- Продолжение статьи "Лыжное наследие. Восход горных лыж"


В 20-х годах в Америке было только два-три места, где можно было научиться кататься: Клуб Лейк Плейсида в горах Адирондак (штат Нью-Йорк) и пара курортов в Поконос Пенсильвании. Инструкторами были норвежцы, последователи телемарка.


В конце 20-х активный отдых стал осознанным и популярным движением в процветающей Америке. Пришло время, когда занятия спортом на свежем воздухе стали способом отойти от материальных пресыщений. В городах организовывались туристические и лыжные клубы. Ярким примером был Нью-Йоркский клуб любителей лыж, основанный в 1930-м Роландом Палмедо (Roland Palmedo).
Еще одна примета времени: Катрин Пекетт (Katharine Peckett), дочь нью-гемпширских владельцев гостиницы, покатавшись на горных лыжах в Энгельберге в 1929 г., убеждает родителей открыть при гостинице лыжную школу. В 1930 г. Пекетты наняли немецкого инструктора Германа Глатфелдера (Herman Glatfelder) преподавать в Пекеттс Инн, в Шугархилл (Нью-Гемпшир), рядом с горой Кэннон в ущелье Франкония.


В середине 30-х годов в США эмигрировала группа австрийских инструкторов. Угрозы нацистской Германии, нацеленной на присоединение Австрии, были веской причиной, чтобы покинуть Альпы, но немногие австрийцы смогли принять это непростое решение, и уехать в Америку.
Небольшая числом, эта группа инструкторов обладала невероятным влиянием. Бесценный опыт австрийцев оказался особенно востребованным в момент, когда было совершенно необходимо поднять статус американских горных лыж. Сотни американцев работали с австрийцами в течение 30-х, и, разъехавшись потом по стране, распространили австрийское ноу-хау.


И все же, вклад австрийцев был несоразмерно больше.
В 1935 из Зальцбурга в Калифорнию прибыл Ханнес Шролл (Hannes Schroll) и возглавил школу в ущелье Бадгер в Йосемит Парк. Отто Ланг (Otto Lang), первый инструктор в Америке из школы Шнейдера, приехал сначала к Пеккетс, а затем основал первую официальную лыжную школу Арлберг на северо-западе – в горах Райниер, Бэйкер и Худ.
В следующем, 1936 году, из Зальцбурга приехал Ганс Хаузер (Hans Hauser), чтобы возглавить лыжную школу в Солнечной Долине, первом высокогорном курорте США. Бенно Рыбицка (Benno Rybizka), еще один инструктор школы Шнейдера, уехал из Австрии в Джексон (штат Нью-Гемпшир), основал лыжную школу в Уитни Фарм, а позже принял руководство школой в Норс Конвей, родине мальчишки Харвей Гибсона (Harvey Gibson), ставшего банкиром-миллионером. Сепп Рушп (Sepp Ruschp) из Линц (Австрия) основал лыжную школу и проложил трассы на горе Мэнсфилд; вскоре Рушп уже управлял целым курортом.
В 1938 немецкие войска вошли в Вену. К потрясению всего горнолыжного мира, нацисты сразу арестовали Шнейдера (Hannes Schneider). Друзьям Шнейдер сказал, что попал за решетку из-за Лени Рифеншталь (Leni Riefenstahl), коллеги, враждовавшей с ним во времена “Белого Экстаза” и оказавшейся в кругу друзей Адольфа Гитлера.
Судьба Шнейдера побудила еще нескольких инструкторов Санкт-Антона поскорей уехать из Австрии. Тони Мэтт (Toni Matt) уехал на гору Кранмор; Фридл Пфайфер (Friedl Pfeifer) - в Солнечную Долину, где сменил Ганса Хаузера на посту директора лыжной школы. Фридл Пфайфер разработал маршруты и систему подъемников на горе Бэлди - первую большую систему подъемников в США. Лугги Фойгер (Luggi Foeger), помощник Шнейдера в Санкт-Антоне, стал работать в ущелье Беджер.
В феврале 1939 г. под давлением влиятельного Харвей Доу Гибсона (миллионера и владельца банка в Нью-Гемпшире), Шнейдер был освобожден нацистами. Ему было разрешено выехать в США, где он обосновался на горе Кранмор. Центр тяжести лыжного мира переместился в Америку.
Дик Дюрранс (Dick Durrance), посещавший школу в Австрии, чтобы стать единственным в Америке лыжником мирового класса и финансируемый нью-йоркским сталевым магнатом и авангардистским издателем Джеймсом Лафлином (James Laughlin), основал второй в Америке крупный высокогорный курорт.
Австрийские эмигранты были основателями ключевых американских горнолыжных курортов, менеджерами, директорами лыжных школ, инструкторами и разработчиками маршрутов.


Чтобы стать лыжником, нужно было всего лишь заплатить за дорогу в горы и обратно (за спальный вагон, если ехали в ночь), теплую одежду и прокат снаряжения – все это было доступно даже конторскому служащему. В 30-х годах поезда ходили по всей Америке.
Уже в 1934 г. поезда с тысячами лыжников в вагонах отходили от вокзалов Нью-Йорка, Бостона, Чикаго, Сан-Франциско, Оттавы и Монреаля. Большинство лыжников каталось на придорожных полях, широких лесовозных дорогах и природных холмах, подходящих для простого катания. Отсутствие сложного снаряжения делало эти первые поездки скорее прогулочными выездами на природу, чем катанием на горных лыжах.
Пассажирские вагоны, стоящие на запасных путях, служили лыжным клубом, магазином и домом, где уставшие лыжники могли прилечь вздремнуть; они были предшественниками более удобных гостиниц горнолыжных курортов в Америке, которые вскоре должны были появиться.
Наступал век автомобилей, и железная дорога вскоре отошла на второй план. Американцы стали добираться до гор на машинах. Пришла и другая мощная сила, которой так же суждено было вознести горные лыжи в Америке к популярности: лыжные подъемники и фуникулеры.


Шесть новых подъемников появилось в Вудстоке за два года, еще десятки - на Северо-западе. За пять лет было построено более сотни подъемников по всему континенту. Северная Америка обгоняла Европу по их количеству. К 1940 году каждый сезон подъемниками пользовались тысячи горнолыжников.


Скоростные кабельные подъемники ставили перед горнолыжниками новую задачу: чтобы кататься помногу километров в день (а эту возможность подъемники предоставляли), лыжник должен был кое-что знать о технике катания. Одного приема падения назад, чтобы остановиться, было явно недостаточно, хотя это был наиболее отточенный маневр в арсенале многих, если не большинства, американских лыжников 1930-х.


К 1940 году горные лыжи прочно обосновались во всех штатах, отчасти благодаря усердной работе, отчасти из-за других факторов – нацистов, ССС и развитой сети железных дорог. Но в декабре 1941 года развитие горных лыж остановилось. С атакой японцев на Перл Харбор на Гавайях в США пришла вторая мировая война.
Большинство американских лыжных районов закрылось. Единственным ярким моментом было то, что усилия директора национального лыжного патруля Минот Доула (Minot Dole) заставили армию США основать горнолыжные войска. Первый батальон, 87 пехотный, основанный в июне 1941 в Форт Льюис (Вашингтон), стал ядром Десятой горной дивизии.
"Десятка" тренировалась в Кэмп Хейл в ущелье Теннеси в Колорадо, на высоте 2700 метров над уровнем моря. Здесь несколько тысяч американцев бесплатно познакомились с техникой арлберг, которая стала частью их подготовки. Несмотря на одну из самых крупных потерь американцев в войне - 30 процентов солдат дивизии были убиты или ранены во время броска от итальянских Апеннин к ущелью Бреннер в 1945 - Десятая дивизия была внушительным отрядом,
После окончания войны несколько тысяч переживших войну солдат Десятой дивизии, арлбергеры армейской закалки, ушли в занятия лыжами. Это были талантливые изобретатели, учителя и предприниматели. Фридл Пфайфер основал лыжный курорт в Аспене, Питер Сейберт (Peter Seibert) стал его конкурентом, открыв курорт Вэйл. Это были два поистине гигантских курорта того времени. Ветераны Десятой дивизии были владельцами, руководителями курортов и лыжных школ на 62 курортах Америки. Две тысячи бывших солдат стали лыжными инструкторами.
Эти события произошли как раз вовремя: в Америке появилась публика с быстро растущими доходами. Это расширило ряды американских лыжников и вызвало удивительный прорыв в новых разработках. Для них просто пришло время.
Лыжник 40-х был вынужден тянуть за собой набор хрупкого и тяжелого снаряжения. Во-первых, ему были необходимы лыжи, которые коробились и были полны заноз. Подошва лыж была грубой, и ее нужно было натирать воском после каждого спуска, а палки из бамбука часто ломались. Кожаные ботинки на шнурках совсем не гнулись. Крепления было сложно застегнуть руками, а расстегивались они только силой. Так называемым "ремешком безопасности" требовалось привязывать лыжу к ботинку, что часто приводило лыжу к вращению при спуске, нещадно рубя ноги лыжника. Если ремешок рвался, оторвавшаяся лыжа становилась смертельным снарядом, и крики "Лыжа! Лыжа! Лыжа!" можно было слышать по всей горе.
Одеться лыжнику означало запаковаться в нечто среднее между одеждой для охоты и похода: теплые шерстяные кальсоны, свитера и шарфы, шерстяные походные штаны, сверху - ветровка или парусиновая парка. Обедали в комнате, пропитанной сильным запахом промокшей одежды и “ароматом” лыжного воска.
Наконец, чтобы попасть на гору, нужно было простоять не менее двух часов. 30 минут в очереди считалось крупным везением.
Это был большой спорт с большими неудобствами. Лыжник 40-х должен был либо любить это, либо все бросить - и многие бросали. Но еще больше людей приходило в горные лыжи в ответ на новые технологии, которые появлялись с регулярностью подарков под елкой на каждый Новый год.
Неслыханный послевоенный всплеск технологии был настоящим спасением для лыж.
Революция началась с креплений: в 1939 году горнолыжник из Сиэтла, Хджалмар Хвам (Hjalmar Hvam), сломал вторую ногу за второй сезон и от боли и отчаяния изобрел Saf-Ski. Это был первое крепление с носком на шарнире, продававшееся под девизом "Hvoom with Hvam!". Saf-Ski вдохновило разработки других подобных креплений. Первым креплением с двумя шарнирами была популярная система Ski Free.
В 1950-х Митч Кьюберли (Mitch Cubberly) и Эрл Миллер (Earl Miller) независимо друг от друга придумали полностью интегрированное крепление с точками срабатывания на носке и пятке. Они использовали подошву ботинка как средство скрепления ботинка с лыжей. Но ботинок до сих пор приходилось пристегивать руками. Первое крепление без застежки выпустила фирма Look в конце 50-х. Теперь отпала необходимость сгибаться каждый раз перед катанием в три погибели. Двойной концепт полного срабатывания и автоматического крепления наконец-то увидел свет. Но потребовалось еще целое поколение, чтобы были изобретены крепления, которые срабатывали только в нужный момент. Такие устройства появились лишь в середине 70-х.
Лыжи совершенствовались гораздо быстрее.
Первой high-tech лыжей в Америке была алюминиевая Alu-60, появившаяся в 1947 году только для того, чтобы быть погребенной под лавиной лыж Heads, алюминиевых лыж с фанерной основой, также изобретенных в 1947 г. Ховардом Хэдом (Howard Head) из Балтимора. Heads поворачивали удивительно легко по сравнению с деревянными лыжами.
Лыжи стали удобными. В 1946 году фирма Dinamique придумала первую сверхгладкую подошву для лыжи. Пластиковая поверхность Cellulix положила конец обязательному покрытию лыж мазями, которые надо было наносить каждый час. Процесс совершенствования ускорился после 1954 года, когда появилась первая полностью пластиковая лыжа, Holley. В 1960-х Rossignol и Kneissl начали делать лыжи из стекловолокна. Сегодня лыжи из стекловолокна - практически универсальны, потому что на них легче кататься, чем на алюминиевых, и они не теряют свою форму после падения.
Лыжная одежда совершила прорыв в 1949 году, когда инструктор из Аспена Клаус Обермайер (Claus Obermeyer) показал свой вариант непродуваемой стеганой парки. Лыжники смогли сбросить слои шерстяной одежды и продолжать кататься, не замерзая! (Obermeyer до сих пор является крупнейшим производителем лыжной одежды). Стеганые парки означали, что теперь мешковатую одежду можно было сменить на гладкие облегающие вещи, изобретенные компанией лыжной одежды Bogner в 1953 году, и избежать ожидающего лыжника переохлаждения – по крайней мере, на востоке страны. В лыжи пришла своя мода.
Далее наступила очередь ботинок.
После приобретения патента на пряжки от шведского изобретателя, Henke Boots представили в 1955 году модель Speedfit. Это были первые ботинки с защелками. Наконец, было покончено с тяжким трудом завязывания и развязывания шнурков, ослабляя и затягивая их до нужной степени. Но пряжки сами по себе не были достаточным решением, так как ботинок расстегивался, если пряжка была туго закреплена. В 1957 Боб Ланг (Bob Lange) создал первый Lange Boot из пластика, решив проблему расстегивания ботинок. Пряжки, в сочетании с пластиком, позволяли плотно фиксировать ботинок на ноге, что давало лыжникам полный контроль над лыжами. Сегодня это воспринимается как должное.
Следующим изобретением были палки из закаленного алюминия Эда Скотта (Ed Scott) в 1958 - первые металлические палки, вытеснившие бамбук, который оставался последним натуральным материалом, используемым в лыжном снаряжении. В первой Олимпиаде по горным лыжам, проведенной в Америке в Скво Вэлли (Squaw Valley) в 1960, палки Скотта были нарасхват. И это была первая Олимпиада, где золото было выиграно на не деревянных лыжах – Джоан Варнет (Jean Vuarnet) выиграла скоростной спуск на металлических лыжах Allais.
В 1960-х, Митч Кьюберли (Mitch Cubberly) и Эрл Миллер (Earl Miller), вновь независимо друг от друга, придумали лыжный тормоз для замены опасного по своей сути "ремня безопасности". Их изобретение выглядело так: на оторвавшейся лыже распрямлялись длинные открытые зубья, торча как кинжалы. Они и получили такое прозвище – "кинжалы". Вскоре зубья стали короче и закрывались чехлами, и все, сомневающиеся в этой идее, были, в конце концов, убеждены в ее целесообразности. Тормоза на лыжах стали обычным явлением к 1975 году.


И это был далеко не конец.
К 1960 появились приемы под названием ведельн и годиль. Это была первая значимая перемена в технике со времен Арлберга и метода француза Эмиля Аллаиса (Emile Allais). Новая техника положила конец длинным, широким, медленным поворотам. Теперь поворачивали ступни, ноги и иногда бедра, но верхняя часть тела всегда оставалась примерно в первоначальном положении, выступая противовесом. Лыжник получил возможность совершать короткие, быстрые повороты, и поэтому стал более маневренным – с удивительными последствиями в плане безопасности и удовольствия.


Первое устройство для производства снега было собрано из садового шланга и насадки для пульверизатора Уэйном Пирсом (Wayne Pierce) в Милфорде, штат Коннектикут. Оборудование впервые было опробовано осенью 1950 года на горе Моухок, где издало такой ультразвуковой свист, что обезумели собаки во всей округе. После решения этой проблемы первые большие системы по производству снега были установлены в феврале 1950 на Гроссингер’с (Нью-Йорк) и Сплит Рок Ладж (Биг Боулдер) в штате Пенсильвания.
К середине 70-х производство снега стало определяющим фактором работы курортов на Востоке и Среднем Западе. Впервые там был гарантирован снег от Рождества до самой Пасхи. Сегодня даже обильнейший естественный снег на Западе подкрепляется искусственным. Проблема отсутствия снега была решена повсеместно, принеся огромные экономические выгоды.
Не менее, а может даже и более важными, чем установки по производству снега, были непомерно большие и дорогие снегоуплотняющие машины, которые волшебным образом превращали груды свежего снега и старые ледяные кочки в пригодную для катания поверхность. Расписание подготовки трасс стало основным принципом при планировании дня у лыжников. Сегодня каждый курорт на востоке страны, переживший дневной дождик, за которым ночью пришел заморозок, может уже следующим утром иметь на трассах пригодный для катания снег. После таких результатов отношение лыжников к курортам меняется кардинально, только в лучшую сторону.
Самым важным из последних достижений является скоростной, многоместный подъемник, в котором ключевой частью служит съемное четырехместное кресло (quad). Гондольный подъемник был съемным всегда, теперь та же технология была применена и к креслу. Съемность оказала двойное действие: она покончила с очередью и со "страхом загрузки" - страхом получить сильный удар быстро движущимся сзади креслом.
Съемные прототипы были еще в 1952 в Сноу Саммит (Калифорния), в 1955 в Венгене (Швейцария), в 1969 в Ютика (Нью-Йорк) и в 1972 на горе Св. Анны (Квебек), но первым современным съемным подъемником был Dopplemeyer quad, установленный в ноябре 1981 в Брекенридж (Колорадо).


Воскрешение склонов с помощью производства снега увеличило пространство, доступное для катания, в три раза, не повалив ни одного дерева. Подготовка трасс, производство снега и скоростные подъемники сделали эксклюзивную прерогативу экспертов – возможность кататься по крутым склонам – доступной всем лыжникам.




Поразительная тенденция горных лыж обновляться каждое десятилетие, может быть, и незаметна новичкам в этом спорте, но, конечно, не забывается старыми лыжниками, которые помнят, какими они были.
Сложно сейчас сказать, как горные лыжи будут развиваться дальше – но давайте наберемся терпения, они будут совершенствоваться. И история - тому лучшее доказательство.
По материалам сайтов:
SkiingHistory.org
Sunrise of Skiing
New England Lost Ski Areas
Спасибо!
Популярно, тепло, правдиво.
Надеюсь сайт и впредь будет уделять внимание истории развития лыж и индустрии в целом: люди, места, времена, нравы, мода, оборудование, стили...
Удачи!