+27

Мургаб - Бартанг. 1990

о.Валентин Лента автора 14 Августа 2019 (18:07) Просмотров: 2111 48

Потихоньку сканирую старые слайды... Пока о лыжах писать нечего, самое время рассказать о, наверное, лучшем нашем походе с Максом Сопруновым. Сейчас вы туда уже не попадёте. Несколько лет назад пробилась ещё одна московская группа, задействовав все связи аж до верха местного КГБ - но больше туда не пустят никого точно.

А тогда это было ещё возможно. У Макса было хорошее чутьё на всякие местные разборки. Маленькая гражданская войнушка в Таджикистане в том году уже прошла, остался от неё только комендантский час в Душанбе, а большая ещё не началась. Время он выбрал правильно. У нас ещё были планы на Шахдару на следующий год - это самая южная сплавная речка СССР.

 

Из Душанбе летим на ЯК-40. Пилоты - русские, со свежими людьми им поговорить охота. Тем более, что рейс заказной, порядки не слишком строгие, да и куда там улетать-то особо? В Пакистан, что ли - как те зеки, что потом назад просились досиживать в свой Якутск? "Да вы не стесняйтесь, парни, становитесь по одному в двери кабины, смотрите... Вон Ми-8 армейский на афганском берегу лежит..." Моя очередь была перед промежуточной посадкой в Хороге. Машина закладывает вираж в ущелье, колокольчик заливается, но на него никто уже не обращает внимания. "Шасси выпусти..." - ровным голосом говорит командир бортинженеру. На фига, думаю, здесь, между скал, ещё и шасси выпускать - в качестве тормозных щитков, что ли? Поднимаю глаза и вижу набегающую в лобовое стекло полосу.

Аэродром Рушан

Аэродром в Мургабе - 3700. Это немного повыше Мира, немного пониже Кляйн Маттерхорна. Движки не глушат, обратно их на этой высоте не запустишь. (Не вздумайте крошить батон на советскую технику - в Лехе, на 3300, боинги тоже не выключают.) Но и опции "бесконечный керосин" в этом гейме тоже нет. Выпрыгиваем, выбрасываем барахло из всех дверей, люков, форточек прямо на полосу. Навстречу нам от будки аэропорта уже бегут вылетающие. Несколько минут - и борт уходит обратно на Душанбе. Товарищ из компетентных органов лениво, но внимательно проверяет наши пропуска в погранзону и уходит. А мы неспешно перебазируемся на берег реки - ждать нам ещё долго. Часть барахла, отправленная багажом, так и не прибыла вовремя в Душанбе (тогда не было таможен и границ, и даже багажные вагоны ещё ходили), и в результате двоим пришлось остаться в городе, а потом 3 дня добираться на попутках по Памирскому тракту. Ну и хвала аллаху. У меня лично не было раньше опыта на такой высоте, тем более с таким набором в один день, и чувствовал я себя все эти дни не очень хорошо. Зато потом, когда горняшка отпускает, такая лёгкость приходит в членах и такая звонкая пустота в голове!

Посёлок Мургаб, урождённый Постъ Памiрский, был когда-то форпостом российского продвижения в Азии. О, это отдельная история, про неё не одна книга написана - и ещё больше написать можно было бы. Про то, как всю середину XIX века российская корона, как пацаны во дворе, играла в "ножичики" с британской - кто себе больше земли успеет прирезать, прежде чем сойтись вплотную. Британцы шастали по Памиру со стороны Индии, а русские экспедиции доходили до Северной Индии, до Гилгита и Балтистана - до тех мест, которые сейчас называются "зоной племён" в спорном загималайском Пакистане, и предлагали местным королькам договариваться по-хорошему с российской крышей, пока британцы с ними не разобрались уже конкретно. Да и Пржевальский в Лхасу прорывался не просто так чая с ячьим маслом попить. Дальше всех из наших прошёл Верещагин, тот, который художник - до Ладакха. Но он ходил уже после всех разделов и договоров, чисто посмотреть.

Мургаб - это, конечно, ещё не Кушка, дальше которой не пошлют, но не очень далеко от неё. Погранцы, регулярно проезжающие мимо, подозрительно смотрят на наш лагерь у моста. Но пара блоков сигарет и календарь с девушками в купальниках (в Москве тогда кооператоры как раз начали такие продавать), предусмотрительно припасённые Максом, сильно способствуют установлению дружеских контактов.

На четвёртый день из проезжающего "зилка" со стороны Ферганы вываливаются два пыльных мешка, отряхнув которые, можно узнать командира и Женьку. Все в сборе, можно отплывать. Тем более, что у нас уже заканчиваются последние картонные коробки из-под барахла, а сухой спирт на этой высоте, как выяснилось, горит не очень хорошо. Зато воняет знатно. И рис - советский, круглозёрный, краснодарского урожая - на варится совсем. А другой крупы почти ни у кого в раскладке и нету. Даже те, кому завхоз назначил взять макароны - их не купили и тоже взяли рис. Ну, у кого-то ещё пшено, оно варится не лучше.

Мургаб на Памирском плато - тихая и романтичная равнинная речка, похожая, скажем, на нашу Истру. Только без леса. Кое-где у воды тянется полоска кустов, кое-где нет. Вокруг невысокие холмы - тысяч до четырёх примерно; относительно дна долины перепад небольшой. Зато по ночам холодно, всё-таки уже начало сентября. Поутру на сырых катамаранах топорщится иней. А на него надо садиться тёплой задницей. Надо, Федя! Ну, мне-то проще: свой каяк я с вечера переворачиваю вверх дном, и сиденье у меня сухое, по крайней мере, поначалу. Но это недолго, на пару дней. Дальше речка начинает вгрызаться в горы, ночи становятся теплее, а дни - веселее.

Первое препятствие - Акджилгинский каскад. Непроход. Ущелье перекрыто несколькими оползнями и селевыми выносами из боковых долин, завальные озёра здесь образовывались и прорывались много раз на одном и том же месте. Такова форма бытия неживой материи в горах. На противоположном склоне лежат остатки АН-2 - не повезло. Обнос не такой длинный, как предстоит впереди на Усое, но сложноватый. Особенно первый участок: узенькая тропка кое-как царапает скользкий осыпной склон с естественным углом откоса. С рюкзаком и альпенштоком идти можно, но тащить лодку или - вдвоём - катамаранную раму уже менее удобно. И страховку закрепить не за что на этом гнилом конгломерате. Потом несколько спусков по осыпям, перемежаемые плоскими, ровными ложами бывших озёр.

Последняя верёвка - и наши лодки на берегу. Ну, как сказать - на берегу... Если не обрыв, то крутой осыпной склон уходит прямо в воду, которая несётся мимо одним потоком, не оставляя уловов. Чтобы отчалить, надо спустить судно на воду на крохотном пятачке под скалой, пристегнуть его к вбитому крюку, загрузить его, болтающееся на струе, отстегнуться и без раскатки входить в то место, где проходимый 4-й порог уже начался, а непроходимый 3-й ещё не кончился. Чалка на противоположном берегу за порогом - там 5-й начинается уже после того, как кончается 4-й. И так по очереди, ибо больше одного катамарана одновременно под той скалой не помещается. Да и один-то помещается не очень... Первое судно, естественно, идёт без страховки вообще. Отставить! На самостраховке! Долго это всё, долго... тем более, с устатку после обноса - а куда деваться, ночевать здесь негде, надо всё завершить в один день.

Ночевать останавливаемся на широкой, по памирским меркам, террасе за порогом. Кое-как вписываем палатки на пятачки между крупными камнями, где уже щетинится короткая травка. Камни старые, наполовину ушедшие в землю - похоже, лежат здесь давно, и с тех пор сюда ничего нового не прилетало. Да будет на то воля аллаха - авось и сегодня не прилетит... Посреди ночи, однако же, выскакиваем из палаток под грохот камней. Ничего страшного, это не у нас. Это на том берегу пол-склона в речку съехало.

Дальше уже проще. Ущелье становится глубже и внушительнее, но, увы, разноцветье этих гор уже никаким фотошопом не раскрасить обратно с протухших слайдов. Когда свет малинового предвечернего солнца отражается от желтой скалы, освещая фиолетовую противоположную стену... Местами по ущелью можно заметить остатки вьючной тропы, особенно в районе устья Базардары. Когда долина была жилая, здесь сходились все торговые пути и приходили караваны со всех сторон света: таджики с Пянджа и киргизы с Памирского плато, узбеки из Ферганы и афганцы с качественной ваханской анашой - жизнь била ключом...

Через несколько дней доплываем до начала Сарезского озера. Это уже существенно ниже - всего лишь 3250 м. Образовалось сие чудо природы совсем недавно, в 1911 году. То ли землетрясение стряхнуло в ущелье кусок склона, то ли сам он съехал так, что в Пулково стаканы в буфетах зазвенели... Похоронил под собой кишлак Усой со всеми его жителями, а озеро потом затопило Сарез и ещё пару кишлаков поменьше. Впереди 62 км по стоячей, прозрачной воде, в местах редкостной красоты... ага, на пузатых надувных посудинах для бурной воды.

Днём из долины, как из печки, дует сухой горячий ветер румба "вмордувинд". Хорошо так дует. Поэтому плыть можно только ночью. Хитрый Макс, конечно же, неспроста выбрал сроки похода так, чтобы подойти сюда в полнолуние. А другой хитрец придумал из плавника, согнанного ветром в начало озера, вырубить несколько длинных жердей и связать все 3 катамарана, по всем канонам судостроительной науки, в одно судно с большим удлинением. Помогло, кстати: вместо обычных 4 ночей прошли озеро за 3. Только рулить этой посудиной не сразу приспособились. Катамаранными гребками она управлялась почти что никак; в конце концов, посадили на корму мужика с самым длинным и лопатистым веслом. Периодически, правда, он начинает клевать носом, тогда судно подолгу рыскает вправо-влево, а эхо разносит над водой вопли: "Снимите этого с руля!"

Ночами по-прежнему минус. Кто-то надевает пуховку поверх спасжилета, кто-то - наоборот. Днём погода своеобразная: девочки на солнышке загорают в купальниках, а в пяти шагах от них, в тени, дежурный у горелки не снимает пуховку. Следующую фотку уже многие видели когда-то на обложке известно чего. Палатки ставить лень, поэтому постепенно приучаемся спать, аки псы смрадныя, прямо на земле, загородившись от ветра исключительно чем попало. Сначала под жгучим сарезским солнцем, а потом, внизу - под тёплым, звёздным памирским небом.

К третьему зябкому рассвету доползаем уже до Усойского завала. "Внушаить." (©Хрюн Моржов) Я половину жизни прожил, чтобы увидеть такое. (Ну и вторую половину - чтобы увидеть второе сравнимое по масштабам, ледник Перито Морено в Патагонии.) Вон он, впереди; высота седловины в нижней точке - 38 метров над урезом воды. Гребень завала насыпан из каменных блоков размером по 10-15 метров, пробираться по нему приходится в роли муравья. Для масштаба - Ми-8. Белое пятно на противоположной стороне - место отрыва завала.

Чтобы не утомлять читателя, буду краток: высота - 700 метров, толщина в верхней части - 1,5 км, в основании - 7 км, объём завала - 5 куб.км. Плюс само озеро -  17 куб.км воды, подвешенное над Средней Азией, как смывной бачок над старым унитазом. Когда аллаху будет угодно дёрнуть за цепочку, то половину Ср.Азии смоет к шайтану, без вариантов. Посчитано, что в районе Чарджоу (смотрим карту) высота селевого вала составит 2 метра. На эту тему написаны приключенческие романы и сняты фильмы - как басмачи пытаются подорвать завал, чтобы нагадить советской власти. Толовыми шашками, ага... Его и ядерным-то зарядом не очень возьмёшь. А сам он прорвётся неизбежно, но не скоро - вероятнее всего, ныне живущие этого уже не увидят. Но местные власти, всерьёз ли или напоказ - не знаю, вероятностью такой сильно обеспокоены. Уже восстановлена, на деньги "авторитетных международных организаций", старая советская геофизическая станция для мониторинга завала и, как нетрудно догадаться, прочих сейсмических (можно предположить, что и не только) явлений в прилегающем регионе. Под бдительным оком, как уже сказано, местного КГБ, тщательно охраняющего её от посторонних глаз.

Оз.Шадау-Куль - родной брат Сарезского

Но это всё будет уже в следующем тысячелетии. А сейчас нам предстоит обнос. Обносы бывают тяжёлые, очень тяжёлые и Усойского завала. 7 км вперёд и 700 м вниз, в 2-3 ходки. Во-он та зелёнка внизу... нам туда.

Тяжело, зато красиво. Вот на заднем плане - пик Октябрьской революции, 6974 м. Последним, кто внёс большой персональный вклад в освоение Памира, был тов.Крыленко - наркомвоенмор, нарком юстиции, и, по совместительству, альпинист. Или наоборот. По крайней мере, именно с формулировкой "тратил слишком много времени на альпинизм, когда другие работают" он окончил свои дни в 38-м на Коммунарке. А названия, начертанные им, остались на карте ещё на долгие годы - "то ледник имени Красина, то хребет имени Кирова..." Не зря человек жизнь прожил. Хотя глядя уже из сегодняшнего дня - зря, конечно. Всё равно давно уже всё переименовали в национальном духе.

Мургаб из-под завала пробивается чистенький, голубенький, отстоянный в озере и профильтрованный через тело завала. Но это ненадолго. Вскоре он сливается с Кударой, образуя Бартанг, и вместе они принимают цвет не сильно отличный от того, который имеет Кудара до. Как известно, если смешать ложку мёда с ложкой говна - то получится 2 ложки говна, и никак не необорот. Здесь не только вода имеет цвет и плотность цементного раствора, но даже пена скудная и чёрная. Это уже максимум, дальше некуда. Когда такая плюха прилетает под дых - больно, даже через спасжилет. Зато и весло в этой субстанции держит, как в бетоне.

Иду по центру струи, по цепочкам острых пирамидальных валов - так спокойнее. Если влететь строго на верхушку вала, то лодка на мгновение становится неустойчивой, как стрелка компаса на острие иглы, и это не очень приятно, но делать это не обязательно. Можно идти с боковым скольжением по боковым скатам валов, не поднимаясь к самой верхушке. Хуже идти по краю струи - там валы не такие впечатляющие, зато сбойки и воронки не дают особых шансов впечатлиться ничем вообще.

Самое нехорошее - это сливы через крупные обливные плиты в русле. Вода тормозится на них и падает без скорости отвесно вниз, образуя глубокие и жёсткие пенные котлы. Выбраться оттуда не очень просто. Подлянка в том, что с наплыва широкая подушка над камнем кажется ровным и плоским валом, таким заманчивым по сравнению с острыми, брызгающимися "петухами" вокруг - и только въехав на неё, видишь, что дальше валишься прямо в чавкающую пенную пасть. Я-то такие шутки давно знаю и объезжаю их десятой дорогой, а вот четвёрка одна у нас повелась на эту дурилку... выбирались долго и с эмоциями. Год спустя на соседнем Гунте в таком же котле погиб парень из моего отделения туршколы 1989 г.

Начинают попадаться кишлаки, как правило - на селевых выносах в устьях притоков. Иной поверхности, близкой к горизонтальной, здесь не бывает. Конечно, раз в несколько сотен лет по ручью прокатывается очередной сель, смывает к аллаху этот кишлак вместе со всеми его обитателями, оставляет после себя новый конус из глины и камней... а на него приходят новые люди, селятся... жить-то где-то надо... Саморегуляция человеческого поголовья, как она и шла тысячелетиями для всех тварей земных - плодись сколько можешь, избыток сам отбракуется. Ну, помучается, конечно, перед утилизацией - но разве природу это волнует?

А пока - живут люди своей простой жизнью. Строят крохотные террасные поля, приносят для них на себе, по оврингам (это примерно то же, что виа феррата, только по-настоящему, а не потехи для) плодородную почву снизу, копают арыки... Вот большое, по местным меркам, поле с люцерной:

А вот это огород, на котором растёт картошка. Примерно полтора на пять метров.

Что ещё запомнилось на Бартанге - один из заключительных порогов, 41-й, кажется. На фото не он, его мы не снимали в суете, это какой-то из предыдущих. С берега смотрится как одна мощная "бочка" [турбулентность в вертикальной плоскости] через всю реку, а река там уже немаленькая. Ладно, наметил себе место, где её пробивать, иду. С предпоследнего вала начинаю разгон. Ложбина между валами пологая, лодка плавно меняет дифферент, не теряя скорости. Всхожу на вершину вала, ищу присмотренные ориентиры - но вижу только широкий пологий склон, размером со среднюю подмосковную лыжную горку, и лишь на дальнем краю его - небольшой опрокидывающийся пенный гребешок. Это при взгляде с берега, в профиль, он умножался на ширину реки и проецировался в мощнейшую "бочку". Разогнанная лодка, как с трамплина, взлетает в воздух до самой кормы - такое бывает только на большой воде - и долго-долго падает вниз, догоняя уходящую воду... Метров через 300 у берега стоит катамаран, шедший первым. В выпученных глазах немой вопрос: "И ты ЭТО прошёл?" Похоже, их там где-то немного поколбасило, но где именно - я так и не понял.

Заключительная часть похода - отъезд по Памирскому тракту. На попутных грузовиках, другого вида транспорта там нет. Запретить его не смогли даже при Андропове, в период борьбы с нетрудовыми доходами. Только установили официальную таксу, которой должны были придерживаться водители - то ли 3 советских рубля, то ли 3,50, не помню. Ехать можно только в кабине - по двое, или сколько окажется свободных мест. Мне, как каякеру-одиночке, достался вот этот "Урал", уже с попутчиками - родственниками. Водитель - младший сын в семье, а пассажир - муж старшей сестры. Едем неспешно, временами догоняя друг друга в придорожных чайханах. И снова - арык, урюк, кишлак...

Поутру, продрав глаза на постоялом дворе, сиречь караван-сарае, можно, немного неожиданно, увидеть заспанную харю товарища, высовывающуюся из-под брезента в кузове соседнего грузовика. Но наше дело маленькое, когда и по скольку ехать - всецело решает водитель, мы здесь просто мешки с глазами. Остаётся только таращиться оными на Пяндж и на афганский берег.

На перевале к Калаи-Хумбу водитель останавливается, дед уходит куда-то в сторону. "За травой пошёл, - объясняет мне водитель. - Здесь хорошая трава растёт, лечебная. Старик места знает." Дед возвращается с огромной охапкой травы, привязывает её поверх моего рюкзака. Хорош же я буду в аэропорту... У меня и так после похода вид не очень цивильный. Но собак в аэропортах тогда ещё не держали, и долетел без проблем.

В Таджикистан я потом успел сходить ещё раз, в августе 1991-го. Ну а потом там такое началось... всерьёз и надолго. А на Шахдару мы так и не попали в этой жизни.

Скрытый текст

Вертолет на фоне гор - мошка бело-голубая
Проползает между скал над громадой-ледником.
Здесь, конечно, высоко. В этом я не сомневаюсь:
Только здесь, на 3600, мне так дышится легко.

За стеною облаков здесь неведомые страны:
Белогорье, Шамба-Ла - ближе к небу, чем к земле.
И бредут через века из Китая караваны,
А навстречу Насреддин гордо едет на осле.

Разбегаясь тяжело, здесь взлетают вертолеты,
Наставлений не блюдя, выше всяких потолков,
И ЯК-40 на боку сквозь Рушанские ворота
Проползает, как верблюд сквозь игольное ушкó.

Не Аллах ли сотворил это небо, эти скалы,
И ущелья безо дна, и хребты до облаков?..
Но, увлекшись и творя, об одном забыл, пожалуй:
Это поле - пять на восемь человеческих шагов.

А памирская тропа и во сне вам не приснится.
Человеческой рукой в скалах сделана она.
"На овринге человек, как слезинка на реснице" -
И до неба ближе лезть, чем катиться вниз до дна.

За рекой - Афганистан. Двести лет непокоренный.
Почему и отчего - европейцам не понять.
Но как можно покорить, скажем, этот пик огромный,
Если камни не боятся ни снарядов, ни огня?

Вертолет на фоне гор - сделай снимок на прощанье.
Колыхнется, как спьяна, под колесами бетон.
Посмотри в последний раз, как хребет чернеет дальний,
Обведенный в синеве круглым маленьким окном...

+27
  • 1
0  
Мидвед    14 Августа 2019 (19:54)   #
Супер, спасибо. 
0  
Hodzha    14 Августа 2019 (19:56)   #
Шикарно.
Про узкое ущелье при посадке в а/п Хорога ходят легенды.
Как и про то, что в пылевой буре можно недели 2 ждать самолёта из Душанбе.
 
  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    14 Августа 2019 (20:20)   #

Все не понимаю как вы с каяками на самолетах перемещались. Их что брали в багаж?

 

Тогда ещё каяки разборные были. У меня каркасно-поддувной, у Макса (один из) - пластиковый, порезанный на 3 части, на фото можно разглядеть поперечные стыки. Собственно, Максов каяк в Душанбе как раз и не приехал вовремя, плюс ещё с ним заодно уж несколько рюкзаков отправили.

 

Вообще в тот раз можно было и цельный пластик взять - всё равно багажный вагон. И в ЯК-40 погрузка всё равно через задний проход, там прямая кишка в салон, спецрейс, мы сами себе хозяева - опустить спинки на одном ряду и положить. В те времена там и не такое разрешалось.

 

Самый поганый самолёт из магистральных был ТУ-134, вот на нём действительно грузить физически некуда. Да ещё лимит бесплатного багажа 10 кг вместо 20.

 

А вообще по-всякому возили. Но это в основном уже позже, когда сюда полиэтиленовые лодки возить стали. (До этого со стеклопластиковыми очень редко ходили вообще.) И в ИЛ-86 в качестве ручной клади на нижней палубе, и в ТУ-154 в багаже. В 90-е с этим тоже не очень сложно было. И в карго оформляли тем же рейсом. Но потом гайки закрутили, и самолёты нормальные все порезали в утиль, остались только арбузы-бобики, в которых багаж в контейнерах 2х2х1 м. Теперь только старый вариант - багажом/грузобагажом по ж/д. И только внутри России, за границу - таможенный геморрой в полный рост.

0  
Hodzha    14 Августа 2019 (20:28)   #

Вообще в тот раз можно было и цельный пластик взять - всё равно багажный вагон

в конце Союза в багажных вагонах по пути из Средней азии пропадали целые мотороллеры со "стенками" хорошей мебели, легковые авто разукомплектовывались...
 
  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    14 Августа 2019 (21:03)   #

 

Вообще в тот раз можно было и цельный пластик взять - всё равно багажный вагон

в конце Союза в багажных вагонах по пути из Средней азии пропадали целые мотороллеры со "стенками" хорошей мебели...

 

 

Каяки на моей памяти не пропадали, тьфу-тьфу-тьфу - кому нужно такое говно? Фирменные бляшки с логотипами отрывали - было дело, для коллекции, наверное, как с автомобилей. Было дело где-то в конце 90х - сгорел багажный вагон Петрозаводск - Москва, там с десяток лодок сгорело и поплавилось.

 

В конце концов, пластиковый каяк по тем временам, да по пути домой - не велика утрата, новый склеили бы. Всё ж своими руками, в своё время - оно ж бесплатное было. Был, кстати, ещё и такой вариант - одноразовая лодка: распиливали на 2-3 части, на месте склеивали, после похода бросали. В конце концов, любое походное снаряжение может быть утрачено, и на любом этапе похода.

 

Но в советские времена цельных лодок было крайне мало и ходили на них в единичных количествах. Полиэтиленовые начали массово появляться только в середине 90-х.

  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    14 Августа 2019 (21:13)   #

А что каркасный каяк выдерживал такие пороги? Там же пару ударов и нет каркаса или дыра в шкуре.

 

В хороших руках и йух - скрипка...

icon_mrgreen.gificon_mrgreen.gificon_mrgreen.gif

 

Но в целом, конечно, каркасники жили недолго. Если не убивались сразу - то стыки разбалтывались, шкура растягивалась, лодка начинала вихляться как сопля (они и новые-то никогда не бывали сильно жёсткими). А трудозатраты на изготовление были очень немаленькие, это  только в СССР бесплатное рабочее время было. Оттого, в частности, они и вымерли.

 

Шакала я сделал в 1986-м, прошёл на нём 5 больших походов, несколько коротких весенне-осенних (хотя неизвестно, что изнашивало лодку сильнее) и продал его как раз после Бартанга уже очень убитым. На следующей лодке - 7 походов, в одном сильно пробил шкуру, в другом сильно сломал каркас, в третьем немного недоутонул сам. Ирка на своей маленькой - 4 похода. На последней - 3 похода и... дальше появились полиэтиленовые. Она у меня до сих пор в рабочем состоянии в чулане лежит, как музейный экспонат.

  • 9
  • 4
0  
SASН    14 Августа 2019 (21:14)   #

Отче , впечатлен рассказом. Ты оказывается капитан дальего плавания, не знал.  Был в Такобе после 91г после ихней заварушки, где то в 92-93, катался там 3 дня, лыжи ботинки вез, как на дурака смотрели по прилету. На обратном, местные нквд-шники в аэропорту клянчили мзду с намеком, что мол можно не улететь.

  • 1
0  
greg17    14 Августа 2019 (21:27)   #

Отче , впечатлен рассказом. Ты оказывается капитан дальего плавания, 

Sorry incorrect link

  • 15
  • 1
  • 5
+1  
о.Валентин    14 Августа 2019 (21:31)   #

Отче , впечатлен рассказом. Ты оказывается капитан дальего плавания, не знал.  Был в Такобе после 91г., после ихней заварушки где то в 92-93, катался там 3 дня, лыжи ботинки вез, как на дурака смотрели по прилету. На обратном, местные нквд-шники в аэропорту клянчили мзду с намеком, что мол можно не улететь.

 

Не, я само то, что плавает.

 

Скрытый текст
Саяны

Знакомо качаются кедры
Под вечную песню ветров.
Ложится вечернее небо
На черные цепи хребтов.
Под небом таежным Саяна,
Где звезды мерцают в ночи,
На месяц мы все - капитаны,
На месяц мы не москвичи.

Забыты все мелкие ссоры
И много другой ерунды.
Хоть речка, конечно, не море,
Здесь тоже хватает воды.
Воды неспокойной, упрямой -
Попробуй ее приручи!
На месяц мы все - капитаны,
На месяц мы не москвичи.

Нешумный наш мир и неяркий
Немногим знаком из людей.
Летят голубые байдарки
По бело-зеленой воде.
Здесь нету ни зла, ни обмана,
Здесь нету для грусти причин...
На месяц мы все - капитаны,
На месяц мы не москвичи.

Сжимается карты остаток,
И финиш уже недалек.
И поезд поедет на запад,
Но вновь будет ждать нас Восток.
Московская грязь и туманы
Не смогут нас с ним разлучить:
Навечно мы все - капитаны,
Навечно мы не москвичи.

1987

 

Капитан дальнего плавания - это на жёлтой двойке слева. (Он же здесь на втором и на последнем фото.) Тогда ещё мечал иметь собственную яхту и ходить по морям. Имеет, ходит, только ледового класса, жалеет, до сих пор не получил. Если кому нужна в аренду яхта с кэпом - пишите...

  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    14 Августа 2019 (21:43)   #

Волку: на обносе Усойского завала есть фото товарища с моим рюкзаком - голубым с вышитым солнышком и отдельным функциональным карманом для ложки. Правда, немного утянутым. Вот в этом рюкзаке, к примеру, в 1991 на Капандар-Арху-Кафирниган я нёс каяк, всё личное барахло обычное и водное (только вёсла снаружи, по 2 лопасти с каждого боку), и кухню на группу 21 чел - 5 совершенно разнокалиберных котлов, из разных разукомплектованных наборов, в разных пропорциях, которые меньше чем в 2 группы никак друг в друга не собирались.

  • 3
  • 2
  • 3
0  
lyolik    14 Августа 2019 (21:51)   #
Мощно. Красиво.
Спасибо!
  • 3
  • 1
+1  
skiwater    14 Августа 2019 (22:25)   #

о.Валентин, ср. 14 Августа 2019 (18:07)

Сейчас вы туда уже не попадёте. Несколько лет назад пробилась ещё одна московская группа, задействовав все связи аж до верха местного КГБ - но больше туда не пустят никого точно.

  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    14 Августа 2019 (22:28)   #

 

33180_1565810707.jpg

о.Валентин, ср. 14 Августа 2019 (18:07)

Сейчас вы туда уже не попадёте. Несколько лет назад пробилась ещё одна московская группа, задействовав все связи аж до верха местного КГБ - но больше туда не пустят никого точно.

 

 

Хм... Хорошая новость. Значит, где-то чего-то сдохло. Повезло парням. Наши в 2011 там действительно всё местное КГБ на уши поставили, была такая возможность, пока пропуска пробили...

 

А поподробнее в инете есть? Кинь сцылку, интересно. Сколько народу, на чём? Шакала я, кстати, в Калугу и продал, кажется - вдруг это от него потомство пошло? И что им сказали на Усое - от геофизстанции пинками не отгоняли?

 

Но они ходили на 3 недели позже нас. Мы емнип 30 августа из Душанбе в Мургаб летели. По осени в сразии, как ты понимаешь, это разница существенная. У нас-то уже воды было не то чтобы очень много - емнип кубов 300 внизу, можно было бы и побольше... И урюк на Бартанге уже весь собрали...

  • 1
0  
Мидвед    14 Августа 2019 (22:45)   #

Отче , впечатлен рассказом. Ты оказывается капитан дальего плавания, не знал. Был в Такобе после 91г после ихней заварушки, где то в 92-93, катался там 3 дня, лыжи ботинки вез, как на дурака смотрели по прилету. На обратном, местные нквд-шники в аэропорту клянчили мзду с намеком, что мол можно не улететь.

Я лет пять назад, всё тож самое. ))))
комментарий удален
0  
rzuev    14 Августа 2019 (23:25)   #
Отлично!
  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    14 Августа 2019 (23:32)   #

Не знаю, светятся ли где в интернете подробности похода..... я не искал.

Могу как-нибудь дать отчет почитать, если напомнишь

 

А, так это контора Шпаро - "Большое приключение". Эти из чорта верёвки вить могут, не то что пропуска выбивать.

  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    14 Августа 2019 (23:49)   #

По ролику, точнее снятым участкам, речки не кажутся особо сложными. Расход невелик, мощных стоячих валов и бочек не видно.

 

Так они ж сильно позже нас были. В это время там холодает, и холодает сильно - высота всё-таки. И расход падает не быстро, а очень быстро. Завтра сам посмотрю, покажу пальцем.

комментарий удален
0  
кум808    15 Августа 2019 (00:46)   #

Спасибо, впечатляет!
Чудесные фото, а текст просто удовольствие читать.
У меня от Памира и окрестностей не осталось ничегоicon_sad.gif(
Не вода, горный туризм.
Несколько раньше это было.

 

Хребет Петра и Фанские горы.

0  
Шайтан    15 Августа 2019 (08:45)   #

А я как раз служил там в это время 89-91 в ПВ. На фото одна из наших БМП-1 мотомангруппы, которую вывели из Афгана. На горы насмотрелся на долгие годы, даже в программе время не мог смотреть на картинку гор с температурой воздуха в долинах Таджикистана). От неё сразу можно вычитать градусов 30. Самый большой перепад по температуре застал в 89 летом, когда днём было 36, а ночью около -5. Вся вода в рукомойниках замёрзла. Если бы сын не начал заниматься горными лыжами, то и меня бы не было на этом ресурсе).

комментарий удален
0  
azhukov66    15 Августа 2019 (10:51)   #
Очень интересно и красочно описано. Спасибо!
  • 1
0  
greg17    15 Августа 2019 (11:07)   #

В основном, да, маловато для того, чтобы впечатляло )) Ну и в целом, частенько встречаются нефотогеничные пороги.

Но, бывают и на несложных реках удачно пойманные кадры.....

5d54fcb99de64_148.jpg

У нас с Жомболока много таких фоток

  • 3
  • 1
0  
skiwater    15 Августа 2019 (11:14)   #

У нас с Жомболока много таких фоток

 

Ну так выложи для сравнения. Всегда прикольно посмотреть симпатичное фото.....

  • 2
0  
avsokolov56    15 Августа 2019 (12:31)   #
По поводу жёсткости каркасно-надувных судов  - и каяков и байдарок
Еще во времена просто каркасных самоделок Паша Добрынин делал "предварительно-напряжённую конструкцию" каркаса
Тросиками каркас стягивался - внизу от кильсона на носу к верху центрального шпангоута и вниз к к кильсону на корме - такой треугольник
Конструкция получалась очень жесткая, если шкура и баллоны из ПВХ - судно было по жесткости сравнимо с пластиком.
Но был нюанс.
Если каркас судна был нежесткий, то при ударе о камень энергия распределялась по всему каркасу и он не сильно страдал.
А вот жесткий каракас ломался строго в месте удара
У меня кильсон из профилированной 30 мм трубы лопнул, как ножовкой распилили
  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    15 Августа 2019 (12:31)   #

То, что помощнее, было ниже. видимо, в концепцию ролика не вписалось)))

Да и в соответствии со сроками, у них уровень воды был ниже среднего

 

И потом, это же 5 кс, чего ты там сложного хочешь??

 

Ну вполне очевидно - время выбирали сознательно, чтобы попроще и побезопаснее. Сейчас за ЧП можно огрести по полной, тем более, если команда имеет какой-то официальный статус и руководитель есть должностное лицо со всей положенной ответственностью, включая уголовную. За возможность пробивать пропуска надо чем-то расплачиваться. Получилась нормальная 5-очка, без экстрима. Разумно.

 

В основном, да, маловато для того, чтобы впечатляло )) Ну и в целом, частенько встречаются нефотогеничные пороги.

 

Там на верхнем Мургабе всего 6 порогов, из них 3 относительно фотогеничных - 5, 7 и 9. На нижнем буквально одно фотогеничное место почти сразу после завершения обноса - у меня фото с двойкой в бочке - но не сложилась съёмка, бывает. Вот Танымас у них снят подробно - маленькая речка, удобная для съёмки. На Бартанге снимать тяжело, долго и трудоёмко: речка большая, пороги длинные, по берегу ходить далеко и не везде вообще возможно, надо всё идти в режиме ралли, одной колонной. Пороги мощные, но значительная часть их сложности - в протяжённости этой мощи, когда месит непрерывно сотни метров. В один кадр это вместить не очень просто.

  • 3
  • 1
0  
skiwater    15 Августа 2019 (12:37)   #

Ну вполне очевидно - время выбирали сознательно, чтобы попроще и побезопаснее. Сейчас за ЧП можно огрести по полной, тем более, если команда имеет какой-то официальный статус и руководитель есть должностное лицо со всей положенной ответственностью, включая уголовную. За возможность пробивать пропуска надо чем-то расплачиваться. Получилась нормальная 5-очка, без экстрима. Разумно.

 

 

 

 

Отче - ты молодец..... почти как огурец)))

Ребята - тоже красавцы. Время не из воды выбирали, а как у руководителя работа закончилась в Приключениях и появился отпуск. Ну и , по сути, два 5-чных маршрута связаны в один. Такая связка впервые. И сплав 11 дней из 14 на высотах более 3000 м - тоже не хухры-мухры. Вот и стали победителями КР 2018

  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    15 Августа 2019 (12:39)   #

По поводу жёсткости каркасно-надувных судов  - и каяков и байдарок
Еще во времена просто каркасных самоделок Паша Добрынин делал "предварительно-напряжённую конструкцию" каракаса
Тросиками каркас стягивался - внизу от кильсона на носу к верху центрального шпангоута и вниз к к кильсону на корме - такой треугольник
Конструкция получалась очень жесткая, если шкура и баллоны из ПВХ - судно было по жесткости сравнимо с пластиком.
Но был нюанс.
Если каркас судна был нежесткий, то при ударе о камень энергия распределялась по всему каркасу и он не сильно страдал.
А вот жесткий каракас ломался строго в месте удара
У меня кильсон из профилированной 30 мм трубы лопнул, как ножовкой распилили

 

Было такое. На байдарке-двойке с её 2 центрами нагрузки без этого вообще никак, она будет змеёй извиваться. Это вообще принципиально слабое место каркасной и каркасно-поддувной конструкции: она держится только за счёт того, что шкура (+трос, если есть) с усилием стягивает каркас. Т.е. и каркас, и шкура изначально нагружают друг друга - и уже нагружают сильно, иначе судно будет совсем не жёстким. Достаточно добавить уже небольшую нагрузку в процессе сплава - и судно ломается. У меня так однажды лопнула шкура, см. выше: одна дырка об камень, под кильсоном - и нагруженный совтранс лопнул сантиметров на 40 по нитке. Остаток шиверы шёл на баллонах.

  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    15 Августа 2019 (12:42)   #

Отче - ты молодец..... почти как огурец)))

Ребята - тоже красавцы. Время не из воды выбирали, а как у руководителя работа закончилась в Приключениях и появился отпуск. Ну и , по сути, два 5-чных маршрута связаны в один. Такая связка впервые. И сплав 11 дней из 14 на высотах более 3000 м - тоже не хухры-мухры. Вот и стали победителями КР 2018

 

Ну, у них и квалификация группы вполне соответсвует 5-ке, на 6-ой воде не знаю как бы они себя чувствовали. А я бы всё-таки пошёл, если бы удалось ещё в этой жизни, опять на месяц раньше. Совсем другая вода. Посмотри внимательнее - у них ни поганок, ни воронок по краям струи нет, они только при большй воде возникают. Характерных косых валов со сносом на центр - тоже почти не видно. И не люблю холодов...

0  
кум808    15 Августа 2019 (14:42)   #

"Хребет Петра и Фанские горы."

Чисто для уточнения. Фанские горы не считаются Памиром, это Памиро-Алай. Как и Матча (вот за это не уверен)
Был и там и там.

Так я и указал - Памир и окрестности:-))

0  
кум808    15 Августа 2019 (14:52)   #

Ну вполне очевидно - время выбирали сознательно, чтобы попроще и побезопаснее. Сейчас за ЧП можно огрести по полной, тем более, если команда имеет какой-то официальный статус и руководитель есть должностное лицо со всей положенной ответственностью, включая уголовную. За возможность пробивать пропуска надо чем-то расплачиваться. Получилась нормальная 5-очка, без экстрима. Разумно.

 

 

Там на верхнем Мургабе всего 6 порогов, из них 3 относительно фотогеничных - 5, 7 и 9. На нижнем буквально одно фотогеничное место почти сразу после завершения обноса - у меня фото с двойкой в бочке - но не сложилась съёмка, бывает. Вот Танымас у них снят подробно - маленькая речка, удобная для съёмки. На Бартанге снимать тяжело, долго и трудоёмко: речка большая, пороги длинные, по берегу ходить далеко и не везде вообще возможно, надо всё идти в режиме ралли, одной колонной. Пороги мощные, но значительная часть их сложности - в протяжённости этой мощи, когда месит непрерывно сотни метров. В один кадр это вместить не очень просто.

Имхо, руководитель группы в самодеятельном спортивном туризме уже давно как не должностное лицо.

"Трешечку" руководителю за 200 на маршруте выписывали в семидесятых прошлого века, как раз в рассуждениях о должностном лице. Потом одумались, с каких дрожжей должность?

А сейчас что есть "официальная" группа на маршруте? Юрлицо? Нет.

Руководитель оказывает услуги участникам? ИП? Так он за это денег не берет, опять мимо.

Или он участникам ниспослан неким госорганом? И это не так.

Так что по общим основаниям ответственности за вред, если докажут....

  • 1
0  
greg17    15 Августа 2019 (15:19)   #

Ну так выложи для сравнения. Всегда прикольно посмотреть симпатичное фото.....

Ну вот, коли уж похвалился. Но я лучше почитаю да посмотрю перцев зело покруче



post-12449-0-26310300-1565871556_thumb.j

post-12449-0-78688700-1565871556_thumb.j

post-12449-0-20483600-1565871557_thumb.j
0  
кум808    15 Августа 2019 (15:34)   #

""Трешечку" руководителю за 200 на маршруте выписывали в семидесятых прошлого века, как раз в рассуждениях о должностном лице. Потом одумались, с каких дрожжей должность?"

Не слышал ни единого такого случая. Уголовное дело открывали как и при любом погибшем но не слышал чтобы руководителя осудили.

Было и неоднократно. Тогда не было интернета и ссылку дать не могу.

Находили косяки в бумагах, а были они почти всегда.

Сам так чуть не попал, но "это совсем другая история".....

  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    15 Августа 2019 (15:36)   #

Имхо, руководитель группы в самодеятельном спортивном туризме уже давно как не должностное лицо.

"Трешечку" руководителю за 200 на маршруте выписывали в семидесятых прошлого века, как раз в рассуждениях о должностном лице. Потом одумались, с каких дрожжей должность?

А сейчас что есть "официальная" группа на маршруте? Юрлицо? Нет.

Руководитель оказывает услуги участникам? ИП? Так он за это денег не берет, опять мимо.

Или он участникам ниспослан неким госорганом? И это не так.

Так что по общим основаниям ответственности за вред, если докажут....

 

Сейчас, в общем случае - да. Но неспроста ж на фильме логотип шпаровской конторы стоит, наверное. И чтобы пропуска получать, они наверняка эту крышу использовали. Следовательно, какая-то формальная иерархия и организация в данном случае имела место. А следовательно, есть кого назначить крайним, если понадобится. После недавних громких прецедентов с разными школьниками - в случае ЧП чинуши могут тупо сдать руководителя сами, чтобы прикрыть свою задницу. Это всё предположения, впрочем.

 

 

В 70-е как раз всё с рук сходило - сам пошёл, сам виноват. Трёшку руководителю в зарегистрированной группе "за преступную халатность" назначили один раз, в 1983. По слухам, в 82-м у какого-то большого чина дитё погибло в походе, ну он и протолкнул эту ответственность. Да ещё под андроповское закручивание гаек это попало, в струю. И нате вам - прецедент: в феврале 11 студентов МИТХТ пошли в Хибины. Вечером руковод с одним кабаном поздоровее пошли на разведку, зашли выше лагеря, сорвали козырёк на лагерь - 9 200х. Как ни старалась туристская общественность его отмазать - не смогла. В т.ч. т по той же самой причине: "а вы кто такие? и какое официальное отношение имеете к произшедшему?" Очевидно, очень надо было один раз показать, что статья действует - чтоб боялись. Волк, неужто ты не в курсе?

 

12-м в той группе должен был идти как раз Макс. Завалил сессию (про его раздолбайство в МИТХТ до сих пор легенды ходят), остался пересдавать.

 

В неоформленной группе - выявлялся лидер де-факто (элементарная задачка для студента юридического вуза), и ему светило до 5 лет за непредумышленное убийство. Но вроде на моей памяти это ни разу не применялось, хватило первого прецедента.

0  
кум808    15 Августа 2019 (15:55)   #

Сейчас, в общем случае - да. Но неспроста ж на фильме логотип шпаровской конторы стоит, наверное. И чтобы пропуска получать, они наверняка эту крышу использовали. Следовательно, какая-то формальная иерархия и организация в данном случае имела место. А следовательно, есть кого назначить крайним, если понадобится. После недавних громких прецедентов с разными школьниками - в случае ЧП чинуши могут тупо сдать руководителя сами, чтобы прикрыть свою задницу. Это всё предположения, впрочем.

 

 

В 70-е как раз всё с рук сходило - сам пошёл, сам виноват. Трёшку руководителю в зарегистрированной группе "за преступную халатность" назначили один раз, в 1983. По слухам, в 82-м у какого-то большого чина дитё погибло в походе, ну он и протолкнул эту ответственность. Да ещё под андроповское закручивание гаек это попало, в струю. И нате вам - прецедент: в феврале 11 студентов МИТХТ пошли в Хибины. Вечером руковод с одним кабаном поздоровее пошли на разведку, зашли выше лагеря, сорвали козырёк на лагерь - 9 200х. Как ни старалась туристская общественность его отмазать - не смогла. В т.ч. т по той же самой причине: "а вы кто такие? и какое официальное отношение имеете к произшедшему?" Очевидно, очень надо было один раз показать, что статья действует - чтоб боялись. Волк, неужто ты не в курсе?

 

12-м в той группе должен был идти как раз Макс. Завалил сессию (про его раздолбайство в МИТХТ до сих пор легенды ходят), остался пересдавать.

 

В неоформленной группе - выявлялся лидер де-факто (элементарная задачка для студента юридического вуза), и ему светило до 5 лет за непредумышленное убийство. Но вроде на моей памяти это ни разу не применялось, хватило первого прецедента.

Подозреваю, что "логотип конторы" и фактические бумаги группы на маршруте.....вообщем, опытные люди учли, что надо.

Насчет начала восьмидесятых, а не конца семидесятых вполне, уже много времени прошло, мог и забыть.

Были феерические д........ы среди руководителей, были.

Это стало главной причиной, по которой я перестал ходить участником (за парой исключений) и начал пахать:-)) руководителем.

комментарий удален
0  
кум808    15 Августа 2019 (16:07)   #

Отче, ты про какую иерархию, и каких школьников??  Если про группу из Калуги, так там самая молодая участница 91 г.р.

 

Тот случай в лыжном походе, был единственным, где дали реальный срок руководителю взрослой группы. Так захотел папаша одного из погибших. И чин у него был такой, что посадили бы кого угодно, даже не ходившего в поход. Более такого не было со взрослыми  группами.

И только кум808 продолжает рассказывать про таинственные "трехи" и "трешечки", которые кому-то, когда-то, где-то выписывали rofl.gif

Увы, дать ссылку не смогу, много лет прошло. Ну очень много лет....

Будет время, порою сеть, а вдруг.

Речь именно о лыжном туризме.

  • 3
  • 1
0  
skiwater    15 Августа 2019 (16:16)   #

Увы, дать ссылку не смогу, много лет прошло. Ну очень много лет....

Будет время, порою сеть, а вдруг.

Речь именно о лыжном туризме.

Не трать время..... это я про рыть сеть )))  Да и херни всякой там много пишут.

Такая инфа, будь она реальной, просто не могла бы пройти мимо московского или российского клубов туризма

0  
кум808    15 Августа 2019 (16:35)   #

Порыл...действительно, много всякого.

Нашел отчет о 6- ке Ямал-Полярный Урал, где узнал:-), что прорывом в лыжном туризме было пересечение Байдарацкой губы в 1980 г.

Щаз.

В 1975 Толя Горидько пересекал оную губу в походе 5 кс.

Нашел свой:-) отчет о 5 кс по Полярному Уралу.

Увлекательное дело, эта сеть:-))

комментарий удален
  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    15 Августа 2019 (16:47)   #

Отче, ты про какую иерархию, и каких школьников??  Если про группу из Калуги, так там самая молодая участница 91 г.р.

 

Я про сложившееся прецедентное отношение к подобным случаям. Если группа под какой-либо формальной крышей, то эта крыша может и спросить в случае чего. Это как бы ещё одна причина не слишком усердствовать в поиске приключений.

0  
кум808    15 Августа 2019 (16:49)   #

ты ж наверняка знал Игоря Столярова? У вас в ФИАНе базировался.
ИМХО как раз в начале 80х накрыло группу в Хибинах, а бумаги были заверены печатью СКАНа с подделанной подписью.

А вот не знал, увы. ФИАН у меня был отдельно, а лыжный туризм отдельно.

Однажды вышли в 5ку впятером, шестой заболел, а в маршрутной книжке шестеро....

Пара медсправок липа....

  • 3
  • 1
0  
skiwater    15 Августа 2019 (17:06)   #

Я про сложившееся прецедентное отношение к подобным случаям. Если группа под какой-либо формальной крышей, то эта крыша может и спросить в случае чего. Это как бы ещё одна причина не слишком усердствовать в поиске приключений.

 

Этот поход и Приключения,насколько я понимаю, ничего общего не имеют......ну, кроме того, что руководитель работает там инструктором. А в отпуск ходит со своими старыми воспитанниками еще с Калуги...... "Формальная крыша" указывается на титульном листе отчета.

Хотя, в том, что при получении разрешений использовались связи организации, я не сомневаюсь. И руководитель вроде рассказывал.... Да и глупо было бы не воспользоваться

0  
Hodzha    17 Августа 2019 (19:41)   #

А я бы всё-таки пошёл, если бы удалось ещё в этой жизни, опять на месяц раньше. Совсем другая вода.

А что тебя останавливает? Билеты в Душанбе подешевели, а при желании ещё дешевле можно через узбеков заехать: совсем-совсем дешево прилететь и потом на такси через Анзобский перевал по красивому Варзобскому ущелью (мимо дачи тов.Рахмонова, потому и асфальт приличный,  и  упомянутого тут Такоба). Заодно в Самарканде погулять.
Плавсредства заранее поездом отправить, с проводником. Там встретят.
А пропуска, я думаю, мы тебе сделаем))
  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    17 Августа 2019 (21:29)   #

 

А я бы всё-таки пошёл, если бы удалось ещё в этой жизни, опять на месяц раньше. Совсем другая вода.

А что тебя останавливает? Билеты в Душанбе подешевели, а при желании ещё дешевле можно через узбеков заехать: совсем-совсем дешево прилететь и потом на такси через Анзобский перевал по красивому Варзобскому ущелью (мимо дачи тов.Рахмонова, потому и асфальт приличный,  и  упомянутого тут Такоба). Заодно в Самарканде погулять.
Плавсредства заранее поездом отправить, с проводником. Там встретят.
А пропуска, я думаю, мы тебе сделаем))

 

 

Группы той уже нет. И не будет.

Лодку неразборную с проводником отправить - думаю, немного сложновато будет. Тем более, не одну.

Ещё позвоночник останавливает. Лодку таскать через 2 завала - не уверен уже, что дотащу. Тем более, тоже не одну.

  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    17 Августа 2019 (21:33)   #

Ну вот, коли уж похвалился. Но я лучше почитаю да посмотрю перцев зело покруче

 

Нда. Про Жомболок тоже надо будет написать когда-нибудь. Про похождения о.Валентина с двумя дочками. Пока вот:

 

post-10006-0-18022200-1566066745_thumb.j

 

Это художница, которая известную (в узких кругах) книжку иллюстрировала.

 

post-10006-0-47577600-1566067195_thumb.p

+1  
кум808    19 Августа 2019 (15:21)   #

....а извечная жизнь человека, это физическая работа под солнцем и дождем. И такой она остается с начала времен.....

 

Засиделись мы....