+22

Минимизация рисков во фрирайде

bm Лента автора 23 Сентября 2015 (13:45) Просмотров: 4205 18


Представьте себе, что перед вами склон. Белый, чистый. Поле, перегиб, поле. Тут и там раскинуты скалки, большие и малые. Ниже начинаются кулуары, длинные, крутые. А еще лес… Какая мысль первой появляется у вас в голове?
- Ой, ссыкатно!
Нет, эта мысль тоже придет, но сначала вы подумаете другое. )))
- Сейчас пульну!
Или вариации на тему.

 


При этом каждый нормальный человек отдает себе отчет в том, что практически любой неподготовленный склон таит в себе потенциальную угрозу. Но как у нас заведено, чем страшнее, тем интереснее. Кататься хочется, а рисковать понапрасну — нет. Поэтому, чтоб не быть «тварью дрожащей» или, наоборот, «слабоумным и отважным», необходимо взять на вооружение несколько правил:

1. Уметь кататься

2. Грамотно выбирать маршрут

3. Иметь необходимое снаряжение


1. Уметь кататься

Имеется в виду, что человек должен, как минимум, уверенно ездить по трассам и уметь поворачивать на любом покрытии, будь то плотный снег, наст или пухляк. И выбирать спуски по силам. Такие, по которым можно ехать и сохранять контроль движения.

Для безопасности так же важно повышать свое мастерство шаг за шагом, не перепрыгивая ступени. Освоили катание по трассам - потихоньку выезжайте за их пределы. Научились ездить по разному снегу вокруг трассы - берите гида или опытных друзей и вперед, на несложные фрирайдные маршруты. И т.д. Не стоит сразу лезть туда, где вы будете тупо сползать на заднем канте, а потом хвастаться, что скатились в супер-пупер кулуаре и, надо же, с вами даже ничего не случилось.

При этом, следует учитывать, что пробуя что-то впервые, райдер в любом случае будет совершать технические ошибки и подвергаться большему риску, чем тот, кто уже умеет это делать. Т.е. не надо ждать, что научившись кататься по 35˚ склонам, человек помчится как лань по 45˚ склонам. Скорее всего, он местами прошкребется, а кое-где и кувыркнется.


Может быть, этот совет кому-то покажется смешным, но многолетний опыт работы гидом на российском курорте показывает, что люди, как бы так помягче выразиться, недооценивают опасностей внетрассового катания.

Пример:

Едем в Северный Цирк на Чегете, а там парень учит свою девушку поворачивать. На вопрос о том, как же их сюда занесло, получаем ответ, что на трассе девушка себе все булки отбила, вот и решили поехать в Северный Цирк, тут-де помягче… Вот так. Но это, конечно, крайность. Данная статья адресована людям, у которых есть голова на плечах.


2. Грамотно выбирать маршрут

Выбор маршрута — ключевой момент во фрирайде. Тут парой абзацев не обойдешься, т.к. нужно не только хорошо кататься, но и уметь «читать» горы: видеть рельеф, выделять его опасные и безопасные места, иметь понятие о лавинах. Об этом написано достаточно много как в печатных пособиях, так и в интернете.


Но все равно тем, у кого нет возможности проводить много времени в горах, я бы посоветовала пройти школу фрирайда, где учат прокладывать маршрут, как в теории, так и на практике. Это, так сказать, азбука фрирайда. Я считаю, что можно самостоятельно, вооружившись пособием, научиться кататься как на лыжах, так и на сноуборде. Тут особо ничем не рискуешь, разве что техника может быть не очень у самоучки, да пара лишних синяков. А вот учиться кататься фрирайд по книжке куда как опасней. Можно и шею свернуть. К тому же, даже катаясь с гидом, хорошо понимать, как и куда ты едешь, чтоб не подвергать никого опасности и получить максимум удовольствия от этого приключения, потому что обыграть интересный рельеф — это всегда добавляет фана.


Озвучу несколько основополагающих правил:

а. Прежде чем куда-то ехать, в обязательном порядке ознакомьтесь с маршрутом. Посмотрите на него снизу, сбоку. Убедитесь, что он везде проезжабелен. Запомните ориентиры. Учтите, что сверху склон будет выглядеть совершенно иначе. Выделите опасные участки и безопасные точки для остановок.

Мысленно проиграйте ваш проезд. Обозначьте себе, где вам нужно быть аккуратным, а где можно и повыпендриваться. И ОБЯЗАТЕЛЬНО представьте, что вы будете делать, если вдруг снег тронется и пойдет лавина. Подумайте, куда вы будете убегать.


При этом стоит учитывать, что в одних местах можно спастись, но есть и места, где деваться вовсе некуда.

б. Оцените лавиноопасность склона

На каждом горнолыжном курорте существует лавинная служба. Проконсультируйтесь с ними о состоянии снежного покрова. Смотрите по сторонам, если на соседних склонах видны следы свежих лавин, значит обстановка неблагоприятная. Прислушивайтесь, если склон под вами проседает и ухает, то в этот день никуда ехать не надо, потому что снег крайне нестабилен. Если же деваться уже некуда, выбирайте максимально безопасный маршрут и будьте начеку.

Так же каждый фрирайдер должен знать о том, как погода влияет на снежный покров. Ветер, снег, резкие изменения температуры — все это может делать склон лавиноопасным.


в. Не катайтесь в одиночку. С друзьями не только интереснее, но они могут оказаться рядом, чтобы спасти вашу жизнь. Из этого вытекает другое правило — учитесь кататься в группе. Лавиноопасные склоны проезжайте по одному, присматривайте друг за другом. Не подрезайте склон над товарищем. Выберите безопасное место для сбора группы. Подъезжая к стоящему человеку, сбросьте скорость заранее.

Ну а если уж приспичило залезть куда-то одному, обязательно предупредите, куда вы направляетесь.  

3. Иметь необходимое снаряжение

Подходящие для фрирайда лыжи / сноуборд - само собой, и ВСЕГДА с вами должны быть бипер — щуп — лопата.

Именно бипер позволяет быстро найти человека под лавиной. Если пострадавшего не нашли в первые 15 минут, его шансы на выживание резко сокращаются. Поэтому научиться им пользоваться и попрактиковаться нужно заранее.


Но отправляться в путь с одним бипером без щупа и лопаты — это наплевательское отношение к своим товарищам. Потому что голыми руками быстро откопать человека из-под лавины не получится. Более того, нужно знать, как правильно организовать спасработы. Как правильно искать, каким способом эффективнее всего копать, как оказать первую помощь пострадавшему.

В общем, товарищи фрирайдеры — ученье свет, а неученье — тьма. И учиться мы будем всю жизнь, потому что ни один день в горах не бывает одинаковым.


За фотографии хочу поблагодарить: Наталью Лапину, Дарью Стеценко, Олега Остапцова. А так же райдеров, выступивших моделями: Александра Байдаева, Альберта Байдаева, Павла Грудинина и Васю Филиппенко.

+22
  • 1
  • 1
+6  
terminator1    23 Сентября 2015 (15:15)   #
Я б еще по собственному небольшому опыту дополнил, если можно:
4. Выбирать компанию для спуска вдумчиво. Не ездить сложные маршруты с людьми, которых плохо знаешь.

5. Держаться тех райдеров, с которыми ты " на одной волне". Взаимопонимание на уровне инстинктов сильно сокращает время на принятие решений,ускоряет прохождение маршрута и уменьшает шансы на ошибку из-за недопонимания. Но все равно ключевые моменты иногда нужно проговорить.

6. Никому ничего не доказывать своим катанием и по возможности исключить ажиотаж .Нервничая перед спуском, можно упустить , не заметить что-то существенное. Быть перед спуском максимально спокойным и расслабленным. Оглянуться кругом. Вдохнуть горный воздух, И с чистым сознанием стартовать.
вот.
  • 4
  • 5
  • 6
0  
bm    23 Сентября 2015 (17:57)   #
Да, совершенно верно. Компания - это важно. Лучше всего гонять со своей компанией, с людьми с которыми вы "скатаны" и которые знают ваши правила и понимают вас без слов. И уж, конечно, с теми на кого можно положиться, что они вас выручат, если что случится. 

Насчет никому ничего не доказывать своим катанием и ажиотажа могу поспорить) Хотя понимаю, что вы имеете виду. 
Мне кажется, что иногда интересно посоревноваться друг с другом, но в дружеском ключе. Когда ваш товарищ решается на что-то, чего вы боитесь, это вдохновляет. Ну ажиотаж... Мне, например, нравится кататься в компании девченок, которые катаются как я или лучше. Я чувствую азарт и прилив энергии. Меня "прет" от этого очень))) и вырастают крылья. Хорошее чувство)
+3  
Stas Boroda    23 Сентября 2015 (16:05)   #

Расскажу свою немного печальную, но надеюсь поучительную историю, заодно внесу свои пять копеек в тему.

Ранний снег - это одновременно и долгожданный кайф и серьезная опасность, но удержаться не возможно. icon_smile.gif

11-е октября 2013г., катаем небольшой, но фанатичной бандой в горах Кузнецкого Алатау, склончик не большой - 300м вертикального сброса, однако уклон есть, рельеф присутствует, вход:

post-25416-0-32441100-1443013573_thumb.j

 

я стартую последним, прохожу все "жопные" места, но в самом низу, на выкате, маленькое озерцо метров 30-40, оно забито снегом, лыжники проталкивают себя палками коньковым ходом, мне придется идти пешком по развилку в снегу, идти-то всего ничего, но голос разума угас, я на самом последнем крутячке решаю дать прямого и взять положняк ходами - и хрен угадал. 

выход:

post-25416-0-08342500-1443014124_thumb.j

след мой, но фотку делал не я, фотал водитель ратрака (я улетел еще метров на 10 ниже). Ратрак зашел на мою эвакуацию, рискуя провалиться в озерцо. Я же лежал лицом вниз, вспоминая как дышать т.к. временно утратил этот навык. Не сломал ничего - неделю лежал, еще три недели ходил на костылях, полгода не мог поднять правую руку выше плеча, огромные черные гематомы по всем тему в ассортименте, ну еще много чего до кучи.

 

Мои пять копеек:

Первый снег коварен, он скрывает ловушки. Если вышли на первый снег - не разгоняйтесь, держите скорость ниже среднего, стойка максимально низкая. Не позволяйте эмоциям и эйфории взять верх. 

  • 4
  • 5
  • 6
0  
bm    23 Сентября 2015 (18:01)   #
Очень даже поучительная история. Подснежники бывают коварными. Кроме того, даже на первый снег надо выходить во всеоружии, с бипером, лопатой и тд. Потому что, снег еще не слежался и вполне может сходить. И, если на первый взгляд его мало, на выходе лавина может быть достаточно большой, чтоб причинить вред здоровью.
0  
beda    23 Сентября 2015 (21:58)   #

6. Никому ничего не доказывать своим катанием и по возможности исключить ажиотаж .Нервничая перед спуском, можно упустить , не заметить что-то существенное. Быть перед спуском максимально спокойным и расслабленным. Оглянуться кругом. Вдохнуть горный воздух, И с чистым сознанием стартовать.

вот.

небольшая добавка ...

- если вас не хотят куда то брать то наверное на это есть какие то основания ... не надо "бить копытом" вкл голову на критическое осознание собственных недостатков ( а не обиду и досаду) и просто спроси в лоб.

- бывает просто "некатучий день"  ( как то все тяжело и все лень) или день когда наоборот " слишком все здесь здорово и прекрасно" что невозможно умерить "ажиотаж" ... проведите этот день в покатушках по трассе и около от кабака до кабака. Вы же не на соревнованиях и не на работе.

 

тут еще по соседству тема о самоспасе.

- даже если вам по силам "круто проехать" "замочить многометровый дроп" то подумайте что делать если бы нарветесь на камушек под снегом и даже не повредитесь а просто лишитесь снаряги?  Не мочить и не прыгать = неверно, но вот на маршрутах откуда эвакуация затруднена такого делать без необходимости не надо даже когда в своих силах вроде как уверены. Всякое бывает.

0  
4ELOVEK    23 Сентября 2015 (22:00)   #
Блин! А расскажите как это-катать со своей компанией в первый раз. Если у них опыт как у вас нулевой? Ну как Вы нашли свою компанию для фри?)
  • 4
  • 5
  • 6
0  
bm    24 Сентября 2015 (09:47)   #
Лично мне повезло, я начинала кататься в компании друзей, которые были на тот момент продвинутыми фрирайдерами-первопроходцами))) Если нет очень опытных друзей, то в любом случае, надо проходить какую-нибудь школу или гида брать. Школа должна проходить в горах, с теорией и практикой в полях. Причем я считаю, что нужно делать больший упор именно на выбор маршрута. Потому что к нам очень часто приезжают сознательные ребята, прослушавшие лавинные курсы, с ABS-ми, со всеми причиндалами. Но! Ездят, часто, стремно. Режут друг над другом склон, предлагают шурфы рыть на задутом перегибе и т.д. В любом случае, конечно, лучше что-то знать, чем ничего)))
 
0  
YurikSN    23 Сентября 2015 (22:19)   #

Блин! А расскажите как это-катать со своей компанией в первый раз. Если у них опыт как у вас нулевой? Ну как Вы нашли свою компанию для фри?)

Первые разы с гидами, видимо. Там и компанию можно найти )
  • 1
  • 1
0  
terminator1    23 Сентября 2015 (22:24)   #

Первые разы с гидами, видимо. Там и компанию можно найти )

я просто в одно рыло начинал кататься. Но лыжи узкие были, далеко от трассы не уедешь. Потом с гидом один или 2 дня по случаю. А потом стархерцев в поезде встретил и понеслась.....
0  
Тдщ    23 Сентября 2015 (22:58)   #
Классная статья, спасибо.

Подскажите, пожалуйста, гидов на Эльбрусе и в Красной Поляне! В этом сезоне надеюсь одно из двух мест посетить (а в идеале оба) именно с целью доступного фрирайда с подъёмника, но вот компании нет. 
Основы лавинной безопасности знаю, на лавинных лекциях бывал, лавинный комплект почти есть, а вот опыта фрирайда - кот наплакал, хоть на лыжах давно стою.
 
  • 4
  • 5
  • 6
0  
bm    24 Сентября 2015 (09:38)   #
В Приэльбрусье могу вам посоветовать обращаться к нам, заходите на bigmountain.ru, а в Красной поляне связывайтесь с нашими друзьями snowsports.ru . Они прекрасно знают места, хорошо катаются, ответственные и надежные.
 
  • 1
  • 1
0  
medved-bur    24 Сентября 2015 (11:12)   #
Это все конечно правильно.  Но надо понимать , что все равно бывают фатальные случаи даже при соблюдении правил.
 
 
0  
burnatali    26 Сентября 2015 (11:27)   #
Фатальные случаи и дома бывают, что теперь на склон не ходить?
  • 1
0  
Аlexander_Gulmarg    26 Сентября 2015 (11:36)   #
Мне показалось статья слабой для портала БольшиеГоры. Понимаю что на личном опыте, но тогда и надо было ее назвать "мой опыт безопасного фрирайда".

А в этом названии есть заявка на какую-то структурированность и анализ проблемы. А его нет.

Для начала стоит расписать эти самы риски в определенном порядке (смертельности, вероятности и пр.).
Затем указать на ошибки которые к ним приводят. Можно проилюстрировать на личном опыте.
Потом способы эти ошибки избежать.

Получится раза в 3 длиннее, но конкретно и применимо.
  • 4
  • 5
  • 6
+2  
bm    26 Сентября 2015 (23:41)   #

Отвечу. 

Мне показалось статья слабой для портала БольшиеГоры. Понимаю что на личном опыте, но тогда и надо было ее назвать "мой опыт безопасного фрирайда".

Хоть моего опыта катания было бы и вполне достаточно для раздачи советов не профессиональным райдерам, я все же не настолько самоуверена и при написании этой заметки базировалась на мнения таких уважаемых людей как Александр Байдаев, Игорь Комаров и Ксавье Де Дя Рю. 

А в этом названии есть заявка на какую-то структурированность и анализ проблемы. А его нет.

Тут ничего не анализируется. Тут советы по существу.

Для начала стоит расписать эти самы риски в определенном порядке (смертельности, вероятности и пр.).
Затем указать на ошибки которые к ним приводят. Можно проилюстрировать на личном опыте.
Потом способы эти ошибки избежать.

Я намеренно этого не делала, тк писала не дисертацию по рискам во фрирайде, от которой толку, как от сказочного пророчества: "Налево пойдешь - коня потеряешь, направо пойдешь - жизнь потеряешь, прямо пойдешь - жив будешь, да себя позабудешь." А озвучивала свои скромные рекомендации российским райдерам. Всего три простых понятных пункта. Научиться кататься, пройти школу, включающую теорию и практику на горе, обзавестись лавинным оборудованием и научиться им пользоваться. 
Базируясь на своем десятилетнем опыте работы гидом, со всей ответственностью заявляю, что   этого не хватает очень многим нашим фрирайдерам-любителям и даже отнюдь не новичкам.

Получится раза в 3 длиннее, но конкретно и применимо

Не люблю лишних слов. 

 

0  
skiernik    26 Сентября 2015 (20:59)   #

Мне показалось статья слабой для портала БольшиеГоры. Понимаю что на личном опыте, но тогда и надо было ее назвать "мой опыт безопасного фрирайда".

А в этом названии есть заявка на какую-то структурированность и анализ проблемы. А его нет.

Для начала стоит расписать эти самы риски в определенном порядке (смертельности, вероятности и пр.).
Затем указать на ошибки которые к ним приводят. Можно проилюстрировать на личном опыте.
Потом способы эти ошибки избежать.

Получится раза в 3 длиннее, но конкретно и применимо.

Похоже ты действительно знаешь "как надоwink.png

Включайся, просто сделай это для всех - just do it all 

Сделай это прям в том порядке как ты описал выше good.gif (примеры из личного опыта приветствуются!)

Сделай! А  Респект и Уважуха народа будут тебе наградой за труды drinks.gif

Сделай обязательно! ... иначе ты сильно рискуешь прослыть ... эээммм, прослыть "теоретиком"unknw.gif  

  • 1
+1  
Мидвед    26 Сентября 2015 (21:21)   #

Мне показалось статья слабой для портала БольшиеГоры. Понимаю что на личном опыте, но тогда и надо было ее назвать "мой опыт безопасного фрирайда".

А в этом названии есть заявка на какую-то структурированность и анализ проблемы. А его нет.

Для начала стоит расписать эти самы риски в определенном порядке (смертельности, вероятности и пр.).
Затем указать на ошибки которые к ним приводят. Можно проилюстрировать на личном опыте.
Потом способы эти ошибки избежать.

Получится раза в 3 длиннее, но конкретно и применимо.

Вообще-то, она гид и т.д. и т.п. по этому поводу. На эту тему написано куча материала на этом ресурсе, поэтому она решила не мудрить и в итоге ты читаешь то, что читаешь))))))))) Ибо она прекрасно знает аудиторию этого ресурса, так как если она хоть как-то попытается раскрыть тему, местные фрирайдеры её тут же заклюют и не подавятся ))))))))))

0  
JIAY    27 Сентября 2015 (01:13)   #

Аlexander_Gulmarg   сб. 26 Сентября 2015 (11:36)   #

Для начала стоит расписать эти самы риски в определенном порядке (смертельности, вероятности и пр.).

Независимо от расписания рисков! Большая гора, свою дань, всегда соберёт!