- Продолжение статьи "Лыжное наследие.
Краткая история горных лыж от Телемарка до наших дней"
Во второй половине 19-го века сотни тысяч шведов, финнов и норвежцев уплыли в поисках судьбы в Новый Свет. Большинство эмигрантов, как и Сондре Норхайм, обосновались на фермах Среднего Запада. Часть из них стала шахтерами в Юте, Калифорнии, Колорадо и даже на австралийских пустошах. Везде, куда бы ни попадали, норвежцы, как и раньше, делали свои лыжи. Лыжники-эмигранты основали некоторые из самых первых лыжных клубов мира. Ля Порте (La Porte) стал родиной первого горнолыжного клуба в США - The Alturas Snow-shoe Club.
Предприимчивые люди стали почтовыми курьерами, FedEx того времени, единственным средством, связывающим зимой шахтерские лагеря с внешним миром. Самым знаменитым из курьеров был Джон Томпсон, по прозвищу Снегоступ, родом из Телемарка. Джон носил почту на лыжах из Невады (120 км от Сьерры) до Хангтауна в Калифорнии по целинному снегу, проводя в пути по три дня. Лыжи Джона весили добрых 25 фунтов, 60-80 фунтов - почта, которую он нес.
Шахтеры в середине века придумали первые в мире гонки на скорость с горы. Гонки проводились ради развлечения, денег и славы, один шахтерский лагерь против другого, в атмосфере бахвальства и азарта. Гонщики стартовали на лыжах длиной 360 см (longboard), несколько человек одновременно (в зависимости от ширины склона) и спускались вниз на скоростях, достигавших 140 км/час. Эту скорость смогли повторить только спустя столетие.


Горные лыжи на континенте (1850-1930 гг.)
В Норвегии лыжным спортом издавна занимались, в основном, крестьяне в горах. Норвежцы гордились тем, что сохраняли этот спорт общедоступным. Имея возможность продавать лыжи всему миру, они считали ниже своего достоинства получать выгоду, продавая спорт, и относились к лыжам, как к святыне.
В 1881 г. в Норвегии открылась лыжная школа, но профессии обучения катанию на лыжах еще не существовало, и лишь считанные норвежцы работали инструкторами в других странах.
В идеалистический спорт норвежцев, проповедующий выносливость и бесстрашные полеты, внесли изменения британские лыжники. Британцы стали заниматься лыжными спусками, формой, более привлекательной для массового катания. Так появились горные лыжи, которые на континенте развивались несколько иначе, чем в Норвегии.
Британцы обосновались в Альпах в середине 19-го века. Они были среди первых альпинистов, совершивших самые значительные горные восхождения в Альпах. Эдвард Вимпер (Edward Whymper) был среди тех, кто первым поднялся на Маттерхорн в 1865. Этот триумф закончился трагедией, когда четверо участников восхождения погибли при спуске. Жил Вимпер в отеле Monte Rosa в Церматте, который и по сей день славится среди лыжников своими условиями проживания.
Британцы привезли с собой в Альпы семьи и друзей, и швейцарские отели все летнее время были полны постояльцев. Но в 1864 году мир еще не знал, что зимний отдых в швейцарских горах может быть настолько же приятным, как и летний.
Поздней осенью 1864 четверо англичан были последними, кто уезжал домой из Санкт-Моритца. Они сидели около камина в Kulm Hotel, разговаривая с его владельцем Йоханнесом Бадруттом. Он рассказывал, что зимняя погода здесь теплей и солнечней, чем в Лондоне.


Прямо на границе веков сразу несколько событий случились одно за другим, способствуя становлению рекреационного горнолыжного спорта. До этого времени занятия горными лыжами у британцев представляли собой подъем в горы и примитивные спуски. В 1902-1903 несколько британцев заключили договор на эксклюзивное использование отеля в Адельбодене (Швейцария). Эта группа позднее стала ядром Альпийского спортивного Клуба публичных школ. Первая книга о горных лыжах, «Бег на лыжах» («Ski-Running») (авторы: Crichton Somerville, W.R. Richardson, E.C. Richardson), написанная на английском, была опубликована в 1904.
Годом раньше, в 1903, два брата Ричардсона основали первый английский горнолыжный Клуб в Давосе. Чуть позже ими же был организован и горнолыжный Клуб Великобритании. Во время зимних месяцев центр Клуба находился в Мюррене (Швейцария).


Британцы, занимавшиеся альпинизмом и зимним спортом в те дни – были состоятельными людьми. Они посещали публичные школы, которые в Британии представляли собой нечто иное, чем в США. В Британии это были частные школы, посещение которых оплачивалось. Эти привеллигированные люди избегали путешествовать группами, они путешествовали по одиночке. Генри Ланн, коммивояжер, был, по сути, турдиректором. Он остро осознавал, что множество людей, посещающих публичные школы, будут игнорировать его бизнес. Чтобы разрешить эту дилемму, Генри Ланн организовал в 1905 году Клуб, исключительно для тех, кто посещал публичные школы, и назвал его Альпийский спортивный Клуб публичных школ. Несколько годами позже этот Клуб обосновался в отеле Адельбодена. Клуб имел сокрушительный успех, став проприетарной организацией, гарантирующей эксклюзивный зимний отдых с проживанием в лучших отелях в Адельбодене, Монтане, Вилларсе, Битеньерге, Венгене, Мюррене,Энгельберге, Малойа и Моргинсе. В период с 1911 по 1931 гг. выходило ежегодное издание Клуба.


В Европе техника упора отвечала необходимым потребностям. Медленное и равномерное движение на крутых склонах, используя повороты «телемарк» или «христьяния», требовало немалого мастерства. Упор делал катание в медленной, контролируемой манере доступным для начинающих – отличное начало для городской клиентуры с ограниченным временем для тренировок.
Изобрел технику упора некто Матиас Здарски - высокий человек с удивительно сильным и здоровым телосложением для бывшего школьного учителя. Будучи на пенсии, он вдохновился немецким переводом 1890 года книги «На лыжах через Гренландию» и привез лыжи из Телемарка в Лилиенфелд, находящийся в горах в 100 км к западу от Вены. Там Здарски научился кататься с горок вокруг построенного им дома в Хабернрайте.


Здарски был первым и, видимо, последним австрийцем, дававшим уроки бесплатно, ради развития спорта. В 1896 г. Здарски выпустил книгу по технике упора под заголовком "Lilienfelder Ski lauf-Technik". Впоследствии книга переиздавалась17 раз под разными заголовками. 1910-е гг. стали триумфом техники упора Здарского.
Но контролируемое движение было только одной составляющей горных лыж. Второй составляющей была скорость.
Происхождение дисциплин
Горнолыжный спорт, в его сегодняшнем понимании, был придуман британцами. Инициативой британцев был перевод внимания с лыжного альпинизма на скоростной спуск. Учились кататься британцы кто в Норвегии, кто у своих друзей или европейских лыжников в Альпах, кто по книгам-самоучителям. Едва британцы освоили «телемарк», «христьянию» и «упор», как они придумали первые горнолыжные состязания, которые сейчас называют скоростным спуском и слаломом. Все это и ознаменовало переход от горного альпинизма к горным лыжам.
Состязания, придуманные британцами, были куда популярнее в британском, чем в скандинавском варианте, включавшем бег по пересеченной местности и прыжки - дисциплины, в которых британцы и по сей день не смогли достичь вершин мастерства.
Первым состязанием по скоростному спуску был Кубок Кандахара (The Roberts of Kandahar Challenge Cup) британского клуба в 1911 г. в Монтане (Швейцария). Участникам предстояло пройти на время неразмеченную трассу ледника Плейн Морте. Снег был настолько неровным, а естественных препятствий так много, что лыжникам пришлось нелегко. С тех пор соревнования на Кубок Кандахара проводятся ежегодно в Мюррене (Швейцария).


Слалом Ланна наглядно противопоставил скорость и управление. Грандиозное несоответствие между этими противоположностями сделало гонку настолько захватывающей, что она очень быстро приобрела популярность. С набирающим обороты слаломом появилась возможность проводить комбинированные горнолыжные соревнования, оценивая слалом и скоростной спуск совместно, точно так же, как это делается в состязаниях по комбинированным беговым лыжам, где оцениваются бег и прыжки. В 1924 г. Ланн основал в Мюррене лыжный клуб "Кандахар" для проведения комбинированных горнолыжных состязаний. "Альберг-Кандахар", комбинированный слалом и скоростной спуск – первые легитимные горнолыжные соревнования, давшие начало включению горных лыж в Олимпийскую программу.
Популярность горных лыж начала расти в двадцатых годах благодаря появлению инструкторов, учивших технике упора. Один за другим дома отдыха и гостиницы в горах Китцбюэля, Санкт-Антона, Санкт-Моритца оставались открытыми на зиму, чтобы принять растущие группы горнолыжников.




Это заложило хорошую основу и позволило Шнейдеру в 1907 году, в 16 лет, стать самым молодым лыжным гидом в Санкт-Антоне, прикрепленным, как и все лыжные гиды того времени, к отелю в городе. Немного позже, Шнейдер стал чемпионом Австрии по лыжам.


Шнейдер разработал систему приемов, основанную на повороте Здарски. Система Шнейдера пришла на смену системе лыжных гидов, когда каждый гид учил своему собственному набору поворотов и работал от своего отеля (отели были разбросаны по всему городу). Шнейдер собрал инструкторов и научил их своей системе, основанной на повороте упором. Теперь ученики, вернувшись в школу после перерыва, могли начать заниматься с того уровня, на котором закончили – независимо от того, какой тренер на этот раз вел занятия в классе. Если бы Генри Форд узнал об этом, он с одобрением покачал бы головой, потому что это был настоящий конвейер.


Наконец, Шнейдер был первым, кто ввел такое понятие, как психология обучения. Он ежедневно консультировал инструкторов о том, как им следует действовать, провозгласил поистине военный кастовый дух и настаивал на строгом соблюдении установленного набора профессиональной этики - в первые годы были запрещены даже разговоры с учениками (впоследствии это правило было отменено).
Первые учителя в команде Шнейдера были родом из Арльбергского ущелья. К концу первого десятилетия существования школы в составе учителей было полдюжины лучших горнолыжников мира, среди них - Фридл Пфайфер и Руди Мэтт, которые в свое время смогли победить едва ли не каждого лыжника в Европе. Учителя Шнейдера сформировали элиту спорта, их группа была быстрее и зрелищнее любых конкурентов. Фильмы с этой первой командой из Санкт-Антона, сохранившиеся до наших дней, показывают в высшей степени умелое, почти современное катание.


Фанк разбогател на огромном успехе этого фильма, сняв Шнейдера в полудюжине следующих фильмов – уже с драматическим замыслом – начиная с «Лисиной охоты в Энгадине» (фильм, основавший долго просуществовавший формат «лыжной охоты»). Фильмы Фанка подарили европейским зрителям первого киногероя, «Ганнеса» Шнейдера. Имя своего героя - Ганнес - Шнейдер использовал потом и в жизни.
«Эти два фильма, - писал Шнейдер, - демонстрировавшиеся в кинотеатрах всего мира, дали аудитории понять, что это катание отличалось от того, что они привыкли видеть. Даже те, кто считали себя первоклассными лыжниками, должны были согласиться с тем, что стиль катания, показанный мной и моими товарищами, был разительно другим, и в отношении скорости, техники и контроля был невиданным».
Фильмы Шнейдера помогали рекламировать его школу, его технику – технику Арльберга, и его курорт, создав еще один современный прецедент. Ко времени, когда Шнейдер снялся в своем последнем фильме, романтической комедии Das Weische Rausche («Белый экстаз»), выпущенной в 1930 г., техника Шнейдера и его формат обучения стали международным стандартом. Школа Шнейдера в Санкт-Антоне оставалась самой большой в мире, слава Шнейдера распространилась из Европы в Америку, Японию и Австралию.
Тем временем включение горнолыжных гонок в официальную программу мировых соревнований было отодвинуто, по меньшей мере, на 10 лет. Эта задержка была вызвана борьбой сторонников горнолыжных состязаний против скандинавской лыжной аристократии в Международной Федерации лыжного спорта (FIS).
В начале 20-х годов прыжки и гонки по пересеченной местности были единственными официально признанными международными видами соревнований. FIS проводила и Чемпионаты мира и Олимпийские игры. Возглавляли FIS скандинавы, которые считали слалом и скоростной спуск не достойными включения в список дисциплин. FIS исключил эти дисциплины из первого Чемпионата мира в 1924 в Шамони (Франция).
Чемпионат в Шамони был высшей точкой стиля телемарк в Европе. Позже, в 1925 г., этот Чемпионат был признан первыми Зимними Олимпийскими играми, а победители в гонках, прыжках и комбинированных соревнованиях, были награждены первыми лыжными олимпийскими медалями. Норвегия, получив независимость от Швеции, ликовала, сознавая свое мировое превосходство. Норвежцы выиграли 11 из 12 титулов, заняв все призовые места в трех из четырех соревнований. Норвежец номер один, Торлейф Хауг, завоевал три золотых медали. Этот подвиг так и остался не повторенным в мужских зимних олимпийских лыжных соревнованиях.


Контрнаступление, тем не менее, набирало обороты. Популярность горнолыжных соревнований особенно выросла в Европе после того, как Арнольд Ланн прославился своим слаломом. В 1928 году два гиганта горных лыж сошлись вместе, чтобы подготовить первые международные горнолыжные комбинированные состязания. Это была открытая встреча с названием «Арльберг-Кандахар», которую проводили лыжный клуб «Арльберг» Шнейдера (Санкт-Антон) и британский лыжный клуб «Кандахар» Ланна.
«АК» привлек огромнейшее число горнолыжников Европы, его победитель впоследствии был признан горнолыжником года, а великолепие этого события было намного ярче Олимпиады в Санкт-Моритце того же года. «АК» привлек такой интерес, что курорты-конкуренты начали проводить свои лыжные соревнования. Китцбюэль провел свой первый Hahnenkamm Combined в 1931, к нему присоединился швейцарский Лаберхорн в Венгене – сегодня это традиционные соревнования с постоянным местом проведения. Горнолыжные состязания были на пути к успеху.
Как, впрочем, и сами горные лыжи. С ростом интереса к скоростному спуску и увеличением числа соревнований, популярность развлекательного горнолыжного катания взошла на новые высоты, чего не случилось позднее в Америке.


Свою первую канатную дорогу в Энгельберге (1928 г.) Швейцария построила исключительно ради привлечения клиентов. В 1932 г. Генрих Мюллер из Цюриха, стремясь спасти экономику, запатентовал недорогой буксировочный подъемник на двигателе от мотоцикла, и начал его строительство. В 1933 в Давосе (Швейцария), завершилось сооружение гиганта того времени, Parsennbahn, - фуникулера высотой 915 метров на горе Парсенн.
Австрия ответила канатной дорогой Galzig в Санкт-Антоне в 1938 году - как раз тогда, когда популярность пешего восхождения на гору перед спуском падала, и горные лыжи явно отошли от лыжного альпинизма. Они стали отдельным и самостоятельным видом спорта: горнолыжники использовали подъемники несколько раз в день, а лыжные альпинисты не пользовались ими вовсе, да они им и не были нужны.
Тем временем, ссылаясь на растущую популярность горных лыж, Арнольд Ланн, редактор влиятельных журналов Лыжного Клуба Великобритании и член FIS, автор более 20 книг по горным лыжам, продолжал оказывать давление на FIS и Международный Олимпийский Комитет, добиваясь введения горнолыжных состязаний в программу международных встреч и Олимпиад. Наконец, FIS уступил. Первый Чемпионат мира по горным лыжам состоялся в Мюррене в 1931 г.


В конце 30-х годов в Альпах были основаны новые курорты, развивались старые. Зимний лыжный отдых все больше становился местом сбора международного сообщества, и страсть к лыжам стала отличительным признаком крупной буржуазии.
Направление в развитии горных лыж на последующие годы было задано. Оно включало горнолыжные соревнования, горнолыжные курорты, apres-ski, горнолыжные школы.
- Продолжение "Лыжное наследие. Горные лыжи в Америке"
По материалам сайтов:
SkiingHistory.org
Sunrise of Skiing
New England Lost Ski Areas
Даже спорить из-за некоторох неточностей не хочется!
Спасибо, прочел с интересом и удовольствием!