Вводная часть
Всем доброго времени суток. Я не блогер и, тем более, не ищу популярности. Более того, я скорее социопат)). Это не полноценный отчёт о поезде, это просто набор мыслей и замечаний. Не стремлюсь к тому, чтобы эта писанина оказалась полезной, ничего нового и эксклюзивного не будет. О Приэльбрусье и так всё уже написано и рассказано. Просто в конце сезона что ещё делать, кроме как потрындеть...В общем, так случилось, что до этого сезона у меня не было возможности нормально покататься в больших горах. Доводилось работать на Олимпиаде в Сочи, на Универсиаде в Казахстане, но покататься возможности не было. Организация соревнований такого уровня - дело специфическое, пахать приходится порой круглосуточно. Ну, да ладно. Это отдельная тема.
В этом сезоне я чётко для себя решил побывать на Чегете. Почему? Во-первых, потому что люблю горы, те, которые гористые, а не холмы на равнине. Хотя, в холмах тоже бывают свои прелести, ну да ладно... Во-вторых, потому что люблю фрирайд, и, в-третьих, потому, что так сказал Лёха... А Лёха именно так и сказал: "Всё лажа, нам надо в Авальман и на Чегет, иначе нафиг вообще жить".
Немного задержусь на этом моменте. С Лёхой мы познакомились несколько лет назад, когда я покупал свои первые фрирайдные лыжи. Точнее у меня уже были фрирайдные лыжи - Росси Скрэтч с талией 88 и ростовкой 182. Я и сейчас на них иногда фрирайдю. Просто фрирайдными они уже перестали называться. Сейчас же всё, что Уже гладильной доски, считай, и не фрирайдные лыжи вовсе. Так вот, приехал я к Лёхе смотреть лыжи:
- Здравствуйте, - говорю, - Алексей.
Он оглянулся:
-Я, - говорит, - тут, вроде, один, привет.
В общем, как-то так завязалось. Не суть, как важно, суть в том, что Лёха оказался альпинистом, фрирайдером и горным гидом.
-Ты, говорит, - о фрирайде нифига не знаешь, если на Чегете не был.
Ну, не знаю, так не знаю, значица будем узнавать.
Прибыл я в Терскол 27 февраля. Как раз тогда, когда в Приэльбрусье началось лето. В принципе, удалось неплохо покататься по всякому состоянию снега. И по бетону наверху, и по буграм, и по мокрой перине на югах и немного пухляка словили на северах. В целом, я получил, что хотел и остался доволен. Я ехал ради катухи, гор и природы. Остальные аспекты меня мало волновали. Выдалось несколько качественных и весёлых катальных дней, и это крайне радостно. Клиентов у гидов не было, так что, катались для себя. Тоже неплохо.
Несколько слов о Чегете
Чегет - он так-то простой. Это гора, где есть южная экспозиция и северная. Перепад примерно километр +/-, смотря откуда заходить. Ещё там есть две очереди подъёмников: первая - двухместная креселка, вторая - одноместные стульчики. Стульчики с цепочкой, которая присобачена с одной стороны, а с другой её можно повесить на крючок. В общем, серьёзная система безопасности. Сразу даёт понять, куда попал)). Из инфраструктуры - кафешки и гостиницы внизу, есть ещё небольшой рынок. Рядом - посёлок Терскол с двумя небоскрёбами в 9 и 5 этажей. Это всё. Совсем всё.Сколько бы ни было информации в интернетах, всё равно находятся уникумы, которые рассуждают о том, что не надо кататься вне трасс на Чегете, это опасно. Совершенно понятно, что эти люди никогда не были на Чегете. Потому что, если бы были, то трасс они бы там не нашли в принципе. Ни трасс, ни одной пушки (кроме зенитки Росгидромета) и ни одного ратрака. То есть, если ты едешь по полю и случайно наткнулся на круглый знак "Прямо низя, там ахтунг, езжай направо", то значит ты на трассе. То есть, абсолютно весь Чегет - это фрирайд. Причём, фрирайд довольно суровый, ошибок не прощает, по головке не погладит. Опасными принято считать севера. Вообще то, на югах тоже бывают лавины и ещё какие.
На самом деле, я немного соврал. Трассы там есть. Они есть на картонном скипассе. Это ещё веселее. Ты такой типа поднимаешься наверх, смотришь на скипасс, видишь, что там отмечены трассы, смотришь вокруг... ааааа вокруг ни хрена подобного. Ни вешек, ни обозначений, ни хоть какой-нибудь мало-мальски читаемой дорожки, вообще ничего. Те ещё юмористы. Мне понравилось, я поржал.
Минусы
Ну, так-то меня сложно расстроить. Говоря объективно, Приэльбрусье - район дикий. Цивилизация туда если и дойдёт, то точно не на моём веку. Там сплошной бардак и разруха, к сожалению. Касаясь всего района, как мне кажется, ситуацию можно исправить, только если выгнать всех, огородить всё это забором и отдать в руки одному грамотному управленцу. Ну и бабла надо вбухать, конечно. Ну, это как обычно. Реально, например, половина гостиницы Чегет разрушена, везде грязь и никому ничего не надо. Стоишь такой, на балконе, куришь, смотришь, а что это там за статуя на постаменте? А это, оказывается, развалина двухэтажного здания, на втором этаже которого растёт, пока что одинокая, ёлка.Касаясь, конкретно, Чегета... Там, в первую очередь, необходима лавинная служба. Нужно, чтобы были люди, которые будут постоянно следить за склонами, если что - закрывать подъёмники и обстреливать опасные участки или закидывать шашками. Думается мне, всё упирается банально в бабло. Закупите снарядов с запасом и платите лавинщикам и отряду Росгидромета, возьмите в штат спасателей. Судя по всему, не дождёмся. Про инфраструктуру вообще молчу. Нет дорожек, есть тропы. Снегом заметёт- хрен пройдёшь. Мост через речку шириной в человека, в смысле мост шириной с человека, а длиной - с ширину речки... или речка шириной с длину моста, блин, я запутался. Ну, короче, деревня. Хотелось бы видеть более современные подъёмники, хотя, лично для меня, это не столь критично. Правда, один раз малость замёрз на верхней креселке. Нас этим не испугаешь, конечно, но, тем не менее, тогда хотелось оказаться в кабинке)).
Плюсы
Ясно дело, главный плюс - это гора. Очень интересная и разнообразная. Природа, красота, воздух. Стоишь наверху и уже пофигу, какой бедлам творится там внизу.Порадовали хычины с мясом у Фариды (к слову, 100 р. и мне хватало наесться), огромные чебуреки в Байраме (тоже сотка), вечно суетящийся за барной стойкой Русик в Нарате и его чай с вареньем. В целом, если знать где и что, то можно вполне себе хорошо питаться и приемлемо по ценнику. В кафе "Эльбрусье" - хорошая кухня. Недёшево, но порции, реально, большие. Правда, ждать долго, но - терпимо. Кстати, в Вольфраме на втором этаже неплохой бар-клуб. И за баром сидит очень такой образованный интересный человек... вот имя вылетело из головы, да простит он меня, вроде, Мурат.
Вообще, горы - это мощная энергетика, а бытовые вопросы отходят на второй план. В плане быта на самом деле не так уж всё плохо. Мы жили в 3-х комнатной квартире вчетвером. Была горячая вода и кухня со всеми удобствами. Можно готовить самим, чтобы сэкономить. По крайней мере, завтрак всегда готовили сами. Меня такой вариант вполне устраивает. В итоге, Чегет- это выбор туристов-эктремалов. Горнопляжникам, желающим комплексного отдыха, там делать нечего.
Вернусь ли я туда? Обязательно вернусь. Ради гор, катухи и природы. Это воодушевляет. Остальное мало заботит. Хочется, конечно, видеть положительные сдвиги, но, пока что, к сожалению, картинка не очень. И местные говорят, что раньше было лучше. И у приезжих не видно особого энтузиазма в глазах. Приезжают как будто по старой памяти. Народу мало, как то не чувствуется общности, тусовки. Не знаю, как описать. Такое ощущение, что тут было хорошо, а сейчас всё постепенно умирает. Немного печально. Короче, есть минусы, есть плюсы. СтОит ли приезжать на Чегет? По-моему, стОит. Только нужно понимать реальное положение дел и не ждать чудес.
Пару слов об Эльбрусе
На Эльбрус мы съездили чисто на экскурсию. Поставить галочку, как говорится. Взяли разовый подъём до самого верха и скатились, соответственно, один раз. Эльбрус в плане курорта представляет из себя одну единственную трассу и одну линию подъёмников. Народу там дофига. Чайников, как водится, тоже немало. В каком-то плане, там, наверное, даже опаснее, чем на Чегете. Что убило, так это первая очередь. Точнее кабинки на первой очереди. В общем, мои лыжи 190 см от пола не влезли в кабинку по высоте. Пришлось запихивать как-то по диагонали. Потом завалилась толпа народу, как будто они снег видят раз в 10 лет и надо, блин, успеть сделать 100500 спусков за день. Короче, в таких условиях было трудно даже крутить головой. Реально жесть.Эльбрус - это некий конвейер из неугомонных туристов. Зато там красиво, да. Пофрирайдить не удалось - снега не было. Ничего не скажу по этому поводу. Но в плане трассового катания, вполне себе не хуже можно покататься на Урале, например, на Банном / Абзаково / Мраткино. Дешевле и комфортней выйдет.
Между Эльбрусом и Чегетом (точнее - Терсколом) курсируют автобусы типа Газель. Стоит 50р. Снаряга упаковывается в багажник. В принципе, норм. Ехать минут 10. Водилы ползут очень медленно. Можно дойти пешком где-то за час. Правда, идти по грязной дороге, с риском оказаться под колёсами местных, тех у кого чем выше горы, тем ниже... приор я немного увидел, в основном, что подешевше. К слову, от Терскола до поляны Чегет, где начинается первая очередь подъёмника, минут 20 идти пешком. Ну то есть рядом. Для тех, кто не знает.
Замечания
Вот тут хотелось бы сказать пару ласковых. Люди почему-то не понимают всю серьёзность фрирайда в горах. Говоришь человеку: "Не лезь туда, убьёт нафиг". А у него в глазах - пустота. Чувак, ты что, не понимаешь русского языка? Я не догоняю логику этих людей.Что мне кажется... Об этом уже кто-то писал. Так что, можно сказать, не моё, но я согласен. С чего начинается фрирайд? Можно увидеть кучу видосов и фото о том, как бравые ребята с восторгами и визгами гоняют по сугробам (ладно ещё, если кататься умеют). Снег во все стороны, всё так беззаботно и весело. Ну типа да, ради того и катаемся.
Только обыватель не понимает серьёзности ситуации в горах. Всё начинается, например, где-нибудь в Шерегеше, где банды молодёжи раскатывают пухляк и называют это фрирайдом. Вот эти вот персонажи с хвостами на шлемаках и в костюмах зверушек. Едут, куда хотят и всё им нипочём. А потом, приезжая в горы, ведут себя аналогичным образом. Они привыкли, что фрирайд - это весело, беззаботно и нестрашно. Резвятся, как угодно. Другие смотрят и повторяют.
Ситуация. Стоим мы около бугеля, намереваясь траверснуть первый цирк. С самого верха стартуют два сноубордиста. Мы, к слову, вообще не ходили на самый верх, в том числе потому, что местные сказали: "Пацаны, не суйтесь, нафиг". Так вот, эта парочка проходит верх правее Курячьей лапы, совершая траверсы то налево, то направо и периодически кувыркаясь через голову. Конкретно режут склон поперёк, потому что нормально ехать вообще не могут. Разумеется, с селфи-палкой, как без этого. Спрашивается, ну какого хрена вы туда полезли? Ведь для самоубийства есть способы попроще.
Народ, приезжая в горы, потрудитесь хотя бы узнать, что тут к чему, что можно и что нельзя. Это же элементарно. Видишь табличку "Опасно, не суйся", ты хотя бы поинтересуйся, что там "опасно" и почему "не суйся". Мне кажется, многие воспринимают эти знаки, как предупреждения о том, что там сложная трасса. Но мы-то крутые, нас сложностями не испугать. Только дело не в сложности трассы, точнее сказать, внетрассы, а в том, что там на самом деле может убить.
Вот тоже сноубордист ехал себе, ехал и приехал на скалу, с которой благополучно упал и скоропостижно отправился на тот свет. Просто потому, что выбрал неправильный маршрут и, не видя, что там за перегибом, шлёпнулся с нехилой высоты. Вот, в том числе об этом и предупреждают таблички "Не влезай, убьёт".
Короче, если попал в незнакомые горы, сначала изучи их и возьми гида. Хотя бы первые дни покатайся с гидом, чтобы иметь представление о местности. И помни, что на фрирайде ты можешь убить не только себя, но и других.
Очень прикольно смотреть на туристов с Эльбруса. Стоит парень сноубордист, весь мокрый насквозь.
- Что, - говорю, - укатался?
- Да, кое-как спустился. Как вы тут ваще ездите?
- Да никак не ездим, видишь, сидим пиво пьём, алкорайд, а ты чего, один, что ли?
- Не, у меня вон друган на подъёмнике спускается
Да, смешно, конечно )) Ты знал, куда шёл? Понятно, что не знал, а надо бы...
Ну или эти, с ютубовских видосов.
- Вот мы приехали с Эльбруса на Чегееет, сейчас будем кататься с 3700. Ваще круууто.
Так и хочется спросить, вы лестницу в небо с собой взяли, чтобы залезть на 3700? В общем, хватает интересных персонажей.
Ребята, серьёзный фрирайд - это, в первую очередь, понимание гор, знание гор и снега, умение читать рельеф и способность грамотно собрать всё это в кучу. О том, что надо хорошо кататься я вообще молчу. Это само собой разумеется, но, если говорить о серьёзном фрирайде, стоит на втором месте. Да как бЫ можно вообще отдать концы под ёлкой в Геше или убиться об дерево в Аше. Приезжать в горы и вести себя настолько беспечно - это вообще уму непостижимо. Когда гиды аккуратненько катаются по центрам, народ лезет в самую жопу. Что ими руководит? Давайте всё-таки думать головой.
Немного фот
Наверное, надо разбавить буквы некоторыми фотками. Фотографов у нас в команде не оказалось. Поэтому особо не фотографировали. Выложу, буквально, несколько фото для разнообразия. Сам не люблю сплошной текст, а его что-то много получилось и как-то не совсем по делу, может быть. Просто я не планировал, что конкретно и как буду писать, импровизирую на ходу)). Хотя, что я оправдываюсь, мой текст- мои правила, да)).В один из дней, когда мы привычно сидели у Нарата и плавно сгорали на солнце, когда Андрей уже достал фляжку, а я собрался за пивасиком, Лёха вдруг сказал: "А давайте всё-таки покатаемся на горных лыжах... и поснимаем видео, зря что-ли у нас есть гоу про". Андрей был назначен инструктором и оператором. Команда получилась экстравагантная - гиды катаются с инструктором. Все поржали и пошли на подъёмник. Я предложил выложить видео на ski.ru, народ сказал, что обосрут с ног до головы. Не люблю, когда с ног до головы. Так что осталась только банальное фото (за качество извиняюсь).
По дороге домой вспомнили, что инструктор ни разу не попал в кадр и решили замутить селфи, получилось позитивно.
В Приэльбрусье снега нет.
Поэтому лыжи малость запачкались во всяком говне и были постираны.
Ну это с Эльбруса. Типа отметились. Солнце было такое, что мобила отказывалась нормально снимать.
Сезон у меня выдался насыщенный. Было много снежных гор и горы снега. К приезду в аэропорт я совсем умотался. Правда, если быть честным, помог коньяк )).
По итогу, что могу сказать? Горы - это по любому хорошо. Фрирайд - вообще замечательно. Только подходить к этому делу надо с умом, а не лезть на шару.
На следующий сезон есть некоторые интересные планы. В Приэльбрусье мы пока не поедем. Хочется разведать новые места, но это пусть останется секретом до поры до времени.
Тоха! Пиши ещо! Ладно стелишь.