Представьте себе, что перед вами склон. Белый, чистый. Поле, перегиб, поле. Тут и там раскинуты скалки, большие и малые. Ниже начинаются кулуары, длинные, крутые. А еще лес… Какая мысль первой появляется у вас в голове?
- Ой, ссыкатно!
Нет, эта мысль тоже придет, но сначала вы подумаете другое. )))
- Сейчас пульну!
Или вариации на тему.
При этом каждый нормальный человек отдает себе отчет в том, что практически любой неподготовленный склон таит в себе потенциальную угрозу. Но как у нас заведено, чем страшнее, тем интереснее. Кататься хочется, а рисковать понапрасну — нет. Поэтому, чтоб не быть «тварью дрожащей» или, наоборот, «слабоумным и отважным», необходимо взять на вооружение несколько правил:
1. Уметь кататься
2. Грамотно выбирать маршрут
3. Иметь необходимое снаряжение
1. Уметь кататься
Имеется в виду, что человек должен, как минимум, уверенно ездить по трассам и уметь поворачивать на любом покрытии, будь то плотный снег, наст или пухляк. И выбирать спуски по силам. Такие, по которым можно ехать и сохранять контроль движения.
Для безопасности так же важно повышать свое мастерство шаг за шагом, не перепрыгивая ступени. Освоили катание по трассам - потихоньку выезжайте за их пределы. Научились ездить по разному снегу вокруг трассы - берите гида или опытных друзей и вперед, на несложные фрирайдные маршруты. И т.д. Не стоит сразу лезть туда, где вы будете тупо сползать на заднем канте, а потом хвастаться, что скатились в супер-пупер кулуаре и, надо же, с вами даже ничего не случилось.
При этом, следует учитывать, что пробуя что-то впервые, райдер в любом случае будет совершать технические ошибки и подвергаться большему риску, чем тот, кто уже умеет это делать. Т.е. не надо ждать, что научившись кататься по 35˚ склонам, человек помчится как лань по 45˚ склонам. Скорее всего, он местами прошкребется, а кое-где и кувыркнется.
Может быть, этот совет кому-то покажется смешным, но многолетний опыт работы гидом на российском курорте показывает, что люди, как бы так помягче выразиться, недооценивают опасностей внетрассового катания.
Пример:
Едем в Северный Цирк на Чегете, а там парень учит свою девушку поворачивать. На вопрос о том, как же их сюда занесло, получаем ответ, что на трассе девушка себе все булки отбила, вот и решили поехать в Северный Цирк, тут-де помягче… Вот так. Но это, конечно, крайность. Данная статья адресована людям, у которых есть голова на плечах.
2. Грамотно выбирать маршрут
Выбор маршрута — ключевой момент во фрирайде. Тут парой абзацев не обойдешься, т.к. нужно не только хорошо кататься, но и уметь «читать» горы: видеть рельеф, выделять его опасные и безопасные места, иметь понятие о лавинах. Об этом написано достаточно много как в печатных пособиях, так и в интернете.
Но все равно тем, у кого нет возможности проводить много времени в горах, я бы посоветовала пройти школу фрирайда, где учат прокладывать маршрут, как в теории, так и на практике. Это, так сказать, азбука фрирайда. Я считаю, что можно самостоятельно, вооружившись пособием, научиться кататься как на лыжах, так и на сноуборде. Тут особо ничем не рискуешь, разве что техника может быть не очень у самоучки, да пара лишних синяков. А вот учиться кататься фрирайд по книжке куда как опасней. Можно и шею свернуть. К тому же, даже катаясь с гидом, хорошо понимать, как и куда ты едешь, чтоб не подвергать никого опасности и получить максимум удовольствия от этого приключения, потому что обыграть интересный рельеф — это всегда добавляет фана.
Озвучу несколько основополагающих правил:
а. Прежде чем куда-то ехать, в обязательном порядке ознакомьтесь с маршрутом. Посмотрите на него снизу, сбоку. Убедитесь, что он везде проезжабелен. Запомните ориентиры. Учтите, что сверху склон будет выглядеть совершенно иначе. Выделите опасные участки и безопасные точки для остановок.
Мысленно проиграйте ваш проезд. Обозначьте себе, где вам нужно быть аккуратным, а где можно и повыпендриваться. И ОБЯЗАТЕЛЬНО представьте, что вы будете делать, если вдруг снег тронется и пойдет лавина. Подумайте, куда вы будете убегать.
При этом стоит учитывать, что в одних местах можно спастись, но есть и места, где деваться вовсе некуда.
б. Оцените лавиноопасность склона
На каждом горнолыжном курорте существует лавинная служба. Проконсультируйтесь с ними о состоянии снежного покрова. Смотрите по сторонам, если на соседних склонах видны следы свежих лавин, значит обстановка неблагоприятная. Прислушивайтесь, если склон под вами проседает и ухает, то в этот день никуда ехать не надо, потому что снег крайне нестабилен. Если же деваться уже некуда, выбирайте максимально безопасный маршрут и будьте начеку.
Так же каждый фрирайдер должен знать о том, как погода влияет на снежный покров. Ветер, снег, резкие изменения температуры — все это может делать склон лавиноопасным.
в. Не катайтесь в одиночку. С друзьями не только интереснее, но они могут оказаться рядом, чтобы спасти вашу жизнь. Из этого вытекает другое правило — учитесь кататься в группе. Лавиноопасные склоны проезжайте по одному, присматривайте друг за другом. Не подрезайте склон над товарищем. Выберите безопасное место для сбора группы. Подъезжая к стоящему человеку, сбросьте скорость заранее.
Ну а если уж приспичило залезть куда-то одному, обязательно предупредите, куда вы направляетесь.
3. Иметь необходимое снаряжение
Подходящие для фрирайда лыжи / сноуборд - само собой, и ВСЕГДА с вами должны быть бипер — щуп — лопата.
Именно бипер позволяет быстро найти человека под лавиной. Если пострадавшего не нашли в первые 15 минут, его шансы на выживание резко сокращаются. Поэтому научиться им пользоваться и попрактиковаться нужно заранее.
Но отправляться в путь с одним бипером без щупа и лопаты — это наплевательское отношение к своим товарищам. Потому что голыми руками быстро откопать человека из-под лавины не получится. Более того, нужно знать, как правильно организовать спасработы. Как правильно искать, каким способом эффективнее всего копать, как оказать первую помощь пострадавшему.
В общем, товарищи фрирайдеры — ученье свет, а неученье — тьма. И учиться мы будем всю жизнь, потому что ни один день в горах не бывает одинаковым.
За фотографии хочу поблагодарить: Наталью Лапину, Дарью Стеценко, Олега Остапцова. А так же райдеров, выступивших моделями: Александра Байдаева, Альберта Байдаева, Павла Грудинина и Васю Филиппенко.
4. Выбирать компанию для спуска вдумчиво. Не ездить сложные маршруты с людьми, которых плохо знаешь.
5. Держаться тех райдеров, с которыми ты " на одной волне". Взаимопонимание на уровне инстинктов сильно сокращает время на принятие решений,ускоряет прохождение маршрута и уменьшает шансы на ошибку из-за недопонимания. Но все равно ключевые моменты иногда нужно проговорить.
6. Никому ничего не доказывать своим катанием и по возможности исключить ажиотаж .Нервничая перед спуском, можно упустить , не заметить что-то существенное. Быть перед спуском максимально спокойным и расслабленным. Оглянуться кругом. Вдохнуть горный воздух, И с чистым сознанием стартовать.
вот.