Сразу отвечу на заданный в заголовке вопрос. На мой субъективный взгляд, это так (разовью тему ниже).
Да я был далеко не на всех курортах в РФ, но собственно я на них и не был именно потому, что меня интересует именно трассовая составляющая.
Как известно, для каждого катание своё, поэтому это отчёт сугубо субъективный. Но для полноты картины, наш портрет - 45+ уверено катающихся любителей, предпочитающие скисафари и жёсткие трассы - любимое место - Доломиты.
Так как кошельки у всех разные, сконцентрируюсь именно на тех вещах, что для всех одинаковы, каталке и инфраструктуре - но мы жили в отеле Сбере - поэтому про еду на склоне, я не скажу. Про сам отель пару слов скажу в конце коротенько.
Надо понимать, что в Республике Алтай город всего один - и население Горно-Алтайска меньше чем у крупного подмосковного города - 65 000 человек. Достаточно очевидно, что ни туристическая, ни обслуживающая ни какая другая инфраструктура не была готова к такому наплыву туристов за последние 4 года, что накладывает отпечаток на всё, в том числе и на обслуживающий персонал в аэропорту, количество такси и прочее. В текущем состоянии Аэропорт не состоянии принять такое количество рейсов. Из Москвы летают два борта и не каждый день, один раз в неделю из Питера, есть рейс из Казани, и несколько рейсов из Ближних Сибирских город - Новосибирска, Красноярска. Багаж грузят на ЗИЛ 130, трап был замечен 1 . Полоса короткая - блинку 737 еле хватает.
Такси до Манжерока 1100 - 1400, работает Яндекс, но если с лыжами может придётся подождать до 30 минут, по брони пускают до отеля (для забора, нужно запросить пропуск). Ехать минут 30-40 вдоль главной реки Алтая - Катуни. Можно увидеть и реку и попытки сделать туристическую инфраструктуру из бывших турбаз.
Ночной перелёт и бессонная ночь, конечно доставляет, но день терять нам не хотелось, поэтому мы отправились кататься.
Подъёмников пока на курорте 3 (не считая травалатора на учебном склоне). 2 из них - это практически две очереди до верхней точки (г. Малая Синюха 1195 метров) и 1 чуть на отшибе - по сути обслуживает сноупарк (очень приятного вида, на наш не заинтересованный взгляд) и две плоских коротких трассы.
Ну а дальше собственно, всё пошло выше ожиданий - трассы в идеальном состоянии как в 11 так и в 14-00 (а в промежутках их не ратрачат). На красных и на черных вельвет до 12 точно. Трассы жёсткие. даже при 0 -тут правда надо сказать, что трассы расположен так, что напрямую солнце в них не бьёт. Самая длинная трасса - Аргут - зелёная, длиной в неожиданные 5200 метров, самая людная, но даже в субботу на ней было приемлемо народу. Синих трасс не много, преобладают красные - при этом почти все они широкие и идеально подготовленные - жёсткие, но без льда. Я бы сказал им чуть не хватает длины, но оно и понятно. А трасса Катунь просто восторг. Есть три чёрных - одна совсем смешная, две достаточно длинных, но я бы их черными бы точно не назвал. Всего трасс около 30 км, и их обслуживает 10 ратраков - этим и объясняется качество. Но есть и маленькая ложка дёгтя - вокруг много стройки, и от строящегося ресторана, иногда надувает заметное количество камешков, не критично, но на фоне остальных идеальных трасс, это заметно. Отдельно подчеркну - вельвет остаётся на трассах аж часов до 13.
Отдельно стоит упомянуть, что чуть ли не 100% трасс огорожено сеткой! Такого я не видел нигде. Все указатели читаются вполне прилично, но и заблудится пока что сложно. Так же судя по всему, система оснежения есть на всех трассах - подстать Доломитам. А судя по внешнему виду - это актуально, с натуральным снегом прямо беда, и судя по всему достаточно частая. Еще есть достаточный объём ночного катания (но нам было не актуально)
Народу пока не много, мы максимум стояли минуты 2-3 внизу в субботу, но есть ощущение, что наплыва людей текущая инфраструктура не выдержит. Тем более подъёмники запускают с небольшой скоростью (на весь подъём уходит минут 25), да и охрана пока не очень лояльна (см первый тезис), например до остановки кабин, высаживает бордеров с бордами в кабине, заставляя вставить в держатель. Еще обратили внимание, что Манжирок явно пока не молодёжный курорт, средний возраст катающихся явно к 40 (если не больше), но при этом и детей немало. А так же, что это всё же больше лыжный курорт (бордеров менее 30%), в отличии от Поляны. Это объясняется а) отсутствием инфраструктуры как для тусовки так и для жилья б) Отсутствием снега т.е вне трасс не покатаешь - а значит молодёжному бордеру тут не очень комфортно.
Развитие планирует колоссальное - до 250+ км трасс и видно куда их строить, уже стоят основы для трёх новых подъёмников, в том числе и на соседнюю горку - так что уже через год будет 50 километров. Вокруг обещают еще всякие рестораны, променады и тп....
Скипасс пока стоит смешных денег 2100 в выходной (а в отеле бесплатно). Прокаты есть в отеле 5*, в отеле 3* рядом, а так же в деревне (что между прочим не то что бы прямо рядом), а так же по дороге из Аэропорта. Глинтвейн на горе аж 350 р в виду отсутствия конкуренции.
Из странных решений - парковка за пределами ГЛК - т.е. паркуешься за территорией отеля и надо шлёпать в снаряге минут 10 или ждать не пойми сколько гольф кар. Заход на Первый подъёмник повёрнут не ко входу в курорт, а к горе, поэтому тебе надо его обходить (было весьма не привычно и потенциально это значит, что хвост очереди будет торчать в зоне торможения на склоне). Еще удивило, что час пик приходится часов на 12... видимо потому, что солнце в начале февраля вылезает из-за горы к 11. Зато по будням катание было до 17!
Были опасения про температуру и разницу во времени.. но температура очень комфортные были у нас (-10/-1), а разница во времени, если не спать по прилёту, вещь победимая.
Итого моё субъективное резюме - это лучшее место если вы ищите жёсткие трассы. Да им чуть не хватает длинны, но их реально классно делают. НО больше трёх дней пока там делать нечего (в принципе всё обкатывается и за день, но учитывая бессонную ночь, то пусть будет три). Есть проблемы с уровнем сервиса (не трасс, а человеческого). Есть подозрение, что очень быстро начнутся проблемы роста и будет падать и качество трасс с ростом курорта и количества людей. Однако на сегодня, качество трасс, безопасности, оснежения, говорит о том, что пока это лучшее трассовое место. Очень надеюсь это пока растянется на долго.
И в завершение пару слов о жилье. Есть 3* и есть 5* (причём в первые вообще не попасть как я понял, будут виллы... остальное экс турбазы и гостевые дома в деревне и окрестностях. Отель безусловно хорош (ближе к Мрии), но к нему есть вопросы как и с точки зрения качества обслуживания и отзывчивости персонала, так и с точки зрения самого архитектурного решения и нацеленности на лыжников (например в ски руме (который почему то называется локерная), лыжи в шкаф не лезут). Но спа там шикарен. Есть равнинная трасса и каток.
Ну вот как-то так... интересно будет попасть через пару лет, но боюсь поток людей, будет слишком большим ибо место пока хорошое.
Полностью согласен, аналогичные впечатления. Трассы в отличном состоянии практически до вечера, новые подъемники, креселки с подогревом и колпаком. На трассах в будни едешь практически в одиночку, очереди отсутствуют. Горы низкие, облачность обычно высокая, даже в снегопад нормальная видимость. Для трассового катания идеально. Мы кстати жили в поселке Манжерок в домике с шикарным видом на Катунь. Ездили на склон на такси, 200-300 рублей Яндекс или Максим, ехать менее 10 минут. Расстояние от парковки до подъемника решается хранением снаряги в локере. Они там с сушкой, утром все тепленькое :).
P.S. Да, и цены на скипасс, если брать на несколько дней 1500 р/день более чем гуманно.