0

Между головой и снегом

Reports Лента автора 26 Октября 2007 (02:59) Просмотров: 586 9

Шлем для самых безбашенных

Лыжный шлем неизменно следует известной заповеди «Сам погибай, а товарища выручай!», защищая голову своего владельца от ударов и перегрузок.

Научные исследования доказывают, что опасность катания на горных лыжах и сноуборде сильно преувеличена. Гораздо опаснее для жизни ездить на автомобиле, мотоцикле, велосипеде, плавать на яхте, нырять с аквалангом и даже играть в футбол. Например, на миллион горнолыжников и сноубордеров приходится менее одного смертельного случая, для велосипедистов этот показатель – 7, а у водных видов спорта – 17
Научные исследования доказывают, что опасность катания на горных лыжах и сноуборде сильно преувеличена. Гораздо опаснее для жизни ездить на автомобиле, мотоцикле, велосипеде, плавать на яхте, нырять с аквалангом и даже играть в футбол. Например, на миллион горнолыжников и сноубордеров приходится менее одного смертельного случая, для велосипедистов этот показатель – 7, а у водных видов спорта – 17
Еще один пример: ежегодно в США на лыжах и сноубордах погибает около 40 человек, что в два раза меньше, чем количество людей, погибающих от удара молнии. Считается, что одна более-менее значительная травма приходится на 400 дней катания. Для одного человека это 10 лет активного катания, а для другого – вся лыжная жизнь.
Еще один пример: ежегодно в США на лыжах и сноубордах погибает около 40 человек, что в два раза меньше, чем количество людей, погибающих от удара молнии. Считается, что одна более-менее значительная травма приходится на 400 дней катания. Для одного человека это 10 лет активного катания, а для другого – вся лыжная жизнь.
Более того, черепно-мозговые травмы составляют от 2 до 8% от всех лыжных травм, а у велосипедистов – 32%. Но все это не означает, что шлем не нужен – ведь статистика не гарантирует, что травма не произойдет именно с вами
Более того, черепно-мозговые травмы составляют от 2 до 8% от всех лыжных травм, а у велосипедистов – 32%. Но все это не означает, что шлем не нужен – ведь статистика не гарантирует, что травма не произойдет именно с вами

Первые шлемы для горнолыжников появились в 1960-е годы. Однако даже в 1980–1990-х человек на горных лыжах в шлеме вызывал у окружающих два варианта реакции: «Ой, спортсмен приехал!» и «Ну, всякое бывает…». Картина драматически изменилась после того, как в сезоне 1997–1998 годов в течение одной недели в США погибли два очень известных человека: Майкл Кеннеди (сын сенатора из знаменитого клана) и Сонни Боно (рок-звезда и бывший муж певицы Шер). Оба умерли от черепно-мозговых травм, полученных во время катания на горных лыжах после столкновения с деревом. Мировая и американская пресса горячо обсуждала оба трагических случая. Не прошло и года после трагических событий, как производители мото- и велошлемов откликнулись на озабоченность прессы и запросы потребителей. Были разработаны американские и европейские стандарты для лыжных шлемов. В магазинах появились «народные» шлемы. Крупные горнолыжные фирмы тоже не остались в стороне, а со временем подключились и сноу- и скейтбордические компании. В 1998-м Франция начала государственную кампанию по популяризации лыжных «кастрюль» среди детей и подростков.


Редко, но метко

Основное предназначение шлема – защищать лыжника от проникающих ранений головы и сотрясений мозга. Кинетическая энергия во время столкновения со снегом, деревом, камнем или одушевленным предметом передается на череп, ломая кости и сотрясая мозг. Чем выше скорость, тверже и тяжелее объект удара, тем быстрее тормозит голова. Медики утверждают, что травмы головы возможны уже при ускорении 150 g, при ускорении 250–300 g серьезная травма весьма вероятна, а при 400 g – необратимая травма мозга практически гарантирована. Энергия удара зависит от скорости движения, типа поверхности, угла столкновения и других факторов. Задача шлема – уменьшить эту энергию. Поскольку исчезнуть она не может, ее необходимо превратить в энергию другого типа – в тепловую или в энергию деформации внутренности шлема. Хороший шлем «срезает» пиковую нагрузку, распределяет ее по большей поверхности и растягивает время удара с одной до шести миллисекунд.

Различают три типа шлемов: открытый, полный и закрытый. Открытый (или 3/4) – самый легкий, в нем не жарко, он не давит на скулы. Полный шлем – спортивная классика, защищает уши и челюсть с боков. Некоторые полные шлемы проигрывают открытым в удобстве, но далеко не все. Закрытый шлем типа «фулфейс» традиционно используется для скоростных соревнований, но последнее время стал популярен и среди любителей, особенно предпочитающих экстремальные дисциплины и катание в лесу. «Фулфейс» защищает голову целиком, включая лицо. Минусы: в некоторых закрытых шлемах кататься жарко, быстро запотевают очки.

Практически все «снежные» шлемы считаются одноразовыми, они рассчитаны на один сильный удар. Предупреждение об этом написано на каждом шлеме добросовестного производителя. После удара шлем теряет защитные свойства и становится непригодным для использования. Производители работают над проблемой «многоразовости», но пока что не существует шлемов, рассчитанных на неограниченное количество сильных ударов.


Скорлупа

Шлем состоит из трех основных частей: жесткой внешней оболочки, мягкой внутренней оболочки и ремней крепления. Помимо этого есть детали, которые призваны создавать дополнительный комфорт: съемный внутренний чехол, который можно стирать; подушки для подгонки по форме головы, скоба для фиксации очков, козырек, съемные уши, съемная защита челюсти, регулируемые воздухозаборники для улучшения вентиляции, встроенные наушники плеера, проводные и беспроводные шлемофоны для пользования сотовым телефоном или рацией.

Внешнюю оболочку практически всех шлемов делают из ударопрочного АБС (акрилонитрил-бутадиен-стирол) или поликарбоната. В моделях для соревнований используется стеклопластик или даже углепластик. Внешняя оболочка распределяет энергию при ударе, защищает голову от проникающих ранений острыми предметами и защищает внутренности шлема от внешних воздействий во время катания. Производители выбирают тип материала и его толщину так, чтобы соответствовать стандартам, поэтому говорить о том, что шлем из одного материала прочнее, чем из другого, можно только в том случае, если это доказывают независимые испытания. Внешняя оболочка мало влияет на амортизацию и защиту от сотрясения мозга, поэтому польза от увеличенной прочности только в том, что она может чуть лучше защитить от проникающего ранения.


Мягко стелем

Внутренняя оболочка – это своего рода тормоз и амортизатор для головы. Ее задача – уменьшить энергию удара и снизить ускорение мозга за счет сжатия и разрушения пеноматериала, из которого она сделана. Часть кинетической энергии превращается в тепловую и энергию деформации. Можно сказать, что внутренняя оболочка «служит другим, сгорая». Жесткие пеноматериалы хорошо поглощают сильные удары, но почти не восстанавливают форму, а резиноподобные пеноматериалы слабо спасают при сильном ударе, но восстанавливают форму, поэтому их можно использовать много раз. Некоторые фирмы экспериментируют с многослойными подушками из мягких и твердых материалов.

Самый популярный материал для внутренней оболочки – пенополистирол. Его получают вспениванием гранул стирола (винилбензола) при высокой температуре и давлении. Раковины, пустоты и трещины означают, что внутренняя оболочка сделана с нарушением технологии.

Пенопропилен используется как для одноразовых, так и для многоразовых шлемов. Он немного дороже, чем пенополистирол. Фирма Pro-Tec делает шлемы для сноубординга из «пенопропилена с активированной поверхностью» (SXP, Surface Activated Expanded Polypropylene) и утверждает, что их шлем способен неоднократно защищать от ударов.

Пенополиуретан, более тяжелый и твердый, чем пенополистирол, используется в шлемах довольно редко. Zorbium – фирменное название нового типа эластичного пеноматериала, который поглощает в два раза больше энергии, чем аналогичные объемы пенопропилена или полистирола, и при этом восстанавливает свою форму. Некоторые фирмы проводят эксперименты по комбинации пеноматериалов разного типа в одном шлеме.

Пеноматериалы – хорошие теплоизоляторы, поэтому даже на морозе в шлеме тепло. Поскольку человек теряет больше половины тепла через голову, вопрос вентиляции шлема имеет большое значение, особенно при катании в теплую погоду.


Молотом по голове

Защитные шлемы в обязательном порядке сертифицируются на соответствие одному из стандартов. Наряду с международными (ISO), европейскими (CEN) и национальными (ASTM в Америке, DIN в Германии, OS в Австралии) стандартами существуют независимые – SNELL и CPSC (Американская комиссия по безопасности потребительских товаров). Наиболее распространенные стандарты – CEN и ASTM. Стандарты SNELL – самые строгие в индустрии шлемов.

Каким испытаниям подвергается шлем при сертификации? В первую очередь это ударные испытания, динамический отрыв ремешка, прорубание оболочки, устойчивость на голове, определение зоны защиты головы. Суть ударного испытания в том, что шлем, пристегнутый к искусственной голове, на скорости 23 км/ч падает на плоскую металлическую платформу с высоты 2 м (стандарт ASTM). Макет головы во время падения «думает» только об одном: каково сейчас ускорение торможения? Если акселерометр, встроенный в «голову», показывает величину больше 300 g, значит, шлем сертифицировать нельзя. Испытание на прорубание оболочки еще проще – острый молот весом 3 кг падает на шлем с высоты 0,7 м (стандарт СЕ). Если острие молота коснулось макета головы, то шлем не соответствует стандарту. Шлемы испытывают в теплых условиях (32–380С выше нуля), в холодных условиях (22–280С ниже нуля) и в мокром состоянии.

Тоби Доусон, двукратный чемпион мира по фристайлу на лыжах, предупреждает: «Шлем должен стать привычкой. Даже самые опытные лыжники иногда падают. А кроме того, нельзя быть уверенным, что люди впереди или позади тебя хорошо себя контролируют».


Мифы про шлемы

1. Лыжные шлемы недостаточно безопасны, потому что их испытывают на скорости до 23 км/ч, а средняя скорость лыжника – около 40 км/ч.

Мотошлемы испытывают при скорости 27 км/ч, но многолетняя практика показала, что качественные мотошлемы эффективны и на гораздо более высоких скоростях.

2. С хорошим шлемом ничего не страшно.

В шлеме вы не станете бессмертным и неуязвимым. Вылет с трассы на скорости и удар в дерево или скалу – это типичный фатальный сценарий, от которого не спасает ни один шлем.

3. Шлем заставляет некоторых людей рисковать больше, чем они бы делали это без шлема.

Одни исследования подтверждают эту точку зрения, а другие опровергают ее.

4. Для катания на лыжах или сноуборде вполне подойдет вело- или мотошлем.

По сравнению с велошлемами лыжные модели рассчитаны на удары более сильные и в другие зоны. Кроме того, лыжные шлемы имеют теплоизоляцию, рассчитанную на холодную погоду.

5. Достаточно иметь шлем на голове, а плотно пристегивать его не обязательно.

Незастегнутый шлем защищает не больше, чем презерватив, который так и остался лежать в кармане.

6. Шлем увеличивает количество травм шеи.

На практике это утверждение не подтвердилось.

7. Шлем можно покупать без примерки.

Не все головы одинаковы, так же, как и шлемы. Например, считается, что у многих монголоидов череп имеет более круглую форму по сравнению с европеоидами.

8. Если уронить шлем на бетон, то его придется выбросить.

Обычно нет. После сильного падения шлем надо осмотреть, ощупать снаружи и по возможности изнутри.


Три варианта для одной головы


Полный шлем. Спортивная классика

Полный шлем. Спортивная классика
Полный шлем. Спортивная классика
Закрытый шлем. Максимальная защита
Закрытый шлем. Максимальная защита
Открытый шлем. Легкость и комфорт
Открытый шлем. Легкость и комфорт
Модель Lange Carbon соответствует стандарту EN1077. Особенности: внешняя оболочка из ABS, система вентиляции Coolmax. Область защиты: шлем защищает от ударов и проникающих ранений голову горнолыжника целиком, включая виски, уши и челюсть с боков. На защиту лица полный шлем не рассчитан. Назначение: полный шлем предназначен для тренировок и соревнований по горнолыжному спорту, подходит для рекреационного катания. Достоинства: большая область защиты, аэродинамичная форма. Недостатки: больший вес и худшая вентиляция по сравнению с открытыми шлемами.


Закрытый шлем. Максимальная защита

Модель Rock Hard Rock Decals соответствует стандарту CE, FISI. Особенности: внешняя оболочка из композитного материала, внутренний слой из полистирола (EPS), съемная подкладка. Область защиты: шлем защищает голову целиком, включая челюсть и лицо. Назначение: закрытый шлем, или «фулфейс», незаменим в экстремальных видах спорта, в частности фристайле, ски-кроссе и бордер-кроссе, а также в скоростном спуске. Достоинства: максимальная степень защиты. Недостатки: наибольший вес в сравнении со шлемами других типов, затрудненная вентиляция, ограниченный обзор, способствует запотеванию очков.


Открытый шлем. Легкость и комфорт

Модель Rock Fluid plus Scull соответствует стандарту CE, FISI. Особенности: оболочка ABS, внутренний слой из полистирола (EPS), съемные уши. Область защиты: защищает от ударов и проникающих ранений голову горнолыжника, исключая уши и челюсть с боков. На защиту лица открытый шлем не рассчитан. Назначение: открытый шлем подходит для рекреационного катания на горных лыжах и сноуборде, обучения, тренировок, не связанных с экстремально высокими скоростями и прыжками. Достоинства: легкость, комфорт, хорошая вентиляция. Недостатки: наименьшая область защиты по сравнению со шлемами других типов.

Источник: Популярная механика
0
  • 22
  • 3
  • 1
0  
mikov    26 Октября 2007 (14:38)   #
Несколко дополнений, с Вашего позволения:

- существуют два основных типа конструкции прочной оболочки. В бОльшей части, например, упомянутых классических спортивных шлемов, шлемах для фристайла... используется жёсткая несущая "скорлупа" из пластика типа ABS. Внутренний пенопластовый слой (EPS) принимает остаточный удар, рассосредотачивает его по площади... Другой тип конструкций, т.н. In Mould, пришёл из велоспорта. Лично мне боле всего нравится конструкция шлемов GIRO, марки-лидера велосипедного шлемостроения. Основную нагрузку в этой конструкции несёт та самая пена, а внешняя оболочка защищает, казалось бы, в основном от царапин. На самом деле такая конструкция сравнима по прочности с классической. Основное преимущество - серьёзное снижение массы, что снижает момент инерции, снижая риск травм шеи;

- закрытые/открытые. Распространено мнение, что классический шлем серьёзно лучше защищает височную область, нежели открытый (3/4). По моему глубокому убеждению, собственно висок прикрыт в "котелке" не хуже. Другое дело, что к большинству спортивных шлемов можно прикрепить подбородную дугу. Строго говоря, это нужно только на слаломной трассе, для предотвращения ударов вехами, либо при фрирайде в лесу. Но это, как правило, совсем другой тип шлема;

- подгонка. Казалось, что бы проще - измерил окружность черепа - взял шлем по размеру. Как бы не так! Пожалуй, персонализация шлема лыжебордера сравнима лишь с тем же процессом с ботинками. Только плотно сидящий шлем реально предохраняет от ударов. Болтающийся, равно как и расстёгнутый шлем может серьёзно травмировать пользователя. Кроме того, боль от давления на голову может превратить катание в жестокую пытку;

- ну и наконец. Есть ли разница между шлемами для лыж и сноуборда? Есть. Маркетинговая. Понтярская... На самом деле, всё зависит от типа применения. Жёсткий RACE CARVE - закрытая классика с подбородником. Свободное катание - удобнее всего лёгкий, вентилируемый открытый шлем. FS, P&P - жёсткий "котелок". FR, BC - full face с козырьком. Кстати, ИМХО, некоторый избыток вентилляции легко компенсируется виндстопперным подшлемником. А вот недостаток...
  • 1
0  
swissmaker    26 Октября 2007 (15:03)   #
Ба
Да тут моя любимая тема

Головой надо думать
А мозгами соображать
0  
mutant    26 Октября 2007 (17:54)   #
Хорошая статья!
Но шлемы бывают разные icon_biggrin.gif :
0  
tag    26 Октября 2007 (22:17)   #
Спасибо.
Умно, профессионально, полезно.
И статья, и комменты.

Сам катаю в шлеме, но это пока сам не поймешь-никто не заставит(((
0  
Skibar    29 Октября 2007 (08:35)   #
С цифрами у автора фигня какая-то, ускорение 150-400 g- это бред , при ускорении 10g летчики теряют сознание.
0  
Grigory    29 Октября 2007 (15:05)   #
Цитата(Skibar @ 29.10.2007, 9:35)
...при ускорении 10g летчики теряют сознание.

Там вопрос не только величины перегрузки, но и времени ее действия.
Утверждается, что 150 g в течение 1-2 милисекунд голова держит.
При тестировании машин по EuroNCAP при замедлениях до 72 g голову манекена красят зеленым, после 88 g - красным.
300 перебор ИМХО icon_smile.gif

Нормальная статья.
0  
Snowmen    28 Сентября 2009 (10:32)   #
Наташа Ричардсон тоже "в списке".
Прочитав о нелепейшем случае катания на зеленой трассе (а несчастные случаи все в большей степени нелепы), решил приобрести шлем. Это не реклама.
0  
shoky    28 Сентября 2009 (13:31)   #
Хороший материал и очень полезный. Сам катаю в Head Pro Audio, правда audio не пользуюсь) Выбирал по рекомендациям продовца в магазине и не жалею. Шлем очень легкий, около 400 грам всего, носить можно целый день не испытывая дискомфрта.
0  
Skipper    28 Сентября 2009 (14:49)   #
Цитата(Snowmen @ 28.9.2009, 10:32)
Наташа Ричардсон тоже "в списке".

Не в списке