Магадан стоит на берегу моря, окруженный сопками, входящими в огромную горную страну, что лежит между Тихим и Северным ледовитым океанами на Северо-Востоке Евразии.
Горы вокруг города высотой от 400 до 1000 метров. Километрах в 50 от города, возле городского аэропорта – уже 1000 - 1300 метров. А дальше – и 1 500 и 2 000 и 2 500 метров. И в этих горах бывает зима. Длинная, и, если повезет, еще и снежная. Тогда интересно по ним и ходить и кататься.
И вот, после вчерашних покатушек, захотелось мне рассказать, как и где это делается у нас. И, возможно, не только потешить любопытство читателей, но и помочь тем, кто окажется в наших краях, не промахнуться мимо магаданский склонов.
День начался с коротких раздумий. Уже вторые выходные после новогодних каникул из календаря прыгнули прямиком в жизнь, а я в наступившем году еще не ступал лыжей на магаданские горы. Ни беговой, ни ходовой, ни горной. По Татрам на лыжах в новом году уже катался, а дома – еще нет. Отвлекали прочие занятия разной степени важности. Не порядок.
Поскольку сегодня отвлекающих занятий не намечалось, или их можно было отложить, а город так красиво присыпало свежим белым снегом, да еще и на градуснике температура поднялась с уже приевшихся тридцати мороза почти до десяти, стало понятно, что надо ехать на «горнолыжку», как называем мы наш городской катательный уголок. Лежит он в долине протекающей через город речки Магаданки, на окраине отдаленного микрорайона, официально называемого «Солнечный» или, по-местному, «на Солнечном».
На этом самом Солнечном находятся друг напротив друга через дорогу (трассу Магадан – поселок Талон, она же «Арманская трасса») две общедоступные горнолыжные базы – муниципальная «Русская горнолыжная школа» (РГШ) (вот их сайт http://www.rgshmagadan.ru , который радует актуальной информацией о расписании работы, но больше, к сожалению, ничем не радует – ни схемой трасс, ни состоянием подъемников, ни вебками) и коммерческая «Снегорка» (ее сайт тут http://snegorka.ru , вот на нем как раз таки можно посмотреть вебкамеры).
Со стороны РГШ есть еще и «закрытая» (в смысле «частная», куда никого, кроме «своих», не пускают) горнолыжная база «Магаданэнерго». Они не только не делятся своим подъемником (металлическим тросом, к которому надо пристегиваться крюком) с простыми смертными, но и не приветствуют, когда кто-то выезжает на их трассы.
Магадан город автомобилистов. Потому большинство катальщиков едет на «горнолыжку» на своих машинах, из-за чего в погожие дни создаются как огромная пробка на подъезде к базе, так и, частенько, невозможность припарковать машину на официальной бесплатной парковке. Машины тогда стоят припаркованными просто вдоль трассы на сотни метров, если даже не километр.
Я добираюсь до Горнолыжки автобусом. Не потому, что боюсь пробок, а за неимением машины) Надо сказать, что автобусы-маршрутки №19 и №20, что ходят туда, в отличие от большинства других маршруток в городе, соблюдают расписание, которое можно посмотреть вот тут: http://www.kolyma.ru/index.php?newsid=2758. Ехать с лыжами/бордом не проблема – специально для этого автобусы по этому маршруту ходят приемлемого размера – «пазики» и аналогичные корейские/китайские. Проезд стоит, как и по городу – 27 рублей. В автобусе вы, скорее всего, встретите «братьев по разуму» в касках, с лыжами и бордами. Вот такой вот магаданский «скибус». Кстати, идущий по городу в каске и со снарядом лыжебордер тоже никого не удивляет. В субботу и воскресенье «Снегорка» начинает работать только в 11 утра, а РГШ – в 12 дня. Закрываются обе официально в 18, но, иногда, раньше. По будням на «Снегорке» только вечерние катания с 16.00 до 22.00, а в РГШ только по вторникам и четвергам с 18.00 до 21.00. Так что смотрите, на каком автобусе удобней ехать к началу катания с учетом того, что дорога занимает около 40 минут.
Сегодня людей в автобусе было, на удивление, немного. Как потом оказалось – и на склоне тоже. Может быть отпугнул прогноз на пургу, не знаю. Но перспектива катания без очередей радовала.
За прослушиванием музыки и мыслями проходят они незаметно. Вот уже закончились жилые дома, справа по ходу автобуса остаются трамплины для прыжков на лыжах (база «Полет»), еще пара минут - остановка «Горнолыжная база». Конечная.
Теперь выбор – направо пойдешь/налево пойдешь.
Если от остановки не пересекать дорогу, а перейти парковку и пойти налево по симпатичной лесной дорожке, снабженной указателем - выйдешь на «Снегоку». Там есть склон около 400 метров длиной. Внизу «зеленый» вверху – «синий», а в самом верху – метров двадцать «красного». Еще есть официальный узкий проезд через лес. Хотя склон не длинный, достоинства у этой базы есть. Во-первых, тут обычно хорошо укладывают трассу и лыжный сезон начинают раньше и заканчивают позже, чем на соседних базах – склон здесь восточной экспозиции. Во-вторых, тут есть сноупарк. Небольшой, но настоящий. В-третьих – тут гораздо приятней окололыжная инфраструктура – большое помещение проката/кафе, детская площадка, веревочный городок, «сквер». Много внелыжных развлечений – тюбинги, зорбы, снегоходы. Домики для компаний на прокат. Поэтому есть свои любители катания здесь. Это не только новички, хотя именно их тут обычно очень много, но и сноубордисты, и компании, где катающиеся не составляют большинство, им тут есть, чем заняться. В общем, каждому свое – кому парк, кому «зеленый» склон, кому развлечь некатающуюся часть компании. Ничто не мешает также просто здесь «забазироваться», а кататься на других склонах. Буфет тут тоже с большим выбором, чем в РГШ, а на улице еще обычно жарят шашлыки и варят плов. Хотя, к сожалению, полноценной столовой или ресторана ни тут, ни через дорогу пока нет.
Вообще, по горе, у которой расположена «Снегорка», можно проложить многокилометровые трассы самых разных цветов. Но, к сожалению, имеющийся тут подъемник – это две очереди троса с пластиковыми крюками, что обычно ставят на «детских» склонах. Уже даже для имеющегося на «Снегорке» склона он неадекватен – слишком крут подъем. Перчатки истираются, зацеп набивает синяки на том самом месте. Даже для имеющегося склона нужен хотя бы тарелочный подъемник. На саму же сопку, конечно, никакой бугель не построишь. Поэтому здесь я обычно катаюсь около часа, когда приезжаю «на гору» пораньше, пока не начнут пускать на бугель РГШ с 12 часов дня.
Почему пускают только с 12 дня? РГШ изначально объект чисто спортивный, в этом его основное предназначение. И я еще помню времена, когда спортсмены смотрели тут на «туристов» свысока и говорили с ними через губу, и лишь потом пришло понимание, что чем больше «туристов» - тем лучше спортсменам. Но и сегодня спортсмены здесь главные. Так или иначе – но до 12 дня в выходные РГШ работает для спорта.
Сегодня я выехал поздно, так что к моему приезду на подъемнике РГШ уже можно было кататься. Потому на «Снегорку» я не пошел, а направился сразу на «большую» гору. Чтобы переобуться и купить скипасс надо пройти в здание проката – от остановки через дорогу, далее по мосту через реку и, повернув налево, пройти до одноэтажного здания, где разместился и прокат, и касса, и маленькая лавочка с завернутыми в полиэтилен пирожками. РГШ тут встретила меня суетой от только что окончившихся детских соревнований и, неожиданно, елкой! Если кто еще не вынес из дома сей праздничный атрибут – вы не одиноки)
Лыжи оставил на улице у лестницы. Функцию стойки для лыж выполняет сугроб. Переоделся. Ботинки можно сложить в ящик, можно бросить под лавку. Пополнил в кассе скипасс. Оплата за каждый подъем. 85 рублей стоит подъем бугельным подъемником типа «швабра» ВЭЛ-1000 длиной 1 200 метров и 65 рублей за подъем на аналогичном подъемнике длиной 800 метров. Короткий подъемник начинается сразу от здания проката. Но запускают его обычно только когда образуется очередь на основном, так что уехать прямо от раздевалки получается не всегда. Если уехать на подъемнике нельзя – надо пешком или коньком идти к основному подъемнику метров этак триста, пересекая выкаты склонов. Что, собственно, я и сделал, пробежавших коньком до подъемника вместе с коллегами, которых случайно встретил у кассы. Если бы на «горнолыжке» за день не встретил ни одного знакомого – это было бы странно.
На подъемнике была небольшая очередь. Всегда забавно наблюдать прохождение турникета сокатальщиками. При его установке кто-то решил поставить считыватель скипассов с правой стороны. Так что карточку надо или пристегивать к правому рукаву, или доставать ее каждый раз наружу, или засовывать ее в перчатку, или… просто ловко извернуться, поднося левый рукав куртки к «правому» турникету. Большинство предпочитает изворачиваться, я тоже) На коротком бугельном подъемнике турникет расположен правильно.
Как уже писал – склоны тут серьезнее, чем на «Снегорке». Перепад высот от 435 до 137 метров над уровнем моря. Длина самого популярного пути – а это сочетание трасс 5, 2 и 1 - около 1 300 метров. Но можно катать трассы в любом сочетании. С трассы 5 начинается путь. Потом большой красивый выкат, на край которого, помимо прочего, выходит второй (короткий) бугельный подъемник. С этой развилки можно поехать совсем налево – и через узкую трассу 4, покрашенную на схеме красным, хотя я бы ее зачернил, на самом деле, выйти на трассу 1. Можно поступить как поступает большинство, начав спуск по трассе 2 или 3 выйти на первую через проезд-перешеек ниже четвертой. Вообще, трасса 2 менее популярна сама по себе, так как не ведет ни к прокату, ни к подъемнику. Вот и сейчас поймал себя на мысли, что вчера так ни разу по ней и не скатился.
Вчерашние склоны представляли собой легкий «расколбас». Отратраченные ранее трассы, покрытые свежевыпавшим и свеженадутым снегом, местами утрамбованные досками и лыжами, а местами раскатанные катальщиками до легких бугорков, которые, однако легко пробивались лыжами. Хотя катание требовало физических усилий, но доставляло удовольствие. Есть что-то в этом свое, когда, как пароход волны, разрезаешь и переезжаешь бугры из легкого свежего снега.
Трассы в РГШ обычно готовят хорошо, если не случается какой-то непредвиденности, вроде поломки ратрака. Погонять по вельвету можно. Но вчера был не день вельвета)
Надо сказать, что трассы специальной разметки и указателей не имеют. В общении никто по номерам их тоже не обозначает. Снежные пушки, столбы и прочие такие штуки огорожены сетками и отмечены знаками. Но обозначений того, где какая трасса в соответствии со схемой, вы не найдете, вешек тоже не увидите. Ориентир границы трасс – лес и снежный бортик от ратрака, через который, однако, время от времени в сугробы ныряет лыжня любителей внетрассового катания.
Вообще, катание у нас когда-то было, в основном, внетрассовое). Еще лет десять назад, до появления снежных пушек и ратрака с помощью снегохода и лыж укладывался только участок трассы для тренировок слаломистов. Остальные просеки укладывались стихийно катальщиками.
Сегодня за неуложенным снегом нужно выезжать за пределы трассы. Самый популярный внетрассовый маршрут даже обозначен на схеме трасс – черный пунктир, уходящий вправо от последней опоры большого подъемника. Называется это проезд «ледянка». Это узкая тропа через лес, пересекающая сопку большим зигзагом. Так как тропа накатана колеей, то ехать надо очень внимательно. Скорость терять не стоит, поскольку на некоторых участках уклона почти нет, и приходится отталкиваться, нужна инерция, чтобы их пролететь. Но и высокая скорость на узкой тропе тоже опасна. Тормозить просто негде. Есть шанс, например, налететь на невысокое дерево, следуя чужому следу. Заблудиться тут тоже можно и заехать, например, в лес без тропы. «Ледянка» уводит вас далеко вправо от подъемника, а потом, по верхам не уложенных старых трасс, пересекая большой бугельный подъемник в районе опоры №6, возвращает на трассу 1.
Надо сказать, что езда по лесу от подъемника в Магадане выглядит не так красиво, как в других горах. Деревья маленькие и стоят довольно близко друг к другу. Ниже деревьев все покрывает плотный кустарник – ольховник и кедровый стланик. Летом он бывает почти непроходим, как джунгли. Можно ехать по манящему пухляку между деревьями и встретить лыжами под снегом куст, который легко отправит вас в воздушное путешествие в сугроб. Так что внетрассовое катание в зоне леса представляет собой езду своего рода тропам. То есть нужно знать, где есть проезд. И, конечно, кто первый встал – тому пухляк) Если хочется полноценного катания вне трасс без кустов, то с подъемников магаданских горнолыжных баз оно недоступно – надо ехать дальше от города и кататься выше зоны леса.
Ветер и снег в течение дня усиливался, хотя видимость была и неплохой. Ближе к четырем часам уже изрядно накатавшись, встретив еще одних знакомых, решил сворачивать домой. В прокате перекусил пирожком и отправился на автобус.
По дороге домой почти задремал, представляя себе, как на высокую гору, на которую сейчас только смотрю со склона «горнолыжки» везет меня в кабинке какой-нибудь допельмаеровский подъемник, чтобы доставить до столба с веером разноцветных табличек, указывающих на множество широких путей. Может и будет оно так когда-нибудь.
Яков.
Комментировать
+2
petrakov
22 Января 2018 (11:17) #
Душевно.
Ответить
- 1
Магадан. Для человека с Большой Земли это слово несет в себе суровый и даже негативный оттенок, но солнца там больше, чем в Москве и средней полосе России, если посмотреть на карту солнечного сияния. А вообще есть песня, что человек тогда человек, когда у него есть мечта.
Был в Магадане в марте 2007г., катался на этой горке. Ничего вроде не поменялось с тех пор.
Народу, было много, очереди на подъемник по 15 мин. С парковками вообще труба, я на такси даже не смог близко подъехать, пришлось метров 500 пешком идти. Подъемники и снаряга (брал напрокат) - атас, а склончики нечего так - интереснее подавляющего большинства на Урале.
Народу, было много, очереди на подъемник по 15 мин. С парковками вообще труба, я на такси даже не смог близко подъехать, пришлось метров 500 пешком идти. Подъемники и снаряга (брал напрокат) - атас, а склончики нечего так - интереснее подавляющего большинства на Урале.
Да, в хорошую погоду пробки и на подъезде к горе и на подъемнике) Но, как местный житель могу сказать, что на самом деле к лучшему с 2007 года изменилось очень многое. И в РГШ, и на "Снегорке".
По РГШ:
В первую очередь сильно улучшилось качество склонов. В 2013 году там появились снежные пушки. Ратраки тоже обновили где-то в это время. Благодаря ним склоны начали укладывать гораздо лучше и на всю длину, убрали камни как повсеместное явление.
Подъемники РГШ тоже несколько подлатали. Не помню, был ли уже в 2007 году короткий (800 метров) бугель от здания проката, но года до 2012 он чаще стоял в ремонте чем в работал. Его вообще запускать не любили. Вот и стояла очередища на основной подъемник. Хотя и сейчас частенько стоит - многие не любят маленького и готовы по полчаса стоять, чтобы заехать на 400 метров дальше. На обоих подъемниках уже в 2010-х годах заменили бугели на всем знакомые оранжево-черные пластиковые и более-менее мягкой рулеткой. До этого были в прямом и переносном смысле деревянные "швабры".
На "Снегорке" с 2007 года: также стали грамотней полозоваться пушками, немного удлинили и хорошо расширили склон, устроили сноупарк, прилично обустроили окололыжные развлечения, общепит.
Также и в РГШ и на "Снегорке" прокат стал лучше, хотя соотношение цена/качество еще не такие, как хотелось бы.
По РГШ:
В первую очередь сильно улучшилось качество склонов. В 2013 году там появились снежные пушки. Ратраки тоже обновили где-то в это время. Благодаря ним склоны начали укладывать гораздо лучше и на всю длину, убрали камни как повсеместное явление.
Подъемники РГШ тоже несколько подлатали. Не помню, был ли уже в 2007 году короткий (800 метров) бугель от здания проката, но года до 2012 он чаще стоял в ремонте чем в работал. Его вообще запускать не любили. Вот и стояла очередища на основной подъемник. Хотя и сейчас частенько стоит - многие не любят маленького и готовы по полчаса стоять, чтобы заехать на 400 метров дальше. На обоих подъемниках уже в 2010-х годах заменили бугели на всем знакомые оранжево-черные пластиковые и более-менее мягкой рулеткой. До этого были в прямом и переносном смысле деревянные "швабры".
На "Снегорке" с 2007 года: также стали грамотней полозоваться пушками, немного удлинили и хорошо расширили склон, устроили сноупарк, прилично обустроили окололыжные развлечения, общепит.
Также и в РГШ и на "Снегорке" прокат стал лучше, хотя соотношение цена/качество еще не такие, как хотелось бы.