Этим, кстати, и объясняется дикое количество разночтений – в одном каталоге видишь цифру 50 км трасс, в другом – о том же самом регионе – 150 км. И возникают споры, и заявления «там кататься негде – мне это на один день.» И снова выбираются знакомые Майерхфен или Зельден, Гаштайны или Цель ам Зее.
Понятно, что у каждого свои критерии выбора. А в этом году многие или вообще отказываются от поездок в Альпы или подыскивают места подешевле. За годы поездок у меня выработался определенный алгоритм поиска места для зимнего отдыха, о котором хочу рассказать немного подробнее, взяв для примера одну из наших поездок прошлых лет.
Этап первый – билеты. Сейчас на январь в Мюнхен (традиционно самый дешевый перелет) на неделю во второй половине января билеты на двоих можно взять за 21500 рублей. Без пересадок.
Я ищу билеты на сайте matrix.itasoftware.com, поскольку там можно задать поиск самых дешевых билетов на протяжении месяца. И если есть возможность – сдвинуть поездку.
Этап второй – жилье. Я ленив, поэтому не слишком сильно заморачиваюсь перепиской с хозяевами апартаментов и рассылкой десятков писем. Начинаю с booking.com. «Пробегаюсь» для начала по популярным курортам Тироля – результат неутешительный: Зельден – апартаменты на двоих от 35 тысяч, Майерхофен – 40 тысяч. Перебираемся в Зальцбургерлэнд. Заальбах – от 55 тысяч, а вот Цель ам Зее и Капрун стартуют от 20 тысяч.
Просматриваю малоизвестные курорты: Мюльбах – те же 20 тысяч, но это цена за апартаменты с двумя спальнями и балконом, площадью аж 85 метров. У нас квартира вдвое меньше! Лофер – от 12 тысяч, а за 20 тысяч уже с завтраком. Верфенвенг – от 18 тысяч.
Оцениваю стоимость проката машины. Пользуюсь сервисами carrentals.co.uk (поскольку едем вдвоем, то достаточно машинки компакт-класса, 113 Евро на неделю) и economycarrentals.com (4-х дверный Фольксваген поло – 97 Евро, да еще и со страховкой без франшизы).
Вспоминаю, сколько стоит страховка. Если не ошибаюсь, порядка 1200 – 1500 рублей на делею.
Итак, предварительные затраты на двоих человек: 20 тысяч – проживание с завтраками, 21500 – перелет, 5600 – машина, 3000 страховка. Добавим на бензин еще 5 тысяч – машинка эта кушает мало, но мало ли, куда соберемся съездить. Общая сумма в пределах 54000 рублей.
Теперь можно полазить по сайтам туроператоров, забыв о напряженной ситуации в этом секторе бизнеса. На близкие даты минимальная цена на двоих – 57 - 63 тысячи (перелет-трансфер-страховка-проживание с завтраками). Что-ж, экономия в 3000 рублей, возможно, и не стоит «гемора» и переживаний, связанных с самостоятельной организацией поездки. А от невыезда можно застраховаться - правда, это повлечет дополнительные затраты. Вдобавок ситуация у туроператоров тоже может заставить понервничать в ожидании получения билетов и ваучеров.
А что там со ски-пассами? Тут выигрывают те регионы, в которых можно брать ски-пасс на конкретную зону катания. Например, ски-пасс Земли Зальцбург стоит на 6 дней катания 249 Евро, а на Верфенвенг – 199, на двоих можно сэкономить 100 Евро. Немного, но…
На мой взгляд, удобнее брать ски-пасс на 1 день катания и каждый день отправляться на новые склоны (имея машину это просто, а потратить полчаса на дорогу – не слишком большие затраты времени). Можно утром выспаться, позавтракать не торопясь, приехать на склон к 11 часам и заплатить 29 - 34 Евро на нос (174 - 204 Евро за 6 дней катания).
Понятно, что основной довод любителей больших курортов – «на маленьких курортах неинтересно, там трасс мало и они скучные». Кому как. Сборной России, которая тренируется на склонах Верфенвенга, выдающимся горнолыжникам типа Хермана Майера из Флахау или Михаэля Вальххофера из Цаухензее, здесь не скучно. И австрийцам, которые сюда едут кататься, хотя слова «Майерхофен» и «Зельден» они тоже знают, не скучно. Да и этапы Кубка мира по горнолыжному спорту здесь тоже проводятся – на «скучном» склоне в том же Флахау, например.
Мне на склонах небольших курортов нравится больше: здесь катаешься, не задумываясь о том, сколько времени и как будешь возвращаться к своему отелю. Но это не главное. В небольших малолюдных деревушках атмосфера мне больше нравится, чем в толпе на одной из центральных улиц. Все хорошо в меру, знаете ли. Да и встречающиеся редкие соотечественники здесь , как говаривал товарищ Сухов: "все больше душевные"...
Приведу список курортов Земли Зальцбург (как больших, так и малоизвестных) – входящих в большой регион Ski Amade – здесь их много, и расположены они неподалеку друг от друга.
Salzburger Sportwelt
- Flachau
- Wagrain
- St. Johann-Alpendorf
- Zauchensee - Flachauwinkl
- Flachauwinkl-Kleinarl
- Radstadt / Altenmarkt
- Eben
- Filzmoos
- Goldegg
Gastein
Großarltal
Hochkönig
Тут еще не указан довольно крупный регион Dachstein-West – возможно потому, что он находится прямо на границе с Верхней Австрией. Но об этом – о курортах Верхней Австрии – отдельный разговор.На самом деле, этот список далеко не полон, поскольку есть еще и совсем маленькие курорты, типа Гайссау и Санкт Гильдена, Форстау, Вейссзее или находящегося на самой границей с Германией крошечного Бад Дюррнберга. Но от них до соседних курортов уже нужно ехать подольше, да и сами они очень локальные. Хотя… тоже можно – особенно, если катание – только повод для зимней поездки и планируются вылазки в разные стороны – посмотреть, как люди в такой глуши живут.
Короче говоря, собравшись сюда и находясь в поисках ночлега, проще всего зайти на skiamade.com, и познакомиться с каждым из курортов – вдруг да приглянется какая деревушка из неизученных. Тут, кстати, можно и жилье попытаться найти – но придется писать, а потом ждать ответа. Но ценник стартует с 30 Евро за ночь на двоих, что за 7 ночей составит 210 Евро (по текущему курсу – 11 тысяч рублей). Так что…
Напоследок – пара «хинтов». Они очевидны для тех, кто путешествует не первый раз, но повторить не помешает.
Если время вылета неудобное – например, прилетаешь поздно вечером и день теряешь полностью, можно вылететь тоже вечером, но на день раньше. Переночевать в Мюнхене, заодно вечерком по центру прогуляться, а утром взять машину в прокат (на день меньше платить) и поехать на курорт. Не хочется терять день катания? ОК, ближайшие к Мюнхену регионы Зальцбургерлэнда находятся на расстоянии вечером, по пустым дорогам – от 2 до 3 часов (это из аэропорта). А по дороге и поужинать можно. Курорты – почти любые. Ну да тут google.com или viamichelin.com вам в помощь!
Установите на свой смартфон офф-лайн карту Австрии. Даже без навигатора вы сможете сориентироваться на перекрестках – куда дальше ехать.
Чтобы не переплачивать за такую опцию, как навигатор в прокатной машине – купите свой. Его цена «отобьется» при первой же поездке. Ну да это, в общем, очевидно.
Учтите, что за проезд по австрийским автобанам необходимо платить, даже если машина из проката. Виньетка продается на заправках в районе границы Германия-Австрия, по обе ее стороны. Можно также попросить навигатор проложить маршрут в объезд автобанов – и если вы едете на один из курортов Земли Зальцбург - маршрут в половине случаев не удлинится и дороги хуже не станут. Но увы – если курорты находятся в районе автобана Зальцбург – Любляна, время в пути по небольшим дорогам может увеличиться на час. Так что придется или покупать виньетку, или шарахаться в сторону от автобанов, проверьте заранее.
Кстати, об автобане. Если из-за глобального потепления вам не повезло с погодой – зарядил дождь, а кататься в такую погоду неохота, и если машина есть, можно сгонять познакомиться с одним из красивых городов Словении Любляной. Но это если 200 км для бешеной собаки не крюк, а затраты на бензин вы сочтете разумными для бюджета. Мы отсюда и в Венецию пару раз гоняли – побродить вдоль каналов. Недешевая поездка – да, но сколько удовольствия!
Заранее согласуйте с владельцами апартаментов место, где они оставят для вас ключ – поздно вечером вас никто ждать не будет. И не поленитесь перезвонить им в день приезда, подтвердив, что вы вылетаете, и напоминаете про ключ. Мало ли…
Удачи!