Во Францию мы собирались давно, прислушиваясь к рекомендациям более опытных товарищей. Наслушались очень много советов и отзывов, в том числе и в интернете. Многое оказалось правдой, многого повидать не пришлось, а многое для нас стало новостью, но про это дальше…
Имея некоторый опыт поездок, мы выдвинули следующие требования при покупке путевки:
- Лететь приличным самолетом и нормальной компанией. Туроператор, содрав лишние 300 евро, предоставил компанию Вим-авиа и самолет Боинг 757. Неудачно было только время вылета (19-00 по Москве) и возвращения (5-00 по Москве). Но самолетом и сервисом на борту мы остались довольны.
- Заказал двухкомнатные апартаменты с балконом на южную сторону. Я тут ни при чем, это желание большинства в нашей семье (дочь + жена).
- Место расположения шале – ROND-POINT. Шале называется des Pistes. Это верхняя часть Мерибеля. Выбор был обусловлен тем, что компания наших друзей остановилась по соседству (шале Мерелиз).
- Машину не брал, так как осмотром местных магазином и других достопримечательностей мы заниматься не любим, да и добираться до аэропорта надежней на большом трансфере. В случае чего большую толпу опаздывающих могут подождать, а вот одиночек ждать точно никто не станет.
- Первый раз поехали в горы со своими лыжами. Раньше брали только ботинки, а лыжи и палки арендовали на горе. Но, учитывая, что мы ездим в Европу два раза за сезон, это получалось категорически невыгодно. Помня многочисленные рассказы про воровство на горе, запаслись замками с тросиками. Как потом оказалось, зря. Во-первых, не видел ни одного такого осторожного, который запирал бы свои лыжи, а во-вторых, в кассах продажи ски-пасов предлагается страховка. Честно говоря, её условия мы подробным образом не изучали, но лыжи застраховали, рассчитывая, что если произойдет «страшное», то получим хоть чуть-чуть.
Если Вы думаете, что только у нас всё так плохо, то сильно ошибаетесь. Самое интересное впереди. Дальше наши приключения в воздухе кончились. Летели тихо и спокойно, учитывая, что в самолете не было и половины пассажиров.
Приземление в Гренобле прошло гладко. Из наших попутчиков никто напиться не успел, поэтому всё было очень чинно и спокойно. Первый сюрприз ожидал нашу семью после того, как мы прошли паспортный контроль и решили полюбоваться штампиками в паспортах.
Оказалось, что при прохождении контроля мы перепутали паспорта. Я вместе с дочкой, у которой свой паспорт, прошел по паспорту жены, а жена - по моему паспорту. Причем фамилии у нас с женой разные, штампы нам французские пограничники ставили в разных окошках и внешне мы ни капельки не похожи даже со спины. Вот как бывает. Именно поэтому я очень не люблю тех наших соотечественников, которые по своей темноте и незнанию считают, что только у нас всеобщее разгильдяйство, а «в загранице» - рай земной.
Дальше мы очень неплохо добрались до места назначения. Сказалось то, что была глубокая ночь, и никаких пробок на дорогах не было. Ребята принимающей стороны («Альпийский Альянс») работали достаточно четко и равнодушно, как и положено бывалым и уставшим профессионалам. Немного напрягли ожидания на пересадках. Но об этом мы были предупреждены, и всё терпеливо выдержали, помня, как один раз мы ждали в мюнхенском аэропорту попутчиков на трансфер 3 часа.
Автобус до нашего отеля подниматься из-за скользкой дороги не стал, но нас подкинули до отеля на микроавтобусе те же «усталые профессионалы» из «Альянса». Путь от аэропорта Гренобля до номера в общей сложности занял 3,5 часа. По рассказам «бывалых», это нормально. В отеле, взяв на пустующем ресепшене конверт со своими именами, где были ключи от апартаментов, мы, наконец, добрались до кроваток и уснули…
Утром мы обнаружили, что помещение, где нам предстояло провести две недели, очень неплохое и отвечает всем нашим требованиям. Это были:
- «студия» (гостиная, объединенная с кухней)
- спальня
- туалет
- просторная ванная комната
- достаточное количество шкафов мебели и посуды
Само шале имеет шесть этажей. Есть очень приличный бар. Из развлечений, которые мы, правда, не успели посетить, фитнес, сауна, бильярд. Очень огорчила комната для хранения лыж. Для каждого номера там предусмотрен отдельный закрывающийся шкафчик, но в нем отсутствует сушилка для ботинок. На ночь просто включали общую вентиляцию в помещении. Ботинки не сохли, и приходилось их каждый раз тащить с собой в номер, вынимать вкладыш и сушить его на батарее. С этим мы столкнулись впервые. Убираться в апартаментах надо было самим. В виде депозита потребовали карточку, наличные брать отказались. Смену белья произвели через неделю. В день отъезда из номера пинками не выгоняли. Хотя по правилам его надо было сдать убранным к 9-30 утра, нам пошли на встречу и разрешили не торопиться до 12-00, учитывая, что трансфер у нас был в 16-00.
Очень понравилась зона расположения жилья. До склона 50 метров. Очень спокойная и тихая обстановка. Никаких пьяных и шумных компаний под окнами. После 9 часов вечера местность вокруг засыпала. Нам это очень нравилось. Если было желание, то ходили ужинать в ресторан в ближайший с нами отель ALBA. Отмечали там нашей большой компанией Старый Новый год. Ресторан нормальный, обсчитывают как везде. Живая музыка – халтурщик на караоке. Хорошо, что в нашей компании было гитара и люди, умеющие ей пользоваться и петь, так как французский шансонье в 9 часов вечера извинился и сказал, что очень хочет спать. В принципе, если бы не сушилка, можно было бы сказать, что мы были очень довольны нашим шале. Другими словами, в следующий раз, если будем в Мерибеле, остановимся там с удовольствием.
Ски-пасс мы купили на все Три Долины и на все дни катания. Для экономии можно покупать ски-пасс только на одну Долину, а на Три приобретать только на конкретный день. В принципе, катание во всех долинах показалось одинаковым. Так же ски-пасс можно приобретать через туристический офис. Обещали скидку 5%. Но туда надо было приходить к конкретному времени и расстояние от нас приличное. Надо было ехать на автобусе, потом возвращаться. Мы опять-таки заленились и купили его без всяких скидок в ближайшей кассе.
На обеде в первый день встретились в ресторане на горе с нашей основной компанией, которая прилетела на день раньше, и впервые познакомились с французским общепитом. Ресторанчики на горе внешне очень похожи на те, что в Австрии, но далеко не всегда дотягивают по качеству пищи и обслуживания. Языковой барьер чувствуется, но он преодолим. В некоторых точках питания нам без проблем давали английское или даже русское меню. Но «правила» поведения, как и во всем мире:
- Чуть зевнул – обсчитают (причем, могут прописать очень много). Необходимо каждый раз проверять счет.
- При обеде большой компанией лучше требовать раздельные счета или поручать заказ и расчет одному человеку, хорошо знающему язык. В противном случае, припишут ещё больше.
- Даже в приличных кафе могут подать несвежее блюдо. Давиться им не нужно, просто сразу возвращайте.
- горячий напиток типа глинтвейна или горячего шоколада
- полноценное мясное блюдо с гарниром
- бокал вина или пива
- чай
- Завтрак всегда в номере. Благо, у нас была очень прилично укомплектованная кухня.
- Обед всегда на горе и только в ресторане.
- Ужин или у себя в номере или устраивали большие ужины у кого-нибудь из нашей компании, так как все жили в апартаментах с большими гостиными. Редко, всего несколько раз, ходили ужинать в ресторан. Кстати, здесь необходимо отметить одно превосходство по сравнению с Австрией. Нет никаких проблем с походом в гости друг к другу. Всем известно болезненное отношение хозяев австрийских хаусов к приходу гостей. Здесь с этим встретиться не пришлось.
Температура ночью -1 - -3, а днем +3 - +6. Исключение составил один день, когда в первой его половине была очень низкая облачность и кататься приходилось только на верхних станциях.
Что напрягло сразу и не отпускало до конца пребывания:
- Убогие по сравнению с Австрией подъемники. Причем везде. В «крутом» Куршевеле я видел такие кабинки, что есть подозрения о причастности к их постройке пленных немцев после Второй мировой. Или, может, их специально запустили для создания ретро-настроения. Ездить на них неприятно. Есть даже бугельные тарелочные подъемники на длиннющих подъемах с несколькими поворотами. На многие из них не пускают детей. 95% кресельных подъемников без колпаков и тоже очень древние. Очень большое количество кабинок, как стоячих, так и сидячих. Они раздражали тем, что каждый раз надо было снимать лыжи и тащиться пешком. Первый раз столько приходилось носить лыжи. Даже протер куртку на плече и любимые варежки.
- Следующим напрягом для нас была маркировка трасс. Если не знать французского языка, то договориться друг с другом о встрече на склоне очень проблематично.
Так как смысла слова не понимаешь, то запомнить сочетание из 10-15 букв в странной последовательности очень проблематично. Вот и получается, что для того, чтобы узнать, где ты едешь, надо добираться до перекрестка, останавливаться, доставать карту и мучительно сравнивать сочетания причудливых французских слов.
С одной стороны, сами дураки - надо было учить языки, но, с другой стороны, немцы и австрийцы, которые ничуть не меньшие патриоты, по-моему, поступили демократичней.
Со временем, правда, ориентироваться стало легче, но договариваться о встречах приходилось всё равно долго и нудно. В результате, у каждого с телефона улетучилось по 100-150 евро. На телефоне можно сэкономить двумя способами. Обмениваться SMS-сообщениями или купить местную SIM-карту. Но мы на это плюнули, учитывая, что в нашей компании было около 40 человек, многие из которых должны были быть на постоянной связи с Россией, и приобретение местных SIM-карт в такой ситуации, теряло смысл.
С точки зрения телефонного общения достаточно выгодно пользоваться телефоном в номере. Особенно, если компания живет в разных отелях.
Я не буду описывать все наши две недели, а постараюсь остановиться на ключевых моментах.
Подготовка склонов - средняя. То там, то здесь включали пушки, но то, что они набрасывали, обычно разгребали ратраками через день. Такого, как в Австрии, где 90% склонов ратрачатся каждый день нет, хотя на мой непрофессиональный взгляд количество снега и погода это позволяли.
Один раз видели умильную картину, как среди дня ни с того ни с всего на какую-то маленькую «черную» горку выгнали местных инструкторов человек 15 с пластмассовыми ведерками, в которые они собирали камешки с таким видом, как будто были заняты сборов алмазов. Когда мы проезжали мимо этого склона через десять минут, то не увидели ни инструкторов, ни ведерок, а были только камни размером побольше. Видно, собиратель посчитали булыжники размером с картошку и выше чересчур тяжелыми.
Многие хвалят виды во Франции. Если честно, то отличия от милой моему сердцу Австрии я не увидел. Горы, они всегда прекрасны...
Меньше всего понравилось качество трасс в Куршевеле. Но это всё из-за плохого снега. Заезжали для проформы на ледник в Валь Торанс. Ничего примечательного. Ледник малюсенький, трасса полностью убитая, с камнями, ветер и холодно. Ездить туда можно только для экскурсии.
Удивила пропускная система. С такой организацией трудно столкнуться даже в Москве. Ски-пасс выглядит вполне прилично. Для него требуется фотография. Но нет никакой автоматизации пропускного режима. В большинстве мест ски-пассы уже давно магнитные. Их просто кладешь в карман и даже не надо никуда вставлять. Здесь же каждый раз ски-пасс надо показывать человеку на входе. Хорошо, что народу на подъемниках мало, а то была бы «толкучка», как в советские времена за колбасой. В связи с этим мы были очень довольны, что прихватили рулеточки для ски-пассов. Правда их можно купить и в ски-кассах.
Удивила цена на помаду и крема против солнца – 5евро. В нижних магазинах эти же товары стоят 2 евро. Пустячок, а обидно…
Для тех, кто привык рассчитывать на прокатную амуницию, скажу, что набор прокатов как везде большой. Из известных - SPORT 2000, INTER SPORT. Есть другие мелкие прокаты. Цены, правда, мы не узнавали, так как притащили всё с собой. После недельного катания решили сдать лыжи в ремонт, так как здорово их побили о камни. Вечером сдаешь, утром забираешь. Воск + заточка кантов стоят 30 евро. Поточили, правда, так себе.
Ещё одно наблюдение. Во Франции очень много, по сравнению с другими европейскими странами, в которых я бывал, ездит битых машин. На мой взгляд, даже больше чем в Москве. Выводы делать не буду, но они напрашиваются.
Детские лыжные школы вполне приличные. Хотя отличаются от австрийских тем, что не устраивают соревнований, а просто в конце недели вручают значок. Те из нашей компании, кто сдавал детей в лыжную школу (дети от 5 до 7 лет), были вполне довольны.
Наших соотечественников, конечно, было очень много, особенно в первую неделю января. Но столкнуться с каким-нибудь вопиющем поведением «новорусских» персонажей не пришлось. Объясняется, думаю, это тем, что мы не искали с ними встреч и не посещали никаких топовых и вызывающе дорогих развлекательных мест.
Дорога домой у нас прошла без происшествий. Дома, прикинув все расходы, я посчитал, что поездка, учитывая абсолютно все затраты, начиная от стоимости путевки, заканчивая стоимостью телефонных переговоров обошлась для нашей семьи в 7500 евро.
Единственное, что надо учитывать - лыжи мы привезли с собой. Если оглянуться назад и хорошенько всё вспомнить, то, думаю, что мы могли бы сэкономить около 800-1000 евро, если бы не так любили самих себя. Но мы ни о чем не жалеем и в следующем году хотим повторить поездку в это же место и в это же время. На семейном совете по сумме плюсов и минусов поездке поставили 5 балов из 5 возможных. Очень сильно сказалось наличие отличной компании и прекрасной солнечной погоды.
До встреч на склоне.
Автор: R.K. |