В пятницу, 22 января,в австрийском Китцбюэле состоялись первые из двух соревнований по скоростному спуску: спортсмены вышли на старт легендарной трассы «Штрайф». Программа этапа, как известно, была изменена по причине вспышки коронавируса в швейцарском Венгене, где были полностью отменены гонки с Лауберхорна. В итоге к обычной программе китцбюэльского этапа добавился один скоростной спуск и исчезли соревнования по слалому, которые неделей ранее состоялись во Флахау.
Победителем перенесенных соревнований с Лауберхорна стал швейцарец Беат Фойц, впервые выигравший соревнования по скоростному спуску на трассе «Штрайф».
Результаты соревнований по скоростному спуску в Китцбюэле (замена Венгена), Кубок мира, мужчины (топ-10):
1. Беат Фойц (Швейцария) - 1:53.77
2. Матиас Майер (Австрия) - 1:53.93
3. Доминик Парис (Италия) - 1:54.33
4. Йохан Кларэ (Франция) - 1:54.66
5. Андреас Зандер (Германия) - 1:54.72
6. Карло Янка (Швейцария) - 1:55.14
7. Матье Байе (Франция) - 1:55.27
8. Ромед Бауманн (Германия) - 1:55.28
9. Винсент Крихмайр (Австрия) - 1:55.39
10.Нильс Аллегре (Франция) - 1:55.41
В отличие от прошлых сезонов, когда многие бойцы Белого цирка жаловались на слишком жесткое ледяное покрытие, в этот раз, после двух официальных тренировок, все отметили чуть ли не дружелюбный характер самого знаменитого спуска с Ханенкамма. «Как приятно, трассу можно пройти чуть ли не на расслабоне», - в один голос делились с журналистами все, кто хотел рассказать о своих новых ощущениях.
Однако «Штрайф» все равно показал свои зубы – и, по большому счету, не совсем там, где ожидалось.
Если кто-то нашел время и возможность посмотреть тренировочные заезды, то наверняка отметил, что многие спортсмены, пройдя в спортивном режиме ключевые участки, докатывали до финиша практически по инерции – в высокой стойке, не особенно напрягаясь. Некоторые вообще сбрасывали скорость еще до финишных ворот. Казалось бы – все самое страшное уже позади, зачем зря расходовать силы? Но ведь именно нижний участок – самый скоростной, именно здесь спортсмены ставят рекорды скорости этой трассы (кстати, сегодня самым быстрым на финише был американец Трэвис Ганонг, показавший 149,2 км/ч). И по какой-то причине последний прыжок перед финишем Zielsprung оказался самым далеким во всей гонке. Победитель сегодняшних соревнований, швейцарец Беат Фойц в одном из интервью говорил о 60 и даже о 70-ти метрах – это чуть ли не в два раза дальше, чем полет на знаменитой «Мышеловке». Только там скорость около 120 км/ч, а тут – под 150… И еще: именно здесь травмы головы в свое время получили американец Скотт Маккартни и швейцарец Даниэль Альбрехт. Первый сразу завершил карьеру в Кубке мира, второй несколько месяцев боролся с амнезией, затем в течение нескольких сезонов пытался вернуться на трассы, но безрезультатно…
А звоночек прозвенел еще вчера: во время второй тренировки француз Йохан Кларэ при приземлении с финишного трамплина улетел в защитную сетку.
К счастью, ничего страшного с ним не произошло, и он вышел на старт первой гонки. Две трети дистанции Йоханн соперничал с лидерами, но последнюю финишную часть прошел чуть осторожнее и в итоге до призов так и не добрался, заняв 4-е место.
Швейцарец Урс Криенбюль, для которого текущий сезон – лучший в карьере (Урс дважды поднимался на пьедестал почета, заняв 3-и места в спуске на этапах в Валь д’Изер и Бормио), въехал на Zielsprung на скорости 146,7 км/ч.
Малейшая оплошность в такой ситуации грозит самыми неприятными последствиями. К сожалению, Криенбюль оплошности не избежал: полет оказался для него неожиданно далеким, а главное – высоким.
Спортсмен стал заваливаться на носки лыж, падение с высоты в несколько метров пришлось уже на ровную поверхность. Криенбюль пересек финишную черту уже без сознания.
К счастью, через несколько минут швейцарец зашевелился, и, по предварительной информации, пришел в сознание. Согласно предварительному диагнозу, 27-летний спортсмен перенес разрыв крестообразных и медиальных связок, сильное сотрясение мозга и перелом ключицы. Как объявила пресс-служба Swiss Ski, Криенбюль останется на ночь для наблюдения в больнице Санкт-Йохана, в субботу вероятно, будет переправлен в Швейцарию.
Падение на максимальной скорости вызвало споры о прыжке Zielsprung. «Этот прыжок был темой обсуждения в течение последних трех дней», - говорит победитель соревнований, Беат Фойц и качает головой. «Он слишком далекий, такого не должно быть».
В ходе последних обсуждений спортсмены предложили возможные решения. «Я надеюсь, что завтра они хотя бы немного уменьшат компрессию в конце прыжка, да и дальность немного сократят», - говорит серебряный призер Матиас Майер. «Не думаю, что что-то подобное может случиться еще раз».
Несмотря на критику злополучного участка трассы, Фойц считает Zielsprung неотъемлемой частью Штрайфа. Вот только, по его мнению, здесь нельзя летать по 60 или 70 метров с такой скоростью и на такой высоте. Его «коллеги по цеху» согласны с победителем. Например, Доминик Парис, занявший третье место, требовал по иному спрофилировать финишный трамплин уже после второй тренировки.
По данным FIS, такие работы были выполнены. «После тренировок были получены отзывы от спортсменов, согласно которым был проведен ряд работ», - говорит директор гонок FIS Эммануэль Кудер в интервью ORF. «Так называемый стол отрыва стал на 15 сантиметров ниже. Но без стола прыжок был бы еще опаснее. На такой скорости нужен стол отрыва».
Кудер имеет ввиду направленное ребро, которое должно регулировать дальность прыжка. Однако после финальной тренировки Парис сказал, что он уже долетел до края точки приземления, и это вызвало проблемы. Zielsprung имеет в сечении вид неправильной трапеции, одна грань которой короче, а другая – длиннее. Если не сделать искусственный «стол отрыва», то спортсменов на огромной скорости будет выбрасывать в воздух, как из катапульты.
Заместитель директора мужских гонок Кубка мира Ханнес Тринкль несколько раз принимал решение о приостановке соревнований из-за ветра в финишной зоне...
По словам Кудера, организаторы гонок к завтрашним соревнованиям проведут дополнительные работы. Но проблема заключается не только в самом прыжке, но и в отсутствии возможности контролировать скорость. Из-за попутного ветра скорость на финишном участе оказались выше, чем на тренировках. «Мы выходили на прыжок со скоростью под 150 км/ч – это предел для нас и для этой трассы», - говорят спортсмены.
Очередные соревнования по скоростному спуску на трассе «Штрайф» пройдут в субботу, 23 января. В воскресенье, 24 января, здесь же пройдут соревнования по супергиганту. Все соревнования проводятся без зрителей – как и остальные этапы Кубка мира сезона 2020/21.