0

На чем кататься кайтрайдеру зимой?

Reports Лента автора 31 Января 2005 (01:05) Просмотров: 3399 16
«Лыжи-рельсы» для зимнего кайтинга достать все трудней и трудней… Их практически не выпускают. Если продают новые, то очень дорого. Найти вменяемую пару в соседней спортшколе уже невозможно… Пилотам, начинающим и продвинутым, нужен какой-то ориентир, пусть даже теоретический. Потому и появилась эта статья.

Фото: Бубнов Александр. Апрель 2003, Кольский п-в, озеро Большая Имандра, курс-рейс в рамках IMANDRAproject 2003. На фото - автор статьи

Сам я катаюсь на Salomon Equipe 8000 2S, ростовка 200 см - более точно не представляется определить модель и сезон выпуска. Крепления - Salomon S914 PE2. Ботинки - Salomon Course 02/03, это уже четвертая пара. Ботинок хватает на сезон, ломаются в районе носка. Будем надеяться, что эти прослужат дольше. Про ботинки и крепления для зимнего кайтинга поговорим позже, а пока разберемся с лыжами.

Часть 1. Лыжи

При движении под кайтом, поворот и смена курса, конечно, важны, но не настолько, чтобы с завистью смотреть на новенькие карвы. В первую очередь, требуется держаться на том пеленге, который выбран, а не поворачивать. Галсы могут быть растянуты на несколько километров или до того момента, когда вы уже не сможете опираться на подветренную ногу.

Разнообразие покрытия, горизонтальная поверхность и сложный микрорельеф предъявляют специфические требования к лыжам для кайтинга, особенно в гоночных видах, которые являются квинтэссенцией техники всего зимнего кайтселинга. Идеальных лыж для кайтрайдеров еще не придумали. Наверное, потому, что неизвестны предъявляемые требования.

Если развить обширную теорию и подвести итоги, требования могут выглядеть так:
  • отменное виброгашение
  • минимально необходимая маневренность
  • цепкость кантов на гладком, как стекло, льду водоемов
  • средняя ростовка - 200 см, ширина талии - не менее 70 мм
  • особо прочное скользящее покрытие для шероховатого льда
  • стабильность в широком диапазоне скоростей на любых покрытиях
  • обязательно жесткая пятка и большая зона переднезаднего баланса
  • непотопляемость в рыхлых и вязких покрытиях с включениями воды
  • минимально допустимый вырез и его симметричное расположение вдоль продольной оси лыжи. Ширина пятки равна ширине носка или ненамного ее превышает. На обычных лыжах центр воображаемой окружности смещен назад вбок – это помогает горнолыжникам на склоне поворачивать, а нам на равнине повороты не нужны.
Пару слов о совмещении в одной паре лыж кайтового и горнолыжного функционала. Этот вопрос беспокоит многих начинающих. Сколько я не наблюдал за пилотами, приезжающими на IMANDRAproject, всегда замечал одно и то же.

Пилоты-негорнолыжники (виндсерферы, парапланеристы, яхтсмены и другие «ветреные» люди) могут выйти на склон на своих кайтовых лыжах для скоростного спуска и утюжить его от рассвета до заката, изображая или выполняя повороты, в зависимости от уровня мастерства. Кажется, им вообще все равно, где, на чем и как кататься, была бы наклонная поверхность и подъемник. Многие даже довольны ощущениями. Поэтому, если вы под кайтом проводите больше дней в году, чем на горе, ориентируйтесь на лыжи, более приспособленные для кайтинга, на горе можно будет покататься на них же или взять недорогую пару, специально для горы. Гравитация, в отличие от ветра, действует постоянно.

Если же у вас есть некоторый опыт катания на горных лыжах, вы наверняка сможете использовать свои кайтовые лыжи для отдыха на любом склоне, но, возможно, придется немного пересмотреть технику. Это несложно, потому что классика. В середине прошлого века на таком катались, что вам и не снилось! И ничего, поворачивали, чемпионами и легендами становились...

Учтите, что на горе камни встречаются гораздо чаще, чем на льду, а с подпорченным скользяком и кантами лыжи для кайтинга - уже не те. На нулевой паре за два сезона эксплуатации под кайтом посадил всего одну царапину, и то, когда лень было спускаться пешком по сугробам с набережной на озеро. Канты изредка правлю мелким бруском на зеркальный лед, в остальных случаях - стропы целее будут. При наличии уже купленной пары малорадиусного характера - прочитайте статью и постарайтесь понять, почему стоит оставить их исключительно для горнолыжного времяпровождения.

Какие лыжи не стоит выбирать?

Любые малорадиусные, укороченные модели – меньше всего подходят для скольжения под кайтом. Прогнуть такие лыжи до заданного радиуса при откренивании не сможет разве ребенок, в любом другом случае вас будет постоянно уводить с курса по заданной геометрией дуге – будете меандрировать, как ручей в болоте.

IMANDRAproject 2002
IMANDRAproject 2002
Фристайл в зимнем кайтинге - особый разговор, и лыжи для него имеют свою специфику, но об этом - позже. В любом случае, лыжи с радиусом выреза менее 20 метров подойдут тольеко для легких пилотов, если ничего другого нет. Лучше обзавестись специальной парой лыж для катания под кайтом.

Чему отдать предпочтение?

В общем случае, считается, что чем длинней и строже лыжи – тем больше они подходят для зимнего кайтинга. Недаром для ПМЛ (парусная монолыжа - снаряд для зимнего виндсерфинга и класс в парусном спорте) выбирают, в основном, прыжковые или спусковые.

При одинаковой длине лыж из возможного ассортимента далее оценивают радиус выреза. Не стоит ориентироваться только на глубину выреза. При большей длине и равных по глубине вырезах, более "высокие" лыжи будут иметь больший радиус.

Радиусы выреза и поворота - не одно и то же. Радиус выреза относится к геометрии формы лыжи и представляет собой отрезок воображаемой окружности. Если в идеальных условиях лыжу поставить на кант и прогнуть, можно сделать столь же идеальный поворот на 360 градусов по указанному в характеристиках радиусу. На горизонтальной, твердой поверхности, такой, как лед, это, чисто теоретически, вполне возможно. Радиус поворота зависит от многих факторов: жесткости лыжи, степени ее прогиба, упругости и твердости покрытия. При прочих равных условиях на рыхлом покрытии более жесткие лыжи будут иметь меньший радиус поворота, а, значит, вы сможете дольше оставаться на нужном курсе. Можно, конечно, ставить лыжи, не слишком кантуя, но проскальзывание - это потеря скорости и бесполезная трата тяги кайта.



Если длина, радиус и жесткость одинаковы, сравнивают такие характеристики лыж как приспособленность к неадекватным, разнообразным покрытиям, стабильность при ведении и виброгашение. Если все эти параметры совпадают, значит, у вас абсолютно одинаковые пары лыж! Берите те, что подешевле и поновее.

Следует принять как факт, что скользить придется не по подготовленным склонам, а по самому непредсказуемому покрытию. Оно может быть абсолютно разным даже на одном, достаточно небольшом озере, а за 3-4 часа может выпасть столько осадков, что ситуация поменяется радикально. И выбрать другой путь у вас просто не будет возможности. Нет трассы, на которую можно вернуться и проехать оставшиеся 5, 7, 20 или 50 километров!

Учитывайте силы, которые действуют на пилота, и их динамику. Если гравитация постоянна, то ветер способен разогнать вас под кайтом по горизонтальной поверхности до скорости свыше 70 км/ч за несколько десятков секунд, даже не по самому идеальному покрытию, а нагрузки, когда площадь купола гораздо больше, чем требуется, сравнимы с самой тяжелой фазой поворота, но длиться они могут в тысячи раз дольше.

Большинство гонщиков отдают предпочтение лыжам для скоростного спуска или слалома супер-гиганта длиной от 205 см и более, как правило, б/у классике, потому, что сегодня таких лыж практически нет в продаже, а если и есть - то достаточно дорого. Радиус выреза таких, даже современных лыж, может быть более 40 метров и их стабильности на курсе можно позавидовать. Все эти качества важны в таких дисциплинах как курс-рейс, марафон, заезды на установление скорости. Для собственного удовольствия на них можно кататься, но подумайте, как вы будете добираться до берега, если закончится ветер – идти коньковым ходом даже с палками на таких лыжах очень тяжело. Из-за своей длины практичность при перевозке - никакая, не во всякое авто влезут лыжи 218 см. За превосходные ходовые качества приходится платить снижением удобства.

Лыжи для фристайла практически идентичны тем, что используют горнолыжники. Требования к геометрии и жесткости - аналогичны, тем более, что некоторые соревнования по фристайлу проводят в горах. Отличительная особенность таких лыж - загнутая пятка. То есть можно ехать или приземляться спиной вперед по ходу движения. Есть и другое обозначение такой формы – твинтип. Остается добавить, что лыжи для фристайла - гораздо мягче обычных и могут иметь более прочное скользящее покрытие, чтобы снизить риск его повреждения в такой разновидности фристайла как, например, джиббинг. В общем, если вы увлечены этой разновидностью кайтинга, смело берите обычные горные лыжи для фристайла.

IMANDRAproject 2004. Фото: Takabo
IMANDRAproject 2004. Фото: Takabo
IMANDRAproject 2004. Фото: Takabo
IMANDRAproject 2004. Фото: Takabo
Кайтрайдеры-эксперты, выступающие в небольшом числе соревнований, и просто любители отдыха под кайтом, как правило, редко используют лыжи длиной более 205 см. Обычная ростовка составляет от 175 см до 205 см, в зависимости от веса, роста и подготовки пилота. О лыжах меньшей длины говорилось выше, и даже если это просто короткая классика с большим радиусом поворота, такие лыжи крайне нестабильны на скорости выше средней. Любой плотный заструг или перемет может стать причиной падения – вам не хватит продольной устойчивости, чтобы его пробить. Это вторая причина, по которой следует избегать коротких лыж для свободного катания. Она состоит в малой зоне переднезаднего баланса.

Каждый раз, когда вы на полном ходу въезжаете в очередной мокрый сугроб или ловите хороший порыв ветра, вся система лыжник-лыжи испытывает векторы сил на опрокидывание по ходу движения. В случае с сугробом, это может выражаться как хороший удар снизу-спереди, а при порыве можно получить крен на ветер и не удержать равновесие. Вдобавок ко всему, чем меньше длина и талия лыжи, тем больше давление на один квадратный сантиметр площади соприкосновения с поверхностью - можете посчитать сами. К счастью, на рынке в настоящий момент представлено достаточное количество моделей категории all-mountain expert с шириной, присущей mid fat классу. Именно она больше всего подходит для свободного катания и зачастую является синонимом для обозначения всей фрирайдовой группы, но подчеркивает их приспособленность к разным состояниям снега.

Такие лыжи хорошо всплывают в целине, но несколько хуже специальных, вследствие того, что они поуже, и работа на рыхлом снегу, по большей части, обеспечивается конструкцией, а не шириной. Но они все же шире обычных лыж. Способность эффективно скользить по поверхности с маленькой реакцией опоры не сказывается на качестве прохождения участков с жестким покрытием. Именно этот баланс различных, казалось бы, качеств является основным преимуществом. Кататься по сугробам было бы приятней на специализированных powder моделях, но стоит снегу уйти со льда, или вам выехать на очередную ледяную проплешину, как тут же обнаруживается, что целинные лыжи очень плохо держат на такой дороге.

Выбор конкретных моделей

Перечислю то, на чем можно кататься в сезоне 04/05. В основном, коснусь только свободного экспертного и любительского катания, которое часто называют фрирайдом. Спортсмены сами знают, что где покупать и на чем кататься, а с фристайлом уже все понятно. Упоминаемые тестеры – горнолыжники, и тестировали они лыжи в горах, потому как под кайтом тестированием, по-моему, еще никто не занимался.

Любое высказывание является личным субъективным выводом о пригодности лыж для зимнего кайтинга. Я бы, конечно, не отказался лично испытать все, что перечислено ниже, но пока приходится полагаться на богатый горнолыжный и кайтовый опыт скольжения плюс информацию из официальных источников о характеристиках и целевом назначении. Упоминаемые отзывы переосмысливались на кайтовую тематику, но и до их прочтения я наверняка знал, кто займет первую строчку этого хит-парада :)

Salomon: X-Scream Series


На чем кататься кайтрайдеру зимой?


Тестеры-горнолыжники говорят о плохой «поворачиваемости», мол, на них только прямо и ездить, да еще разогнать надо, как следует =) Нам, кайтерам, остается только порадоваться такому факту. Так же хвалят поведение в условиях расколбаса на большой скорости и приличную зону переднезаднего баланса.
Максимальная ростовка – 195 см с радиусом выреза 22 метра. Геометрия 106/68/96. Достаточно узкая талия, чтобы уверенно чувствовать себя на зеркальном льду, и широкий носок, чтобы не тонуть в сугробах.
Жесткие, с хорошим виброгашением... Однозначно. Первое место! Хочу! Дайте погонять хоть на денек! Если Salomon вас по каким-то причинам не устраивает, читайте дальше.

Völkl: Gotama


На чем кататься кайтрайдеру зимой?


Судя по геометрии выреза с радиусом за 30 метров, Gotama - это все, что вам нужно на заснеженных просторах для нарезания многокилометровых галсов.

Тестеры отмечают высокую стабильность при любом состоянии снега, однако, на зеркальном льду ширина может помешать агрессивному крену. Замечу, что поверхность замершего озера - далеко не склон горы, и от прокладки между снегом и кайтом, то есть от вас, будет кое-что зависеть. Стоит попробовать. Хотя бы потому, есть аналогичные жалобы от тестеров на «плохую поворачиваемость» ;-) Если на ваших акваториях голого льда практически не бывает, это одна из лучших моделей. Чем больше снега, тем лучше, разного и вперемешку. В многоснежных условиях будет даже покруче, чем Salomon X-Scream Series. Твердое второе место, с претензией на лидерство. Если вам по-прежнему не нравится Salomon, а снега и денег у вас не так много, читайте дальше.

Elan: Mantis 777 (M777 03/04)


На чем кататься кайтрайдеру зимой?


Приличная ростовка, вменяемый радиус выреза (192 см/26 м), привлекательная цена. К сожалению, не удалось найти отзывов по данной модели. Но она заслуживает упоминания не только потому, что имеет хорошее соотношение цена/пригодность. Лыжи имеют несколько наград от различных специализированных изданий.

Из неподтвержденных недостатков можно отметить лишь наличие предустановленных креплений с непонятными характеристиками и минимум информации на сайте производителя. Для тех, кто готов потратиться на единственную пару для катания с гор и под кайтом при ограниченном бюджете, скорее всего, будут оптимальным выбором.

Rossignol: Bandit, SG, DH


Rossignol Bandit B3


Сложно сказать, какие именно лыжи из серии Bandit наиболее оптимальны в плане покайтушек. B3 больше ориентированы на не слишком твердый и тонкий снежный покров на льду. Зато имеют наибольшую, среди модификаций, ростовку и радиус выреза (195 см/25 м).

Тестеры отмечают ощущение нестабильности на высокой скорости по жесткой разбитой дороге. Почти все хвалят послушность входа в поворот. Нда.. Этого кайтерам меньше всего надо. B1 тоже ничего, но уже, чем B2, и, очевидно, чуть жестче.

Наблюдается следующая тенденция: радиус у B1 чуть больше, чем у B2, т.е. B1 поуже и прямее. В руках не держал, на ноги не одевал, но по цифрам получается именно так. По отзывам, создается впечатление, что для льда и быстрого хода по вязкому расколбасу, например, в виде пропитанного насквозь водой наста (это, когда на льду стоит вода, а снег еще растаял), такие лыжи не предназначены. Хм… А зачем тогда прикрутили интерфейс Free Absorber? До конца неясно, что сказать: да или нет.

Но если вам симпатичен этот брэнд, а на другие вы смотреть не можете, «бандиты» - лучшее, что есть для свободного катания под кайтом. Чем больше у вас снега на акваториях и горных спотах, тем шире надо выбирать «бандиты». Качество «Росси», как всегда, на высоте.

Ну, а заядлых гонщиков ждет приятная неожиданность в виде имеющихся в розничной продаже спортцеховских лыж для слалома супергиганта и скоростного спуска. Просто мегалыжи для интенсивно выступающих экспертов! Хотя речь идет, в первую очередь, о лыжах для свободного катания, я не могу удержаться от упоминания. Тому, кто знает, как трудно достать новые лыжи такой длины и геометрии, это просто подарок от «росси». Правда, за весьма нескромную сумму. Хотя вышеназванные лыжи стоят ненамного дешевле, но не в разы точно.

Есть предустановленные пластины только для креплений Rossignol. К тому же это единственно реальный вариант для гонок по зеркальному льду. Ни одна фрирайдовая пара не справится с удержанием курса на льду так, как они. Канты только точить не забывайте.

Ростовка (см) / радиус (м):
для SG: 201/35, 207/37;
для DH: 206/42, 211/46, 215/45, 216/46.

Резюме

Несмотря на то, что о покупке новых лыж кайтеры задумываются не каждый день, год от года становится все трудней найти заслужившую признание классику для слалома супергиганта и скоростного спуска. Прогресс не стоит на месте, а время и эксплуатация делают свою работу. «Лыжи-рельсы» пора заносить в Красную Книгу как редкий, исчезающий и не размножающийся вид. Я знаю людей, которые каждый сезон берут себе б/у классику от 210 см и убивают ее за сезон: скользячка от катания по шероховатому льду заметно стирается, вылетают с «мясом» даже не наборные канты, появляются трещины и т.д. Когда-нибудь таких лыж совсем не останется. Тем не менее, катастрофы не случится.

Надеюсь, эта статья поможет вам сориентироваться при покупке новых лыж для кайтинга.

Возможно, ведущие производители обратят, наконец, внимание на этот вид спорта и активного отдыха и станут выпускать специализированные модели.

Подвижки в этом направлении уже есть. Например, Salomon выпустил ботинки Pro Model SC SpaceFrame, в описании к которым кайтинг упоминается как область применения, ввиду высокой прочности материала. Непонятно правда, почему более старшая модель - Pro Model SpaceFrame с серым полупрозрачным пластиком и красновато-желтой расцветкой не удостоилась такой чести. Ведь, помимо более прикольного дизайна, она имеет еще и ударопоглощающую вставку в подошве. И в российском каталоге Salomon 04/05 она отсутствует…

Фото: Бубнов Александр. Апрель 2003, Кольский п-в, озеро Большая Имандра, курс-рейс в рамках IMANDRAproject 2003. На фото - автор статьи

P.S. Если у вас завалялись не слишком убитые спортивные горные лыжи для скоростного спуска или слалома супергиганта, не торопитесь выбрасывать их на свалку. Вообще, любые классические лыжи от 200 см - большая редкость для кайтеров в наше время, за ними идет настоящая охота, их обладателям завидуют. Подайте объявление о продаже в соответствующих разделах веб-сайтов кайтовой тематики, думаю, они найдут хорошего хозяина. Даже если вы не проживаете в Москве или Санкт-Петербурге, для подачи объявлений можно использовать два-три сайта, которые посещают большинство российских кайтрайдеров:
Автор: Лаврентьев Сергей (SCHIZO)
0
   1 Февраля 2005 (06:50)   #
Серег ты стал взрослым кайтером...
статьи пишешь,...
эквипмент рассусоливаешь...
молодца крендель!
прочел с удовольсвтием.
   2 Февраля 2005 (12:19)   #
Кайтеров столько же как и телеликов? Или на три чел больше?
   2 Февраля 2005 (15:01)   #
Олдскулер, а ты посчитай здесь (!6.5mb avi!) или здесь... 8) нам самим интересно узнать точную статистику популяции smile.gif
   7 Февраля 2005 (13:40)   #
Неа. Вы сами должны это знать. Как например телик Валя - сказал нас тридцать и все понятно.
Это я к тому : зачем из-за нескольких чудаков огород городить? Это ж сайт популярного вида спорта и отдыха, а не только деструктивных тоталитарных сект (шутка).
   10 Февраля 2005 (12:49)   #
Щас уже сложно посчитать. Пять лет три назад может и было столько же сколько и теликов, не могу сказать, я еще не кайтался. Число мемберов секты растет с каждым годом в геометрической прогрессии. Серферы мигрируют... Новички приходят. Парапланеристы и горнолыжники интересуются. В Москве точно больше двухсот, остальные раскиданы группами по приблизительно от 5 до 100 пилотов в разных городах. А за уралом и на дальнем востоке парусные виды спорта по моему являются одними из ведуших.. Там как то собрали ивент местного масштаба на который приехало больше народу чем на все мероприятия сезона в европейской части России. Серферов тоже учли, но суть наверное понятна.
   10 Февраля 2005 (13:09)   #
Ну молодцы. Попутного вам ветра.
Один чайниковский вопрос. Катание под парусом или парапланом - примерно тоже, что и на водных лыжах или на бугельном подъемнике (на нем тоже можно рулить лыжами)? Ну с поправкой на грандиозность происходящего и некоторую свободу направления движения.
   11 Февраля 2005 (11:25)   #
Олдскулер, что то конечно в этом есть, только бугель пилотировать не надо :-D и вектор сил другой (тоже будет если кайт в зенит поднять)... Под парусом на серфе это немного не то, там жесткая связь паруса и снаряда для скольжения. Парапланы в качестве буксировочного змея это для ненормальных маньяков :twisted:

Лыжами на самом деле рулить нужно очень агрессивно. То что получается легонько вырезать на подъемнике (сам так развлекаюсь) пойдет разве что для очень неспешного фордака при поднятом в зенит кайте.

Ближайшая аналогия это буксировка за автомобилем без шипованой резины по льду на 30 метровом фале. Причем постоянно приходится удерживать автомобиль на нужном нам курсе...
0  
Garson_2    13 Марта 2005 (12:56)   #
очень извиняюсь, что влез в ваш разговор. Просто случайно прочитал статью про лыжи для кайтинга. У меня дома фишер sc4 борон 195 см в нормальном состоянии... сам давно катаюсь на карвах, но выбрасывать жалко, может попробовать использовать их в этом направлении? просто я про кайтинг видел только по телеку... и самое удивительное - что в десятку влезают нормально.-)
   23 Марта 2005 (10:23)   #
Garson_2 такие лыжки вполне подойдут, особенно если пилот без абмиций..
   5 Апреля 2005 (19:37)   #
а как будут выглядеть синие roket poket 185, если я при весе 76 кг буду в красном костюме? а кайт какого цвета и какой площади лучше иметь, если среднемесячная скорость ветра 6 мс?
0  
маша    6 Апреля 2005 (11:00)   #
пилотажку бери... а то сдует в стратосферу 8)
0  
Any    29 Ноября 2006 (22:44)   #
SCHIZO, спасибо, Серега. Хорошая статья. Дала мне ответы на терзающие вопросы. Давно хочу попробовать походить на лыжах под змеем. На доске, по ощущениям, не так здорово вырезаться... Осталось найти боты и классику... Garson_2, ты еще фишки не выкинул? Дай погонять! :wink:
0  
АльДо    1 Декабря 2006 (15:16)   #
Кому нужны для кайтинга практически не юзаные "лыжи-рельсы"?
Есть 2 варианта :
MIZZUNO DH -215cm (на них стартовали всего 3 раза) - 8т.руб
VOLKL DH - 215cm (состояние чуть хуже) - 6 т.руб
Лыжи находятся в Абзаково, кому интересно - пишите на мыло dubinin-bannoe@mgn.ru
0  
Сергей Алексеевич    14 Февраля 2008 (10:52)   #
обязательно попробую 2 года собираюсь тут жене про змея намекнул так такое услышал..но ближайшие команды в тольятти будет времени побольше сьезжу а приимущества налицо чтоб нормально покататься надо ехать в европу я про горные лыжи говорю .а в этом году у нас на волге хорошо завернуло до -30 доходило не москва у вас и снега нет а снега как вернулся из австрии 2 дня копал единственно все придется покупать может только боты подойдут а это тоже дороговато
0  
Andrey P    3 Декабря 2011 (12:59)   #
Продам новые горные лыжи ATOMIC рост 198. Покупались давно, но так и не использовались.
Цена 3 т.р. Территориально - Москва (Юго-запад)
Заинтересованным вышлю фото на почту т. 9161054252
0  
Anmos    3 Декабря 2011 (21:29)   #
от... чуйня... лыж от 190 см в продаже от 900 до 5000 рэ как грязи... стоит только тындексом воспользоваться, или если б/у не смущает например в сервисах спросить...
из пальца проблема! icon_twisted.gif