В 2006 году Вы были серебряным призером на чемпионате России в лыжных гонках, а в 2008 уже в составе юниорской сборной взяли эстафетное «золото» на чемпионате Европы, весной 2009 выиграли «золото» в спринте на чемпионате России по биатлону. Всего два года на стрелковую подготовку - Вас учили стрелять по каким-то секретным методикам?
На мой взгляд, стрелять должно быть дано и психология нужна соответствующая. Большой плюс, что я попала в хорошую команду Тюменской области. И к хорошему тренеру – Леониду Александровичу Гурьеву, он очень помогал. Атмосфера мне нравится, может, поэтому и получалось схватывать «на лету».
Лыжные перспективы у Вас были очень серьезные и вдруг такой поворот в карьере.
Я не боюсь делать такие повороты, на 180 градусов. Мне предложили, я согласилась. Это было мое личное решение, сильно хотелось попробовать.
Когда Вы решили из лыжницы Пермского края переквалифицироваться в биатлонистку Тюменской области, были ли какие-то сложности с переходом?
Нет, никаких проблем не было, меня спокойно отпустили. У нас в Перми в приоритете борьба, карате. Лыжные гонки и биатлон – не основные виды, и базы для подготовки сильной нет, и финансирование не очень большое. Когда я была в лыжных гонках, ситуация со сборами была нестабильная – то поехали, то не поехали. А сейчас все четко расписано по минутам, весь год.
После переквалификации Вы говорили, что заметное отличие в подготовке – лыжники после ужина отдыхают, а биатлонисты – нет.
У лыжников на сборе после ужина есть личное время – на общение, на какие-то дела свои. Можно отдохнуть, можно постирать, если нужно. А биатлонисты идут на тренаж. Третья тренировка минут на 40-50, если считать зарядку, то четвертая. Иногда стараемся до ужина уложиться, чтобы вечер освободить. Хотя со временем привыкаешь к любому распорядку, сейчас я уже это как заметное отличие не воспринимаю.
Мыслей не бывает вернуться в чистые лыжи?
Биатлон интереснее, мне больше нравится. Был момент в Раубичах, когда там проходили лыжные соревнования белорусов – так захотелось гонку классикой пробежать. Но это максимум, порыв такой.
Ваш приход в сборную по биатлону был стремительным. Сложившаяся команда, знакомство спортсменок еще по соревнованиям в разных возрастах, на разных уровнях – и тут новичок. Были какие-то сложности с общением на первых порах?
Можно сказать, не было, я хорошо влилась в коллектив. Конечно, есть люди, которым не по душе, что у меня так быстро стало многое получаться, но всем не понравишься. Вообще, если сравнивать биатлонистов с лыжниками, биатлонисты проще относятся к жизни. Все понимают, что сегодня ты первый, а завтра – тридцатый, вид спорта такой. А в лыжах, если спортсмен, например, лет пять на первых-третьих позициях, то у него уже свой круг общения и кому-то новому туда сложно пробиться.
С прошедшего чемпионата России в Уфе Вы увезли золотую медаль в эстафете, а в личных видах на подиум попасть не удалось.
Да, эстафету мы выиграли. В индивидуальной гонке я была шестой, не повезло с ветром. Хотя, если так рассуждать, с погодой всем не повезло. А в спринте я «застрелилась» - в «лежке» ноль, а в «стойке» – 3 промаха.
В межсезонье у Вас на счету еще и выигранный контрольный старт.
На предпоследнем сборе перед чемпионатом России я выиграла контрольную тренировку. Был спринт, отстреляла 0-1, ногами хорошо отработала, и на рубеже была побыстрее.
На чемпионате России Вам вручили значок кандидата в олимпийскую сборную России. Как Вы отнеслись к церемонии – как к формальности или действительно значимому событию?
Для меня это не формальность. Нам еще раз показали, что шанс попасть на Олимпиаду есть у любого человека из команды. После церемонии мы сажали деревья. Так показалось, что мне досталось самое маленькое дерево. Наверное, потому что я молодая и зеленая. Но я не расстроилась, было весело и мне очень понравилось.
Валерия Зык, ИА «PRа-техника»
Фото: Сергей Никулин