Джаспер Шили - ведущий мировой специалист в области травматизма на горнолыжных трассах. Результаты его многолетних исследований способны вас поразить.
За его плечами более 50 лет исследований травм на горнолыжных трассах, более 100 опубликованных работ. Но главной темой изучения для Шили были горнолыжные шлемы.
В конце 1960-х годов, будучи студентом факультета инженерии человеческих факторов, Джаспер Шили искал тему для магистерской диссертации, когда его жена предложила подумать о катании на лыжах. Шили сначала посчитал это слишком простой темой, но жена возразила, что раз люди получают травмы на лыжах, то имеет смысл их изучать, в том числе роль лыжных шлемов.
И его исследование стало революционным, нарушив существовавшую тогда картину исследований травм. Он открыл, что на вероятность травм влияют методы обучения катанию на лыжах (самообучение или уроки) и форма, что что мужчины чаще ломают ноги, а женщины – травмируют колени.
Ему дали степень доктора философии, и началась исследовательская карьера в Рочестерском технологическом институте, плюс публичные выступления по всему миру.
На основе более, чем 50-летнего исследовательского опыта Шили утверждает – шлем носить нужно обязательно.
Шлем не всегда сможет спасти вас
«Типичный фатальный сценарий – на краю трассы кто-то внезапно вылетает, как демон из ада», — сказал Шили. «Лыжник от испуга может либо зацепиться за отработку, либо испугаться въехать на едущего впереди, и … врезается в дерево. Если вы упали на жесткий лед в шлеме, то скорее всего, получите сотрясение мозга, но не смертельную травму головы. На более мягком снегу вероятность сотрясения стремится к нулю. Но если вы врежетесь в дерево при средних пиковых скоростях даже в шлеме, вам конец».
В 1990 году, когда шлемы впервые привлекли внимание Шили, их носили только спортсмены–горнолыжники. Тогда никто не знал, предохраняют ли шлемы от травм. Были даже версии, что шлем делает падение более опасным. Но никаких аргументов в пользу того, носить их или нет, не было, поэтому Шили начал собирать информацию.
«Так в 1990 году я начал свои исследования», - рассказал Шили в интервью GearJunkie. «Это был классный, незапланированный эксперимент... За 20 лет, с 1990 до 2010 года использование шлемов выросло с 5% до 95%».
По мере того как люди все чаще надевали каски, данные Шили становились все обширнее и лучше поддавались количественной оценке.
Родители, всегда находящиеся на передовой линии безопасности, начали надевать на своих детей велосипедные, хоккейные и даже мотоциклетные шлемы, прежде чем отправить кататься на лыжах.
«Часто родители покупали слишком большие шлемы, на вырост», — вспоминает Шили. «Но тогда шлем болтался на голове, создавая дополнительный риск».
Шили добавил шлемы в долгосрочное исследование лыжных травм на курорте Sugarbush в Вермонте, которое началось в 1972 году и до сих пор собирает данные.
Мужчины гибнут на лыжных трассах чаще женщин
Шили также исследовал гендерные различия в лыжных травмах.
«Процент мужчин в общем количестве погибших за последние годы вырос с 85% до более 90%. У женщин пугающее количество смертей происходит после столкновения с мужчинами, летящими на высокой скорости», - утверждает Шили. «Поэтому, чтобы реально снизить травматизм и смертность на склонах, курорты должны повесить плакат «Парням вход воспрещен». Это снизило бы уровень смертности на 85%, 90%, может быть, даже больше, потому что это спасло бы некоторых женщин», — грустно пошутил он. «Это жуткое наблюдение, но оно верное».
Тед Лигети тестирует лыжи DPS (фото/DPS)
Проанализировав более 2000 смертельных случаев, Шили сделал вывод, что те 45 человек, которые ежегодно погибают во время катания на лыжах, обычно мужчины, едущие на большой скорости по синей трассе, которые сталкиваются с неподвижным объектом (обычно деревом).
Но что такое «высокая скорость»? Исследователь отправился на склоны, в частности, на длинные, прямые синие трассы Бристольской горы, Deer Valley и Sugarbush.
«Мы с радарами прятались за деревьями, потому что, как и на шоссе, люди замедляются, если видят, что за ними наблюдают», — говорит он.
Наблюдения показали, что мужчины катаются на лыжах быстрее, чем женщины, лыжники - быстрее, чем сноубордисты, а эксперты - быстрее, чем другие уровни. Все катаются на лыжах быстрее, когда светит солнце, а средняя пиковая скорость на склонах составляет примерно 27 миль в час.
Следующим шагом было смоделировать в лаборатории столкновение лыжника с деревом. Бросая шлем на стальную наковальню с разной высоты, пытались определить, какой удар может выдержать пластиковая оболочка и пенопластовая подкладка шлема.
На скорости 30 км/час шлем смягчал удар примерно на 75%. Но этого все равно достаточно, чтобы получить смертельную травму. При столкновении с деревом на синей трассе вероятность смерти составляет около 99,9%».
До 2000 года Шили сам не носил шлем. Но данные, собранные за прошедшие годы, сделали его настоящим фанатом горнолыжных шлемов. «Точно так же, как я не сяду в машину без ремня безопасности, так не встану на лыжи без шлема».
Сегодня 83-летний исследователь-пенсионер не выходит без шлема на склоны Deer Valley, где катается со своей дочерью.
Как носить шлем или нет? Это даже не вопрос...Да, да и еще раз – да!
«Если вы собираетесь кататься на лыжах, наденьте шлем, но не ждите чуда. В любом случае вы должны носить шлем», - утверждает Шили. «Только не ждите, что он спасет вас, если вы врежетесь в неподвижный объект».
Согласно собранным данным, за 17 сезонов (1995-2012 годы) шлемы почти на 70 % сократили количество нефатальных травм головы, таких как легкое сотрясение мозга. Но, к удивлению Шили, количество погибших не изменилось. «Главный вопрос - почему шлемы не спасают жизнь людей?»
Большинство фатальных травм - не на черных трассах
Хотя шлемы снижают уровень травм головы, уровень смертности на склонах остался неизменным, примерно 0,7 смертельных случаев на миллион посетителей. Он не изменился даже, когда использование шлемов достигло «коэффициента эффективного использования».
«Поэтому мы решили узнать, с какой скоростью люди катаются на лыжах. Мы прятались с радаром за деревьями, кустами, опорами подъемника», — сказал он. «И самые высокие скорости мы зафиксировали на синих широких трассах, ухоженных и относительно прямых».
Не случайно, добавляет он, на этих трассах был самый высокий уровень смертельных случаев.
«43,5 км в час - это средняя пиковая скорость, которую мы видели на этих [синих] трассах, а скорость, необходимая для смертельного столкновения, около 30».
«На настоящих черных трассах нет рекордного количества смертей, потому что люди обычно не едут там на высокой скорости».
За прошедшие десятилетия Шили изучил взаимосвязь скорости отрыва и дальности полета с трамплина в парке, времени реакции лыжников и сноубордистов, гендерные различия в лыжных травмах, влияние формы лыж на частоту травм при катании на горных лыжах и многое другое.
Вот примеры его работ:
- Роль шлемов в смягчении травм головы: эпидемиологическое исследование травм головы у лыжников / Role of Helmets in Mitigation of Head Injuries: Epidemiologic Study of Head Injuries to Skiers (2015),
- С какой скоростью участники зимних видов спорта передвигаются по горнолыжным склонам? / How Fast Do Winter Sports Participants Travel on Alpine Slopes? (2005),
- Уменьшают ли шлемы смертность или просто изменяют модели смертности? / Do Helmets Reduce Fatalities or Merely Alter the Patterns of Death? (2008),
- Статистика и способы смерти в США: различия в сноуборде и лыжах, 1991/92 по 1998/99 год/ Rates and Modalities of Death; Snowboarding and Skiing Differences, 1991/92 Through 1998/99 (2015).
Лыжники гибнут чаще сноубордистов
Изучая частоту и способ гибели лыжников сноубордистов, исследователи выяснили, что уровень смертности первых статистически выше, чем вторых. При этом у сноубордистов выше травматизм.
Согласно исследованию, общий уровень фатальных травм на сноуборде на 54% выше, чем на горных лыжах. Хотя травматизм при катании на горных лыжах - на 35 % ниже, чем при катании на сноуборде.
Исследования Национальной ассоциации горнолыжных курортов NSAA подтвердили это. Травматизм сноубордистов на 50-70%, но погибают они на 33% реже, чем лыжники.
Одна из вероятных причин – если лыжи при падении отстегнутся, то быстрое неуправляемое скольжение лыжника повышает вероятность столкновения с неподвижным объектом.
Также различались типы смертельных случаев между лыжниками и сноубордистами. Согласно исследованию, смертельные случаи в результате столкновений чаще встречаются среди лыжников, в то время как смертельные случаи, связанные с прыжками и деревьями, чаще встречаются среди сноубордистов.
Защитные маты не защищают от удара
Все видели яркие маты, которыми горнолыжные курорты оборачивают опоры подъемников и прочие столбы? В 2020 году Шили опубликовал статью «Роль защитных матов в снижении последствий травм головы и шеи на горнолыжных курортах».
Он обнаружил, что эти накладки практически не снижают вероятность травм головы и позвоночника при столкновении на скорости более 9,8 миль в час (ниже средней скорости начинающего лыжника в 10,1 миль в час).
В исследовании учитывались столкновения головой вперед, поэтому результаты не обязательно применимы ко всем типам столкновений с мягкими объектами. Тем не менее, Шили и его команда обнаружили, что мягкие маты, используемые на горнолыжных курортах, практически при любых обстоятельствах не смягчают последствия ударов головы и позвоночника.
Они отлично подходят, чтобы сделать твердые, неподвижные объекты более заметными, и в меньшей степени - для смягчения ударов вашего тела.
Повышение безопасности катания на лыжах
Есть много способов, как лыжники могут повысить свою безопасность, а курорты - снизить травматизм на своих склонах. Очевидно - ношение шлема. Но есть и другое защитное лыжное снаряжение: протекторы для спины, каппы, защитные шорты. Яркая одежда улучшает вашу видимость для других лыжников и/или спасателей. Также следование правилам курорта убережет вас от опасности.
Первое правило безопасности на склонах – бдительность. Будьте внимательны к своему окружению. По данным Национальной ассоциации горнолыжных курортов, около 18% несчастных случаев со смертельным исходом на лыжах связаны со столкновениями с другими лыжниками.
Что касается горнолыжных курортов, полезно добавить больше ярких цветных маркеров на препятствия.
Большая часть исследований Шили проводилась на горе Sugarbush. «Исследование Sugarbush» началось в 1971 году и на сегодняшний день является одним из крупнейших исследований травм на лыжах и сноуборде.
По словам Шили, «только с помощью исследования Sugarbush можно было одновременно наблюдать и медицинские, и механические аспекты несчастных случаев».
Шили участвовал много лет он работал в медицинской клинике на базе курорта совместно с лыжным патрулем, отслеживая каждую травму, полученную в горах. Благодаря этому исследованию Шили смог начать собирать данные о шлемах, и исследование Sugarbush оставалось ценным ресурсом на протяжении большей части его карьеры.
Источники asmedigitalcollection.asme.org, skimag.com, guidanceengineering.com, gearjunkie.com
Мужик полвека потратил, чтобы практически очевидные вещи подтвердить? Хотя выглядит анализ интересно.