0

Миллиметры и сантиметры: тенденции надвигающегося сезона

Reports Лента автора ср. 17 Ноября 2004 (05:29) Просмотров: 667 13

Миллиметры и сантиметры: тенденции надвигающегося сезонаМиллиметры и сантиметры: тенденции надвигающегося сезона Развитие в разных областях снаряжения обуславливается рядом факторов. Пример – спортивные лыжи. Запросы пользователей экспертного уровня, не выступающих в соревнованиях, не совпадают с требованиями FIS. Приход в горные лыжи огромных масс «чайников», не желающих «заморачиваться», а следовательно, – платить деньги за снаряжение высокого класса и обучаться езде как следует (опять платить деньги), обусловил всплеск спроса-предложения на дешевенькие по сути (не всегда по деньгам) коротенькие лыжики с красивеньким дизайном. Попытаемся разобраться в тенденциях предстоящего сезона.

Спортивно-экспертный класс. В последнюю пару лет значительно возросло количество гонщиков-любителей, выступающих на соревнованиях различного ранга и тренирующихся на так называемых «спортцеховских» лыжах. Выпуск такого снаряжения и дистрибуция его в России медленно, но неуклонно растет. Все эти лыжи производятся ог-раниченными тиражами, в соответствии с правилами FIS. Как правило, конструкция их – проверенный временем сэндвич. В сердечнике – дерево. Исключения редки.

Миллиметры и сантиметры: тенденции надвигающегося сезона
Atomic SL:11m
Миллиметры и сантиметры: тенденции надвигающегося сезона
Head i.SL Chip
Миллиметры и сантиметры: тенденции надвигающегося сезона
Rossignol Bandit B3
Миллиметры и сантиметры: тенденции надвигающегося сезона
Volkl Karma
Миллиметры и сантиметры: тенденции надвигающегося сезона
Fisher RX9
Не выходя за рамки того же глобального класса снаряжения, посмотрим шире на круг его потребителей. Основная их масса в соревнованиях не выступает, а многие и не думали этого делать. Однако спортивное снаряжение привлекает многим и многих. При таком взгляде становится явным отход основной массы потребителей от гигантских лыж, рассчитанных на прецизионное управление на больших скоростях и резкое смещение спроса в сторону слаломных моделей. Как было неоднократно отмечено корифеями, скажем д-ром В. Кюхлером, создателем журнала Ski Magazine и системы тестов, проводимых под эгидой этого издания, современные слаломные лыжи вобрали в себя практически все лучшее из всех классов, прежде всего – из фанкарвинга, по ходу практически полностью убив этот класс снаряжения, но не занятия. Слаломная лыжа, особенно минимальной ростовки, управляется крайне легко, во всяком случае – на небольшой скорости и позволяет резко увеличить количество поворотов, проходимых за один спуск, что критично для жителей равнинных областей.

Однако и внутри этого класса лыж существует разделение. Как правило, 1-я сверху каталожная модель каждой фирмы, как правило, выпускается в FIS-геометрии и ростовках, а вторая – в куда более «фановых» формах и меньших длинах. Современные конструкции и технологии производства торсионной коробки и виброгашения позволяют уменьшить длины лыж этой категории до ~150 см для мужчин и, соответ-ственно ~140 см для женщин. Дальнейшее укорочение также возможно, но это уже совсем другая история. Касательно длины комментарий прост: сделать лыжи еще короче можно, более того, они будут вполне управляемы, но потребуют от лыжника отдельных специ-альных навыков, кроме того, будут крайне плохо работать на разбитой трассе.

В следующие таблицы мы сведем основные параметры геометрии слаломных лыж следующего сезона. В табл. 1. попадут первые каталожные модели. Соответственно в табл. 2. – вторые. Последний предварительный комментарий: везде, где есть корректная информация, промеры приводятся по одной ростовке, по возможности – одинаковой для сравниваемых моделей. Все цифры взяты из официальных каталогов производителей.

Посмотрел на данные в таблице и понял, что неувязочка выходит. С подобной категоричностью можно заявлять лишь про ATOMIC и SALOMON. Остальные участники разбора демонстрируют великолепные фановые качества в верхних моделях и явно большую покладистость во вторых. Впрочем, оправданием данной натяжки служит именно то, что на самом деле спортцеховские версии лыж обязаны полностью вписываться в правила FIS. А вот серийно выпускающиеся модели могут и не соответствовать этим требованиям, хотя по характеру полностью оправдывают свое название.

Из таблицы хорошо видно, что в области верхних спортивных слаломных лыж наметился отход от сверхшироких носков. Прошлогодний чемпион – Fischer сократил этот параметр с 123 до благопристойных 118. То же движение – Head. Тенденция, однако.

Еще один крайне любопытный сегмент спортивного класса – лыжи для скикросса (SX). Пожалуй, именно здесь и происходит основное противоборство концепций. Тенденции здесь прямо противоположны. Какая из них возобладает – покажет время. До недавнего времени все было весьма ясно – за образец бралась гигантская модель, упругость концов увеличивалась, боковой вырез углублялся – на выходе верхняя каталожная, соревновательная модель. Вторая и следующие модели – помягче, радиусом поменьше и ростовочки покороче. Результат – основная масса лыж класса SX реально – allround carver. Кто первый начал – мне неизвестно, но впервые столкнулся я с этим на тесте ATOMIC – налицо явное возвращение к корням – кроссовая лыжа – тот же гигант с большим собственным радиусом, жесткий и строгий, начинающий поворачивать только на хорошей скорости.

Эта же тенденция явно проявляется в коллекции SALOMON – производители, мало того, что сделали лыжу строже, но и вывели, равно как и многие другие топ-версии других серий в разряд S-lab (то есть спортцех). Так же поступает и ROSSIGNOL с верхней моделью SX, RPM 100 – чисто спортцеховская лыжа, под гоночное крепление, с соответствующим потенциалом, по соответствующей цене.

Комментарий к следующей паре таблиц: данные приведены по версии официального каталога. Модель ROSSIGNOL RPM 100, о которой идет речь, в нем не значится. Другим путем, в плане геометрии, идут FISCHER и Volkl. Если первые практически не меняют концепцию лыж с максимально глубоким вырезом, то вторые демонстративно идут против правил FIS, делая свою суперспортивную серию. По уровню «заряженности» верхние модели серии дадут бой любым конкурентам в SX, но, исходя из каких-то своих причин, довольствуются собственным моно-кубком.

Обратимся к проблеме ростовки. Постулат прост: основным моментом, определяющим длину лыжи, является средний потребный радиус поворота, для которого она предназначена. Рост, вес, манера спортсмена, безусловно, являются влияющими факторами, однако на уровне +/- один шаг размерной сетки. Соответственно, лыжи, рассчитанные на радиус ~20 м сегодня имеют длину около180 см. Добавим требования FIS, и картина становится совсем простой. Понятно, что более демократичные модели, имитирующие манеру SX, будут вполне конкурентоспособны и в существенно меньших ростовках ~160 см для мужчин и ~150 см для женщин – в этих длинах они будут идеально управляться в разнообразных, но не слишком экстремальных условиях.

Давайте, так же, как и в предыдущем разделе, сведем характерные параметры в две таблицы – 3 и 4. Здесь единообразия в подходах куда больше – верхние модели «прямеют», вплотную приближаясь к GS, а вторые – третьи – по-разному, но все же ближе к «лопатам»…

Самым динамичным по развитию сегментом в экспертном классе мне представляется фрирайд (FR). Налицо также противоборство тенденций. Понятно, что здесь, в условиях дикого снега, высоких скоростей, огромных дуг и бугров короткие лыжи, мягко скажем, …несостоятельны. Ширина в талии от 80 мм – давно уже общее правило.

Возмутителями спокойствия являются представители смежной дисциплины – фристайл бэккантри (FS/BC). «Фишка», пришедшая отсюда – геометрия твинтип, дающая, кроме возможности прыгать, еще и свою, интересную управляемость. Большое число фирм, кроме упомянутых, (вспомню еще K2), делает все FR-модели твинтипами, которые действительно прекрасно управляются, в том числе на жестком льду, подготовленной трассе, и режут довольно короткие дуги. Но стоит вспомнить легендарные «Бандиты» ROSSI, или «большие палки» FISCHER, как станет ясно, что «старая школа» и не думает сдаваться.

Заметим, ROSSIGNOL поддерживает две разные серии в близкой размерности – Bandit и Scratch – edem das seine. Та же песня и с Salomon, при том, что Pocket Rocket великолепно управляется на большой дуге и в скорости, а AK Rocket фантастически приземляет. Однако же позволю чисто субъективную сентенцию. Да, гонять гигантскими дугами на Salomon Pocket Rocket мне очень понравилось, но стабильность и раскованность я чувствовал при длине лыжи 185 см. Вместе с тем, Scream Limited, близкой размерности и ростовки 170 см, шел также стабильно, а «рулился» явно лучше.

Та же песня – Rossignol SCRATCH FS, давший мне такую дивную расслабуху в ленивой задней стойке на Красной Поляне, явно проигрывает в управляемости Bandit’у B2, особенно, когда приходится активно прыгать по буграм и выруливать между камней там же или на Эльбрусе.

Мы вернемся еще раз к теме твинтипа в следующем разделе, а сейчас – таблицы. Попытаемся сравнить фрирайдные лыжи некого «общегражданского» назначения allround в классической геометрии, (таблица 5) и твинтип (таблица 6). Комментарий сразу: зачастую, ввиду избыточной для универсальной категории ширины чисто фрирайдных, к данному разряду я отношу фристайл-бэккантрийные модели.

Субъективный комментарий. Atomic Metron реально не совсем относится к категории «фрирайд», однако и SUGAR DADDY – также не слишком массовая по назначению модель. Разумеется, массовой (только по назначению) является Salomon Scream 10 Pilot, однако – в тесте была модель Scream Limited – S-lab и настолько управляемая, что я решил поставить в таблицу именно ее.

Volkl KARMA – единственный твинтип, который, по личному ощущению тестера, управлялся стабильнее и лучше, чем классик 7 24 PRO, впрочем, на последнем я очень жестко упал и травмировался. Возможно, виной тому – собственное разгильдяйство при регулировке тестовых креплений MOTION. Может быть – недостаток передней загрузки, а этого Volkl не прощает. А может – виноваты… турки, которые стабильно выгоняли ратраки по утреннему льду, устраивая на трассе надолбы.

Allround carver – самая массовая, самая подверженная веяниям моды категория. Ее прогресс, думается, идет самыми быстрыми темпами. Хочется выделить две любопыт-ные тенденции, в двух разных областях.

Концепция твинтип. Блестящий пример тому прошлогодняя серия Sceneo от FISCHER. Мне посчастливилось вволю погонять на одной из топовых версий – S500. Кроме прецизионной управляемости, еще одно огромное удовольствие – смещенный центр крепления и, соответственно, длинный задник великолепно поддерживают инвалидов задней стойки.

Однако в грядущем сезоне от поднятой пятки отказались и здесь. Если вспомнить недавнюю историю, первым твинтип на лыжах разных, отнюдь не фристайльных классов попробовал внедрить Rossignol. Хорошо помню, с каким жаром описывал замечательный прирост управляемости маркетолог российского представительства… Потом задранную пятку применил Atomic на серии Е и FISCHER – Sceneo. Дольше и глубже всех пахал эту ниву FISCHER. В сухом остатке на сегодня имеется смещение креплений вперед.

Другая тема – максимальная универсализация лыж по проходимости, по типу снежного покрова. Одни из них тяготеют, скорее, к ски-кроссу, например – Volkl Su-persport *** - *****. Другие – к фрирайду. Блестящих примеров здесь хватает – ATOMIC Metron, Salomon Scrambler. Что касается последних – то это новое старое слово в геометрии – суперкарвинг возвращается. Да здравствуют весла, лопаты и пропеллеры! Новые технологии с невиданной торсионной жесткостью делают подобные конструкции абсолютно управляемыми и на удивление цепкими. Проходимость SCRAMBLER’ов действительно заслуживает всяческих похвал. Что характерно, по буграм и каше «летают» лыжи игрушечного размера 155 см. В близкой геометрии выреза, но пропорционально уже, выполнена серия STREETRACE.

Максимальное приближение по управлению к слалому – может быть, мы поторопились похоронить фанкарвы? Для меня лично вопрос встал особо остро после того, как один уважаемый клиент дал мне попробовать FISCHER RADARC. Тест проходил в сверхсжатом темпе, по окончании работы парка Сорочаны, по разрытой до «чегетского» состояния трассе с канавами и льдом – ощущение полного контроля и ре-заной дуги везде!!!

Возвращаясь к теме облегченного фрирайда, упомянем Atomic Metron. К сожалению, топовые версии серии не успели к тесту, в котором я участвовал. Думаю, однако, что в сезоне мы увидим прелюбопытную борьбу гигантов. Бастионом консерватизма в этом классе остается Volkl.

Серия ENERGY прогрессирует медленно, уверенно подавая пример старого доброго on-piste катания. Думаю, что потребители данного класса снаряжения, равно, как и следующего, будут минимально фиксироваться на геометрии бокового выреза. Главными определяющими факторами при выборе, как и издревле, будут служить внешний вид снаряжения и его цена.

Итак, Lady carver. Чем отличается лучшая половина человечества? Правильно, обостренным чувством прекрасного. Поэтому снаряжение для милых дам, прежде всего, обязано быть красивым. Или прекрасным, если за его дизайн берется Жан-Шарль де Кастель-Бажак – Rossignol. Если говорить серьезно, то, благодаря несколько иной анатомии, центр масс у женщин действительно расположен несколько ниже мужского. Кроме того, женщины статистически легче. Все это можно спокойно компенсировать некоторым переносом центра крепления вперед и снижением жесткости.

Как правило, женские лыжи также имеют несколько иное распределение промеров в плане. Просто область применения подобного снаряжения и подхода к нему, как правило, – спокойное курортное катание. Право, не припомню спортивных или фрирайдных лыж со специфичной геометрией. Да, ростовки регламентируются FIS иначе, есть некая игра с установкой креплений, но все это в рамках нормальной персонализации. Впрочем, а как же женская модель K2 Phat Luv с геометрией 122 - 90 – 112 мм? Честный ответ – не знаю. Обещаю для следующей серии найти подругу, которая сможет оценить реалии специального снаряжения для женщин. Надеюсь также попробовать K2 всерьез. В конце концов, в начале статьи обещан был сугубо субъективный разбор… По этой же причине, увы, на будет и серьезного разбора сверхкоротких, детских, а заодно и парк-пайповых лыж – ну, не маленький я, да и прыгаю плохо.

Впрочем, коротко, о сверхкоротких лыжах (скибордах). На сегодня утвердился формат 99 см, оптимальный для коротких горок, игр и акробатики. Огромное достоинство данного размера – невысокие усилия, приходящие на ногу лыжника при падении. Следовательно, – простейшие крепления без автосброса. Следовательно, – низкая цена. Расплата – отсутствие поддержки при падении назад. Несколько демократичнее скиборды длины 120 - 140 см, - это уже нормальные, по сути, лыжи, с нормальными креплениями. Да, они великолепно рулятся, прыгают… Просто готовы ли вы покупать вторую (двенадцатую) пару лыж чисто игрового назначения – рынок покажет.

Табл. 1
Марка Модель Ростовка Нос Талия Пятка Радиус
Atomic SL:11m 165 105 64 95 14.5
Fischer RC4 Worldcup SC 170 118 66 99 14
Head Wordcup i.SL Chip CP 13 160 119 64 102 11.1
Rossignol 9S Oversize 165 118 66 104 12
Salomon Equipe 10 3V Race 165 112 65 100 13.2
Volkl SC Racing 165 120 64 107 11.6


Табл. 2
Марка Модель Ростовка Нос Талия Пятка Радиус
Atomic SL:9m 160 117 65 103 11
Fischer RC4 Race SC 170 116 65 98 13
Head Wordcup i.SL CP 13 160 119 64 102 11.1
Rossignol 8S Oversize 158 109 68 92 11
Salomon Equipe 10 SC Pilot 155 122 66 103 11
Volkl Slalom Carver 156 109 64 96 12.8


Табл. 3
Марка Модель Ростовка Нос Талия Пятка Радиус
Atomic Supercross B5 182 107 68 97 19
Fischer RX 9 170 109 69 96 17
Head i.XRC 1100 Chip Super Railflex 2 177 116 68 100 15.6
Rossignol RPM 90 181 109 68 92 н/д
Salomon Crossmax 10 Pilot 180 106 66 98 18.1
Volkl Superspeed 182 115 70 99 19.3


Табл. 4
Марка Модель Ростовка Нос Талия Пятка Радиус
Atomic SX:10m Plus-ti 160 105 65 95 14
Fischer RX 8 170 115 66 98 14
Head i.XRC 1100 Chip Super Railflex 2 177 117 66 101 14.5
Rossignol RPM 70 160 111 67 98 н/д
Salomon Crossmax 8 Pilot 165 108 69 102 14.9
Volkl Supersport ***** 161 114 68 99 13.0


Табл. 5
Марка Модель Ростовка Нос Талия Пятка Радиус
Atomic Metron B5 172 129 76 116 12
Fischer Big Stix 7.5 175 115 76 100 21
Head Monster i.M 75 Chip Super Railflex 2 170 114 74 103 16.9
Rossignol Bandit B2 176 113 76 103 н/д
Salomon Scream Limited 180 114 80 108 22.4
Volkl 7 24 PRO 177 115 77 104 19.0


Табл. 6
Марка Модель Ростовка Нос Талия Пятка Радиус
Atomic STOMP 176 116 88 108 23
Fischer Airstyle 170 112 80 104 23
Head Mad Trix 172 110 74 105 16.9
Rossignol SCRATCH FS 176 110 80 103 н/д
Salomon TENEIGHTY 171 114 80 108 17.1
Volkl KARMA 177 119 87 111 н/д

Материал опубликован в журнале «Горные лыжи» №4 2004 год

Автор: Михаил Ковнацкий
Много лет проработал с лыжами Volkl, знает их и любит, пожалуй, более других. В прошедшем сезоне откатал коллекции ’04-’05 Atomoc, Fisher, Rossignol, Salomon, Volkl.
Квалификация – «опытный пользователь», последний сезон – инструктор в парке «Сорочаны», категория «С» РГШ.

Источник: SKIS/RU
0
   22 Ноября 2004 (17:39)   #
Какой ужас..... :shock:

Как такое можно публиковать? Это же чистой воды графомания. А стиль каков, а слог...
0  
Alevs    22 Ноября 2004 (19:50)   #
psiXXX,
че расpsiXXX,овался то?
можно оказывается, ну и шо...?
по делу скажешь че нибудь?
0  
Vod    23 Ноября 2004 (03:49)   #
Использовать лыжи по их прямому назначению - это такой кайф!!!! (Кстати я этот сезон уже открыл в ноябрьские праздники)

Но вот я пока не понял кайфа писать о лыжах. Надо тоже попробовать, может затянет? :-D
   23 Ноября 2004 (11:53)   #
QUOTE(Vod)
Но вот я пока не понял кайфа писать о лыжах. Надо тоже попробовать, может затянет?  :-D


Это уже высшая стадия лыжного мастерства (типа империализм как высшая и т.д.).
Статья информативна, Не хватает оценок и рекомендаций.
   23 Ноября 2004 (15:57)   #
Я хочу сказать только одно,классика останится классикой навсегда, каких крутых карвинговых лыж бы не предумали.Классика это повседневный лошадиный труд, который доступен не всем, для того чтобы красиво ездить на классике нужны годы.
   23 Ноября 2004 (16:58)   #
QUOTE(Antonio)
для того чтобы красиво ездить на классике нужны годы.

Потому она и вымерла.
   23 Ноября 2004 (19:41)   #
Ни кто ещё не умер!!!
   24 Ноября 2004 (13:13)   #
Да. Наверное еще долго рядом с замороженными мамонтами и стоянками древних людей в Сибири будут находить и окаменевшую классику. Накопи бабла, купи карв (хоть Б/У) и не ностальгируй больше.

ПС. Сам тоже не хотел в свое время переходить, теперь жалею , что не сделал это быстро.
   24 Ноября 2004 (18:18)   #
У нас просто тренер старой закалки,учит только классической езде,и только на классических лыжах.
0  
tulenius    24 Ноября 2004 (20:51)   #
не наю... по-моему, это всё равно, что ездить на телеге вместо машины. сама училась на классике, и много лет каталась на оной, но в жизни не решусь утверждать, что карвы - это неудобно, по сранению с последней. всему свое время. хотя, канешна, кому чего.... однако, неоправданно совершенно нахваливать девайс из ностальгии или "личной привязанности", имхоsmile.gif
   2 Декабря 2004 (10:47)   #
Привет.
В этом тексте много ссылок на правила FIS. Кроме ограничения минимальной длины (напр. 165 см - мужчины, слалом) есть ли еще какие-нибудь ограничения?
0  
BadGuest    2 Декабря 2004 (12:28)   #
забавно. катался в понедельник в волене - видел много самых новых лыж. но еще больше - очень старых: Mizuno, Volkl P30... половина склона рассекала на заслуженой классике, причем и молодые, и старые.
0  
Alevs    2 Декабря 2004 (20:21)   #
[quote=hс]Привет.
В этом тексте много ссылок на правила FIS. Кроме ограничения минимальной длины (напр. 165 см - мужчины, слалом) есть ли еще какие-нибудь ограничения?[/quote]

Вот здесь посмотри целая куча всяких ограничений по длине, ширине, высоте для каждой дисциплины
http://www.fis-ski.com/uk/rulesandpublicat.../equipment.html

Spesifications for competition equipment - все правила ФИС по экипу