Техника горнолыжного катания никогда не стояла на месте. Но временами она развивалась взрывным способом, достаточно вспомнить эпоху Сондре или недавнее время появления карвинговых лыж.
Выход книги Марка Эллинга как раз совпал с революционным изменением геометрии лыж, их длины и, как следствие, изменения технических приемов катания на них. В России тогда ощущался определенный информационный голод в области освоения новой техники катания, поэтому книга сразу стала бестселлером.
Еще мне импонирует система обучения, которую я бы назвал американской школой, и ярким представителем которой является М. Эллинг. Если альпийская школа (если угодно — европейская) предполагает обучение, основанное на многократном повторении подводящих упражнений, «забивающих» в мышечную память правильные движения и положения частей тела обучаемого, то американцы стремятся использовать аналогии с естественными движениями, которые человек освоил в течение своей жизни: «…ритм и характер движений горнолыжника начинают напоминать своего рода танец, что является некой формой самовыражения…».
Кроме того им присущ определенный романтизм: «Этому (горнолыжному) спорту присуща его собственная магия… эта магия ощущается горнолыжниками не в конце спуска и не при завершении дня катания; она таится в самом процессе спуска…».
Хочу еще уточнить одну лигвистическую (или филологическую) особенность, которую не учли при переводе. В книге часто склоняется слово «спорт», «спортсмен». В нашем понятии это связано с профессиональными занятиями спортом, участием в соревнованиях, регулярными тренировками. В Америке под этим подразумевается любой человек, занимающийся активными видами отдыха. То есть то, что в России называется «любитель». И пусть вас не смущают эти слова.
Для кого. Сам М. Элинг пишет об этом во Введении: «… читатель (этой книги) является лыжником среднего уровня, который уже прошел этап поворота плугом и способен выполнять хотя бы элементарные повороты на параллельных лыжах.». Я бы уточнил, — если вы освоили азы спуска с гор и поняли, что ваша дальнейшая жизнь связана с горными лыжами – начинайте читать эту книгу.
Но и продвинутым катальщикам она будет весьма полезна. Они вполне смогут черпать из нее полезное, вплоть до экспертного уровня катания.
Фото Kirk DeVoll. Марк Элинг тестирует лыжи
Достаточно интересно изложение материала: обычно самоучитель — это последовательное изложение программы обучения. Тут же излагаются отдельные элементы техники или особенности катания на разных состояниях трасс и целины. Мне это показалось более правильным. Поскольку можно день катания посвятить отдельной главе, вместо накатывания какого-то уровня катания. Ведь зачастую где-то прогрессируешь быстрее, где-то отстаешь. В таком случае этот стиль подачи материала больше подходит.
Думаю, что переработанное в 2002 году второе издание не потеряло своей актуальности. Приятного чтения.
Ниже мы публикуем с незначительными сокращениями главу «Введение» и оглавление книги. В дальнейшем планируем печатать отдельные выдержки из глав.
А. Курбангалеев aka kuba
ВВЕДЕНИЕ
Спорт — это нечто большее, чем игра или развлечение. Это то, что дает нам возможность превращать наше существование — хотя бы ненадолго — в яркое событие. Спорт открывает доступ к той части нашего«я», которая жаждет физической активности и приключений и о которой мы часто забываем под грузом повседневных забот.Где целью являются свои собственные успехи, где спортсмен имеет дело лишь с самим собой и измеряет свой прогресс не победами над соперником (в индивидуальном или командном виде спорта), а уровнем собственных достижений.
Таков мир горнолыжника любителя.
Вот почему миллионы людей прикрепляют к ногам какие-то доски и съезжают на них по заснеженным склонам. Горнолыжный спорт — это способ самораскрытия. Горнолыжники испытывают себя, ощущая в одно и то же время преодоление своего страха и спокойствие духа.
Этому спорту присуща его собственная магия. Но эта магия ощущается горнолыжниками не в конце спуска и не при завершении дня катания; она таится в самом процессе спуска, независимо от того, насколько он длинен, быстр или плавен.
Со временем ритм и характер движений горнолыжника начинают напоминать своего рода танец, что является некой формой самовыражения. Подобно художнику, который ничем не ограничен в выборе красок, опытный лыжник движется к мастерству, пользуясь широким набором приобретенных навыков. И его путь к личному совершенству, как и путь художника, может быть бесконечным. Многие лыжники жаждут новой информации и нового опыта; мир горных лыж обогащается как раз за счет тех спортсменов, которых не смущает, что их стремление к совершенству граничит с фанатичной увлеченностью.
Книга «Универсальный горнолыжник» адресована спортсменам <…>, желающим и впредь раздвигать пределы своих возможностей: кататься увереннее, дольше, по склонам с разной поверхностью и крутизной, демонстрируя грацию и мощь настоящего мастера. Эта книга для тех горнолыжников, которые про каким-либо причинам приостановились в своем развитии, но, тем не менее, хотят преодолеть барьеры, мешающие их росту; для тех, кто заинтересован в дальнейшем раскрытии своего спортивного потенциала.
Главное достоинство этой книги — универсальность. Она представляет собой руководство для горнолыжников средней квалификации, желающих довести свое умение до уровня мастера, и предлагает таким лыжникам программу последовательного самообучения. Вместе с тем она может служить справочным пособием для тех, кто приблизился к уровню мастера или достиг его и хочет проверить свои возможности и усовершенствовать навыки катания. Эта книга может быть также адресована и спортсменам, которые обладают желанием учиться и ценят процесс обучения не меньше, чем его результат.
Эта книга родилась из моего собственного опыта. Я — заядлый горнолыжник, влюбленный в каждый нюанс этого спорта. Главным стимулом к совершенствованию служил рост моего мастерства с течением времени.
Я пристрастился к трассам, которые бросают мне вызов, я жаждал увидеть, как выполняет мое тело приказы моей головы. Каждый сезон я предвкушаю радость, которую сулят мне склоны, как только их покроет снег.
Любительские занятия горными лыжами я начал двадцать пять лет назад. Чтобы удовлетворить свою увлеченность, я стал работать штатным инструктором. После нескольких лет работы инструктором, а затем помощником директора и тренером горнолыжной школы я целиком посвятил себя исследованиям — изучению того, как можно улучшить технику катания любого горнолыжника. Я изучал не только технику катания своих учеников, но и свою собственную манеру, а также стили спусков других инструкторов. Я был экспериментатором и подопытным кроликом в одном лице и преследовал двоякую цель: найти самые эффективные способы учить и обучаться горнолыжному спорту, одновременно сделав процесс инструктажа простым, связным и максимально практичным.
В процессе подготовки документальных и технических материалов для горнолыжных изданий я понял, что существует потребность в универсальном самоучителе для горнолыжников <...>. Ведь многие горнолыжники, еще не раскрывшие до конца свой спортивный потенциал, либо не хотят брать уроки, либо не верят, что технику их катания можно как-то улучшить.
Книгу «Универсальный горнолыжник» я задумал как руководство, изложенное настолько просто, чтобы приемы горнолыжной техники, раньше казавшиеся сложными, выглядели вполне доступными. Кром этого, я вышел за пределы стандартных разделов горнолыжной дисциплины и дополнил их специальными элементами, полезными в процессе самообучения и повышения мастерства. Эта книга поможет вам развивать ваши навыки «собственными руками», позволит испытать радостное ощущение прогресса в горнолыжном спорте — в избранном вами темпе, в устраивающие вас сроки.
В книге «Универсальный горнолыжник» собрана информация, включенная в методические разработки Американской ассоциации профессиональных горнолыжных инструкторов (PSIA) и Объединенной ассоциации тренеров по горным лыжам США (USSCA), а также полученная мной от сотрудников Green Mountain Orthotic Lab в Страттон_Маунтин, штат Вермонт, и Университета горнолыжного мастерства. Кроме того, я использовал технические рекомендации спортсменов-горнолыжников, мастеров фристайла и других инструкторов. Наконец, я учитывал впечатления учеников и знакомых горнолыжников-любителей, а также свой собственный опыт прогрессирующего горнолыжника и специалиста по лыжной экипировке.
Лучший способ учиться по этой книге — читать ее с начала до конца, поскольку описанные в ней навыки должны усваиваться последовательно в процессе чтения. Однако если вы уверены, что вам хватит беглого просмотра и выборочного знакомства с отдельными главами, с начала можно и не начинать.
Следующая часть книги называется «Формирование технического арсенала». Я настоятельно рекомендую прочитать ее и выполнить описанные в ней упражнения. Это создаст тот фундамент, на котором будут базироваться дальнейшие, более специальные разделы о снаряжении и нюансах техники.
Прошу обратить внимание: все части написаны в расчете на то, что читатель является лыжником среднего уровня, который уже прошел этап поворота плугом и способен выполнять хотя бы элементарные повороты на параллельных лыжах.
Хотя главная задача книги «Универсальный горнолыжник» — привести спортсмена к вершинам мастерства с использованием новейшего снаряжения, информация о технике катания остается неизменной вне зависимости от того, какими лыжами он пользуется, поскольку ключевые элементы хорошего катания в принципе неизменны. Упражняться на реальном снегу очень важно: ведь нельзя повысить свое спортивное мастерство путем одних размышлений.
Я также включил в книгу систему поиска и исправления ошибок; она будет отсылать вас к другим навыкам, имеющим прямое отношение к решению возникшей проблемы. Отсылки в разделах исправления ошибок помогут вам понять, как все горнолыжные навыки взаимодействуют друг с другом.
Настоящие мастера знают: набор базовых элементов горнолыжной техники в принципе один и тот же; просто в определенных ситуациях одни элементы (навыки) применяются более интенсивно, чем другие.
Хорошо кататься значит уметь правильно сочетать разные навыки, а это умение, как считают многие лыжники, приобретается только опытным путем. На самом же деле тонкому умению сочетать навыки, которое столь часто приписывают лишь опыту, можно научить — но не традиционным путем. Как только вы поймете, что катание на горных лыжах — это паутина навыков, переплетающихся друг с другом по-разному, в зависимости от множества ситуаций, — вы начнете постигать и тонкое искусство сочетания, позволяющее чувствовать себя уверенно на любых склонах.
Горнолыжная мистика, возможно, содержится в самом процессе обучения, но нам как горнолыжникам важны и результаты. Конечный продукт в исполнении мастера — лыжный танец — порождается совместно телом и разумом. Теоретически существует огромный набор тактических приемов и методов катания, который я рассмотрю позже. Но физическиенавыки первичны, и именно с них мы начнем наше путешествие.
В моих родных горнолыжных местах — а это гора Бачелор в штате Орегон — говорят: «Замолкни и катайся». Вот и нам самое время перейти от общих слов к делу. Вступайте на путь лыжного самопознания и превращайте себя в такого спортсмена, каким вы всегда хотели быть.
Но имейте в виду: главная цель вашего путешествия — удовольствие.
Если катание перестает приносить радость, оно теряет смысл.
Радости вам!
Фото Марка Эллинга взяты на http://www.bootfitters.com/.
Содержание
О книге и об авторе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .VIIОт автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .IX
Предисловие ко второму изданию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
ЧАСТЬ I
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ЧАСТЬ II
Формирование технического арсенала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1. Стойка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2. Руление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
3. Доминирование внешней лыжи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
4. Координация работы ног . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
5. Использование кантов: закантовка и раскантовка . . . . . . . . . . . .52
6. Управление нагрузкой на лыжи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
7. Движения центра масс тела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75
8. Радиус и форма поворота . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
9. Использование палок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .99
ЧАСТЬ III
Иногда вы можете обвинить во всем снаряжение . . . . . . . . . . . . . . . . .109
10. Лыжи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
11. Ботинки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .149
12. Палки и крепления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
13. Выравнивание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .206
ЧАСТЬ IV
Преодоление трудностей на сложных спусках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
14. Карвинг на заледеневшем склоне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .234
15. Мягкая целина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
16. Тяжелый снег . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
17. Бугры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
18. Крутые склоны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .333
19. Спуски между деревьями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352
ЧАСТЬ V
Совершенствование техники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .367
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385
Об издательстве и где купить.
вся такая затрепанная...
вот и давай читать)))