Год назад, после проведенного с большим удовольствием отпуска в Трех долинах, мы твердо решили: «На следующий год едем в Австрию». Теория «никогда не возвращайся туда, где был счастлив» кажется нам логичной, и мы, признаться, опасаемся дважды проводить отпуск в одном и том же месте, отчасти поэтому снова захотелось новых мест. Выбор пал на долину Монтафон, расположенную вблизи швейцарской границы.
Информации о ней как в русскоязычной, так и в англоязычной части интернета было крайне мало, а в немецком я пока не сильна, так что мы, отправляясь в «Пулково», чувствовали себя почти первооткрывателями.
Рейс «Swiss-a» на Цюрих задержали на два часа по причине нелетной погоды в Женеве, откуда утром пытался вылететь борт. В итоге вместо 16:20 мы прилетели в Цюрих почти в полседьмого вечера. Нужно отдать должное стрессоустойчивости и «клиентоориентированности» персонала «Swiss Airlines»: сначала компания (8 человек) сидящих впереди нас выпили всё, что было закуплено ими в Duty-free, затем перешли на красное вино, которое подается в числе прочих напитков перед обедом (в бутылочках 0,185 l), затем на белое и, скорее всего, допили бы и его, но самолет приземлился в Цюрихе всё же раньше, чем это произошло. Каждый из этих «жаждущих» выпил, кажется, по 5-8 таких бутылок, которые по их первому требованию стюардессы заботливо приносили, и приносили, и приносили…). Было интересно, когда же лопнет терпение швейцарского борт-персонала. Не лопнуло! Конечно, все, у кого были забронированы самолеты, поезда Цюрих-Женева, или автобусные трансферы, на свои рейсы в этот вечер опоздали. Покидая самолет, мы услышали, как у наших соседей, речь о которых шла выше, медленно начинается мыслительный процесс на тему «Ой-ё-ё, мужики, а как теперь до Женевы добираться-то будем?». Надеюсь, соотечественники, несмотря на изрядное количество выпитого, всё же решили эту задачу.
А нас, к счастью, ждал наш таксист. Индивидуальный трансфер Цюрих-Монтафон (примерно 185 км) недешев: 270 евро в каждую сторону, и это предложение компании, базирующейся в самом Монтафоне, было самым выгодным из всех: «рекорд» поставила какая-то цюрихская транспортная компания, запросившая 650 шв. франков за трансфер в одну сторону и 1300 франков туда-обратно. В качестве альтернативы рассматривался Arlberg Express – автобусный трансфер 2 часа от Цюриха до Блуденса (Bludenz), и затем ещё 30 км на такси до Гашурна (Gaschurn, расположен на высоте 1000 метров) – деревушки, которую мы выбрали местом своей дислокации в Монтафоне. Получилось бы дешевле (но неудобнее) и, учитывая время обратного вылета в Петербург – 9.15 утра – мы выбрали индивидуальный трансфер туда и обратно. В итоге не прогадали, так как последний Arlberg Express выезжал из аэропорта Цюриха в 19.00 и в результате двухчасовой задержки рейса мы точно бы на него опоздали и потеряли бы деньги за билеты.
Садимся в машину. Водитель спешит: ему нужно успеть отвезти нас и к 23:00 быть в Инсбруке. Дорога темная, но успеваем разглядеть слева по борту подсвеченный берег Боденского озера. Больше не видно ничего – только дорога и огоньки в ночи. Чуть меньше 2 часов в пути – и мы в Гашурне, у порога наших апартаментов. Частных апартаментов в здешних краях гораздо больше, чем традиционных отелей. Вообще-то нам очень нравятся австрийские отели с питанием Half board, но в этот раз – не сложилось: когда в феврале прошлого года я написала письма в несколько симпатичных отельчиков рядом с подъемником, что хотела бы забронировать номер на январь (почти через год) – мест уже не было. Беатрис, хозяйка выбранных нами апартаментов (категория 4 эдельвейса: кто не сталкивался, – это как 4 звезды, но для частного жилья, сдаваемого внаём), тогда вежливо написала мне, что, к сожалению, на запрошенные мной даты апартаментов нет, но, если мы сможем сдвинуть отпуск на неделю, то она с удовольствием забронирует апарт, который я хочу – с одной спальней и кухней-гостиной, для нас. Так мы и сделали, потому что других апартаментов со столь удачным расположением (60 метров от гондольного подъемника) во всем Монтафоне мне найти не удалось. Получилось довольно бюджетно – 975 евро на двоих за 2 недели, включая все налоги и фин. уборку. Расплачиваемся с водителем, договариваемся, что через две недели он забирает нас отсюда же ровно в 5 утра, но если погода будет очень плохая, то накануне созваниваемся и передоговариваемся на более ранний выезд. Беатрис, которая с мужем и дочерью живет в этом же доме, радушно встречает нас, интересуется, как добрались, и подробно расспрашивает о причинах задержки рейса. Как выясняется позже, интерес её носит не в последнюю очередь профессиональный характер: Беатрис – сотрудница компании «Swiss Airlines». Она вручает нам ключи от апартаментов, показывает подвал с сушилкой для г/л ботинок и стойками для лыж, показывает, куда выносить мусор и как, при желании, заказывать доставку свежего хлеба к завтраку, желает нам спокойной ночи и прекрасного отпуска и оставляет одних. Быстро разбираем вещи, относим лыжи в подвал, выпиваем по бокальчику вина за начало отпуска – и спать: завтра каталка!
Катание в Монтафоне
День первый. Отпуск начинается!
Утром встаем – ура, солнце! Виды из окон и, особенно, с балкона, определенно, радуют нас, измученных мегаполисом и серой петербургской погодой:
Вид с балкона в сторону подъемника:
Проезжаем на лыжах 60 метров от дома до нижней станции гондольного подъемника Versettla – собственно, это единственный подъемник в Гашурне, который ведет в самую большую зону катания в Монтафоне – Сильвретта Нова. Увы, полноценного трассового ski-in в Гашурне нет: от средней станции подъемника Versettla вниз в поселок ведет не трасса, а условный, помеченный на карте пунктиром путь (Route). Но путь этот никогда не ратрачится, и курорт за разбившихся на этих буераках лыжников ответственности не несет. Этот «путь» ограничивают стойки с ромбиками (в то время как нормальные трассы – как известно, стойки с кружочками, на которых указана нумерация трасс). Честно, мы не решились, и возвращались домой либо на гондоле подъемника, либо (если катались где-то «в других краях») на ski-bus. Хотя редкие энтузиасты на этот маршруте всё же были нами замечены (но чаще это происходило уже вечером, после окончания работы подъемника – когда другого варианта возврата с горы в Гашурн нет).
Покупаем ски-пассы сразу на 13 дней – примерно 340 евро каждый. Есть вариант 10 дней из 12-ти, он дешевле, – на случай экскурсий или абсолютно «некатальной» погоды, но тогда на последний день катания (в последний, простите, крайний, день грех не покататься при любой погоде!) придется покупать отдельный ски-пасс, и получается дороже, чем брать сразу на 13 дней.
Подъемники в Монтафоне работают с 08.15 до 16.30 (некоторые закрываются раньше, расписание нужно смотреть – висит на входе на каждый подъемник перед турникетом). Есть и кресельные с подогревом и колпаками, и новейшие гондольные с подогревом, но встречаются и старые двухместные креселки, и двухместные бугели.
Поднимаемся до верхней станции подъемника Versettla на высоту 2010 м. Ресторан, верхние станции двух канаток, несколько трасс расходятся во все стороны – две «черных», три «синих», несколько «красных». А горы – сказочные!
Каталка начинается! Решаем размяться на синей 51-й трассе – живописный, неширокий склон, проложенный в лесу, с довольно крутыми поворотами – иногда на 100-120 градусов. Красиво, елочки. Вот только смущает, что в некоторых местах на трассе отсутствуют ограничения – нет ни забора, ни сетки, и если кто-то здесь слетит с трассы – падать будет долго и больно – почти отвесная пропасть с растущими на склоне ёлками. Это минус – всё же синюю трассу могли бы сделать безопаснее – по ней ведь и совсем начинающие ездят – а где ещё им ездить-то, как не по «синим»?
Подготовка трасс – изумительная, и с погодой повезло: снег не настолько мягкий, чтобы трассы быстро разбились, но и жёсткой трассу не назовешь. Бывает, после оттепели и последующих заморозков подготовленная с ночи трасса ледяная, тогда под лыжами она «звучит» неприятным «громыханием», как бы «гремит». А тут – приятное такое, сдержанное «шуршание». Это не то шуршание, что у расквашенного, например, при температуре +5, склона, когда снег от воды становится тяжелым и вязким, это – настоящая музыка для ушей горнолыжника, изголодавшегося по горам с прошлого сезона. Обожаю этот звук, отчасти именно поэтому обычно не беру плейер с собой в горы. Именно так – уверена, вы меня понимаете, – «звучит» идеально подготовленный склон в идеальную погоду.
Спускаемся вниз. Отсюда веером расходятся 3 подъемника: Nova, на котором нам удобно будет вечером возвращаться обратно в Гашурн, — отличная новая 6-местная креселка с колпаком и подогревом, Swarzkoepfle, – скрипучий и местами ржавый 3-местный кресельник и Madrisella – 6-местный, кресельный, кажется, без подогрева, но с «колпаком».
Выбираем Madrisella. Внизу – широкие поля прекрасно подготовленных красных трасс – одна другой краше: № 41, 42 и 43! Мы объехали их все и, довольные, вновь поднялись на гору пообедать. Трассы и правда порадовали – широкие, с интересным рельефом, все разные, проходятся на хорошей скорости. В ресторанчике Nova Stoba берем по супу, традиционно – по яблочному штруделю с ванильным соусом и чай. Доброжелательные ребята, работающие на раздаче, интересуются, из какой мы страны. «Aus Russland», – отвечаю. На их лицах моментально появляются восторженные улыбки, и они тут же предлагают подлить в наш чай водки. О, «наши люди›, определенно, здесь уже побывали! Я вежливо отказываюсь, а любимый мужчина, дабы не ломать австрийцам их стереотип о русских, гордо отвечает, что мы, во-первых, так мало водки за один раз не употребляем, а во-вторых, водку чаем не разбавляем.
День второй. «Лыжики в тумане» и Партенен
Утром солнца нет, вершины гор и часть долины закрыты густыми облаками. Быстро завтракаем и едем кататься. Наверху – на гору «село» облако: туман такой плотности я вижу впервые, не только в горах, но и вообще в своей жизни. Хорошо, что мы уже были здесь вчера, потому что теперь приблизительно представляем направление, в котором нужно двигаться, чтобы как-то спуститься с горы. Не видно НИ-ЧЕ-ГО, даже стоящего в 20 метрах от нас здания верхней станции подъемника Nova, не говоря уже расположенном в 50 метрах здании ресторанчика или, тем более, разметке трасс. Медленно передвигаемся в направлении начала 51-ой, нашей вчерашней «синей» трассы. Вот из тумана «выплывает» щит с картой трасс, а сразу за ним – первый указатель 50-ой трассы, от которой затем ответвляется 51-ая. Вот это, ребята, настоящий экстрим! Рельеф не читается в принципе, что в маске, что без неё – максимум на 5 метров перед собой, и вешек, ограничивающих трассу, практически не видно. Заметила, что, когда вокруг ничего не видно, тело тоже как-то странно реагирует: ноги – как чужие. В итоге «техника катания» в этот день у нас была такая: доезжаем до вешки на краю трассы, напряженно вглядываемся в предполагаемом направлении очередной вешки и, найдя её, перемещаемся к ней, и т. д. Пару раз очередной вешки вообще не было видно, тогда мы с черепашьей скоростью продвигались вперед, пока её не обнаруживали. Катание ТО ещё! Правда, где-то с середины трассы (съехали ниже облака) туман слегка рассеялся, и можно было катиться нормально. Съехав так два или три раза, мы решили, что, пожалуй, на сегодня с катанием, во избежание травм, следует «завязать». Конечно, нагрузки нам в этот день не хватило, и мы, попив чая, отправились на прогулку в соседний поселок Партенен («тупик» долины Монтафон). Здесь — настоящая деревня: милые австрийские домики с дымком из труб и аккуратно сложенными во дворе поленницами. Практически в каждом доме сдаются апартаменты. Должно быть дешевле, чем в остальных поселках Монтафона, потому что свой «домашний» подъемник в Партенене – только детский бугель. А так к услугам горнолыжников – только ski-bus. Зато здесь рай для любителей равнинных лыж: масса трасс проложена и в самом поселке, и в лесу сразу за поселком и, главное, при подъеме на Vermuntbahn из Партентена вы попадете в высокогорную зону катания на равнинных лыжах – Silvretta Bielerhoehe. Вернее, от верхней станции подъемника вас заберет специальный автобус и через тоннель отвезет к этой зоне катания. Последний подъемник вниз – около 16:00. Мы не успели на нём подняться и обозреть окрестности сверху, так как, прогулявшись по Партенену, набрели на этот подъемник случайно, и это случилось позже 16 часов.
Пейзажи в Партенене милые:
Густые облака сползают в долину:
Местная ГЭС – по дороге из Партенена в Гашурн:
День третий. Hochjoch
На следующий день погода наладилась, и мы решаем разведать другую зону катания – Hochjoch. Можно на ски-басе, но мы решаем разведать путь на лыжах: поднимаемся на гондоле Versettla, спускаемся вниз по красной 51-ой трассе (рельеф – несложный, но довольно узкая и, бывает, народ на ней друг другу мешается) к подъемнику Madrisella, на нем подъем, и – спуск с вершины по «синей» №40. Для скорейшего перемещения в зону Hochjoch здесь можно было бы сесть в гондолу Valisera, доехать до нижней станции, что в поселке St. Gallenkirch (расположен на высоте 900 м), а там пересесть на подъемник Grasjoch, который идет на Hochjoch. Но мы же пришли кататься, поэтому решаем вниз в St.Gallenkirch съехать на лыжах. В итоге – спуск по трассе № 20а (широкая, синяя, с совсем простым рельефом, для начинающих была бы отличным вариантом), подъем на 6-кресельном Vermiel и спуск по потрясающей красной трассе №29 – широкой и с практически равномерным красно-черным уклоном. Красота! А дальше приходится ехать по длинной-предлинной «синей» № 20b-20c-20d, которая вечером освещается и используется как санная трасса. Внизу последние метров 200 до подъемника тащим лыжи на плечах. Наконец, садимся в кабину гондольного Grasjoch. Пожалуй, это новейший подъемник из всех, встречавшихся нам ранее: 8-местная гондола, а в ней – мягкие сидения с подогревом. Ехать минут 20, и можно расслабиться.
Потрясающие виды вокруг:
Вид в направлении поселков Gortipohl, Gaschurn и Partenen из кабины подъемника Grasjoch:
Наверху мило: ресторанчик, бар après-ski и красивые пейзажи. Вид в направлении нижней станции Grasjoch:
Далее ведет следующий 8-местный подъемник гондольного типа – Hochalpila:
Пересаживаемся на него – и на самый верх, на высоту 2430 метров – самая высокая из вершин Монтафона, доступных на подъемниках. Склоны подготовлены идеально. Несколько раз спускаемся. Симпатичные трассы № 10 и 12 (синие) и 11 (красная). Но совсем новичкам здесь может быть неуютно, так как на синих трассах повсеместно встречаются совсем «не синие», крутые, хоть и довольно широкие, участки. Решаем обязательно сюда вернуться ещё и отправляемся в обратный путь.
Перед домом сдаем лыжи в сервис в ближайший Intersport. (Канты, не точеные с прошлого сезона, уже начинают «проскальзывать». Экспресс-сервис – 22 евро за пару лыж, сюда входит парафин и заточка кантов. Точат по умолчанию под 89 градусов, хотя в принципе могут заточить под любым углом в диапазоне 86-92, но тогда это будет уже, в их терминологии, «профессиональный» сервис, который стоит в 1,5 раза дороже. Сервисом остались довольны: таких острых кантов мы ещё не видели, в один из теплых дней, я, взяв лыжи без перчаток, порезала кантом руку. При этом канты каким-то чудом умудрились остаться такими же острыми до самого конца отпуска, а это ещё 9 дней довольно активного катания.)
Лирическое отступление. Культурная программа и прочее apres-ski
Apres-ski бары в Монтафоне присутствуют. На нижних станциях всех основных подъемников и, например, в Гашурне, ещё и в центре посёлка. Как всегда в Австрии, весело, с плясками в г/л ботинках и распеванием немецких песен-маршей. Рядом с нижними станциями подъемников бары — как правило, круглые «стекляшки›, прокуренные, хоть топор вешай, с гремящей музыкой и совершенно неповторимой апре-скишной атмосферой: публика каждого входящего сюда встречает, как родного — заинтересованными взглядами и одобрительными возгласами. Но, так как публика здесь отдыхает на 95% немецкоговорящая, думаю, по-настоящему интересно и весело там будет тем, кто сносно владеет немецким языком, ну, или приехал сюда своей большой компанией.
Организованных экскурсий не продают, ни на каком языке. Бюро по аренде автомобилей отсутствуют, бассейн один — в St.Gallenkirch – Aquarena (не ходили туда). Имеется крытый каток (тоже до него не дошли, укатывались днем на лыжах, не до коньков уже).
Мы как-то, в один из первых вечеров нашего отпуска, пришли в информационно-туристический центр Гашурна. Решили, как обычно делаем, подготовиться на случай «некатальной» погоды. Для начала мы задали вопрос работавшей там даме: «Есть ли у вас организованные автобусные экскурсии в Лихтенштейн или в Инсбрук, или вообще куда-нибудь?». Дама посмотрела на нас сердито и гневно изрекла: «Нет, сюда приезжают КАТАТЬСЯ!». «Хорошо, — говорим, — а самим-то как-нибудь до Инсбрука отсюда добраться можно, общественным транспортом?"
Тогда нам рассказали, что конечно, можно, и до Инсбрука, и до Лихтенштейна: до Инсбрука: Гашурн-Шрунс (20 мин. на автобусе – ski-bus, бесплатно при наличии ski-pass-ов); Шрунс-Блуденц (20 мин. на поезде регионального значения, также входит в стоимость ски-пасса, но нам злобная тётка из тур. офиса об этом не сказала) затем пересадка на поезд Блуденц-Инсбрук – на двоих около 100 евро туда-обратно («И после этого, буквально через 2 часа, вы будете в Инсбруке»). До Лихтенштейна – примерно то же самое, только поезд из Блуденца идет туда с ещё одной пересадкой – в городке Feldkirch.
В итоге у нас сложилось впечатление, что, наверное, на оленях или собаках до Инсбрука или Лихтенштейна добраться было бы и то проще, и мы ушли, уже практически смирившись с тем, что в этот раз нам не удастся внести в свой горнолыжный отдых элемент «культурной программы». Правда, на следующий день вернулись, с твердым намерением дожать-таки неприветливую сотрудницу тур. офиса, чтобы она нам распечатала расписание поездов до Инсбрука и обратно на все дни недели. К счастью, в офисе вместо вчерашней тётки нас ждала милая девушка, которая, казалось, только и ждала нашего прихода. Девушка быстро распечатала нам расписание поездов туда и обратно и от души пожелала хорошей поездки, потому что Инсбрук, по её мнению, «очень красивый город». Позже мы проверили – действительно, красивый, самостоятельно организованной поездкой в Инсбрук остались довольны.
Дни 4-7. Великолепная Silvretta
Наконец мы адаптировались в горах окончательно, и наконец решаем дать себе настоящую нагрузку. Несколько дней решено посвятить катанию в нашей «домашней» зоне – Silvretta Nova. Склоны готовят великолепно, и с погодой повезло.
Пейзаж, открывающийся с вершины Valisera:
Вид с пика Schwarzkoepfle:
Верхняя станция подъемника Valisera:
Панорама склонов «Сильвретты»: на первом плане — широкие поля синих и красных склонов; в правой части на первом плане резко вниз уходят 3 красные трассы — №41, 42, 43. На склоне вдали — справа налево: черный склон №54 (на фото — почти вертикально), черный «скорпионий› №55, пересекающий их поперёк синий №50, красный №53, и слева — проложенная по лесу синяя трасса №51:
Вид с террасы ресторана Nova Stoba на черную «скорпионью» трассу №55 и подъемник Nova:
Все эти дни возвращаемся домой на подъемнике. Вид из кабины подъемника, внизу – Гашурн:
В итоге в Сильвретте мы обкатали все уголки, кроме пары страшных «черных» трасс, за которыми, в отличие, например, от черных трасс во французских Трех долинах, здесь прекрасно ухаживают, но у верхней точки которых стоят знаки с нарисованным на них скорпионом и жутковатым предупреждением о том, что на данном спуске максимальный уклон составляет 81%. Решила, что для меня уклон в 73 градуса – это, всё-таки, пока слишком.
День 8. Возвращение на Hochjoch
Вновь едем на полюбившийся нам Хохйох. Для экономии времени прямо у своих апартаментов садимся на ski-bus и уже через 15 минут прибываем в St.Gallenkirch, к нижним станциям подъемников Valisera (везет в зону катания Silvretta Nova) и Grasjoch (на него и садимся, чтобы попасть на Hochjoch).
Панорама трасс Hochjoch. В центре кадра – скоростная и довольно широкая красная трасса №11, левее – синяя № 12, ещё левее – раздвоенная – синяя № 10. В правой части – подъемник Hochalpila:
Обкатываем их все, а после забираемся на старенький парнокресельный подъемник Freda, в надежде, что ведущая оттуда вдоль сноу-парка синяя трасса № 19 тоже будет интересной. Надежды не оправдались: это, похоже, самая скучная трасса из всех, что мы здесь видели. Зато новичкам здесь комфортно. По поводу сноу-парка – я не специалист, но по сравнению с теми парками, которые мы год назад видели в Трех долинах, или ранее в других местах в Австрии, этот кажется совсем «слабеньким».
Вид с высоты на залитые солнцем снежные просторы Хохйоха. Вдалеке – подъемник Freda:
Откатавшись здесь часов 5, спускаемся. Вид на St.Gallenkirch из кабины подъемника:
Думаю, если бы мы вновь выбирали «место дислокации» в Монтафоне, постарались бы найти его именно в этом поселке – удобно, когда подъемники сразу расходятся в разные зоны катания. Кроме того, отсюда ходит ski-bus в Гаргеллен, а это ещё одна зона катания – ещё 40 километров трасс.
День 9. Окультуриваться надо! Поездка в Инсбрук
За окном сильнейший снегопад и туман. Погода такая:
Поэтому решаем посвятить этот день культурной программе – посетить Инсбрук. Садимся на ski-bus, доезжаем до ж/д вокзала в Шрунсе. Билеты до Инсбрука и обратно с пересадкой в Блуденсе – 103 евро. В поезде мягкие удобные кресла, бесплатный wi-fi и можно купить чай-кофе-пиво-другие алкогольные и безалкогольные напитки и перекусить (возят тележку, с которой всё это продается). Билеты контролеры проверили у нас на всех четырех отрезках пути (то есть прокатиться зайцем здесь – не вариант). Пара часов – и мы на месте. За окном красивые виды, поэтому дорога совершенно не утомляет. Вокзал в Инсбруке, как и во многих городах, расположен в центре, удобно. Покупаем в здании вокзала карту города – 1 евро, на русском языке, и за 4 часа успеваем прогуляться по основным достопримечательностям (конечно, без захода в музеи, для этого нужно больше времени) и пообедать.
Набережная реки Инн:
Собор Св. Якоба (или Джона, кому как больше нравится). Самолеты садятся, кажется, прямо в центре города:
Кайзерский дворец Хофбург:
То, что в перспективе каждой из улиц здесь – горы, кажется совсем непривычным нашему глазу, привыкшему к равнинной местности, и мы не уставали удивляться этим необычным пейзажам. Усталые, но одухотворенные, возвращаемся в Гашурн.
День 10. Катание в Сильвретте
На следующий день погода более-менее налаживается, хотя яркого солнца уже нет, и наступила оттепель. Катаемся в зоне Сильвретта Нова, но из-за мягкого подтаявшего снега на трассах быстро появляются сугробы.
В «тупике» долины виднеется Партенен:
День 11. Hochjoch Incognito
Едем на Хохйох. С самого верха спускаемся по роскошной красной трассе 1а, которая проходит через лыжный тоннель длиной 476 метров, проложенный прямо в горе:
Тоннель довольно широкий и, если перед ним разогнаться так, что «в животе щекотно», то весь его можно проехать, ни разу не толкнувшись палками. Вау, в эту сторону мы ещё не залезали! Трасс здесь много, окрестности – тоже хороши:
Черная «скорпионья» трасса №3 на фото выглядит вполне безобидной. Уклон её и «в живую» едва ли назовешь черным. Но с учетом «бугристости» по всей ширине склона спуск по ней — действительно, испытание даже для подготовленных:
Сумасшедшей красоты панорамы с террасы ресторана Kapell. Справа вдали на снимке виднеется Боденское озеро:
День 12. Гаргеллен
Путь в Гаргеллен из Гашурна непрост: сначала нужно доехать на нашем ски-басе №85 до St. Gallenkirch (15 минут), затем пересесть на другой — №87, и ещё через 15 минут мы на месте. От остановки автобуса до станции подъемника в Гаргеллене метров 100 по скользкой дорожке (после оттепели ночью подморозило, и теперь скользко везде!). Это самая высоко расположенная из деревушек в Монтафоне: высота – 1423 метров, катание – на высоте 1423-2300. Вся зона катания – 9 трасс, несколько пресловутых «route», 1 гондольный подъемник, 3 кресельных (из которых 1 – с ветрозащитным колпаком и подогревом) и 4 бугеля (из которых 2 – коротенькие учебные, расположенные в долине). Поднимаемся на гондоле до верха (2130 метров). Сначала радуемся просторным склонам и отсутствию народа. По трассе №2 доезжаем до кресельного подъемника, который ведет на самый верх. Он старый, без колпака. А ветер довольно сильный. Пока едем – успеваем порядком промерзнуть. На вершине – просто сдувает, в прямом смысле слова. Пока смотрим карту, чтобы не снесло с горы, мне приходится, помимо жесткой закантовки, «вкапываться» в склон ещё и палками.
Дальше решаем, что при такой погоде самое разумное – отказаться от бугелей и кресельников без подогрева и по возможности пользоваться подъемником с подогревом и колпаком. Так и поступаем. С вершины, куда везет этот подъемник, идут несколько довольно однотипных и не интересных в плане рельефа спусков — № 7, 8, 9. Красный (№8) не особенно отличается от синих. При этом трассы ледяные, и лёд неприятно «гремит» под лыжами. Где-то за час, обкатав все доступные склоны наверху, решаем спуститься в долину. На схеме указано, что туда идут только «синие› №6 и №2, которая затем растраивается, как в сказке: «Налево поедешь – коня потеряешь», и – классика жанра – есть ещё варианты направо (№2b) и прямо (№2a). Сориентировавшись на местности, выбираем самый правый вариант — №2b, пролегающую через живописное ущелье между горой Madrisa (2770 метров) и всей зоной катания Schafberg.
Виды здесь симпатичные:
А вот катание – ни к чёрту: гремящий ледяной вельвет с большими, как крупный гравий, ледышками по всей трассе, в сочетании с очень узкими спусками – фактор риска для начинающих, которых, раскорячившихся в ужасном плуге, в процессе спуска мы то и дело встречаем на своем пути, стараясь аккуратно их объезжать. Сам спуск – скорее прогулочный, в хорошую погоду может доставить эстетическое удовольствие, но никак не обеспечить хорошую физическую нагрузку. И если в начале спуска мы ещё подумывали над тем, чтобы снова сесть на гондольный подъемник и подняться наверх, то, спустившись вниз, решаем немедленно прекратить это «катание-недоразумение».
Будем считать, что просто не повезло с погодой. Хотя, признаться, и сами склоны, нам показалось, – не очень. Может быть, эта область катания будет интересна для фрирайда? Уезжаем из Гаргеллена и остаток дня откатываем в ставшем уже любимом Hohjoch-е.
День 13-ый, завершающий
Как досадно бывает: тебе на следующий день уезжать, а здесь солнце, море свежего снега, и хочется ещё кататься и кататься! В этот раз погода над нами «сжалилась»: за день до отъезда в Монтафоне пошел настоящий ливень. Мы, конечно, все равно поехали кататься в свою «домашнюю» Сильвретту, но очень быстро, буквально за пару часов, вымокли до нитки (и это с мембранами 20 000!).
Пришлось возвращаться и начать собирать вещи. Зато уезжать не обидно.
Резюме. Особенности региона
Зоны катания В рекламных буклетах о Монтафоне заявлено 234 километра трасс, но на практике, например, до Гольма мы так и не доехали — просто жаль было времени, по 40 минут в одну сторону на ски-басе... (Гольм – это 40 км трасс, «первая› гора, с которой в Монтафоне начиналось создание курортной зоны). В итоге катались в регионах Сильвретта Нова (очень хорошо!), Хохйох (понравился больше всего) и Шафберг (Гаргеллен – не повезло с погодой, поэтому объективно оценить не можем). Сама долина показалась тесноватой, как бы слишком зажатой между горами. Этим она слегка напомнила Андорру (именно это нам в Андорре не понравилось, по сравнению со всеми местами, где до этого бывали в Альпах; там мы жили в Энкампе). Хотя сами горы здесь, конечно, другие, на наш вкус – гораздо более живописные, чем Пиренеи в Андорре. Склоны достаточно разнообразные, но 3-4 дня катания на них – будет достаточно для тех, кто по одной и той же трассе не любит спускаться больше 1-2 раз. Трассы готовят хорошо, но синие и самые популярные красные к обеду (часам к 12-13) успевают изрядно подразбиться. Tax-free Так как обратно мы вылетали также из аэропорта Цюриха, то для получения возврата по чекам Tax-free необходимо было поставить на чеках штамп австрийской таможни. А так как австрийско-швейцарскую границу мы пересекали примерно в 6 утра (а работать австрийские таможенники начинают с 8:00), сделать нам это не удалось. (На всякий случай, Швейцария входит в Шенген, но не является членом Евросоюза.) Теперь, как мне объяснил в аэропорту до невозможности вежливый швейцарский таможенник, выход один: поставить штамп на чеки в австрийском консульстве в Петербурге и отослать чеки с номером своей кредитки в офис Tax Free Refund (адрес которого уже напечатан на конверте). Будет время – попробую осуществить эту операцию. Публика Отношение местной публики — весьма доброжелательное. Отдыхающая публика — немцы, австрийцы, швейцарцы, русских практически нет: русскую речь слышали за две недели трижды. У нескольких австрийцев, с которыми довелось пообщаться, мечта приехать в Россию и прокатиться на поезде по Транссибу – от Москвы до Камчатки (странное совпадение, или это у них сейчас модно?). Монтафон – место скорее для спокойного «семейного», чем для «тусовочного» отпуска (и нам здесь всё-таки слегка не хватило той атмосферы апре-скишного веселья, которую все мы можем ощутить во многих других районах Австрии). Да, порадовала культура катания: ни разу не видели на склонах сидящих и перегораживающих по полсклона бордеров. Только у самого края или за пределами трассы. Это впервые, приятно. Респект! Столкновений на склонах также замечено не было. (Период нашего отпуска пришелся на «низкий сезон» – с 19.01 по 02.02. Вернее, по-настоящему «низким» сезоном является первая неделя, а вот вторая — это время традиционных каникул в Швейцарии, и публики прибавилось. Но количество людей на склонах всё же не напрягало. Очереди на подъемники, даже на основные, если и были – не более чем на пару минут. А вот со 2 февраля начались школьные каникулы в Австрии, – думаю, на здешних трассах стало намного теснее – место пользуется популярностью). |
Цены
Ски-пасс 13 дней — около 340 евро. Обед на двоих на горе — 20-30 евро, глинтвейн — 3,50-4,00 евро / порция. Внимание: меню во всех ресторанах ТОЛЬКО на немецком языке, и персонал не всегда изъясняется по-английски. Цены на проживание в гостиницах и апартаментах – среднестатистические для Австрии.
Снег и погода
За 2 недели пребывания в регионе мы успели увидеть самую разную погоду – 1 день сильнейший снегопад, 1 день туман (очень густой!) и 1 день — проливной дождь, остальные дни светило солнце.
Транспортное сообщение
Ски-басы курсируют по расписанию, которое вывешено на остановках и напечатано в буклетах, выложенных там же, где и карты региона катания. В принципе удобно, автобусы ходят раз в 15-20 минут, но иногда перерыв между ними достигает 1 часа, т. е. приходится подстраиваться. Бюро проката автомобилей отсутствуют (в туристическом офисе нам сказали, что ближайшее – в Блуденсе). Регион рассчитан на немецко-швейцарско-австрийский контингент, а они здесь, конечно, на своих машинах. Например, в одном доме с нами жила компания из немецкого Штутгарта – им, чтобы добраться сюда, потребовалось 3 часа на машине (везёт же людям!!).
Минус — неприлично дорогой или неудобный трансфер из аэропорта Цюриха (в принципе, из Мюнхена я нашла трансфер за 416 евро в обе стороны, но путь – на 100 км длиннее, а зимняя дорога по 280 км в каждую сторону – всё же рискованно в случае сильного снегопада).
Бытовые мелочи
В Гашурне, как, похоже и в прочих поселках Монтафона – только один супермаркет, в центре поселка, – Spar, с достойным ассортиментом как продуктов, так и алкогольных и б/а напитков, и хоз.товаров первой необходимости. Режим работы - традиционный для Австрии: по будням 7-19 часов, суббота 7-18 часов, воскресенье - 16-18 часов. Это нужно иметь в виду тем, у кого отпуск в Монтафоне начинается в субботу. Также имеется дрогерия (микс аптеки и косметического магазина).
Вот и всё. Спасибо Монтафону за прекрасно проведенный отпуск, за отличное катание и незабываемые впечатления.
А вам, дорогие коллеги-лыжебордеры, – спасибо за внимание!
Я бы все-таки сделал несколько уточнений(не в качестве критики)
1) В Монтафоне можно расчитывать на ски-бассы, но все же лучше брать машину в аренду. Возможное превышение по цене над трансфером можно компенсировать уменьшением цены проживания. Опять же Иннсбрук и т.п.
2) Чтобы удобнее объезжать курорты лучше ближе селиться к центру долины.
3)Дорога из Мюнхена не страшная, тот кусок, на котором стандартно бывают пробки-одинаков, как для езды из Мюнхена так и для езды из Цюриха