В ноябре мы вернулись из любимой Северной Осетии, где побывали на месте будущего курорта Мамисон и о нем мой рассказ.
Первое впечатление от долины рек Земегондон-Мамихдон – фантастическое!
Долина реки Земегондон и Нижний Зарамаг
Впадение р. Мамихдон в Земегондон на фоне г. Хетагурова
Именно здесь и будет строится Мамисон.
Долина реки Мамихдон зимой
По ней через Мамисонский перевал (2911 метров)
Мамисонский перевал
проходит Военно-Осетинская дорога (ныне не действующая) ведущая через территорию Южной Осетии в Кутаиси, к Черному морю. А также новая дорога в Северную Осетию вдоль линии газопровода построенного в 2006-2009 году через Кударский перевал
Кударский перевал
Склоны ГЛК Мамисон зимой
Мамихдон берет свое начало с подножья горы Мамисон 4319 метров нум
С момента возникновения мечты о горнолыжном Мамисон, проектировщики его позиционируют как «аннигилятор» курортов Красной Поляны.
Но реализм проникает в сознание проектантов и теперь главным конкурентом назначен грузинский курорт Гудаури, из целевой аудитории которого и планируется черпать посетителей для Мамисона.
Сравнение ТТХ Гудаури и Мамисон
История строительства ГЛК Мамисон
Мастер-план 2013 года который начал реализовываться только в 2023 году
История проектов строительства курорта Мамисон тянется с 70-х годов 20 века, когда он по совокупности ландшафтно – климатических факторов выигрывал конкуренцию у других потенциальных горнолыжных локаций Северной Осетии.
Но реальные планы по строительству появились только в 2006 году
мастер план появился в 2013,
Презентация 2019 года
а финансирование началось только в 2019 году. Соответственно корректировались и планы курорта
План 2019 год
В итоге ближайший план курорта для открытия в 2024 году выглядит так:
Но, есть планы в максимальном варианте построить 35 подъемников, 39 отелей на 12 270 мест и 95 горнолыжных трасс. То есть Красная Поляна в нынешнем виде.
Общая стоимость строительства курорта оценивается в 19 млрд рублей. На минуточку – сравнимый по объему курорт «Долина Васта» строящийся в районе краснополянского горнолыжного кластера оценивается в 80 млрд рублей, а строительство ГК «Роза Хутор» обошлось около 70 млрд.
Расположение и доступность
От ближайшего жд вокзала и аэропорта «Владикавказ» до курорта чуть более 100 км и 2 часа на авто в настоящее время дорога заасфальтирована до самого курорта и ведется ее улучшение. Дорога частично проходит по Транскавказской магистрали и достаточно живописна.
Также до курорта можно добраться из аэропорта Магас (150 км и 2,5 часа) и аэропорта Нальчик (159 км и около 3 часов).
Что значительно доступней чем от ближайшего аэропорта Минеральные воды до другого «могильщика» Красной Поляны курорта Архыз (220 км и 3,5 часа).
Снег на Мамисоне
Нижняя отметка курорта 2025 метров. Можно сказать, в Мамисоне горы начинаются там, где в Красной Поляне они заканчиваются». Но это хорошая высота для стабильного снегового покрова. Среднемесячная зимняя температура −5,5°. Снежный покров держится 7-8 месяцев достигая 4-6 метров.
Фото сделаны на хели ски как раз в районе 1 очереди курорта
Достопримечательности долины Мамисон
В районе курорта есть несколько минеральных источников главный из которых Тиб. Воды с большим спектром лечебных свойств для внутреннего и наружного применения. На базе источников был построен санаторий ныне заброшенный и замарадеренный.
Село Лисри
Древнее осетинское кладбище
Село Калак
Рядом с курортом множество родовых башен, некоторые образуют целые башенные комплексы, если не сказать города.
Зарамагское водохранилище и арт объект Хоста Хетагуров
Множество туристических и альпинистских маршрутов. Живописная Военно-Осетинскаярузинская дорога (ныне перекрыта по известным обстоятельствам). По ней можно пройтись – проехать оформив погранпропуск.
Текущая обстановка
Алагирское ущелье. Слева современная Транскавказская магистраль ведущая в Южную Осетию, правее заброшенный участок Военно-Осетинской дороги
Дорога – до плотины Зарамагской ГЭС идет вполне нормальная автодорога, частично проходящая по Транскавказской магистрали. Очень эпичное Алагирское ущелье с различными артобъектами, видами и осетинским святилищем.
Дале дорога заасфальтирована до самого курорта, построен новый тоннель.
На самом курорте идет интенсивная стройка. Построены 2 городка для рабочих,
пробиты технологические дороги 1 очереди курорта, строится гостевая деревня, ведется трассировка и планировка трасс.
Планируется, что в зимнем сезоне 2023/24 в «Мамисоне» будут работать 14 трасс общей протяжённостью почти 20 км и два подъёмника – гондольный и кресельный. Систему искусственного оснежения собираются сдать до 25 декабря 2024 года.
Построят гостиницы на 700 мест и ресторан, их будет строить местный бизнесмен Владимир Гуриев… Вполне достойно для начала работы первой очереди курорта!!!
Личные впечатления
Мы увидели на курорте планировку горнолыжных трасс и инфраструктуры будущей гостевой деревни. Особенно впечатлили трассы – они очень широкие – 30-50 м в ширину. Не узенькие технологички, которыми славятся (или все таки позорятся? 😊) курорты Роза Хутор и Красная поляна. Тут есть место развернуться.
Учитывая, что на кавказских горнолыжных курортах очень мало зеленых и синих трасс, то Мамисоне в этом плане сине-зеленый и это очень важное преимущество! Именно этот джокер даст шанс конкурировать с другими курортами. Формы рельефа на первой очереди обтекаемые, сглаженные ледником – рай для начинающих и рекреационных катальщиков.
Самые крутые склоны
Впрочем, вторая и последующие стадии строительства курорта выводят на горные локации с очень интересным рельефом!!!
Главное, чтобы все планы сбылись. Настораживает отсутствие строительства подъемников и жилья.
В конце смотрите ролик про скитур на будущем курорте Мамисон – он дает хорошее представление о форме рельефа
Мамисон бэккантри фрирайд - Mamison ski freeride
После просмотра такого видео задумываешься о скитурном трипе по Северной Осетии. Главное – найти «Укушенных».
Саня, подправь названия на Лисри и Калак в тексте. А по факту я такие планы по Мамисону уже лет 40 слышу, с тех пора как на полстпорты встал как раз в Мамисоне в 83 м...