Муж вздыхает, глядя на жену, выходящую из салона красоты: ну, хоть попыталась…
Мальдак Ultra Hard позади! Но он точно остался в моем сердце (не рубцами))… и, возможно, он же еще впереди!
Для нас с Василием эта гонка закончилась на отметке 50 км (из 100), куда прибежали на несколько позже контрольного времени, которое отмерялось в 9 ч. 30 мин. для этого отрезка, за что и заслужили записи в протоколе OTL вроде как over time limit.
Однако доволен собой!
Отвечу за себя: гонка оказалась намного круче того, что мог себе даже представить. Впервые в жизни близко и очень тактильно познакомился с курумником… с суровым и беспощадным. Это общение уже не забуду.
К старту нашей дистанции везли от стартового (в нашем случае - финишного) городка на микроавтобусе у мелокой деревушки Новоаршанское около 3 часов. Нас оказалось 57 человек.
Короткий бриф перед началом, где
успокоили тем, что трасса хоть и сложная, но времени более чем достаточно для того, чтобы пройти ее неспеша. Как часто вспоминал об этих словах следующие 10 часов. После обратного отчета под дружное и наивное уррра радостно ускакали в ночь. Особенности почвы того района Башкортостана – суглинок, который даже после небольшого дождя еще долго держит лужи. В нашем же случае несколько дней к ряду перед забегом лил дождь. Оговорюсь, что его продолжение метеорологи пророчили и на наши даты (к счастью, нас практически не зацепило, хотя финишерам досталось). Соответственно, грязи было в избытке. Первое время, я, как искренний чистоплюй старательно оббегал лужи и грязные места, в то время как окружающие более опытные попутчики, как мне показалось, практически намерено сразу полезли в самую грязюку.
Оказалось, что это впечатление меня не обмануло. Очень быстро, по мере углубления в лес, наша тропинка превратилась в сплошной говномес, в котором не было уже возможности найти относительно сухие и чистые участки. Ты лишь с трудом выдергиваешь ноги из месива, стараясь не потерять там обувь. Разумеется, вскоре вляпавшись это все, осознал тактику окружающих бегунов. Когда твои новенькие чистенькие кроссовки превращаются в два куска грязи на твоих ногах, ты перестаешь тратить время, физические, а, главное, моральные силы, на поиск сухого пути, отпускаешь себя и погружаешься темные воды гонки. Еще в стартовом городке в Вари вызвал фурор чувак, который собирался на старт в беленьких кроссах… тут уже не существовало подразделения обуви по цветовой дифференциации.
Дальше на грязь уже не обращали внимание, с огромным удовольствием забегая в
форсируемые речки и глубокие лужи, не надолго расставаясь с уже ставшей родной грязью.
Но в след за этим духовным освобождением, последовало новое неприятное открытие – протектор супер-пупер кроссовок забился этой башкирской грязью и тут же перестал работать… Первое впечатление, корова на льду! Увлеченно стараешься удержаться на ногах. В это время слышишь сзади вопль Васи, просит слегка обождать. Он догоняет меня, тут вижу, что Вася уже успел собственной задницей измерить глубины белорецких луж… впрочем, как и
большинство окружающих. А окружающие за это время уже растянулись и разделились на несколько пелетонов. Мне показалось, что мы, как и на прошлогоднем Эльбрус Рейс, возглавляем последний из них. Это было не совсем так, в след за нами было не более 4-5 человек, которые достаточно быстро нас обошли. Тут себя поймал, что уже на этом участке нет и намека на должное в начале гонки ощущение легкости в ногах.
Дабы не терять равновесие на столь ненадежном покрытии достали палки и продолжили свой путь вперед и наверх , периодически на подъемах переходя на агрессивный шаг.
Наконец мы добрались до первого пункта питания, который в это момент не имел особого прикладного значения, на 12 км от старта запасенного внутриутробного гликогена еще хватало, а жидкости в избытке окружали нас.
Этот пункт питания ознаменовал начало первого на трассе курумника на Большом Кумардаке. Этот курумник был первым из многих, в т.ч. многокилометровых. В предрассветных потемках не успел толком его испугаться. Удивились спускающимся уже навстречу после контрольной отметки на вершине остальным участникам. Если мы, убрав бесполезные на этом участке палки, карячились на четырех точках, навстречу народ сползал уже и на пятой.
В этот момент мы еще не осознали, что столкнулись с главным проклятием этой гонки. Я поразился тому, что моя обувка никак не хочет держаться на мокром камне. Списал это лишь на то, что Hoka Mafate, несмотря на заявленную горную специализацию, не заточены под этот праздник жизни. Пока я в очередной крепил постоянно выпадающие с новенького еще неосвоенного саломоновского бегового рюкзака трекинговые палки (разобрался с системой крепежа палок), мимо меня прошли все остальные участники. Разворот на высшей точке горы, где ориентиром служил зеленый лазер.
На обратном пути с горы (в этом месте трасса делала петлю с заходом на гору Кумардак) услышал, что выпали из креплений палки. Обернувшись, к огромному свое огорчению обнаружил на тропинке лишь одну из двух палок. Печалька!
Трекинговые палки были оч. классными – Masters, одни из самых легких (170 г), карбоновых, но крепких. В последующем маршруте уже на единственном экз. убедился, что их стойкости оказалось достаточно для этого трейла. Но долго рыдать по поводу утраты не было времени, бросился догонять ушедших вперед (на этот момент, был первым… с конца)). Уже вскоре у подножия Кумардака обошел еще одного коллегу, удивился, что это не Василий. Впрочем, вскоре настиг и его, тут мы уже в привычной компании почесали вперед. Пройдя развилку петли, попросил стороживших и наставлявших на путь истинный оргов сообщить по рации сидящим под курумником Кумардака при снятии разметки внимательнее посмотреть дорогую мне утраченную палку.
Дальше был долгий ровный участок к гостеприимному пункту питания 26 км, где с огромным удивившим меня аппетитом навернул гречки с тушенкой, а дальше началась 400 метровая каменная речка. Все тот же мокрый покрый склизким лишайником курумник… это надо видеть см. фото. Но эта речка хотя бы была без подъема к небесам.
Адский курумник Машака
Сразу после каменной речки начался самый жесткий участок (по крайней мере на первой половине) гонки – курумники Машака. Вся гора и состояла из этого сплошного кошмара. К этому моменту ноги уже позабились и подустали. Тут надо оговориться, что я из-за своего разгильдяйства не уделил должного внимания закачиванию бедренных мышц, по существу, ограничившись лишь бегом, на детские горки парка Коломенского. А следовало скакать по лестницам, упражняться с кубом или тумбой.
Теперь за это я платил забивающимися бедрами. Самое ужасное было в том, что хваленные трейлраннинговые Хоки абсолютно не держались и на мокром камне… при этом на сайте Хоки написано «Агрессивные шипы для сложных погодных условий. Специальный резиновый материал на протекторе для сцепления на мокрой каменистой местности».
Как же я их материл в тот момент. Раз за разом после очередного фейла подскользувшаяся нога улетала в расщелины между мокрыми глыбами, каждый раз чудом умудрялся избежать травм, ограничиваясь ссадинами и синяками. Но тут же понимал, что везение не будет бесконечным, силы, а с ним внимание, уходят и уже следующий камень может закончить мое участие в мероприятии. Это изматывало и психологически. После очередного падения уже начинаешь испытывать парализующий тебя страх. А трасса проложена так, что очередной перевал после небольшого спуска переходит в новый подъем, по которому ты карабкаешься уже на 4 точках, страхуясь руками. Тут же выясняешь, что спуски по мокрому курумнику более опасны, чем подъемы – улетев при падении вниз на камни, ты рискуешь разбиться гораздо сильнее. А ты идешь, если не последним, то предпоследним, и прекрасно понимаешь, что тот же Вася и остальные в случае чего хватятся тебя совсем не скоро. Телефонной связи же нет совсем. Как результат, скорость передвижения падала до 1.5 – 2 км в час, т.е. более получаса на 1 км. Но в те моменты уже не думаешь о контрольном времени. В голове: «Только не травмироваться! Только не поломаться! Только не убиться!»
Небольшое выполаживание на вершине, Васю уже давно не вижу и не слышу, местами теряю трассу. Тут даже в своем упадническом темпе обхожу уже совсем отчаявшегося выбраться коллегу по забегу, но не Васю, у него те же проблемы, хоть и обувь другая… Пытаюсь ободрить его. Под вершиной Машака контрольная точка, где организаторы считывают чип с номера, поясняют, что проклятия в адрес состояния курумника слышат от всех пробегающих. Узнаю, что Вася впереди на 4-5 минут.
Тут вскоре адский треш машакского курумника остается позади, спуск уже по обычному земляному склону. Этот убийственный для ног и остатков воли участок длился 3 с лишним км.
На спуске уже пригодилась хоть уже и единственная, но все таки полезная трекинговая палка. Хоть и чувствую, как на спуске болят забитые бедра, понимаю, что нужно нагонять упущенное на курумниках время. Бегу вниз, периодически лишь периферийным зрением отмечая те россыпи белых и других грибов, голубики, который в изобилии вокруг тропы, уже утоптанной пробежавшей передо мной полусотней попутчиков. Дальше вплоть до 41 км был относительно пологий участок с небольшими подъемами, на которых продолжал бежать и удивляться, от чего никак не догоню Васю. Он обычно на горных участках убегал от меня, я же настигал его на плоскачах, а тут его нет и нет. Чего это он так уперся, думаю я и начинаю в голове загибать пальцы, вычисляя оставшиеся километры до 50-ого с отсечкой контрольного времени в 12.30. Получается совсем впритык… а впереди еще очередная гора и подъем на Инзерские Зубчатки. Только бы не снова курумник. А оставшийся до отсечки контрольного времени оценить не могу, ввиду того, что не справился с впервые оказавшимися на руке Suunto 9 километраж. Не удалось из упражнения запустить навигацию… и наоборот)) Лох, это судьба. Значит, Вася из-за КВ уперся. Прибавляю темп и я.
Варя в печали. Ее понять не сложно - шла на 2-м месте... адский курумник
Добежав до пункта питания 41 км, с изумлением обнаруживаю там восседающую своего друга - Варю Журавлеву, которая была обязана быть в лидерах гонки. Поясню, Варя многоопытный трейл- скайраннер, у нее за плечами куча стартов, где она была в медалях, в 19-м году отбиралась и успешно принимала участие в таких супергонках как UTMB – Ultra Trail du Mont Blanc. А тут она сидит на пункте питания и уже точно никуда не спешит. Выясняется, что курумники и ей дались совсем не даром. Она дважды серьезно убралась – первый раз жестко села на попу еще на Кумардаке, потом пересчитала зубами камни на Машаке. Падения аукнулись в спине и до отметки 41 она добиралась уже на болеутоляющих и помощи друзей. Я успокаиваю Варю тем, что вроде с виду вроде нос у нее остался на месте, зубы, кажись, тоже. Варя, отвечая мне взаимностью, сообщает, что Вася, который пробежал тут 5 минут назад, на словах просил передать, чтобы я сходил с дистанции на этой отметке и мучил себя. Обозленный на эти слова друга тут же бросаюсь в погоню за ним, уже не обращая внимания на восклицания Вари, что за оставшиеся час с небольшим до КВ (контрольного времени) 10 км с горой не пройти!
Видимо, мои эмоции выступили психологическим допингом, как еще иначе объяснить, что уже вскоре нагнав на начале подъема на Зубчатки Василия в компании с другим бегуном попутчиком Сергеем, проскочил мимо них с воплем: «Щенки, в сторону!». Несколько удивился, когда отметил, что ни Вася, ни его новый спутник по горной жизни не сделали ни единой попытки уцепиться за мной. Тут навстречу один за другим показались толпы уже забежавших на вершину Зубчаток. Поясню, что трасса в этом месте давала очередную петлю с забегом на восхитительные виды Инзерских Зубчаток. С иллюзорной надеждой уцепиться за контрольное время на границе анаэробого режима ломился вверх, естественно, это не был бег, подъем крутоват. Поинтересовался у спускавшегося, прихрамывая, бегуна, как выяснилось потом – Александра, далеко ли до вершины. Его ответ меня сильно озадачил, близко, сказал Александр, но дальше все круче, мы не успеваем по контрольному времени. «Мы не успеваем»! При этом я еще карячусь наверх, не видя даже обозначенной вершины, а он, пусть хромая, но уже вниз к контрольной точке. Но долго раздумывать не стал, а лишь продолжил свой порыв, решив усугубить его кофеиновым гелем. Однако никакого доп. эффекта от него не почувствовал, видимо, и так шел на адреналине.
К контрольной точке на вершине Инзерских зубчаток нужно было забираться на выступ на высоте 2 м. Вскарабкавшись по стволу приставленного дерева, осознал, на сколько после курумников болят бедренные мышцы. Наверху открылись настолько завораживающие виды, что на полминуты забыл про то, ради чего я там. Ребята, наряженные пиратами (предводителя назвал Бармалеем) убеждали подняться еще выше, там еще краше… но я уже интересовался, сколько до контрольного пункта и сколько у меня еще времени. Их информация была самой ужасной, какую можно придумать – до пункта отсечки времени 4 км вниз под гору, в запасе 24 минуты… т.е. по 6 минут на км. Ужас в том, что впритык совсем, тут же поспешил туда. Спускаясь назад, встретил обогнанных ранее Васю и Сергея. Бездумно ломанулся вниз и неожиданно понял, что оказался с другой стороны хребта. В панике назад, пытаюсь перебраться обратно, потеряно время, 10 минут. Все таки дефицит углеводов сказался и на мыслительных способностях. Стоп… все… гонка для меня уже окончена. Тут понимаю, что на своих ногах быстро спуститься к контрольному времени уже никак не успею. Тут встречаю Васю и Сергея, с которым мы уже без надежд на продолжение отправляемся к отметке 50 км. Там мы оказались через час с лишним. В два раза быстрее спуститься я бы не смог, да и если бы… это лишь отсрочило бы мою эвакуацию еще на 30 км (следующая точка возможной эвакуации 81 км).
Внизу нас уже ждала прекрасная компашка из хромающих и более здраво оценивающих свои силы. Когда к нам присоединилась Варя, а также финишировавший под аплодисменты, самый возрастной, из стартовавших Вагиз, наш коллектив неуложившихся по времени и сошедших на отметке 50 км составил 9 человек.
Дальше была эвакуация недобежавших, на этом вездеходе со скоростью 5 км в час мы неслись по башкирским таежным топям, разбитым лесовозами дорогам, периодчески по речкам. Другое там не проедет
Из них двое сошли по причине травматизма (включая Варю), остальные также были покоцаны в той или иной мере. Еще один участник – непонятно как пробившийся через карантинные кордоны румын сошел, будучи травмированным еще на первом курумнике на спуске с Кумардака. Таким образом, из 57 участников половину дистанции прошли 47. До финиша же в отведенные 20 часов (а точнее, в 20 ч. 12 минут) добралось 35 героев. Напомню, что год назад на Эльбрус рейсе на дистанции 109 км до финиша в контрольном времени добрались более 90 процентов стартовавших.
За себя скажу, что шансов уложиться в 20 часов по тому состоянию трассы у меня не было даже теоретически. Знаю тех, кто пробежал в последних зачетных рядах за 20 ч. 11 минут. Так как бегают эти ребята, я не побегу никогда. Хотя бы по тому, что не могу столько времени посвящать только беговым тренировкам. Был бы хоть какой-нибудь шанс в случае, если курумники были бы сухими. Иначе – нет.
Это и объясняет, почему, одолев лишь половину дистанции, остался доволен собой. Я не мог себя обвинить в том, что где-то не дожал, где-то не доработал или не дотерпел. Шел дистанцию на своем пределе и, считаю, что вместе с другом Васей прошел ее достойно. Можно сказать, что впервые отведал настоящего трейла! Все-таки прошлогодний забег вокруг Эльбруса в 109 км, несмотря высокогорный характер дался гораздо легче. Лимит времени в 40 часов позволял двигаться в режиме клуба пенсионеров по скандинавской ходьбе. Тут же пришлось бежать везде, где был шанс. Вроде получалось. И еще. По итогам этой гонки стал понимать, что ультратрейлы можно и нужно бегать) Пропала психологическая боязнь трехзначных чисел… (разумеется, больше 100 км пока не планирую))))
Хотя и от гладких марафонов отказываться не собираюсь)
Такой сверхтяжелый для меня старт именно то, что было нужно по нынешнему коронавирусному году с кучей порушенных планов.
Про амуницию:
Обувь – как написал выше бежал в Hoka Evo Mafate 2. Они меня разочаровали. Не держали ни грязь, ни мокрый камень. В качестве альтернативы на будущее запланировал пробовать La Sportiva Akasha или их же Ультрарепторы. Они хоть и тяжеловаты, но подошва очень цепкая. Хотя… кто его знает… справились бы они с мокрым курумником, покрытый пропитанным водой лишайником.
Посмотрел в чем бежали лидеры. Вроде Terrex адидас. Про них тоже буду думать. Ни разу не мерял. Еще видел те же ля спортивовские Ультрарапторы
Беговой рюкзак - Salomon Adv Skin 12 Set оказался идеальным для этой гонки – легкий (277 г). Куча удобных и емких карманов. Двух «предустановленных» полулитровых мягких фляг было достаточно и для самого длинного участка без воды (26-41 км с курумниками Машака). Есть опция для питьевой системы с термоизолированным карманом. Но я не воспользовался ею, лишь взяв запасную флягу на 0.5 л, которая, впрочем, не потребовалась.
Единственно, нужно было предварительно разобраться с системой крепления трекинговых палок, что по глупости не сделал, пришлось осваивать по ходу, что стоило временной утраты одной из них.
Палки Masters TRECIME CARBON по ходу гонки требовались не часто, тем более по причине утраты одной из них в самом начале. Однако за это короткое время порадовали своей легкостью (170 г) и простотой сборки и настройки на нужную длину. Использовал их на первом участке при подъеме по грязюке к Кумардаку, а также (уже в единственном экз.) при длинном спуске с Машака. На курумниках они были бесполезны, так как руки использовались в качестве дополнительных беговых конечностей). Однако утрата палки довольно сильно расстроила, в той же мере как и обрадовало ее возвращение уже после нашей репатриации в стартовый городок – организаторы нашли ее на беговой тропе при снятии разметки.
Питание:
Разница между этими двумя кучками - 50 башкирских км это оставшееся после)
С собой в дорогу и в заброски взял гели Nutrend Carbosnack в различных вариациях, для Васи – гели SIS, по несколько батончиков Nutrend. Гели засунул в рюкзак из расчета по 2 на час, начиная со 2 часа. Штуки 4 на исходе 50 км не доел. Изотоники в таблетках – Nutrend (2 шт. на поллитра). И еще для эксперимента изотонический напиток SIS – 20 таблеток по 1 на поллитра. Этот эликсир очень порадовал! Там почти нет углеводов, он не сладкий, приятный на вкус. Скорее всего он лишь восстанавливает уровень электролитов, не давая энергии, поэтому будет хорош совместно с гелями.
Спасибо устроителям за столь интересное мероприятие… За то, что будучи башкиром впервые увидел такие красоты Южного Урала.
Разметка была вполне на высоте… лишь в паре мест я проскочил мимо, но скорее всего, это было обусловлено проблемами с дефицитом углеводов для работы мозгов. Ребята на контрольных точках и пунктах питания – сама предупредительность, помогали нам, чем могли.
Конечно, хотелось бы покапризничать насчет способов обеспечения безопасности. Например, как и на Эльбрус Рейсе путем выдачи GPS трекеров с обратной спутниковой связью. Это среди ногодробительных курумников Южного совсем было бы не лишним. Помимо обеспечения безопасности они давали визуализацию и наглядность гонки для зрителей.