Один из мифов горных лыж уверяет, что родина хели-ски — Новая Зеландия . Так ли это? Мысль забрасывать на недоступные вершины катальщиков слишком очевидна, чтобы стать открытием и, скорей всего, она пришла в голову не одним новозеландцам. По крайней мере, первое пособие по хелискиингу датировано 1958 годом, основано на опыте катания на Аляске, а первые упоминания о Хели-Ски в Новой Зеландии датируются серединой семидесятых. Но именно новозеландцы стали быстро развивать этот вид экстремального катания и до сих пор вряд ли с ними кто-то сможет конкурировать по размаху процесса. И вот что я вам скажу...
Живу я как поганка,
А мне летать,
А мне летать,
А мне летать охота!!
В Новой Зеландии хели-ски доведен до унитарного уровня. Он не несет на себе оттенка элитарности, крутости катальщиков, наличия специального снаряжения и уровня катальщиков. Это своего рода конвейер, таксопарк, воздушный подъемник и аттракцион в городском парке в одном стакане. И работает безотказно, как родной Калашников.
Перечитав свой опус, я понял: свое одинозное субъективное мнение я смешал с объективной информацией. Ну так вышло... И вам придется потрудиться, чтобы «отделить котлеты от мух» и сделать свои собственные выводы о Хели-Ски в Новой Зеландии.
Что, где, когда?
Бронирование участия можно провести через интернет или непосредственно в офисах. Можно приехать и непосредственно на спот, но это уже не дает гарантию участия, нужен минимум телефонный звонок накануне.
В связи с этим делюсь анекдотом, который тоже из личного опыта полетов в полярной авиации.
Личный опыт от чукчи, который уже вторую неделю не может улететь в стойбище:
— Самолетка есть — погодки нету. Погодка есть — самолетки нету. Погодка есть, самолетка есть — бензинка кончился. Погодка есть! Самолетка есть! Бензинка есть! Пилотка пьяный!
Сколько это стоит?
Хели-Ски в Новой Зеландии настолько стандартизировано, что напоминает абонемент в метро на количество поездок. Ознакомившись с прайсом, вы убедитесь в этом.
Можно в процессе катания добавить количество спусков, но это зависит от обстановки во время ХС.
Пару слов о деталях, не указанных в таблице.
- Ski the Tasman использует для забросок на ледник в районе горы Кука самолет. И лыжники делают два пологих длинных спуска. Сноубордистам там делать нечего.
- Southern Lakes предлагает недельные хели-туры. Я даже не интересовался, сколько это может стоить. Столько мешков денег о меня с собой не было).
- Harris Mountains Heliski — наиболее крупная с максимальным охватом райдеров разного уровня катания. Да уж, здесь есть у чайников шансы участвовать в хели-ски).
- Alpine Heliski — своего рода ресторан для гурманов павдерного катания, делает упор на качественную каталку под девизом «powder personalized».
- Harris Mountains Heliski и Alpine Heliski иногда образуют альянс — объединяют клиентов и катают с одного спота двумя вертушками. Это было и в случае со мной.
- Methven Heliski — возит в ареал для экспертного катания.
- Helipark — регион катания находится в районе горы Mt. Potts, туда можно добраться на вертолете и своим ходом. Место известно как регион бэккантри. Может, даже более, чем хели-ски.
Местные говорят: «As the Kiwis would say, it is «cheap as chips»! что можно перевести как «Киви бы сказал, что это дешевле жареного картофеля!». Киви в этом случае загнул — порция жареной картошки стоит от 0,5 до 1 НЗ доллара).
Кто может участвовать в Хели-Ски?
Я катал хели в компании Harris Mountains Heliski. И мой опыт основан именно на ней. Это самая крупная компания. Кроме того, у меня были из Гульмарга кое-какие референции и рекомендации (как оказалось, не помогло). Итак.
Уровень райдеров. Любой лыжник или бордер, умеющий сносно хоть в «плуге», хоть на заднем канте спуститься на расстояние 150-200 метров. Именно на такой длины отрезки гид разбивает спуск. В предыдущей таблице есть требования к райдерам по разным компаниям.
Личный опыт. Мы катались с отметок 2500-2200 метров или около того (постепенно места высадок смещались вниз по гребню) до отметок 1800-2000 метров. Последний спуск был до неприличия полог и практически привел на границу снеговой линии.
Мало того, я при бронировании и оплате тура всячески подчеркивал, что мне надо в группу с высшим, экспертным уровнем. Даже свои дрова с невиданной в НЗ талией припер и размахивал ими. Испуганный чувак согласно кивал головой. Когда я увидел на споте, что меня пихают в группу с бордером на чайнической доске и чуваком на слаломках, я им устроил маленькую истерику. Опять все согласно кивали головой и окейкали.
В итоге. Наша группа была обычной и ничем не примечательной: три лыжника. Я, один чувак, все время падающий, на каких-то универсалах по виду секонд-хенд десятилетней давности, третий среднего уровня катальщик на слаломках. И это после того как я на рецепшене офиса уговаривал записать меня в группу экспертов. Один из бордеров катался вполне себе, даже пытался прыгать, второй все время тошнил на заднем канте, пытаясь временами ехать вниз по прямой или дугами, это обычно заканчивалось посадкой на задницу или падениями. Грустно мне было… Когда разбивали на группы, я пытался выступить против моего включения в группу с бордерами — уж больно они не внушали мне доверия. Бесполезно. Но в итоге и лыжники на высоте не оказались.
Группы комплектуются по количеству спусков, оплаченных катальщиками, и в процессе спуска гид ориентируется на последнего по уровню катания в группе. Может, это хорошо для доступности новозеландского хелискиинга, но если вы ожидаете какого-то экстрима, то будете разочарованы — склоны катания соответственно выбираются самые простейшие. Забудьте о крутяках, кулуарах или мочилове «на грани». На многих Новозеландских горнолыжных курортах можно найти более экстремальные спуски (после снегопада, естественно) за гораздо меньшую цену, доступные с подъемника или непродолжительного ски-тура.
Личный опыт: высадка групп производилась на остром гребне, от которого шел катальный склон слегка средней крутизны и крутая «обратка», веселенькая такая: с козырьками в начале, скальниками, но вполне проезжаемая.
Снаряжение. Требования минимальны — наличие лыж/борда, горнолыжной одежды. Наличие шлема, лавинного снаряжение не обязательно. Во время трансфера обратил внимание — у всех слаломки или карвинговые универсалы, у парочки райдеров было что-то вроде big-mountain skis. Ппавдерных лыж не было ни у кого.
Личный опыт. Из лавинного снаряжения дают только бипер. Тут же в ожидании полетов дают краткий инструктаж по его пользованию и пятиминутный практикум. Так, в нашей группе из шести человек лопаты оказались у трех — у гид, продвинутого бордера и у меня. В основном инструктаж касается процесса посадки и высадки из вертолета.
Гарантирована ли целина? Это не вопрос. Целина есть. Раскатанный склон остается под «парами» на несколько дней. Даже в отсутствие снегопадов ветровой перенос и легкие осадки «целлофанят» склон, не оставляя следов. При катании система заброски настолько отработана, что, даже будучи высаженным вблизи от предыдущей группы, не попадаешь на их следы. Ну, а павдер попадается — как всегда — либо по везению, либо с помощью посаженной печени.
Как это происходит?
Накануне полетов вы вносите предоплату 100% за выбранное вами количество спусков. Утром с открытием офиса (9-10 утра) вас трансферят на спот (ветродром или аэродром). В нашем случае нас отвезли в долину реки в районе озера Ванака, прямо под курортом Терибил Коне за пару часов, или чуть более.На споте собирается густая толпа райдеров, некоторые приезжают на своем транспорте. В день моего катания, народу было под сотню. На споте могут работать несколько компаний. И есть ощущение, что в процессе оптимизации компании объединяют усилия и возят райдеров совместно.
Начинаются полеты. Первыми стартуют группы с максимальным количеством оплаченных спусков. Группа высаживается на точке начала спуска, а в это время вертушка улетает на спот за следующей. Но ждать после спуска вертушку не приходится. Гид все время на связи с вертушками. Мне показалось, что в этой «карусели» спуска-подъема действует принцип Мак-Дака «касса свободна» — гид сообщает о готовности группы и месте подбора, а пилот оптимизирует очередность подбора. Более 10 минут ждать не пришлось.
В итоге все группы к концу катания вне зависимости от количества совершенных спусков собираются в одно и тоже время и место. Здесь устраивается пикник, сюда же и возвращается вертолет. Насколько я понял, таких «зон барбекю» несколько — нас было около 250 человек и вертолет к нам прилетел именно нашей компании, но потом он улетел пустой (видимо, эвакуировал какую-то другую группу), а за нами стал прилетать минут через 20-30.
Место катания находится недалеко, в 5-7 минутах от спота. С учетом того, что работало 3 вертушки, эвакуация всех катальщиков заняла меньше часа.
Но избавиться от ассоциаций пилотов с «бомбилами» или сельскими трактористами я не смог. Уж больно монотонна работа. Но в пилотаже они отрывались, как уволенные за воздушное хулиганство военные летчики (приходилось в прошлой жизни и с такими перцами полетать). Мертвых петель не крутили, но виражи под 90 градусов к земле — обычное дело. Особенно на порожнем рейсе. Наверно, не хотели убирать изрыгнутые райдерами харчи))).
Вкусняшки
Во время полетов накрывается стол на склоне — бутеры, чай, кофе, еще что-то. Типа пикник. Обычно под конец мероприятия.Как получить от Хели-С в Новой зеланди ки позитив?
Кто предупрежден, тот вооружен. Вот на что я обратил внимание в следующий раз.
1. Нужна хорошая погода, чтобы заброски были как можно выше в горы. Там снег лучшей консистенции, не такой влажный, как на границе снеговой линии.
Личный опыт: мы катались в зазоре между низкой облачностью и нижней снеговой линией. Снежок, несмотря на свою девственность, был плотненький и влажненький. Ни о каком павдере разговора не шло.
Личный опыт: в месте нашего катания вверх по хребту были очень задорные кулуарчики и крутяки. И не сказать, что прям уж страшные. Но ни одну группу туда не высаживали.
Требовать-то можно, но вот пойдут ли на это кампании Хели-Ски? В любом случае стоит предварительно вести переписку с несколькими конторами и выяснить, кто готов пойти на такой вариант. Для больших компаний Хели-Ски — это рутинный процесс. Если хотите — таксование. И им делать какой-то эксклюзив для одной группы совсем не в кассу. Или они могут это делать за дополнительные деньги. Думаю, что мелкие компании будут более податливей. В том же Метхене или Текапо.
О чем же молчал «Властелин овец»?
В целом стоимость этого мероприятия не соответствует заплаченным деньгам. Примерно столько же спусков я сделал накануне по примерно такой же целине на курорте Ремаркаблес (Remarkables) близ Квинстауна. При стоимости дневного скипасса около 100 долларов США. Который мне обошелся в половину стоимости, так как я проходил по категории «Сеньор» (пенсионер).
Зная все правду о Хели-Ски в Новой зеландии, так, как я рассказал ее здесь, я лучше посетил какую-нибудь клубную горку под Крайсчёрчем и получил бы больше удовольствия за катастрофически меньшую плату.
Можно возразить, что в Хели-Ски включены полеты на вертолете, обзор красот и новые ощущения, которые стоят денег. На вертолетке я налетался еще в советские годы, дай бог каждому. Насчет видов — это как повезет. Если вы сидите на заднем сиденье, зажатые с двух сторон заслоняющими окно амбалами, то в лучшем случае вам хорошо запомнится затылок пилота).
Личный опыт: новозеландское хели-ски — единственное разочарование за всю поездку.
Надеюсь, что, воспользовавшись моим опытом, вы сделаете все правильно и вас не постигнет разочарование и горечь от денег, выброшенных в пропасть).
Лирика
Пусть вас не пугает пессимизм этой статьи. Новая Зеландия - удивительная страна, и если вы устете мой личный опыт, то ваше впечатление от хели-ски будет позитивней и не забываемым.
Заглавная фотография, схемы и таблицы взяты с сайта heliski.co.nz. Все остальные фото сделаны и по мере сил приукрашены автором.
Еще моих опусов о Новой Зеландии можно найти здесь: