Горы стоят в подлунном мире не только зимой, но и летом. И снег в них в это время тоже есть. Захотелось покататься? Ну что ж, тогда отправляйтесь в летний фристайловый лагерь.
Тусовка, ночные пляски, серьезные разговоры про "хеликоптеры" и "бэкфлипы". В таком месте наверняка найдутся "паленые" ребята, которые вам расскажут про буйство альпийских лугов, голубые ледовые обрывы, монументы скальных пиков (только руку протяни), перевалы в девственном снегу, сказочные спуски из этой вечной зимы в лето и про то, что все это называется Беккантри.
Ясное дело, что корячиться на полной выкладке день-два-пять, лишая себя душа, белых простыней и "апрерайд", только ради одного, редко двух-трех спусков по дикому склону, выкладывая за все это удовольствие немалые денежки, захотят и смогут далеко не все.
Скажем больше, на такое способны только абсолютно отмороженные, то есть рафинированные райдеры.
Словарь |
Ски-тур(стиль) – передвижение по горной местности на лыжах как вниз, так и вверх по склону.
Ски-тур комплект – оборудование, позволяющее передвигаться по горной местности в стиле ски-тур. Лыжи ски-тур – более лёгкие, достаточно узкие, с относительно небольшим радиусом бокового выреза, часто с формой носка и пятки, приспособленной для крепления камуса. Камус– специальная ворсистая (или с "насечкой") текстильная или пластиковая лента, крепящаяся к скользящей поверхности лыжи при помощи нанесенного на тыльную поверхность невысыхающего клея, либо при помощи специальных механических клемм. Позволяет передвигаться на лыжах вверх по склону Сплит-борд– сноуборд, состоящий из двух разъединяемых вдоль оси половин. Позволяет передвигаться вверх по склону Перила страховочные (здесь – перильца)– жестко закрепленная на рельефе веревка, позволяющая облегчить и обезопасить передвижение как вверх, так и горизонтально Фирновый, фирн– очень плотный мелкозернистый снег, оставшийся на склоне с зимы. Глетчерный лед– продукт преобразования фирна, составляющий "тело" ледников. Отличается зернистостью, пористостью, большой пластичностью. Кошки альпинистские– металлические приспособления для передвижения по льду и фирну, крепятся на ботинках различными способами. |
Многое в этом деле упрощается, если вы стали участником регулярных беккантри-акций под руководством опытных гидов (столь же отмороженных, как и сама идея беккантри). Но даже если таковые и имеются, кое-что следует узнать загодя. Зачем? Да чтобы остаться живым и вернуться домой.
Многоликий мир тех, кто приходит в горы, делится на два очень непохожих племени: клаймеров и хайкеров.
Первые – это те, кого мы чаще всего называем альпинистами. Главное для них – подняться. Спуск же лишь досадная необходимость, которую надо по мере сил и возможностей максимально упростить. По этой причине сложность спуска не влияет на категорию трудности альпинистского маршрута. Маршрут спуска выбирается произвольно и, как правило, предельно прост.
Хайкерам же совершенно все равно, как достигнуть начала спуска. Любые средства подъема хороши – лишь бы побыстрей да полегче. Важен именно спуск.
Существуют, безусловно, и промежуточные разновидности. Чаще всего это скитуристы. Этим все божья роса: и подъемы им не нужны, и к спускам они равнодушны.
Но нас эти последние, как, впрочем, и первые, интересовать не должны, потому что именно времяпрепровождение хайкера в горах и называется фрирайд-беккантри (далее – беккантри).
Раз уж вы поставили перед собой райдерские цели, необходимо придерживаться хайкерских правил. В противном случае вы уже не райдер, а альпинист, скитурист или еще какое-нибудь импортное слово.
Главное – сохранить абсолютную дееспособность, то есть здоровье, максимум сил и стопроцентную вменяемость для предстоящего полноценного спуска (цели беккантри-путешествия). Для этого нужно умело противостоять субъективным и объективным опасностям, подстерегающим нас в горных путешествиях вне цивилизации.
Субъективная опасность – та опасность, источником которой являемся мы сами. Иными словами, это наше неумение существовать в условиях высокогорья.
Как это лечится? Физической подготовкой. Вас ожидают тяжелые переходы, часто многодневные, с грузом, вес которого превышает обычный туристический на 10-12 кг. И все это при перепадах высот от 300 до 1500 м. Вы пробовали хотя бы разок подняться от поляны Чегет до верхней станции канатной дороги пешком? Или от Домбайской поляны до верха хотя бы четвертой очереди? Попробуйте. Тогда и станет ясно, сколько вам надо добавить "физики" тренировками.
Заметьте, что, спускаясь по трассе хоть по сто раз на дню, вы мало что прибавите. Нужно только вперед и вверх!
Не замечали, что самые знаменитые по своей сложности (в том числе физической) восхождения альпинисты совершают в возрасте за сорок. Даже в пятьдесят и старше они прекрасно действуют в тех условиях, где молодые и многообещающие превращаются в аморфное ничто. А все потому, что ветераны знают, как ходить. Достигается это исключительно личным опытом. Никакие заменители не подойдут: ни тренажеры, ни "самоучитель альпинизма", ни байк по 100 км в день.
Пешие отрезки репетируйте в пеших же походах выходного дня или многодневных походах в горах. Не важно, большие это горы или маленькие, важно, чтобы побольше и покруче вверх. Передвижение на снегоступах нужно репетировать на снегоступах стиля ски-тур. Если нет пока своего ски-тур комплекта либо адаптеров к горным лыжам, можно и на беговых по пересеченной местности. Лишь бы чаще вверх.
Судя по тому, что потянуло на беккантри, спуски на "инструменте" вы уже явно освоили. А вот на "отходах" пешочком под полной выкладкой, да еще когда хвост из лыж либо доски так и норовит, зацепившись, послать вас вниз кувырком?
Не считайте время потраченным впустую, если зимой в горах вы какой-то не самый соблазнительный кусочек решите спуститься вниз с притороченным к рюкзаку "верным конем".
Пусть окружающие заклятые друзья думают, что вы зажечь побоялись – цыплят уже летом считать будем.
На подходах к заветным склонам всегда найдется, чем озадачить бравого райдера. Где-то скальный кусочек, где-то речку бурную нужно перейти, где-то на опасном месте перильца натянуть для пущей безопасности, по бревнышку через буерак, по фирновому крутячку в райдовых ботиночках, по ледку глетчерному в кошечках. Да мало ли радостей всяких в горах – не заскучаешь!
Очень хорошо будет, если вы на время прибьетесь к компании серьезных горных туристов, а еще лучше – к секции альпинистов.
Прикиньтесь клаймером фанатичным, походите на тренировки. Народ этот хоть и из другого теста сделан, но по упомянутой части большой мастак. Зимой в достойной компании своих можно забраться на Чегетскую Балду, пик Терскол, Ледовую Базу в Приэльбрусье, на Черную Пирамиду на Красной Поляне, и т.д., и т.п. Лишь бы был среди вас опытный человек, не ленящийся показать да рассказать, что да как делается. Весной тоже неплохо бы отправиться в альпинистский поход. Пожертвуйте неделькой майского расколбаса – пригодится.
Житье-бытье экспедиционное – тоже наука необыкновенно полезная: палатку быстро и правильно расставить, да еще на правильном месте, обустроиться в ней с комфортом, даже если вас четверо, а палатка двухместная, примус-горыныч правильно распалить и содержать в нужной кондиции. А кашеварить? А раскладка продуктов? Для этой науки все на пользу: от зимней "шестерки" по полярному Уралу (правда, тогда мало чему уже вам учиться необходимо) до Грушинского фестиваля авторской песни.
Теперь о прикиде. Все должно быть таким же, как и для обычного фрирайда, только еще лучше: добротным, прочным, надежным, по возможности мало весить.
Горнопляжные "спайдеры" и "эллизы" никак не годятся. Подходит только то, о чем в проспектах прямо и однозначно сказано: "для альпинизма". Очень желательно, чтобы все это было изготовлено фирмами с надежной репутацией.
Лыжи-борды – легкие (сколь возможно) и прочные. Плюс для сноубордиста – снегоступы. Для лыжника – комплект для ски-тура, в который входят лыжи либо обычные (но не шире 80 мм в талии), либо специальные, класса ски-тур (но с позиционированием около 30% – подъем, около 70% спуск). Крепления тоже скитуристические, но с аналогичной позицией (30% – подъем, 70% – спуск). Если у лыжников нет возможности приобрести специальные лыжи и крепления, можно использовать и свои, зимние, прикупив в комплект ски-адаптеры. Кроме того, в лыжный комплект для беккантри обязательно входит камус (см. словарь в левом углу страницы).
Ботинки – пара хороших пешеходных, позиционируемых для тяжелого трекинга и альпинизма. Горнолыжные ботинки желательно заменить на специальные, предназначенные для ски-туризма. Они позволят не только спускаться на лыжах, но и легко осуществлять подъем. Сейчас в продаже появились лыжные ботинки для фрирайд-беккантри. Пожалуй, они на 100% отвечают запросам хайкера. Так что если есть деньги, смело покупайте.
Бордеры по части ботинок несколько обделены, впрочем, они могут компенсировать отставание в средствах доставки за счет приобретения сплит-бордов, комплектуемых камусом и креплением, отдаленно напоминающим скитуровское. Увы, такой комплект стоит дорого и пока еще не блещет совершенством.
И конечно же, не стоит забывать, что всеми вышеупомянутыми сокровищами нужно еще уметь уверенно пользоваться. Тренировки зимой даже на бугорках и в оврагах Клинско-Дмитровской гряды дадут неплохой результат. А весной, если вы вырветесь в горы повыше либо посевернее, можно вообще провести полномасштабные испытания всего этого диковинного снаряжения.
О субъективных опасностях поговорили – переходим к объективным.
Объективные опасности в беккантри обусловлены природой, и единственное, что мы можем сделать для снижения их негативного влияния на нас, – знать о них как можно больше и планировать свои действия сообразно ситуации. Грозы, камнепады, горные реки, лавины, штормы, туманы – явления грандиозные и нам неподвластные.
Единственными доступными средствами от вышеперечисленных напастей являются предвидение их наступления и наши действия, позволяющие минимизировать их пагубное влияние. Процесс формирования мудрости предвидения долог, но благодатен. Для начала в принятии решений придется целиком положиться на вашего гида либо руководителя, избранного демократическим путем за то, что он самый опытный в группе. Не стесняйтесь почаще задавать старшим товарищам вопросы, внимательно слушайте ответы.
Кроме старого проверенного способа от учителя к ученику есть еще куча литературы, которая тоже может вам помочь: книги по технике горного туризма и альпинизма, методике спасательных работ в горах, оказанию первой медпомощи, по метеорологии и синоптике. Превосходные метеорологические энциклопедии, а также разъясняющие приложения к метео- и синоптическим сайтам дадут вам ключ к пониманию и интерпретации не только синоптических карт погоды, но и ее признаков непосредственно во время пребывания в горах.
Настоятельно советую уделить хотя бы минимум времени самым общим положениям из книги "Метеорология и климатология для географических факультетов" (автор С. П. Хромов). Если книгу раздобыть не удастся, поищите в интернете "Метеорологическую энциклопедию". В ней вам будут полезны разделы "облачность и фронты", "атмосферная циркуляция", "микроклимат гор". Не жалейте времени на ознакомление с этими сведениями: они могут очень помочь вам в горах.
Отдельный вопрос, который стоит обсудить, отправляясь в беккантри-путешествие: идти ли самодеятельной группой либо со сборной группой в рамках какой-либо официальной программы.
Первый вариант обеспечивает высокую комфортность отношений (все ведь друг друга знают), но, если лидеры вашей группы не соответствуют поставленным задачам (а это, увы, явление нередкое), ваша безопасность будет поставлена под большой вопрос. В рамках организованной беккантри-программы, скорее всего, окружать вас будут незнакомые люди. На первых порах это, конечно, будет вас напрягать, но в связи с переложением львиной доли задач по проведению акции с участников на опытных гидов острые углы во взаимоотношениях в значительной мере сгладятся.
Самое же главное – при такой организации дела безопасность мероприятия значительно возрастет.
Желательно начинать свой путь рафинированного райдера именно в организованных группах беккантри-акций, известных своей незапятнанной репутацией. Набравшись опыта нескольких подобных мероприятий, вполне допустимо выходить на тропу в самодеятельной группе, участникам и руководителям которой вы безоговорочно доверяете.
Немного статистики: за 20 последних лет ежегодно за период с 1 мая по 30 сентября на Эльбрусе погибало по разным причинам девять человек (в среднем). Максимум пришелся на крайне неблагоприятный 2004-й год – 27. За эти же 20 лет не зарегистрировано ни одного случая гибели восходителей, ведомых профессиональными гидами. Думаю, выводы каждый сделает самостоятельно.
Ну вот, собственно, и все. Готовьтесь, ищите, с кем и где бы достойно перезимовать лето, и отправляйтесь в путь. Удачи!
Об авторе. Игорь Комаров – ведущий инженер Эльбрусского военизированного противолавинного отряда, КМС по альпинизму, инструктор альпинизма, инструктор-методист первой категории горнолыжного туризма, жетон спасателя КСП получен на первенстве СССР по спасработам в 1978 году, советник по лавинной безопасности всех чемпионатов России, этапа Кубка Европы по фрирайду, автор и ведущий программы "Пилотирование потенциально лавиноопасных склонов", совместно с Кириллом Анисимовым автор и ведущий летнего беккантри-проекта "Перезимовать лето", первые спуски на лыжах с вершины по Северному и Восточному склонам Эльбруса. Ответы на частные вопросы, связанные со статьей, можно получить на сайте www.snowadventure.ru
Автор: Игорь Комаров Источник: Газета.ру |