Четверо из них резко выделяются среди остальных. Во главе идёт Франция с 57,6 млн человеко-дней, далее Австрия (56 млн), США (52,2 млн) и Япония (52 млн). На долю этой четвёрки приходится 220 млн человеко-дней, или 58% от мирового рынка. За ними идут Италия (37 млн человеко-дней), Швейцария и Канада (по 17 млн каждая). В целом на страны-лидеры приходится 64% станций и 76% парка механических подъёмников. Далеко позади идёт десяток "малых" стран таких, как Норвегия, Германия, Чили или Болгария. Количество человеко-дней у них колеблется от 300 000 в Болгарии до 4 млн в Норвегии.
Интересно посмотреть, какова доля "национальных" лыжников в общем количестве человеко-дней у каждой страны. В Японии, несмотря на уменьшение общего числа катающихся, доля японцев составляет 99 %, и только 1 % приезжих. США идут вторыми: 94 % американцев, или 49,3 млн. человеко-дней. Франция замыкает тройку: 82 %, или 46,1 млн. человеко-дней. США и Франция принимают соответственно 5 и 18 % приезжих. Нужно отметить, что немецкие лыжники в Австрии обеспечивают 19 млн. человеко-дней, что составляет 80 % от общего числа катающихся немцев, а доля самих австрийцев в Австрии составляет только 40 %. Германия с её относительно слабым собственным рынком в 2 млн человеко-дней является лидером по "экспорту" лыжников - более 30 млн человеко-дней за границей.
Интересно также посмотреть, какова популярность горных лыж в разных странах. Во главе идут Австрия (2,37 человеко-дня на одного жителя), Андорра (2,08) и Швейцария (1,68). В этом нет ничего удивительного, поскольку в этих странах 95 % населения проживает меньше, чем в одном часе езды от горнолыжной станции. Далее, но с большим отставанием идёт Франция - только 0,82 человеко-дня на одного жителя. В этой стране только 14 % населения живёт в одном часе езды от горнолыжной станции. США следуют далеко позади - 0,19 человеко-дня на одного жителя. Эта цифра объясняется тем, что американцы посвящают развлечениям меньше времени. Для сравнения, французы имеют около 41 дня в году отпусков и различных каникул против 22 дней в США. В других странах имеются другие причины низкой популярности горнолыжного катания: удалённость горнолыжных станций от мест основного проживания как в Чили и Австралии; низкая покупательная способность населения как в Турции и Болгарии и т.д.
Общие расходы населения на горнолыжное катание оценить затруднительно: среднюю стоимость ски-пасса оценить значительно легче, чем оценить расходы на занятия в горнолыжных школах, питание, проживание или аренду горнолыжного оборудования. Вот несколько сведений, которые, не будучи достоверными на 100 %, дают тем не менее определённое представление: американцы тратят больше всех - 67,26 евро в день, половину из них на ски-пасс, а другую - расходуют в пределах станции. Далее идут три других страны "дорогого катания на лыжах", а именно Австралия (62,59 евро), Япония (30,23 евро) и Швейцария (29,82 евро). Следует учесть, что Япония и Швейцария предоставили сведения только по ски-пассам. Так же как и Франция, где средние расходы в день составляют 13,89 евро.
Из приведённых сведений очевидно, что лидерами являются Франция, США и Япония. Интересно проследить изменение количества человеко-дней в этих странах. Первое заключение: американский и французский рынки за последние два десятилетия развивались похоже. В США за последние 20 лет количество человеко-дней увеличилось с 50 до 54 млн. Во Франции рост был более заметен: с 40 млн в 1981-82 гг. до 57 млн в 2000 г. В Японии динамика рынка была более специфической: за 10 лет с 1981-82 гг. до 1992-93 гг. - резкий взлёт с 30 до 115 млн человеко-дней, при этом в период с 1988 по 1995 гг. прирост составил 30 %. После этого пика 10-летней давности произошло падение до сегодняшних 52 млн. человеко-дней, что объясняется экономическим кризисом в этой стране в середине 90-х годов, резким падением рынка недвижимости и разрывои между спросом и предложением. Бум и падение, равных которым нет ничего в мире.
Различные подходы к развитию и концепциям горнолыжного катания в разных странах мира. В Северной Америке горнолыжное катание в период с 30-х годов и до нашего времени развивалось по схемам свободного предпринимательства. В 50-60-е годы сотни предпринимателей кинулись в погоню за белым золотом и открыли большое количество станций - 1.200 в США и 500 в Канаде на начало 70-х годов. На сегодняшний день из них осталось 507 в США и 240 в Канаде. Станции включают огромные паркинги и зону приёма посетителей, где сосредоточены базовые службы сервиса, и зоны горнолыжного катания. На станции, рассчитанные на долговременное пребывание клиентов, приходится половина общего жилого парка в 300.000 коек, имеющегося в наличии у подножья американских горнолыжных трасс.
В Японии, как и в США и в Европе, зимние виды спорта развивались после окончания второй мировой войны. Развитие было анархическим, без продуманного обустройства, поскольку инфраструктура для приёма семей с детьми, т.е. катающихся в возрасте от 18 до 35 лет, 65% из которых - девушки, строилась слабо. Начав развитие по американской схеме "снежного стадиона", японцы затем перешли к строительству станций на базе существующих деревень, некоторые из которых затем были поглощены процессами урбанизации. Например, горная станция Гала, где вокзал скоростного поезда располагается в конечной станции гондольной дороги. В 80-х и 90-х годах станции, первоначально строившиеся из подручных материалов, превратились в большие ансамбли современной или традиционной архитектуры.
Южная Корея, Китай и Россия - рынки будущего. В других регионах зимний туризм начал развиваться позднее. Южная Корея, по примеру США и Японии начала в конце 80-х годов строительство снежных стадионов неподалёку от крупных городов. Сейчас в стране имеется около пятнадцати лыжных станций, на 90 % покрытых искусственным снегом. После экономического замедления между 1996 и 2000 гг. Южная Корея снова имеет экстраординарный рост и насчитывает много новых проектов. Например, строительство станции рядом с казино Кангвон, которое приносит 2 млн евро прибыли в год. Новый подход, который может оказаться рентабельным. Число человеко-дней оценивается в настоящее время более, чем в 5 млн, что ставит Южную Корею между 10-м и 13-м местом в мире.
В России горные лыжи находятся в стадии зарождения. Ими занимаются в основном вокруг крупных городских центров как Москва. Станции на берегу Чёрного моря, Западный Кавказ на сегодняшний день наиболее посещаемы. В результате такого развития эта страна может быть важным рынком сбыта для французских предприятий. В отсутствии прямых сведений о посещаемости станций можно ориентироваться на другую цифру, которая говорит о развитии этого рынка: ежегодно продаётся 60.000 пар новых горных лыж при ежегодном приросте продаж порядка 15%.
Что касается Китая, то катание широкой публики практикуется там всего два последних сезона. До этого им занимались только спортсмены в специально оборудованных центрах. Демократизация началась в 1995 г., когда на северо-востоке страны оборудовали станции для широкой публики. Но нужно было дождаться 2001 г., когда первые снежные стадионы появились вокруг Пекина. За два года вокруг столицы было построено 12 стадионов, и наиболее популярные из них уже переполнены по субботам и воскресеньям.
Исследование реализовано "Франс Неж Энтернасьональ" под руководством Жерара Бувье
Оригинал: Журнал «AMENAGEMENTS @ MONTAGNE», №175 (февраль-март 2003)
Источник: SportExpert.ru |