграждение за нашу работу, большой хрустальный глобус, но это возможно только в том случае, если процесс правильный. Тогда результаты приходят сами собой. Определение целей в лыжном спорте, как правило, затруднено. Хорошо или плохо идет сезон, вы все равно ничего не можете сделать. Я знаю, что результаты важны, но развитие для меня важнее».
Источники laola1.at, oa.no
у меня глинтвейн ассоциируется с зимой и лыжами, а норвежские лыжники ассоциируются с... астматиками